Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ПЕДАГОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИКЛОГРАММА ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясова О.А., Сайгушкина С.В., Поликарпова Н.В.

В статье рассматривается системный подход к оценке качества образования в учреждении дополнительного профессионального образования. Представлен опыт работы по обновлению содержания и совершенствованию инструментария внутренней системы оценки качества образования, обеспечивающего контроль качества образовательной деятельности и мониторинг реализации Программы развития учреждения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясова О.А., Сайгушкина С.В., Поликарпова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Information about authors Nikolaeva V.V. - Head of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Sokolova E. I. - Methodologist of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 378

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.А. Ильясова, С.В. Сайгушкина, Н.В. Поликарпова

В статье рассматривается системный подход к оценке качества образования в учреждении дополнительного профессионального образования. Представлен опыт работы по обновлению содержания и совершенствованию инструментария внутренней системы оценки качества образования, обеспечивающего контроль качества образовательной деятельности и мониторинг реализации Программы развития учреждения.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, системный подход, оценка качества образования, внутренняя система оценки качества образования, Концепция развития дополнительного профессионального (педагогического) образования, непрерывное образование, инструментарий внутренней системы оценки качества, программа развития учреждения дополнительного профессионального образования, циклограмма внутренней системы оценки качества.

Современные вызовы, стоящие перед системой образования, диктуют неизбежность модернизации системы дополнительного профессионального образования в России. Те изменения, которые затронули все без исключения сферы общественной жизни, заставили взглянуть на образование как на средство развития эффективной экономики России и формирования современного гражданского общества [1].

Назрела необходимость формирования такой среды, в которой мог бы эффективно реализовываться принцип непрерывного обучения - обучения на протяжении всей жизни.

В современном обществе дополнительное профессиональное образование становится ключевым элементом системы непрерывного образования [7].

К дополнительному профессиональному образованию относят как повышение квалификации, то есть поддержание современного уровня профессиональных компетентностей; так и профессиональную переподготовку -приобретение новой квалификации в ответ на социально-экономические вызовы.

Под дополнительным профессиональным образованием (далее - ДПО) понимается специфический социальный институт, в недрах которого в условиях развивающей социокультурной и профессиональной среды осуществляется вторичная профессиональная социализация личности на основе предоставления широкого спектра дополнительных профессионально-образовательных услуг при их свободном выборе [8].

Особенностью ДПО является его возможности в расширении познания в сфере ранее выбранной трудовой деятельности либо обеспечении знаниями в новой сфере [7]. Другими, не менее значимыми особенностями организации и содержания образовательного процесса ДПО, выступают: относительно

короткие сроки обучения, использование уже имеющегося профессионального и жизненного опыта, а также наличие мотивации к учебе.

Развитию института ДПО в Российской Федерации уделяется особое внимание. Неслучайно деятельность в этом направлении является одним из приоритетов государственной политики.

По мнению Л.В. Тарасенко, М.А. Васькова (авторы монографии), причина этого кроется в том, что социальная политика российского государства в сфере дополнительного профессионального образования только формируется [8]. Так в нормативном документе федерального уровня определены цели и задачи дополнительного профессионального образования, которое направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [5, ст.76 ч.1].

В проекте Концепции развития дополнительного профессионального (педагогического) образования дано определение непрерывного образования как процесса роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества [2].

Вопрос о необходимости развития системы дополнительного профессионального образования рассматриваются и в других стратегически важных документах, таких как приоритетные проекты в сфере образования, национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» и другие.

В указах президента Российской Федерации не только закреплен государственный приоритет непрерывного профессионального развития, но и обозначена его цель как обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественного образования и вхождение Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования и внедрение

национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций [3, 4].

Одной из актуальных проблем системы ДПО является управление его качеством. Под качеством дополнительного профессионального образования с одной стороны, понимается комплексная характеристика, отражающая степень соответствия дополнительного профессионального образования в целом или отдельных дополнительных профессиональных программ потребностям обучающегося (слушателя) и заказчика образовательных услуг, а также общества и государства; с другой, - степень достижения планируемых результатов дополнительной профессиональной программы [6].

Важнейшим условием повышения качества образования является системный подход к его оценке, который проявляется в систематическом контроле и анализе объективных данных о качестве обучения и подготовленности слушателей. Механизмом повышения качества ДПО и конструктором принятия управленческих решений на уровне организации, в частности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО), выступает внутренняя система оценки качества образования ГБУ ДПО РЦОКИО (далее - ВСОКО).

Системно-деятельностный подход к построению внутренней системы оценки качества образования проявляется в формировании совокупности компонентов ВСОКО, выявления их взаимосвязи между собой, а также в определении места ВСОКО в системах оценки качества образования федерального и регионального уровней. Системно-деятельностный подход позволяет представить процесс совершенствования ВСОКО в динамике и определить цикличность использования механизмов и процедур оценки качества образования, достижения ожидаемых результатов реализации ВСОКО [9].

Под внутренней системой оценки качества образования ГБУ ДПО РЦОКИО понимается

«совокупность компонентов, обеспечивающих на единой информационной основе оценку качества условий реализации программ дополнительного профессионального образования; их структуры и содержания; результатов освоения слушателями планируемых результатов дополнительных профессиональных программ, реализуемых в ГБУ ДПО РЦОКИО для принятия эффективных управленческих решений по ее результатам» [9, с.37].

Внутренняя система оценки качества ГБУ ДПО РЦОКИО начала своё формирование и функционирование с 2016 года. На начальном этапе были разработаны основополагающие документы: Концепция и Положение о внутренней системе оценки качества ГБУ ДПО РЦОКИО, а также инструментарий первых мониторинговых исследований: входная и итоговая диагностики уровня профессиональной подготовки слушателей; контрольно-оценочная деятельность по определению уровня проведения учебных занятий.

В последующие годы разработан весь инструментарий, обеспечивающий проведение процедур ВСОКО, а также для обеспечения эффективного управления по результатам проводились корректировка и совершенствование как самого инструментария, так и методик процедур ВСОКО.

Проводимые мероприятия ВСОКО, включая мониторинг реализации Программы развития, осуществляются системно и комплексно, выступают объективной основой выявления тенденций развития ГБУ ДПО РЦОКИО, обеспечивают принятие адекватных управленческих решений по оперативному и стратегическому управлению функционированием и развитием учреждения.

Анализ функционирования ВСОКО в 2020 году выявил необходимость актуализации и обновления действующего инструментария оценочных процедур, подходов к интерпретации полученных результатов, а также в создании нового инструментария по отдельным направлениям.

Была разработана «Дорожная карта» по обновлению и внесению изменений в инстру-

ментарий и циклограмму ВСОКО. С учетом внесенных изменений в перечень процедур внутренней системы оценки качества образования, с целью реализации плана работы ГБУ ДПО РЦОКИО в части выполнения мероприятий была обновлена циклограмма проведения процедур внутренней системы оценки качества образования ГБУ ДПО РЦОКИО на среднесрочный период - 4 года.

Циклограмма сформирована в соответствии с Концепцией внутренней системы оценки качества образования ГБУ ДПО РЦОКИО, Положением о внутренней системе оценки качества образования ГБУ ДПО РЦОКИО, Программой развития ГБУ ДПО РЦОКИО на период с 2021 по 2024 гг. Она включает наименование процедур ВСОКО ГБУ ДПО РЦОКИО, распределенных в соответствии с используемыми механизмами ВСОКО: оценки качества условий реализации программ дополнительного профессионального образования; оценки качества структуры и содержания программ дополнительного профессионального образования; оценки качества результатов освоения слушателями планируемых результатов дополнительных профессиональных программ.

Циклограмма обеспечивает плановость, цикличность, своевременность и комплексность мероприятий ВСОКО и обеспечивает системный и систематический контроль качества образования в ГБУ ДПО РЦОКИО.

В январе-феврале 2021 года рабочей группой была проделана работа по совершенствованию инструментария ВСОКО, обеспечивающего мониторинг реализации Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО на период с 2021 по 2024 гг.

Результатом данной работы стали актуализация и обновление в соответствии с Концепцией развития дополнительного профессионального (педагогического) образования содержания таких исследований, как методика входной и итоговой диагностик уровня субъектной позиции слушателей, методика мониторингового исследования контрольно-оценочной деятельности по определению уровня проведения учебных занятий специа-

листами ГБУ ДПО РЦОКИО, методика мониторингового исследования по определению степени удовлетворенности слушателей различными сторонами образовательного процесса, методика мониторингового исследования запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО.

В дополнение к этим процедурам ВСОКО были разработаны новые исследования по направлению оценки качества условий реализации дополнительных профессиональных программ: мониторинг сформированности локальной нормативной базы ГБУ ДПО РЦОКИО по обеспечению функционирования информационных систем; мониторинговое исследование профессиональных дефицитов и профессиональных потребностей работников ГБУ ДПО РЦОКИО, привлекаемых к реализации дополнительных профессиональных программ.

В методике входной и итоговой диагностик уровня субъектной позиции слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ ГБУ ДПО РЦОКИО уточнен моти-вационно-ценностный компонент, обновлены подходы к разработке и содержанию процедуры анкетирования слушателей, а также обработки и интерпретации полученных результатов.

В методике мониторингового исследования контрольно-оценочной деятельности по определению уровня проведения учебных занятий специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО определены концептуальные подходы к содержательному наполнению, с учетом тенденций совершенствования практических инструментов проектирования и организации развивающего обучения взрослых; значимости выделенных теоретических положений общей педагогики, педагогической психологии, дидактики, технологий и интенсивных техник обучения.

Не меньшую значимость представляет обновлённая методика мониторингового исследования по определению степени удовлетворенности слушателей различными

сторонами образовательного процесса. Данная методика дополнена в содержании пояснительной записки принципом непрерывности образования (обучение с ориентацией на перспективы личностного и профессионального роста), в ней заменена субъектная сторона образовательного процесса на мотивацион-ную, в вопросах анкеты отражены реалии современного образовательного процесса. Вопросы анкеты направленны на выявление мнения слушателей по содержательной, организационно-методической, социально-психологической и мотивационной сторонам образовательного процесса, которые соотносятся с используемыми в рамках ВСОКО механизмами оценки качества образования ГБУ ДПО РЦОКИО. Анкета позволяет оценить отношение слушателей к качеству содержания программ дополнительного профессионального образования, качеству организационно-методических и психолого-педагогических условий, а также готовность к дальнейшему профессиональному развитию.

В рамках мероприятий оценки качества структуры и содержания программ дополнительного профессионального образования обновлена методика мониторингового исследования запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО: скорректирована цель исследования как стратегическое управление совершенствованием и расширением спектра предоставляемых ГБУ ДПО РЦОКИО образовательных услуг, обеспечен выход на целенаправленное планирование образовательной деятельности.

В рамках оценки качества условий реализации программ дополнительного профессионального образования и в соответствии с решением Методического совета был обновлён инструментарий процедур ВСОКО с учетом новых требований к качеству дополнительного профессионального образования и необходимостью оценки качества выполнения индикативных показателей Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО на период с 2021 по 2024 гг.

Мониторинг выполнения индивидуальных планов, циклограмм педагогических и других работников ГБУ ДПО РЦОКИО дополнен формой сбора информации от структурных подразделений по итогам отчетных периодов, конкретизированы виды работы, относящиеся к учебной деятельности: участие в повышении квалификации кадров (участие в обучении слушателей, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и организацией самостоятельной работы слушателей); проведение входной и итоговой диагностики слушателей; осуществление контрольно-оценочных действий; самоанализ (анализ взаимопосещения) результатов проведения учебных занятий по обучению слушателей.

В мониторинге выполнения годового календарного учебного графика ГБУ ДПО РЦОКИО добавлены позиции отчета по распределению слушателей по источникам финансирования. Мониторинг результативности достижения показателей Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО также был обновлен в соответствии с действующей Программой развития ГБУ ДПО РЦОКИО на период с 2021 по 2024 годы.

Кроме того, в соответствии с Программой развития ГБУ ДПО РЦОКИО на период с 2021 по 2024 годы разработан новый инструментарий процедур ВСОКО.

Одним из показателей Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО на период с 2021 по 2024 годы является «Обеспечение комплексного сопровождения непрерывного и планомерного профессионального развития, и совершенствования профессионального мастерства специалистов ГБУ ДПО РЦОКИО как самообучающейся организации». В связи с этим был разработана новая процедура ВСОКО -мониторинг реализации плана мероприятий внутриорганизационного повышения квалификации специалистов ГБУ ДПО РЦОКИО, привлекаемых к реализации дополнительных профессиональных программ. Результаты данного мониторинга позволят оценить вовлеченность специалистов структурных подразделений в формальное, неформальное

образование и внешние образовательные события.

Итак, разработка и внедрение обновленного инструментария ВСОКО с учетом новых требований к качеству дополнительного профессионального образования позволят своевременно, качественно и технологично определить качество реализации образовательных программ, выявить тенденции по всем процедурам ВСОКО.

Список литературы

1. Горшков, М. К. Непрерывное образование в современном контексте : монография / М. К. Горшков, Г. А. Ключарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 200 с. - ISBN 978-5-534-08241-8.

2. Концепция развития дополнительного профессионального (педагогического) образования : [проект] / Министерство просвещения Российской Федерации; ФГАОУ ДПО Академия реализации государственной образовательной политики и профессионального развития работников образования. - Москва, 2020. - 57 с. - URL: http://fedproekt.ru/media/ documentation/0001/01/fcc 12 c 757 ed 2 a 8 f0 d7a5f2654ce0f5bac6863efd.docx (дата обращения: 11.05.2021).

3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N° 204 -URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 11.05.2021)

4. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 11.05.2021).

5. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) - URL: http ://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_L AW_140174/ (дата обращения: 11.05.2021).

6. Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования / автор-составитель М. А Лямзин, М. Т. Громко-

ва. - Москва : ИРДПО, 2013. - 29 с.

7. Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование: монография / Г. А. Ключарев, Д. В. Диденко, Ю. В. Латов, Н. В. Латова; под общ. ред. Ю. В. Латова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 432 с. - ISBN 978-5-534-06 020-1.

8. Тарасенко, Л. В. Становление института дополнительного профессионального образования и его роль в социальном управлении: российский и зарубежный опыт: монография / Л. В. Тарасенко, М. А. Васьков; отв. ред. П. С. Самыгин. - Москва : РУСАЙНС, 2020. -256 с. - ISBN 978-5-4365-1464-2.

9. Управление функционированием внутренней системы оценки качества дополнительного профессионального образования работников образования : сборник материалов / И. Ю. Степанова, Е. А. Солодкова, Н. В. Поликарпова; под. ред. А. А. Барабаса, Ю. Ю. Барановой. - Челябинск : РЦОКИО, 2017. - 184 с. - ISBN 978-5-906934-18-5.

References

1. Gorshkov, M. K. Nepreryvnoe obrazovanie v sovremennom kontekste : monografiya / M. K. Gorshkov, G. A. Klyucharev.

- 2-e izd., pererab. i dop. - Moskva : Yurayt, 2019.

- 200 s. - ISBN 978-5-534-08241-8.

2. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo professional'nogo (pedagogicheskogo) obrazovaniya : [proekt] / Ministerstvo prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii; FGAOU DPO Akademiya realizatsii gosudarstvennoy obrazovatel'noy politiki i professional'nogo razvitiya rabotnikov obrazovaniya. - Moskva, 2020. - 57 s. - URL: https://apkpro.ru/file-download/7f973 3bb04921952579bc26b8711e80 7.docx+&cd=3&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (data obrashcheniya: 11.05.2021).

3. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda : Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2018 g. № 204 - URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/43027 (data obrashcheniya:

11.05.2021).

4. O natsional'nykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda : Ukaz Pre zidenta Rossiyskoy Federatsii ot 21 iyulya 2020 g. № 474 - URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/45726 (data obrashcheniya: 1 1 .05.2021).

5. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redaktsiya) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_140174/ (data obrashcheniya: 11.05.2021).

6. Slovar' terminov i ponyatiy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya / avtor-sostavitel' M. A Lyamzin, M. T. Gromkova. - Moskva : IRDPO, 2013. - 29 s.

7. Sotsiologiya obrazovaniya. Dopolnitel'noe i nepreryvnoe obrazovanie: monografiya / G. A. Klyucharev, D. V. Didenko, Yu. V. Latov, N. V. Latova; pod obshch. red. Yu. V. Latova. -2-e izd., pererab. i dop. - Moskva : Yurayt, 2018. 432 s. - ISBN 978-5-534-06020-1.

8. Tarasenko, L. V. Stanovlenie instituta dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya i ego rol' v sotsial'nom upravlenii: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt: monografiya / L. V. Tarasenko, M. A. Vas'kov; otv. red. P. S. Samygin. - Moskva : RUSAYNS, 2020. - 256 s. - ISBN 978-5-43651464-2.

9. Upravlenie funktsionirovaniem vnutrenney sistemy otsenki kachestva dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya rabotnikov obrazovaniya: sbornik materialov / I. Yu. Stepanova, E. A. Solodkova, N. V. Polikarpova; pod. red. A. A. Barabasa, Yu. Yu. Baranovoy. - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2017. - 184 s. - ISBN 978-5-906934-18-5.

Сведения об авторах

Ильясова Ольга Анатольевна - начальник управления дополнительного профессионального образования, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования»

Сайгушкина Светлана Валерьевна -начальник отдела планирования, организации

и контроля качества ДПО, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования»

Поликарпова Надежда Владимировна -методист, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования»

Information about authors Ilyasova O.A. - Head of the Administration of Additional Professional Education, Regional

Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Saygushkina S.V. - Head of the Department of Planning, Organizing and Controlling the Additional Professional Education Quality, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Polikarpova N.V. - Methodologist of the Department of Planning, Organizing and Controlling the Additional Professional Education Quality, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 37.015.31

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОНЛАЙН-ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

М.А. Ушакова

Статья посвящена проблеме общения технологий во все сферы деятельности образо-

педагога с обучающимися в условиях дистан- вательных организаций, что предопределяет

ционного обучения. Проанализированы значительные изменения в организации

понятия: дистанционное обучение, общение, учебно-воспитательного процесса. В условиях

педагогическое общение, дистанционное реализации федерального проекта «Цифровая

общение. Описаны ключевые принципы, образовательная среда», а также возникнове-

способствующие поддержанию благоприятно- ния внешних чрезвычайных обстоятельств,

го психологического климата в ходе дистанци- связанными с распространением коронавирус-

онных занятий. ной инфекцией, актуализировалась необходи-

В статье представлены результаты внутри- мость освоения и массового использования

организационного исследования трудностей, с относительно новой формы обучения - дис-

которыми столкнулись учителя при использо- танционной.

вании одной из наиболее востребованных в Дистанционное обучение - это обучение в школе платформ онлайн-общения - Zoom. По виртуальной среде с использованием инфор-результатам исследования даны организацион- мационно-коммуникационных технологий и но-психологические рекомендации учителям средств (цифровых образовательных плат-по организации взаимодействия и общения с форм, интернет-сервисов, цифровых учебных учениками в условиях дистанционного обуче- пособий и т.д.) [5]. Данная форма образования c использованием указанной платформы. тельной деятельности предполагает формирование и развитие у обучающихся умений Ключевые слова: дистанционное обуче- самостоятельной работы, навыков саморегуля-ние, общение, организационно- ции, самоконтроля и мобилизации интеллекту-психологические условия, педагогическое альных и волевых усилий для достижения общение, психологическое сопровождение. учебных целей. Вместе с тем, дистанционное

обучение имеет и ряд негативных характерис-

Развитие современной системы образова- тик:

ния в России определяется влиянием и внедре- отсутствие личного контакта требует

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нием информационно-коммуникационных дополнительных временных затрат на разъяс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.