Научная статья на тему 'Системный подход к управлению жизненным циклом организации'

Системный подход к управлению жизненным циклом организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
471
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ / COMPANY LIFE CYCLE / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ЦИКЛ / BUSINESS CYCLE / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА / INFORMATION SOURCES CYCLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербакова Елена Александровна

В статье предложен системный подход к управлению жизненным циклом организации посредством рассмотрения в его составе предпринимательского цикла, который, в свою очередь, включает управление жизненным циклом информационных ресурсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH TO THE MANAGEMENT OF A COMPANY LIFE CYCLE

The system approach to the management of a company life cycle by means of consideration of a business cycle is described in the article. The business cycle includes the management of an information sources cycle

Текст научной работы на тему «Системный подход к управлению жизненным циклом организации»

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ Е.А. Щербакова, канд. экон. наук, доцент

Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) имени М.И. Платова

В статье предложен системный подход к управлению жизненным циклом организации посредством рассмотрения в его составе предпринимательского цикла, который, в свою очередь, включает управление жизненным циклом информационных ресурсов

Одной из важнейших проблем современного предпринимательства является поиск путей дальнейшего развития предприятия и бизнеса. В условиях насыщения рынка, усиления конкурентной борьбы, изменения рыночной конъюнктуры, а также мировой глобализации экономики, решить данную задачу все сложнее. Перепады в успешности предприятия обусловлены его подчиненности теории жизненного цикла организации (предприятия). Существует множество моделей жизненного цикла организации, среди которых: «Теория жизненных циклов организации» (И.Адизес), «Жизненные циклы организации» (Д.Лестер, Дж. Парнелл, А. Каррагер), «Траектории развития организации» (Д. Миллер, П.Фризен), Модель жизненного цикла организации (Э.М. Коротков), «Жизненный цикл предприятия» (Дж. Агарони, Х. Фальк, Н. Иехуда) и др. [1].

Жизненный цикл предприятия неразрывно связан с жизненным циклом производимого им продукта или услуги и напрямую зависит от него. «Закат» деятельности предприятия неизбежен, если оно не предпримет попытку диверсификации, перехода в другую сферу деятельности, не предложит новый продукт или услугу. Разумно предположить, что здесь необходим системный подход к моделированию жизненного цикла организации, который позволит отследить, на какой стадии находится предприятие, и позволит принять решение о дальнейшей деятельности.

Жизненный цикл по Аагарони, Фальку и Иехуде [2] включает четыре основные стадии развития:

1. Зарождение;

2. Рост;

3. Зрелость;

4. Спад.

Модель И. Адизеса является более расширенной и углубленной, включает в себя десять этапов [3]:

1. Рождение;

2. Детство;

3. Стадия бурного роста;

4. Юность;

5. Расцвет;

6. Стабильность;

7. Аристократизм;

8. Стадия ранней бюрократичности;

9. Бюрократичность;

10. Смерть.

Согласно этой модели, в период роста предприятие может столкнуться с рядом рисков, которые по истечении определенных обстоятельств (главным образом относящихся к отношениям внутри компании) могут привести к преждевременной смене позитивной динамики деятельности компании на негативную [4]. Так, на каждой стадии развития (роста) предприятие имеет риск деградации и гибели.

Считаем целесообразным рассматривать жизненный цикл организации в совокупности с предпринимательским циклом на каждом из этапов развития организации.

Предпринимательский цикл предприятия представляет собой последовательность спланированных шагов и действий, выстроенных с целью получения прибыли. Будем рассматривать следующие этапы предпринимательского цикла [5]:

1) изучение спроса;

2) определение цели деятельности;

3) проектирование деятельности;

4) снабжение деятельности;

5) организация производства;

6) выход на рынок, сбыт и реализация;

7) распределение прибыли.

Управление предпринимательским циклом в совокупности с управлением жизненным циклом организации немыслимо без использования информационных ресурсов (ИР). Согласно [6], информационные ресурсы - это документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем. В [7] под ИР понимается вся накопленная информация об окружающей нас действительности, зафиксированная на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребностями для решения научных, производственных, управленческих и других задач. В [7] рассмотрены следующие этапы жизненного цикла ИР:

1. Сбор информации, создание ИР;

2. Хранение;

3. Обработка;

4. Архивирование;

5. Уничтожение.

С точки зрения управления информационными ресурсами в составе предпринимательского цикла, представим следующий перечень этапов:

1. Оценка информационных потребностей предприятия;

2. Постановка задачи, выработка стратегии по привлечению и использованию ИР;

3. Инвестирование (вложение средств) в информационные ресурсы (информационные активы);

4. Работа с ИР (получение, обработка, хранение, использование, архивирование, уничтожение);

5. Обратная связь (результат, отдача).

С учетом вышесказанного целесообразно при управлении предприятием использовать модель, построенную на базе жизненного цикла организации и включающую параллельное управление на каждом его этапе предпринимательским циклом, который в свою очередь также включает управление жизненным циклом ИР (рисунок).

1

Модель «Цикл в цикле»

Знак «?» на рисунке соответствует стадии активного роста, когда руководителю следует задуматься о новом направлении деятельности предприятия, о выводе на рынок нового товара или услуги. Если ему это удается, то начинается новый жизненный цикл организации.

Описанную выше модель, где один цикл включает в себя другие циклы (подциклы), мы можем описать следующим образом (фрагмент модели):

1. Зарождение организации;

1.1. Изучение спроса;

1.1.1. Оценка информационных потребностей организации;

1.1.2. Постановка задачи, выработка стратегии по привлечению и использованию ИР;

1.1.3. Инвестирование (вложение средств) в информационные ресурсы (информационные активы);

1.1.4. Работа с ИР (получение, обработка, хранение, использование, архивирование, уничтожение);

1.1.5. Обратная связь (результат, отдача).

1.2. Определение цели деятельности;

1.2.1 - 1.2.5 (повтор 1.1.1 - 1.1.5);

1.7. распределение прибыли;

1.7.1 - 1.7.5 (повтор 1.1.1 - 1.1.5).

И так далее.

На каком этапе функционирования находится в определенный момент времени предприятие - сложный вопрос, на который трудно найти однозначный ответ. В настоящее время о текущем этапе жизненного цикла организации можно судить по таким субъективным признакам, как изменение спроса, уровня прибыли (доходности) и т.д. Однако перепады значений той или иной характеристики могут быть обусловлены самыми разными причинами.

Очевидно, жизненный цикл продукта неразрывно связан с жизненным циклом организации. Рас-

смотрим такую характеристику продукта или услуги, как полезность.

Полезностью принято называть способность товара удовлетворять какую-либо потребность. В [8] дано определение полезности как характеристики товаров и услуг, которая отражает удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления и пользования услугами.

Жизненный цикл продукта можно сопоставить с его полезностью. Можно сказать, что имеет место прямая зависимость между траекторией жизненного цикла и полезностью продукта. Ее выявление позволит определить, на каком этапе жизненного цикла находится товар или организация.

Информация это тоже продукт, который обладает определенной полезностью. Полезность информации может быть обусловлена следующими факторами:

- достоверность;

- своевременность;

- доступность;

- актуальность;

- полнота;

- конфиденциальность и т.д.

Таким образом, функция полезности информационных ресурсов может иметь вид I = f(xb x2, ..., xn), где xi - факторы, характеризующие информационные ресурсы, и влияющие на их полезность.

Информационные ресурсы определяют управление предпринимательским циклом предприятия, что отразим в функции полезности управления им: G(I) = G(f(xb x2, ..., xn)).

Согласно вышеописанной модели, управление жизненным циклом организации на основе оптимального использования информационных ресурсов, может быть представлено как рекурсивная функция полезности работы предприятия:

Y = F(Gk(fj(xi))) ^ max,

где j - этап предпринимательского цикла, k -этап жизненного цикла предприятия.

Предложенная модель показывает цикличность и взаимосвязь процессов, происходящих на предприятии. Данный факт позволит отследить, на каком этапе развития находится предприятие, и принять решение относительно дальнейшего направления его деятельности.

Литература

1. Сиволап, А. В. Основные направления в исследованиях теории жизненного цикла организации [Текст] / А. В. Сиволап // Культура народов Причерноморья. - 2011. — № 215. — С. 122—127.

2. Aharony, J., Falk, H., Yehuda, N. Corporate Life Cycle and the Relative Value - Relevance of Cash Flow versus Accrual Financial Information. 2006.

3. Adizes, I. Corporate Life Cycles: How and Why Corporations Grow and Die and What to do About it. 1988.

4. Шамрай, А. А. Жизненный цикл малого предприятия [Текст] / Под общ. ред. А. А. Шамрая. -М. : Фонд «Либеральная миссия», 2010. - 244 с.

5. Щербакова, Е. А. Брендовая составляющая как фактор, повышающий конкурентоспособность предприятия / Е. А. Щербакова // Вестник ЮжноРоссийского государственного технического университета. - 2012. - № 5. - С. 56-58.

6. Об информации, информатизации и защите информации [Текст]: Федеральный Закон Рос. Федерации. - № 24-ФЗ от 25.01.1995.

7. Попов, А. А. Моделирование жизненного цикла информационных ресурсов и процессов информационного обмена [Текст]: дис. ... канд. техн. наук : 05.13.01 / Попов Анатолий Анатольевич. -Красноярск, 2011. - 176 с.

8. Борисов, А. В. Большой экономический словарь [Текст] / А. В. Борисов. - М. : Книжный мир, 2003. - 895 с.

9. Туровец, О. Г. Принципы формирования интегрированной организационно-производственной структуры [Текст] / О. Г. Туровец, Р. Е. Золоторев // Организатор производства. - 2011. - № 3(50). - С. 1214.

® 8-908-173-55-86

E-mail: luxii@inbox.ru

Ключевые слова: жизненный цикл организации, предпринимательский цикл, жизненный цикл информационного ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.