Научная статья на тему 'Системный подход к социализации студентов'

Системный подход к социализации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / YOUTH / SYSTEM / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панфилова Елена Александровна

О проблемах модернизации российского образования, в частности, среднего профессионального образования. Освещается круг вопросов, связанных с понятиями «профессиональное самоопределение», «социализация». Определены педагогические условия, необходимые для развития социальной активности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH TO SOCIALIZATION OF STUDENTS

The article touches upon the problems of modernization of Russian education, in particular, vocational education. Some issues connected with notions of professional self-determination and socialization are reviewed. The pedagogical conditions necessary for development of social activity of students are defined in the article.

Текст научной работы на тему «Системный подход к социализации студентов»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 316.614.6

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

SYSTEM APPROACH ТО SOCIALIZATION OF STUDENTS

E. А. Панфилова

E. A. Panfilova

Ключевые слова: молодежь, система, профессиональное самоопределение, профориентация, социализация Key words: youth, system, professional self-determination, professional orientation, socialization

О проблемах модернизации российского образования, в частности, среднего профессионального образования. Освещается круг вопросов, связанных с понятиями «профессиональное самоопределение», «социализация». Определены педагогические условия, необходимые для развития социальной активности студентов.

The article touches upon the problems of modernization of Russian education, in particular, vocational education. Some issues connected with notions of professional self-determination and socialization are reviewed. The pedagogical conditions necessary for development of social activity of students are defined in the article.

Современная ситуация в стране изменила условия жизни и выявила многие социально-экономические, политические и культурные проблемы. Актуальной продолжает оставаться проблема социализации студентов, обострившаяся в силу того, что изменились условия функционирования учебных заведений, ВОЗМОЖНОСТИ профессионального и ЛИЧНОСТНОГО самоопределения выпускников. Это обусловило поиск новых форм, методов, средств, условий организации образования, способного играть активную роль в социализации личности в современном мире.

Лянторский техникум, как структурное подразделение Югорского государственного университета, работает над созданием перспективных траекторий профессионального и творческого роста студентов, социальной адаптацией личности в постоянно меняющихся современных условиях жизни. Деятельность педагогического коллектива нацелена на создание системы непрерывного профессионального образования. Важность поставленной задачи объясняется тем, что благодаря образованию и повышению квалификации, можно нивелировать социальное расслоение общества, в котором наблюдается рост безработицы и обострение миграционных процессов.

Молодежь — стратегический ресурс профессионального потенциала общества. На нее возлагаются надежды как на Группу, активно стремящуюся к освоению НОВЫХ знаний, технологий и способную к овладению ими. Один из главных социальных каналов пополнения квалифицированными кадрами - система образования. К непосредственным агентам профессиональной социализации относятся работодатели и специалисты, составляющие профессиональное сообщество и тесно взаимодействующие с рынком труда...

Теоретической основой концепции профессионального становления личности являются исследования К С Абдульхановой — Славской, Б. Г Ананьева, Б. Ф Ломова, В. Д. Шадрикова Большое влияние на ее проектирование оказали работы Е. А Климова» Л. М Митиной, Н. С. Пряжникова. С. Н. Чистяковой и др. Успешность социализации, как отмечают исследователи (И. А. Зимняя,

Н. А Морозова А. В. Мудрик. В А Сластенко). во многом определяется качеством подготовки выпускников профессиональных учебных заведений.

Потребность современного рынка в инновациях остро ставит проблему подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих не только приобретенными знаниями, но и обладающих высокой мобильностью, способностью взять на себя ответственность за свое профессиональное будущее, построение своей карьеры. Учебное заведение является той микросредой, в которой молодой человек становится творческой, инициативной личностью, умеющей работать над собой.

Добиться этого возможно, если сформирована нацеленная на решение данной задачи педагогическая система — гармоничный комплекс, синтезирующий содержание, средства, формы и методы деятельности, межличностные отношения.

В процессе профессиональной социализации молодому специалисту' приходится взаимодействовать с различными агентами социализации - семья, государство, средства массовой информации, оказывающих длительное воздействие на личность, обеспечивая изменение ее структур. Чаще всего происходящие социальные процессы замыкаются на семье, это отмечают российские социологи В. А. Ядов, М С Мацковский. Е. В. Фотеева, свидетельствуя, что трудовая мотивация молодого поколения в значительной степени формируется в ней [1].

Практика показывает, что в настоящее время трудовая профориентация и мотивация молодежи формируется недостаточно четко. Все чаще говорят о создании системы профессионального образования. Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся во взаимосвязях и образующих в силу этого — целостность, единство. Воспитание — «управляемая социализация», воспитательная система — ее наиболее оптимальная организационная форма. Так или иначе, связанной с основополагающим процессом — социализацией. Социализация рассматривается как процесс взаимодействий индивида с обществом, ведущий к обретению им субъектной позиции в системе общественных отношений [2]. Для того, чтобы социализирующее пространство профессионального учебного заведения отличалось наиболее эффективным воздействием, должна быть создана система.

В связи с этим перед коллективом была поставлена цель — разработать педагогическую систему обеспечения позитивной социализации студентов нашего учебного заведения, которая позволила выявить особенности воспитания студентов в системных условиях. В целом системный подход к воспитанию студентов способствовал росту их творческой активности (рисунок).

Образовательная среда выступает как организованное пространство с целью влияния на личность студента Реальные разработки, совместная деятельность по их воплощению в жизнь сближает преподавателей и студентов, способствуют установлению благоприятных межличностных отноше-

ний. Студентам предоставляется возможность путем социального проектирования воплощать свои идеи по развитию города Лянтора и нефтепромыслового производства.

Участие в проектировании позволяет сту дентам подготовиться к работе в современных условиях. оценить свои знания, умения, развить профессиональные и предпринимательские качества и, в конечном итоге, адаптироваться к условиям реального производства. Глубокий и стойкий интерес к профессии — это один из главных побудительных мотивов, превращающих учебный труд в творчество.

80,00% т 70,00%

ш

| 60,00% х Б 50,00%

га

^ 40,00% о

ё 30,00% ш

| 20,00% ° 10,00% 0,00%

□ Ряді

2008г.

2009г.

годы

2010г.

Рисунок. Занятость студенток творческой деятельностью, %

В 2010 году проведено исследование среди студентов Лянторского нефтяного техникума с целью изучения профессиональной мотивации. В ходе «пилотного» исследования опросу подлежали студенты разных курсов (253 чел ), и получили интересную информацию.

Анализ ответов студентов на вопрос «Ваше отношение к избранной профессии?» показал положительное отношение к профессии. Никто из будущих специалистов не указал, что не избрал бы ее, если бы пришлось заново выбирать профессию. Так. чувство гордости испытывают за принадлежность к избранной профессии — 37% респондентов, 18% сообщили, что профессия скорее нравится. чем не нравится: 13% высказали сомнения. 22% уверены, что для овладения профессией необходимо больше практики. 10% ответили отрицательно.

На вопрос «Интересна ли ваша профессия?» 42% опрошенных ответили «да», 36% ответили «скорее да», 12% затруднились в ответе, лишь 10% респондентов не интересует сделанный выбор. Необходимо отмстить, что эта часть студентов — широкое поле для экспериментальной работы по формированию профессиональной мотивации в процессе обучения.

На вопрос «Хотелось бы вам стать мастером своего дела?» утвердительно ответили 58% опрошенных. 22% ответили «скорее да». 12% не уверены в своем выборе, лишь 5% ответили «скорее нет», 3% утвердительно «нет». Однако умение работать в коллективе, принимать его нормы проявили меньше половины опрошенных студентов. Они не умеют разрешать конфликтные ситуации в коллективе, не осознают, что отказ от социального партнерства и взаимопомощи может разрушить благоприятную атмосфер) в коллективе.

Студенты имеют достаточно ясное представление о будущей профессии, их привлекает возможность работать на престижном предприятии, что обеспечивает высокий заработок и карьерный рост, а так же возможность заниматься любимым делом, работать творчески, что соответствует способности и характер) части студентов, возможности реализовать себя. Как видим, в структуре профессиональной мотивации будущих специалистов - нефтяников превалируют группы мотивов материального благополучия, профессионального развития и карьерного роста, самореализации.

Для развития и поддержания интереса к профессии нефтяника педагоги проводят целенаправленные и разнообразные учебно-воспитательные мероприятия: научно-технические конференции по профессии, экскурсии на базовое предприятие для ознакомления внедрения в производственный процесс современных технологий, конкурсы профессионального мастерства. Это способствует личностному росту студентов (закреплению потребности в творчестве, развитию новаторской позиции, побуждающей к интеграции со сверстниками), а также созданию стабильного коллектива, сплоченного значимой творческой деятельностью.

В процессе эксперимента выявлена позитивная динамика социализированное™ студентов по таким характеристикам, как профессиональная компетентность, самостоятельность, творческая направленность личности, потребность в самореализации. Исследование показало, что профессиональное образование и воспитательный процесс в рамках педагогической системы обеспечения позитивной социализации студентов можно рассматривать как единое целое.

Рассмотрим принципы функционирования педагогической системы по обеспечению позитивной социализации студентов:

• приоритет гуманистических ценностей, определяющий характер отношений участников воспитательного процесса;

• наставническую позицию педагогов,

• принцип системности, предполагающий целостность, последовательность и преемственность воспитательного процесса;

• принцип единства профессионализма и социализации студентов,

• деятельностный подход к воспитанию, направленный на развитие общественной активности, коммуникативных и лидерских черт студентов,

• творческий характер воспитания,

• современное научно-методическое обеспечение воспитательного процесса.

Задача педагога состоит в том, чтобы насытить жизнь студентов социализирующей деятельностью - познавательной, творческой, общественно полезной, обеспечивающей гармонию интересов молодого человека и общества. Реализацией социализирующих возможностей образовательной среды могут выступить актуализация самоуправления и ответственного поведения студентов, а так же обогащения форм и методов связи обучения с практикой [3].

Перечисленные мероприятия необходимы для успешной социализации студентов в образовательной среде, где должен осуществляться процесс соединения качества подготовки выпускников с индивидуальными качествами ЛИЧНОСТИ. Именно в такой деятельности достигаются наилучшие результаты — развиваются навыки общения, лидерские качества» усваивается важный жизненный опыт, растет культурный уровень, формируются творческая направленность личности, гражданская

ПОЗИЦИЯ.

Список литературы

1. Семья в кризисном обществе. /Под ред. М. С. Мацковского. Е. В. Фотеевой. - М., 1993.

2 Гавров С. Н., Никандров Н Д Образование в процессе социализации личности. Вестник

У РАО // Вестник УРАО. - 2008. - № 5 - С 21-29.

3. Зимняя И. А , Боденко Б Н., Морозова Н. А Воспитание - проблема современного образо-

вания в России (состояние, пути, решения). - М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. — 1998.

Сведения об авторах

Панфилова Елена Александровна, заместитель директора по воспитательной работе, Лян-торс кий нефтяной техникум, г. Лянтор, тел.: 89224217401, e-mail: LEV1026@yandex.ru

Panfilova Е. A.. Deputy director for educational work at Lyantor Petroleum College, phone: 89224217401, e-mail: LEV] 026 ivyant1ex ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.