вия, в которых человек может найти и пропеть свой звук в гармонии вселенной. Основным предметом познания на всех уровнях образовательной системы становится методология жизни. А основной профессией человека на земле - жизнь по закону красоты и любви. Познавать жизнь по нравственному закону жизни - значит жить в культуре, действовать, искать свое призвание, формировать себя.
Радикально изменяющиеся условия и задачи жизнедеятельности педагога в современной России, стремящейся войти в европейское образовательное пространство, требуют научного обоснования направлений трансформации гуманитарной профессионально-педагогической подготовки. Практика свидетельствует о том, что большинство выпускников, обладая багажом педагогических и специальных знаний и умений и любя детей, не способны вписаться в новые условия жизнедеятельности. Условия подготовки не позволяют понять будущему учителю сущности происходящих процессов, не открывают его навстречу возможным и необходимым переменам, не готовят к деятельности в изменяющихся социальных условиях. Синергетический подход показывает человека как открытую само-развивающуюся систему, указывает принципы взаимодействия личности с обществом, решения социальных проблем, обнаруживает основной смысл жизнедеятельности в сохранении и развитии. Он обосновывает самоорганизацию как естественный способ развития открытых систем, указывает направления построения синергетических социально-педагогических систем и принципы управления ими. В синергетическом педагогическом процессе социальный менеджмент становится инструментом формирования личности педагога как целостного человека, получающего в своей педагогической деятельности высшее наслаждение при достижении значимых для человечества знаний и торжестве истины.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Иванов С.А., Киященко Н.И. Образование и искусство в формировании целостной личности (теория и практика). М., 2002.
2. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М., 2001.
3. Социальный менеджмент / Под ред. В.Н. Иванова и проф. В.И. Патрушева. М., 2002.
4. МоисеевН.Н. Человек. Среда. Общество. М., 1982.
5. Медоуз Д.Х., Медоуз Д., Рендерс И., Беренес В. Пределы роста. М., 1991.
6. Шилин К.И. Путь в будущее. Экософы, экософия и живая логика будущего. Экософ-
ский словарь. М., 1995.
7. КолесниковА.А. Синергетическая теория управления. Таганрог, М., 1994.
В.В. Гура
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Развитие новых информационных технологий уже давно поставило перед педагогикой задачу создания компьютеризированных обучающих ресурсов и их систем, то есть образовательных сред. Современные технологии позволяют соединять различные виды и формы представления информации в новое качественное единство - медиаобразовательную среду.
В данной работе развивается системный подход в педагогическом проектировании медиаобразовательной среды. Культура рассматривается нами как знаковая система предельной общности, играющая с одной стороны роль среды, для любых
выделяемых систем (аналитически и практически), а с другой стороны являющаяся для таких частных систем - системой более высокого порядка (суперсистемой), задающей основные принципы структурирования для своих «подсистем».
Понятие среды в теории систем. По мнению В.Н. Садовского, «понятие системы нельзя строго определить, не сформулировав точного понимания того. что мы будем понимать под ее средой». Среда системы - это не просто взаимосвязь остального мира с некоторым объектом (системой), а выделенная взаимосвязь, без рассмотрения которой исследовать данную систему невозможно. Иначе говоря, проблема среды системы - это проблема выделения существенных связей системы с окружающим миром [1, 211].
По отношению к развиваемой нами концепции медиаобразовательной среды, более общими понятиями могут быть понятия: «среда социальная», «окружающая среда», «окружающий мир» [2]. Связь этих понятий понимается следующим образом. «Средой» оказывается совокупность связанных между собой естественными законами частей жизненного пространства, в котором мы наблюдаем организм, в которое мы его помещаем или считаем помещенным, а «окружающим миром» является содержащаяся во всем комплексе среды совокупность условий, позволяющих определенному организму сохраняться в силу его специфической организации [3, 168].
Для человека характерно предусмотрительное, планирующее преобразование наличных обстоятельств в нечто пригодное для жизни, создание ориентации в мире и истолкование мира, равно как акты самоопределения по отношению к собственным побуждениям, включая сюда взаимный контроль и взаимное торможение, проникающие вплоть до сферы побуждений. Если назвать совокупность предусмотрительно измененных «стихийных» обстоятельств вместе с относящейся сюда деятельностью, «культурной», понимая под ней необходимые «вещные средства», равно как и «средства представления» (истолкования, теории, мотивы контроля, запреты и т.д.), то под это понятие попадает и взаимная деятельность людей в смысле воспитания, руководства, господства, образования социальных связей, семьи и т.д. Тогда в самом общем виде можно сказать, что культура относится к физическим условиям существования человека [3].
Иначе говоря, человек всегда живет результатами своей изменяющейся деятельности, своей культурной сферой и внутри ее, а не в приспособлении к стихийным обстоятельствам. Субъективно у него есть мир, т.е. расширяемое, лишь отчасти сознательно им воспринимаемое, охваченное в представлении в пространстве и времени целое.
Синергетические представления о среде.
Синергетика рассматривает сложноорганизованные системы как результат взаимодействия организующего начала с «неорганизованной» средой, хаосом. Однако в отличие от традиционного системного подхода, с точки зрения синергетики «среда есть некое единое начало, выступающее как носитель различных форм будущей организации, как поле неоднозначных путей развития. Структура - это локализованный в определенных участках среды процесс. Иначе говоря это - процесс, имеющий определенную геометрическую форму, способный, к тому же, перестраиваться и перемещаться в этой среде. Структура (организация) есть процесс или, иначе, блуждающее в среде пятно процесса» [4, 6].
В синергетике развивается понятие о структурах аттракторах эволюции. Если система (среда) попадает в поле притяжения определенного аттрактора, но она неизбежно эволюционирует к этому относительно устойчивому состоянию (структуре). Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов называют «аттракторами те реальные структуры в открытых нелинейных средах, на которые выходят процессы эволюции
в этих средах в результате затухания в них переходных процессов. Структуры-аттракторы, направленности или цели относительно просты по сравнению со сложным (запутанным, хаотическим, неустоявшимся) ходом промежуточных процессов в этой среде. Выход на относительно простые, симметричные структуры аттракторы означает свертывание сложного. На этом основании появляется возможность прогнозирования, учитывая:
■ «цели» процессов (структуры аттракторы);
■ общие тенденции развертывания процессов в целостных системах (средах);
■ преследуемый человеком идеал» [4, 7].
Предметом рассмотрения синергетики является особый класс систем, способных к самоорганизации, - это открытые и нелинейные системы, к которым с полным основанием могут быть отнесен предмет нашего рассмотрения - современные ме-диаобразовательные среды, реализованные на компьютерных сетях.
Открытость системы означает наличие в ней источников и стоков, обмена веществом и энергией с окружающей средой. Причем когда речь идет об источнике, обычно возникает образ некоего точечного, или во всяком случае, локализованного источника. Иначе дело обстоит в случае самоорганизующихся систем. «Источники и стоки имеют место в каждой точке таких систем. Это, как говорят, - объемные источники и стоки.
Процессы обмена происходят не только через границы самоорганизующейся системы, но и в каждой точке данной системы» [4, 8].
Таким образом, с точки зрения синергетики среда (как окружение системы, хаос) это не фактор разрушения, а сила, выводящая на аттрактор, на тенденцию самоструктурирования нелинейной среды.
На наш взгляд, дистанционное образование (ДО) это современное направление педагогической мысли, отразившее в себе важнейшие изменения общества, культуры, технологии и активной позиции человека в современном информатизированном мире с целью выработки адекватных методов адаптации человека к быстро изменяющемуся миру [5].
Основными средствами ДО являются: электронные образовательные ресурсы, электронные технические средства и новые информационные технологии.
Основные характеристики современного ДО:
♦ Удаленность субъектов образования (учащихся, педагогов, менеджеров);
♦ Обучение с помощью электронных образовательных ресурсов;
♦ Открытость педагогической системы;
♦ Индивидуализация траектории обучения;
♦ Высокая степень самостоятельности учения;
Тенденции развития ДО:
♦♦♦ Эволюция дистанционности в виртуальность;
♦♦♦ Эволюция контроля в психолого-педагогическую поддержку обучения;
♦♦♦ Создание электронных образовательных ресурсов, адаптируемых к личностным свойствам обучающихся.
Дистанционное образование может быть реализовано только в организованной культурной среде.
Медиаобразовательной средой (МОС) будем называть культурнообразовательную среду, в которой главным носителем информации для индивида является электронный образовательный ресурс (ЭОР), различной модальности (текст, изображение, звук, видео).
Электронным образовательным ресурсом (ЭОР) будем называть часть культурной деятельности, зафиксированной на электронном носителе и служащей для
удовлетворения информационно-образовательных потребностей субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей, администрации).
Будем различать спроектированную МОС и «естественную» медиасреду.
«Естественная» медиасреда является информационным аспектом современной культурной среды (представленной электронной масс медиа, периодической печатью, компьютерными информационными сетями и т.п.), созданной предшествующими поколениями людей и развиваемая нашими современниками. Общение с «естественной» медиасредой носит стихийный, неуправляемый характер и является одним из важнейших современных факторов социализации и информационного ориентирования индивидов.
Спроектированная МОС является современной педагогической системой, имеющей своей целью организацию условий для гуманного целенаправленного взаимодействия индивидов с электронными информационно-образовательными ресурсами в интересах их личностно-культурного развития и положительной социализации.
Технически МОС может быть реализована как локальная образовательная компьютерная сеть, имеющая возможность выхода в региональные и глобальную компьютерные сети.
Личностно-ориентированная МОС - такая педагогическая система, в которой реализовано не только содержательное информационное обеспечение образовательного процесса, но учтены и личностные особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса с электронными образовательными ресурсами (ЭОР), и в которой осуществляется психолого-педагогическая поддержка процесса личностного развития в процессе диалога с культурой, представленной различными информационными ресурсами. Кроме компьютеров МОС использует для целей образования телевидение, аудио, и кинофицированные аудитории-среды.
Спроектированная МОС обладает следующими характеристиками:
♦ МОС является открытой системой;
♦ МОС является развивающей и развивающейся системой;
♦ МОС является мультимодальной системой;
♦ МОС является информационной системой;
♦ МОС является социальной системой;
♦ МОС является синергетической системой;
♦ Пространство МОС имеет виртуальный характер (субъекты образовательного процесса могут находиться на любом расстоянии друг от друга).
Структура медиаобразовательной среды (МОС).
Ядром МОС является локальная информатизированная культурнообразовательная среда (ИКОС), реализованная на компьютерной сети, имеющей выход в 1п1ете1 Дополнением к ней может быть телевидение, видео, аудио и кинофицированные аудитории, пресса учебного заведения и др.
Субъектами МОС являются: учащиеся, педагоги, администраторы.
Объектами МОС являются: медиаобразовательные ресурсы (которые кроме электронных ресурсов могут включать в себя, текстовые, звуковые, предметные и технические средства, с помощью которых они функционируют.
Педагогические отношения в МОС трактуются как опосредованные субъ-ект-субъектные отношения между субъектами МОС. Опосредующим звеном этих отношений является электронный образовательный ресурс (ЭОР), разработанный на основе педагогических установок и целей субъектов-проектировщиков МОС (педагогов, программистов, менеджеров). Таким образом ЭОР является воплощением педагогических целей и задач, ставящихся разработчиками МОС. Другим
элементом, воплощающим педагогическое содержание, являются системные связи между субъектами и объектами ЭОР, как правило, они отражаются на уровне разработке интерфейсов различного уровня.
Педагогические цели медиаобразовательной среды шире, чем просто обучение конкретным знаниям. «Медиаобразование» K. Tyner определяет как «способность иметь доступ, анализировать и осуществлять коммуникацию в широком диапазоне форм» [6, 8]. В зарубежном медиаобразовательном движении отмечается тенденция, что понятия информационная грамотность, медиаграмотность, медиаобразование, видео грамотность, компьютерная граммотность, сетевая грамотность и др. будут стремиться представить целое множество мультиграмотностей и будут способствовать расширению определения грамотности [6, 63]. Таким образом, понятие медиаобразовательной среды соединяет в себе идею компьютеризированного обучения, которое осуществляется с помощью электронных образовательных ресурсов, насыщенных мультимедиа и медиаобразования, т.е. получения знания в процессе взаимодействия с произведениями средств массовой информации, которые образуют реальную информационно-культурную среду современного человека. Ключевым структурным элементом медиаобразовательной среды являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
В заключении, можно сказать, что концепция медиаобразовательной среды в первую очередь ставит проблему педагогического проектирования такой среды с позиций системного подхода, а также новых методологических позиций лично -стно-ориентированной педагогики, медиаобразования и информационно-
культурологического подходов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974. 276 с.
2. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь Кишинев, 1990
3. Гелен А. О систематике антропологии / Проблема человека в западной философии М.: Прогресс, 1988.
4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии, № 12,1992, С.3-20.
5. Гура В.В. Дистанционное образование в контексте современной культуры // Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып.11 Личностноориентированное образование Ростов-на-Дону, 2000, C.85-91
6. Tyner K. Literacy in a Digital World - Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, Mahwah, New Jersey, London, 1998.
О.А. Кочергина
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Залогом успешной профессиональной деятельности современного специалиста является его компетентность. Поэтому модернизация профессионального образования направлена на создание условий, способствующих максимальному развитию личности. В концепции «Модернизация Российского образования на период до 2010 года» нашли отражение новые социальные требования к школе. В частности, отмечается, что «школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественных, экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся об-