Научная статья на тему 'Системный подход при формировании компетенции студентов технических вузов'

Системный подход при формировании компетенции студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспалова Е.Д., Снежко А.А.

Системный подход позволяет в полной мере отразить всю совокупность состояний системы на основе связей между элементами и параметрами данной системы. Не является исключением и система высшего образования, качество которого в последнее время подвергается критики. Как повысить качество образования и является предметом обсуждения в данной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход при формировании компетенции студентов технических вузов»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

где Ус - объем сообщения; Уз - объем запоминания; П - полнота информации; Г - глубина информации.

Примем следующую шкалу значений К:

От 0 до 0,1 - качество запоминания очень низкое.

От 0,11 до 0,3 - качество запоминания низкое.

От 0,31 до 0,6 - качество запоминания среднее.

От 0,61 до 1 - качество запоминания высокое.

Была проведена диагностика качества запоминания аудиальной информации в виде текста о Леонардо Да Винчи. За полноту информации приняты таланты (П = 18), за глубину- открытия и изобретения (Г = 30) Леонардо Да Винчи.

После аудиального прочтения испытуемым сразу необходимо было письменно ответить на 2 вопроса. В чем был талантлив Да Винчи? Какие изобретения и открытия он сделал?

Через 1,5, а затем через 24 часа испытуемые вновь отвечали на эти вопросы.

Диагностике подверглись три группы студентов. Второй группе перед прочтением текста была поставлена цель запомнить информацию о талантах и изобретениях гения..

Третьей группе также поставлена цель - запомнить нужную информацию, но сам текст был сокращен в несколько раз (за счет избыточности).

Результаты оказались следующими: К1 ~ 0,03; К2 ~ 0,25; К3 ~ 0,64.

Таким образом, аудиальная информация запоминается лучше при небольших ее объемах и если она изначально является объектом внимания и сознания, преследует достижение поставленной цели.

В этой связи при подготовке аудио лекций следует руководствоваться простыми дидактическими принципами: содержание должно быть связано одной темой; вначале лекции необходимо обозначить цели и содержание речи для слушателя; содержательный объем должен быть лаконичным, неизбыточным (говорить мало, но по существу).

Библиографические ссылки

1. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

2. Пак Н. И. Информационное моделирование ; КГПУ. Красноярск, 2010.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 1999.

© Аверьянова Я. А., Пак Н. И., 2011

УДК 658.513

Е. Д. Беспалова Научный руководитель - А. А. Снежко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Системный подход позволяет в полной мере отразить всю совокупность состояний системы на основе связей между элементами и параметрами данной системы. Не является исключением и система высшего образования, качество которого в последнее время подвергается критики. Как повысить качество образования и является предметом обсуждения в данной работе.

Опираясь на системный подход, повышение качества образования характеризуется не столько составом элементов, сколько разнообразием связей между ними. За состав «отвечает» компетенция - в ней установлена совокупность элементов, составляющих систему. Связи между ними, устанавливаемые человеком в процессе деятельности, характеризуют качество его деятельности, поведения и обусловливают его компетентность.

Отдельные виды компетентности могут в разных ситуациях выступать в качестве компонентов определенной компетентности и наоборот. Эти компоненты компетентности разделены на когнитивные (определение препятствий на пути достижения целей), аффективные (удовольствие от работы) и волевые (настойчивость, решимость, воля). Компетентность многокомпонентна, ее компоненты относительно независимы друг от друга, а сами компетентности обладают качествами кумулятивности и взаимозаменяемости. Развитие новых навыков, умений и видов компетентности происходит в зависимости от тех целей, которые значимы для индивида в настоящее время. По

мере взросления развиваются не все компетентности, а преимущественно те, которые определяются ценностными установками индивида. Чем выше уровень образования, тем большую значимость в формировании и развитии компетентности приобретают не способности студента, а его ценностные установки [1].

Компетентности могут быть развиты и проявлены только в тех ситуациях, где выполняемая деятельность приобретает личностную значимость.

К существенным признакам компетентности можно отнести степень овладения компетенциями и их реализации в определенном виде деятельности; субъективный характер (зависимость овладения компетенциями и их реализации в определенном виде деятельности от присущих конкретному человеку природных данных); причинно-следственные связи между компонентами компетентности.

Для компетенции как системного явления характерны структурные связи (т. е. одновременно данные, относительно устойчивые связи, характеризующие взаимодействие элементов системы как единого целого на данном этапе ее развития).

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

Для компетентности, в большей степени характерны причинно-следственные связи (когда один из объектов является ведущим), в нашем случае, ведущим объектом можно признать ценности, которые определяют изменения в мотивах и актуализируют способности человека [2].

Системный подход определяет состав и связь между отдельными элементами компетенций и компетентности. Деятельностный подход обеспечивает включение в состав компетенций способностей и умений, обеспечивающих практическую направленность на овладение компетенциями и их реализацию. Личностный подход позволяет увидеть составляющие компетенций, обусловленные свойствами и качествами личности, значимыми для усвоения и реализации компетенций в определенных ситуациях. Целостный подход направлен на выявление всех возможных сторон компетенций и их координацию, взаимозависимость, что позволит привести формирование компетентности к наиболее совершенному варианту.

Если сегодня стандарты ориентируют в качестве компетенций на формирование знаний и умений по предметам, то нарушается целостность данного явления, и такой процесс не обеспечит формирование подлинной компетентности обучающегося.

Применение в образовательном процессе вуза дидактического комплекса информационного обеспечения в самостоятельной деятельности повышает уровень сформированности информационной компетентности обучающихся, активизируя их познавательную, творческую деятельности, повышая сформирован-ность информационной компетентности [4].

Профессиональная уверенность специалиста, выражается в наличии четкой профессиональной направленности, в соответствующих профессиональных компетенциях, устойчивой внутренней мотивации и в ориентации на максимальную реализацию индивидуальности при данных возможностях и в данных объективных условиях. К факторам, влияющим на профессиональную успешность, относится «реализация ценностно-смыслового содержания временной перспективы», «эмоционально-позитивное отношение и готовность к своему профессиональному будущему» и «устремленность в будущее». Взаимосвязь этих

факторов позволяет добиться сбалансированности психологических детерминант. К критериям выделения «успешных учащихся» следует отнести - уровень учебной успешности по профильным дисциплинам, экспертная оценка эффективности выполнения определенной деятельности учащимися, показатель удовлетворенности учащимися профессиональной деятельностью и жизнью в целом. Важным условием их профессиональной успешности является активация его внутренних психологических детерминант, которая должна быть направлена на достижение «сбалансированности» детерминант и их активизацию. Установлена факторная структура психологических детерминант профессиональной успешности - «ценностно-смысловое содержание временной перспективы», «готовность к деятельности и оценка будущего», «устремленность в будущее», «ответственность за собственную жизнь и профессиональную деятельность», «профессиональные представления и удовлетворенность трудом», «материальная удовлетворенность», это позволяет дифференцированно подходить к процессу активизации этих детерминант [3].

Использование специальной программы профессионального и карьерного становления, начиная первых курсов, обеспечивает развитие профессиональных компетенций, повышение соответствия личностных особенностей профилю выбранной специальности, усиливает базовый карьерный мотив, направленный на развитие профессиональных умений и навыков со стремлением осуществить карьеру в выбранной сфере деятельности (профессии).

Библиографические ссылки

1. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград, 1994.

2. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.

3. Шакуров Р. Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). Казань, 2001.

4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе / пер. с англ. М., 2002.

© Беспалова Е. Д., Снежко А. А., 2011

УДК 378.164/.169

М. И. Григорьева Научный руководитель - Д. В. Романов Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Красноярск

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО РЕЛЕ

Представлен интерактивный виртуальный стенд для исследования электромагнитного реле. Суть такого стенда I замена традиционного интерфейса проведения эксперимента гибким набором инструментов, позволяющим провести всесторонние исследования изучаемого устройства. Это стимулирует исследовательские способности студента, позволяет ему сделать выводы о структуре устройства, назначении и принципах действия его частей самостоятельно.

В современном вузе лабораторный практикум за- 1) это инструмент формирования научного и тех-нимает особое место по ряду причин: нического мировоззрения студента;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.