Научная статья на тему 'Системный подход к управлению поставщиками предприятия машиностроительного комплекса'

Системный подход к управлению поставщиками предприятия машиностроительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ПОСТАВЩИК ПРЕДПРИЯТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКАМИ / УПРАВЛЕНИЕ ПОСТАВЩИКАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочкарева Екатерина Павловна

Предложен подход к разработке системы управления поставщиками промышленного предприятия машиностроительного комплекса на основе международных стандартов. Предложена модель для определения оптимального «портфеля поставщиков». Рассмотрены методы организации сложных экспертиз для разработки и внедрения системы управления поставщиками промышленного предприятия машиностроительного комплекса.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бочкарева Екатерина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the paper is given an approach to the development of an industrial organization of machine-building complex suppliers' management system based upon international standards. It is suggested a model for optimal «suppliers port-folio» determination. The complex expertise methods for the development and implementation of an industrial organization of machine-building complex suppliers' management system.

Текст научной работы на тему «Системный подход к управлению поставщиками предприятия машиностроительного комплекса»

^ЖауЧН0-ТеХНИЧе£КИеВеД0М2£ТИ«СПбГП|У.4..2212.ЭК0Н0МИЧе£КИе.НаУКИ

УДК 338

Е.П. Бочкарева

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПОСТАВЩИКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА*

Российская Федерация официально стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Наступает пора серьезных испытаний для отечественных предприятий машиностроительного комплекса. Чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке, необходимо повышать качество продукции, т. е. снижать стоимость жизненного цикла, производить продукцию надежную, безопасную, более привлекательную и отвечающую капризным запросам потребителей. Особенностью машиностроительного комплекса является сильная зависимость качества конечной продукции от качества закупаемых комплектующих, материалов, оборудования, сырья и других ресурсов, т. е. так называемой «цепочки поставщиков», которая на 80 % определяет качество продукции, поставляемой конечному потребителю. В автомобильной, железнодорожной, авиакосмической отраслях цепочка поставщиков представляет собой несколько уровней (рис. 1).

Рис. 1. Уровни поставщиков предприятий машиностроительного комплекса

Количество поставщиков предприятия машиностроительного комплекса может варьироваться от нескольких сотен до нескольких тысяч, причем снижение или увеличение количества поставщиков эффекта не дает. Нередки случаи назначения конкретного поставщика заказчиком, что не означает высокого качества данного поставщика, а за качество конечной продукции, например автомобиля или поезда, по-прежнему отвечает предприятие машиностроительного комплекса, находящееся в конце цепочки. Часто такие предприятия на западе называют OEM (Original Equipment Manufacturers), т. е. производителями продукции собственных марок.

Ни для кого не секрет, что на большинстве российских предприятий машиностроительного комплекса наблюдаются снижение уровня производственной культуры, износ основных фондов, недостаток квалифицированных кадров, большие затраты на входной контроль качества закупаемой продукции и переделки, которые затем включаются в стоимость конечной продукции.

Системный подход к управлению поставщиками используется для построения системы, которая может обеспечить бесперебойное снабжение производства качественными ресурсами, снижение затрат на закупки и рисков возникновения несоответствий с учетом особенностей предприятий машиностроительного комплекса.

Существуют общепризнанные международные подходы к повышению стабильности качества поставляемой продукции за счет построения и подтверждения соответствия системы менеджмента поставщиков требованиям международных стандартов, например: ISO 9001:2008 -

* Работа поддержана Министерством образования и науки Российской Федерации (государственный контракт № 14.740.11.0215).

системы менеджмента качества вне зависимости от принадлежности к отрасли, ISO/TS 16949:2009 в автомобильной промышленности, IRIS (International Railway Industry Standard) в железнодорожной отрасли, AS 9100 в аэрокосмической [1-3] и др.

Однако вышеперечисленные стандарты устанавливают общие требования и не дают ответа на вопрос о том, как именно реализовать систему управления поставщиками.

Для построения системы управления поставщиками промышленного предприятия машиностроительного комплекса, т. е. организации, управления и создания «портфеля поставщиков» и отношений с поставщиками конкретного предприятия, целесообразно применять методы организации сложных экспертиз [4], основанные на расчленении большой неопределенности на более обозримые, лучше поддающиеся осмыслению и оценке.

В общем виде задача определения оптимального «портфеля поставщиков» предприятия может быть поставлена следующим образом.

1. Определяются характеристики «портфеля поставщиков» предприятия (Sd) представляется в виде совокупности множеств.

Sd - <W(A), F(B), R(C)>,

(1)

где Ш - множество поставщиков (Ш = {у.}, г = 1, п); А - множество свойств поставщиков (А = {а, сИ}, I = 1, п, сИ = 1, псИ, где пИ - количество свойств, подлежащих оценке); - множество функций поставщиков (видов комплектующих) (¥ = {/}, ] = 1, т); В - множество свойств функций (В = {Ь}, ] = 1, т, ^ = 1, т5 где т^ - количество функций); Я - множество, элементы которого характеризуют взаимосвязи между элементами множеств Ши (Я = {г.}, г = 1, п, ] = 1, т); С - множество свойств связей между элементами (С = {с}, г = 1, п, ] = 1, т, I = 1, т1, где т1 - количество связей разнородного характера, подлежащих оценке).

2. Вычленяется множество поставщиков {у.}, необходимое для выполнения множества функций {/}; при этом учитывается:

1) характер отношений между множеством поставщиков и множеством функций (для некоторых видов комплектующих имеется только один уникальный поставщик, некоторые поставщики производят несколько видов комплектующих, а для некоторых видов комплектующих имеется множество поставщиков);

2) существующая система взаимодействия с поставщиками машиностроительного предприятия;

3) дополнительные ограничения модели, связанные с затратами на закупки и стоимость жизненного цикла изделия;

4) относительная значимость поставщиков с учетом важности выполняемых ими функций.

Вычислить оценки относительной значимости поставщиков с учетом важности выполняемых ими функций предлагается с помощью модели, основанной на методе решающих матриц Г.С. Поспелова.

Используя признаки структуризации системного анализа, рассматриваемый сложный технический объект - система разделен на подсистемы бх _ и компоненты в1 _ т. Модель задачи определения оптимального портфеля поставщиков у1 _ п

с точки зрения классификации закупаемой продукции для подсистем б1 _ ^ и компонент в1 _ т для

производства системы имеет вид, приведенный на рис. 2. Как видно из рисунка, для некоторых деталей имеется только один уникальный поставщик, некоторые поставщики производят несколько видов продукции, а для некоторых видов продукции имеется множество поставщиков.

Критериями модели служат стоимость жизненного цикла комплектующего, уровень брака, логистика поставок (соблюдение объема и сроков поставок продукции), степень лояльности поставщика, уровень рисков, связанных с поставщиком. Расчет указанных критериев производится с помощью инструментов и методов менеджмента и инжиниринга качества.

В модели на рис. 3 используются следующие условные обозначения: к1, ..., к^ - критерии оценки поставщиков, р1, ..., вт - компоненты, у1, ..., Yn - поставщики.

«Решающая матрица» заполняется путем определения потенциальной возможности поставки г-м поставщиком ]-го компонента на основе критериев оценки поставщиков к .

Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2012. Экономические науки

Рис. 2. Многоуровневая модель оценки поставщиков на основе метода решающих матриц

Рис. 3. Критериальная оценка возможностей поставщиков поставлять компоненты

Предлагаемые показатели, разработанные на основе факторного анализа - уровень дефектности РРМ, робастность поставщиков, логистика поставок (ЛП), лояльность поставщика (Л) и др.

Расчет уровня дефектности поставщика (PPM):

PPM = Д • 1,000,000, О

(2)

где О - общее число поставок определенного номера детали за месяц; Д - сумма всех «ориен-

тировочных количеств дефектных деталей» для всех номеров деталей данного производства.

О - С ЛП = 100%, О

(3)

где О - общее число поставок; С - число поставок с нарушениями сроков.

ФК

Л =--100%,

ПЗ

(4)

где ФК - фактическое число корректирующих действий, разработанных поставщиком; ПЗ - число предложений и требований по улучшению деятельности, направленных поставщику от потребителя.

Рис. 4. Алгоритм оценки поставщиков на основе информационного подхода

На рис. 4 представлен алгоритм оценки поставщиков промышленного предприятия машиностроительного комплекса на основе информационного подхода.

С помощью системного подхода к управлению поставщиками предприятия машиностроительного комплекса можно решать актуальные задачи транспортного машиностроения России и стран СНГ, связанные с обеспечением высокого уровня безопасности, локализацией

производства комплектующих для OEM и инфраструктуры нового поколения, повышением качества технического обслуживания и ремонта.

Предложения по разработке руководства по применению системного и процессного подходов для предприятий железнодорожной промышленности переданы в комиссию по разработке международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ISO 9001:2008. Quality management systems -Requirements [Text]. - 4-е изд.; введ. 13.11.2008.

2. ISO/TS 16949:2009. Quality management systems -Particular requirements for the application of ISO 9001:2008 for automotive production and relevant service part organizations [Text]. - 3-е изд. ; введ. 12.06.2009 г.

3. International Railway Industry Standard (IRIS) [Text]. - 2-е изд.; введ. 01.01.2009.

4. Волкова, В.Н. Методы организации сложных экспертиз [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. - 4-е. изд. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.