Научная статья на тему 'Системный подход как основа управления деятельностью таможенных органов'

Системный подход как основа управления деятельностью таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6169
625
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / АНАЛИЗ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / SYSTEM OF MANAGEMENT / CUSTOMS MANAGEMENT / MANAGEMENT FUNCTIONS / ANALYSIS / FORECASTING / PLANNING. FOREIGN TRADE ACTIVITIES / CUSTOMS BODIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филимонцева Елена Михайловна

Статья посвящена структурным компонентам механизма управления единой системы таможенных органов, включающим следующие уровни: Федеральную таможенную службу, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. На современном этапе развития внешнеэкономической деятельности, в условиях интеграции России в мировое сообщество, возрастает роль таможенных органов, как регулятора внешнеторговых связей. Планомерное и целенаправленное включение России в международную внешнеэкономическую систему с целью формирования обшей системы безопасности привело к существенным изменениям структуры таможенных органов и предопределило её дальнейшее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филимонцева Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH AS THE BASIS OF MANAGEMENT OF CUSTOMS ACTIVITY

Article is devoted to structural components of the mechanism of management of uniform system of the customs bodies, including following levels: Federal customs service, regional customs offices, customs and customs posts. At the present stage of development of foreign trade activities, in the conditions of integration of Russia into the world community, the role of customs bodies, as regulator of the foreign trade communications increases. Systematic and purposeful inclusion of Russia in the international external economic system for the purpose of formation sheathe safety systems, have led to essential changes of structure of customs bodies and have predetermined its further development on prospect.

Текст научной работы на тему «Системный подход как основа управления деятельностью таможенных органов»

УДК 339.54 DOI: 10.23394/2079-1690-2017-1-3-69-73

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК О СНОВА УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Филимонцева кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Елена финансов и природопользования, Южно-Российский институт

Михайловна управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: rustle44@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена структурным компонентам механизма управления единой системы таможенных органов, включающим следующие уровни: Федеральную таможенную службу, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. На современном этапе развития внешнеэкономической деятельности, в условиях интеграции России в мировое сообщество, возрастает роль таможенных органов, как регулятора внешнеторговых связей. Планомерное и целенаправленное включение России в международную внешнеэкономическую систему с целью формирования обшей системы безопасности привело к существенным изменениям структуры таможенных органов и предопределило её дальнейшее развитие.

Ключевые слова: система управления, таможенный менеджмент, функции управления, анализ, прогнозирование, планирование, внешнеэкономическая деятельность, таможенные органы.

Современное таможенное дело - это сложная динамическая система, управление которой можно определить как непрерывный целенаправленный социально-экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов. Это совокупность способов организации всего процесса таможенной деятельности, которые также являются сложноструктурированной системой, правильное сочетание элеме нтов которой определяет эффективность внешнеэкономической деятельности РФ.

Управленческая деятельность в таможенных органах, ее специфтика и особенности базируются на точной системе взаимосвязанных и взаимообусловленных элементах, которые, в свою очередь, основаны на общей цели функционирования и едином законодательстве, объединенных системностью задач, функций и методов [7].

Во-первых, таможенная деятельность - это осуществление полномочий органа исполнительной ветви государственной власти по регулированию таможенных аспектов внешнеэкономической деятельности в целом.

Во-вторых, управление в таможенной службе характеризуется высокой степенью централизации, что является необходимой основой деятельности таможенных органов.

В-третьих, необходимо использование правоохранительных функций в противоборстве с нарушителями таможенных правил.

В-четвертых, таможенная система отличается большой динамичностью процессов управления под воздействием внешних и внутренних факторов, постоянно изменяющихся экономических, политических, социальных условий.

В-пятых, управленческая деятельность внутри системы сочетается с совершенствованием внешней работы с участниками внешнеэкономической деятельности.

Также отличительными особенностями таможенной службы являются ее атрибуты и символы, утвержденные на государственном уровне: герб, флаг, присяга, форма одежды, специальные звания, профессиональный праздник [13].

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему и включают: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты [4].

Таможенные органы находятся в постоянном взаимодействии с федеральными органами государственной власти, а также с органами государственной власти субъектов Федерации, различными объединениями и структурами участников внешнеэкономической деятельности.

Сущность управления и его особенности в таможенных органах основаны на учете специфических условий, в которых протекает процесс управления. Поэтому выделяют основные факторы, которые влияют на управление всей сложной системой элементов таможенного дела: внешние и внутренние [11].

Внешние факторы влияния на таможенную систему - это:

- воздействие от систем управления более высокого уровня (Президент, Федеральное собрание, Председатель Правительства, руководитель ФТС];

- удаленность от центра, физико-географические условиями, транспортными и телекоммуникационными системами;

- состояние экономики региона (производство, торговля, направления и особенности то-варопотоков, количество участников ВЭД, степень криминализации околотаможенной среды];

- взаимодействие с органами власти субъектов федерации, других государственных органов, включая силовые и правоохранительные, контролирующие структуры [5].

Важными компонентами внешней среды функционирования таможенных органов и объектами воздействия являются внешнеэкономическая деятельность, государственная и экономическая безопасность, а также такие негативные социальные явления, как коррупция и преступность в сфере таможенного дела. Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внешней среды, добиваясь их желаемого состояния.

В состав внешней среды, в которой функционируют таможенные органы, входят все иные социальные системы, выходящие за рамки федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела - участники ВЭД, таможенные представители, перевозчики, владельцы складов и т.д.

Во внешней среде есть определенные объективные условия и факторы, в которых протекает деятельность таможенных органов и которые влияют на эту деятельность [12].

С внешней средой таможенные органы связаны каналами прямой и обратной связи. Так, по каналам прямой связи ими оказывается информационное, а при необходимости в установленном законом порядке - и прямое управляющее воздействие на участников ВЭД, организации, граждан и должностных лиц. Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внешней среды, добиваясь их желаемого состояния [2].

По каналам обратной связи в таможенные органы поступает необходимая осведомительная информация о состоянии внешней среды, которая позволяет придать внешним управляющим воздействиям целенаправленный характер.

Внутренние факторы, от которых зависит управление в таможенных органах:

- соответствие структуры таможенных органов решаемым целям и задачам, наличие действенной связи между таможенными органами;

- состав и структура персонала таможенных органов;

- укомплектованность таможенных органов квалифицированными кадрами, система их развития;

- развитость инфраструктуры, наличие необходимых производственных помещений и материально-технической базы;

- наличие, разработка и внедрение новейших информационных технологий на основе современных технических средств, обеспечивающих своевременное, полное и достоверное информационное обеспечение, создание баз данных;

- совершенствование технологий управления по критерию качества процессов и результатов деятельности, методик оценки эффективности работы системы управления [8, с. 129].

Под организационной структурой таможенных органов понимается совокупность различных структурных подразделений, которые составляют таможенные органы, порядок их сопод-чиненности и форму распределения функций между ними [6, с. 410].

Организационные основы управления таможенными органами представлены в Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Таможенном кодексе Таможенного союза. В соответствии со статьей 3 федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» №311-Ф3, общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела - Федеральная таможенная служба.

На 1 января 2015 года в систему таможенных органов входит 552 таможенных поста, 89 таможен, 4 специализированных РТУ и 8 РТУ. Федеральная таможенная служба осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации законодательства о таможенном деле в Российской Федерации [9; 10].

«Интегрирование экономики страны в мировое хозяйство способствовало коренному реформированию внешнеэкономического комплекса, поскольку трансформирование геополитического положения значительно увеличило роль внешнеэкономического фактора и усилило влияние внешних рынков на национальную экономику» [13].

В связи с функционированием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Таможенного союза (ТС] перед Федеральной таможенной службой стоит важная задача, направленная на повышение результативности деятельности таможенных органов, определяющееся многими факторами, существенное место среди которых занимает эффективное и качественное управление. Успех деятельности единой системы таможенных органов зависит от качественного и слаженного управленческого аппарата. Значимым компонентом системы управления является механизм или процесс управления [14].

Таможенной системе принадлежит особая активная и значимая роль в разработке и проведении таможенной политики, которая снижает внутреннюю и внешнюю угрозы национальной и экономической безопасности страны, повышает конкурентоспособность национальной экономики, укрепляет продовольственную безопасность страны и т.д. при помощи применения таможенно-тарифных и нетарифных механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности.

Система управления в таможенных органах состоит из следующих звеньев:

- механизма управления, включающего законы, принципы, цели, методы и функции управления;

- структуры управления, включающей органы управления, кадры управлений и технические средства управления;

- процесса управления, включающего деятельность всех звеньев управления по достижению поставленных целей;

- механизма совершенствования системы управления, включающего организацию изменений в ней в результате развития объекта управления. Результативная деятельность управленческой системы выполнима при существовании организующего начала, направляющего и регулирующего активность компонента системы [15].

Основная цель системы управления в таможенных органах направлена на достижение согласованных и слаженных действий должностных лиц и работников бюджетной сферы. Управленческая система должна работать в строго регламентированном направлении и обеспечивать решение поставленных задач. Для этого необходимо качественное и оперативное управление внутри нее [17].

Для формирования и реализации управляющего воздействия в таможенных органах необходимо наличие субъекта управления (управляющей системы, подсистемы], объекта управления (управляемой системы, подсистемы] и организованных прямых и обратных связей между ними. В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления в таможенных органах [3].

Среди основных проблем, обусловивших необходимость и целесообразность применения системы управления качеством, выделяют:

- отсутствие в распоряжении ФТС России действенных инструментов управления качеством таможенной деятельности;

- отсутствие достаточного количества специалистов, владеющих методологией международных стандартов качества;

- отсутствие системного механизма мотивации персонала таможенных органов для повышения качества своей деятельности [16].

Основными задачами совершенствования системы управления в таможенных органах следует считать:

- четкое документирование таможенных операций и процедур;

- грамотное распределение полномочий и ответственности между руководящим составом и должностными лицами;

- создание условий для систематического улучшения таможенных процессов, операций и процедур;

- формирование механизма систематического совершенствования системы управления в таможенных органах.

Основными направлениями совершенствования системы управления в таможенных органах являются:

- модернизация организационных структур управления;

- оптимизация в иерархической структуре управления; повышение организованности таможенной системы и сокращения связей; упрощение сложных структур управления и увеличение их гибкости; исключение дублирования в организационных структурах управления; обеспечение максимальной степени типизации;

- совершенствование методов управления: обеспечение относительно равномерной нагрузки на каждое таможенное подразделение; четкое разграничение функций, прав и обязанностей руководителей и подчиненных; наличие действенного контроля за исполнением решений;

- повышение научного уровня в управлении за счет разработки научно обоснованного программно-целевого развития;

- развитие информационной базы: укрепление информационной связи между ФТС России, РТУ, таможнями и ТП; создание международных информационных программ и обмена информацией;

- развитие информационных технологий и компьютеризации в системе управления: развитие локальных информационных сетей и автоматизированных рабочих мест; разработка новой концепции организации и управления в таможенном деле на информационной основе определены места для сбора информации от участников ВЭД [1].

Таким образом, управление таможенными органами осуществляется в специальных условиях, отличающихся от управления в других областях общественной жизни. Как и всякий сложный социальный объект, таможенная система включает в себя множество разных элементов и подсистем, находящихся в определенных отношениях и взаимодействующих друг с другом. Главная задача управления заключается в поддержании их в оптимальном соответствии друг другу и задачам таможенной службы как социально-экономической организации, выполняющей специфические функции.

Литература

1. Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Экономическая безопасность на таможенной границе // Таможенные чтения - 2014. Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела (к 20-летию Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии]: Сб. мат-лов Всеросс. науч.-практ. конф. с межд. участием. СПб., 2014. С. 18-23.

2. Баландина Г.В. Как улучшить таможенное законодательство // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2014. № 4. С. 3-9.

3. Баранов В.Д. Экономическая безопасность внешнеторговой сферы России в условиях глобализации экономики (теоретико-методологический подход] Дис. ... докт. эконом. наук: 08.00.05. М., 2011. 425 с.

4. Беннет Р.М. Секреты эффективного управления. М.: Лори, 2007. 216 с.

5. Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б., Пашинский А.Г. Проектирование таможенной политики. М., 2011.

6. Гончарова Е.Н., Зайцева О.А. Формирование структуры управления в таможенных органах на современном этапе развития таможенного дела в Российской Федерации // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. Серия экономические науки. 2010. № 2 (34].

7. Завьялова О.В. Перспективы развития концептуальной модели управления таможенными рисками в международной цепи поставок // Интернет-журнал «Науковедение». Том 7. № 4 (2015) URL: http://www.naukovedenie.ru (Дата обращения 06.07.2017].

8. Кирин А.В. Актуальные проблемы теории и практики регулирования сферы государственных и муниципальных услуг // Вестник Евразийской академии административных наук. 2013. № 2.

9. Костин А.А. Риск-менеджмент в таможенном деле: основные проблемы и перспективы использования // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 4. С. 34-39.

10. Костин А.А. Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля. СПб.: ИЦ Интермедия, 2013.

11. Кухаренко В.Б. Управление модернизацией таможенной службы. Монография. М.: РИО РТА, 2008.

12. Малышенко Ю.В., Огнев И.А. Полнота, достоверность и надежность таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 4. С. 68-76.

13. Петрушко Е.Н., Москаленко О.А., Шкилёв В.В. Таможенная служба как важнейший регулятор внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения экономической безопасности государства. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2016. № 2 (223], выпуск 37. С. 51-55.

14. Петрушко Е.Н., Шкилёв В.В. Основные направления организации процесса управления таможенными органами Российской Федерации. // Fundamental science and technology - promising developments VI: Proceedings of the Conference. North Charleston, 3-4.08.2015, - North Charleston, SC, USA: CreateSpace, 2015, p. 281-288.

15. Смирнова А.А. Обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности. //Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. Выпуск № 1(79]. 2013. С. 129-131.

16. Спиридонова Н.В. Проблемы развития национальной социально-экономической системы в условиях глобализации. // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2012. № 7(58]. С. 24-31.

17. Структура таможенных органов Российской Федерации и организаций ФТС России, по состоянию на 26 окт. 2016 г. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.customs.ru/attachments/article/20802/ (дата обращения: 16.05.2017].

Filimontseva Elena Mikhaylovna, Candidate of Economic Science, Cathedra of Economy, Finance and Nature Use; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: rustle44@mail.ru

SYSTEM APPROACH AS THE BASIS OF MANAGEMENT OF CUSTOMS ACTIVITY

Abstract

Article is devoted to structural components of the mechanism of management of uniform system of the customs bodies, including following levels: Federal customs service, regional customs offices, customs and customs posts. At the present stage of development of foreign trade activities, in the conditions of integration of Russia into the world community, the role of customs bodies, as regulator of the foreign trade communications increases. Systematic and purposeful inclusion of Russia in the international external economic system for the purpose of formation sheathe safety systems, have led to essential changes of structure of customs bodies and have predetermined its further development on prospect.

Keywords: system of management, customs management, management functions, analysis, forecasting, planning. foreign trade activities, customs bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.