Научная статья на тему 'Системный подход к изучению учебных дисциплин горных машин'

Системный подход к изучению учебных дисциплин горных машин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Порожский К. П.

Приведен алгоритм изучения конструкций горных машин, базирующийся на системном подходе к постановке и решению задач изучения существующих и создания новых конструкций машин. Даны рекомендации и намечены пути применения предлагаемого метода при изучении дисциплины «Горные машины и оборудование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH TO STUDYING OF EDUCATIONAL DISCIPLINES OF MINING MACHINES

The algorithm of studies is given of structures of mining machines based on a system approach to formulation and solution of studying problems of the existing machine structures and the designing of new ones. Recommendations are given and the ways how to use the suggested method in studying of the discipline «Mining Machines and Equipment» are appointed

Текст научной работы на тему «Системный подход к изучению учебных дисциплин горных машин»

УДК 622.24.551

К.П.Порожский

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ГОРНЫХ МАШИН

Один из главных недостатков в подготовке специалистов в области эксплуатации и производства горных машин - неумение самостоятельно ставить и творчески решать задачи поиска качественно новых конструкторско-технологических решений. Это вызвано в первую очередь тем, что учебный процесс в основном построен на решении таких теоретических и практических задач, для которых уже имеется готовая постановка задачи, дается способ ее решения в виде четкою алгоритма, имеются примеры решения, и преподавателю уже известен ответ. В дополнение к приобретению навыков решения таких задач (что выпускник должен уметь хорошо делать) будущий специалист обязан овладеть знаниями и навыками решения творческих инженерных задач, в которых нет готовой постановки, неизвестен способ решения и неизвестен однозначный ответ решения аналогичной задачи, обычно имеюхций несколько вариантов.

Решение таких задач возможно с использованием системного анализа. Как известно, системный подход предполагает представление явления, процесса, машины во всех его внешних и внутренних взаимосвязях с учетом возможно большего числа воздействующих на систему или элемент факторов.

В процессе обучения в институте студент получает огромный объем информации по целому ряду дисциплин, среди которых особое место занимают спецдисциплины. Для студентов-механиков специальности «Горные машины и оборудование» такими дисциплинами являются: «Горные машины», «Проектирование и конструирование горных машин». При изучении этих дисциплин преподаватель должен помочь студенту научиться эффективно применять полученные раньше фундаментальные знания для творческого решения сложного комплекса задач, связанных с изучением, эксплуатацией и созданием современных горных машин.

Ориентировочная основа действий преподавателя - формирование общего методического подхода к изучению дисциплины на основе элементов теории технических систем при условий сотворчества, сотрудничества преподавателя и студента.

Наиболее наглядное представление об этом методе может дать блок-схема алгоритма изучения дисциплины (см.рисунок). Приведенный алгоритм включает две основные части, связанные как с процессом изучения объектов техники, так и с контролем полученных знаний и навыков и их практической реализацией. Блок-схема отражает уже частично сложившуюся в настоящее время практику изучения горных машин и представляет собой попытку

формализации этого процесса. Основные особенности приведенного алгоритма заключаются в следующем:

изучение объектов производится в четком соответствии с иерархической подчиненностью и во взаимосвязи, то есть в рамках системного подхода;

формирование единой системы понятий инженерных, математических, экологических и других дисциплин в соответствии с будущей практической деятельностью инженера;

изучение как абстрактных, так и конкретных объектов с последующим синтезом новых технических решений на основе новых методов инженерного творчества и диалогового общения;

наличие четкой единой структуры в изучении объектов: описание потребности или функции, установление целевой (технической) функции; построение функциональной структуры и органоструктуры; реализация органоструктуры в известном техническом решении; детальное изучение наиболее характерных современных объектов; оценка соответствия объекта условиям эксплуатации на основании системы критериев; синтез нового технического решения на базе морфологической карты во взаимосвязи с технической системой более высокого уровня; целевой функцией и системой критериев.

Разумное сочетание аудиторной и самостоятельной работы студентов путем решения конкретной технической задачи (расчетно-графическая работа) с последующим применением полученных знаний при курсовом и дипломном проектировании;

переход от авторитарного общения к диалоговому управлению. Методика реализации алгоритма решения подобных задач изложена в литературе [1,3]. Практическое применение можно рассмотреть на примере проектирования достаточно многофункциональной системы - буровых геологоразведочных комплексов [2,4].

Для реализации этого алгоритма необходимо иметь следующее обеспечение учебного процесса:

четкую методику постановки и решения задачи по дисциплине в целом, ориентированную на решение задачи на уровне отрасли; необходимое информационное обеспечение;

комплексы литературы и технической документации на современное оборудование, банк патентной информации, справочники, стандарты, технические условия, действующие макеты, натурные образцы машин и оборудования;

наборы учебных задач и заданий по дисциплине в целом (сквозная техническая задача) и по каждому разделу с обязательным описанием методов оперативного контроля знаний и навыков (билеты, тесты и т.п.);

программное обеспечение с инструкциями по использованию и развитию; набор современных ТСО.

Переход к диалоговому управлению в группе при изучении дисциплин

возможен только при создании атмосферы сотрудничества, сотворчества. Это возможно при реализации следующих принципов:

исследование мотивов прихода каждого студента на занятия;

Ыы^АГ

телмиюгая ФрЖШ#(ТФ) гм

н

оценка гм

шяп

ЩГМ

ЛБщие сведена а об иерарх*/ с/гург/пдр ГМ

| ¿ривнрии оцгми лпн ередгня р

тф /ШШК/Н 1 ТФ АКШНЦЛМПб

ФС /НГШШ/

ОС машин

2Н №

ФС механизмов

мехлмиэмМ

х^нхрентные машины

-Ц морфологичссхие /сар/ль/ • \ механизмов ■• ь

измени? КдНС/ПрдХ, мгхаЯпАвк 1 машин

•• "П—л. |шмя /пеу/ ¿регслА,

Син/пез

кенетрдхции:

ус-ловии_|

Расчптт- ?/ю> ж хне оатжы

¿аче/п»,

контрольные,

экзамены

4 качмегее меик/н.

машины : механизма

НШШ1

Улънлулн маниц а надо/го8—1

Блок-схема алгоритма изучения дисциплины "Горные машины "(ГМ)

определение степени соответствия индивидуального интереса и общественной необходимости в мотивах и поведении группы;

установление стиля мышления студентов и гибкая корректировка способа изучения предмета исследований;

умение поставить себя на место студентов (подготовленных заранее оппонентов из числа студентов), найти моменты тождества положений студента и преподавателя;

умение организовать занятия в форме дискуссии - игры, где нет проигравших;

умение сделать студентов единомышленниками, для этого необходимо: найти в точке зрения студента деловое содержание; организовать дискуссию при обсуждении альтернативных взаимоисключающих вариантов решения проблемы;

вести диалог с группой и студентом на основе вопросов, заданных в проблемно-противоречивой форме.

Основным результатом изучения дисциплины должно стать формирование у студентов навыков самостоятельной постановки и решения конкретных технических задач, как небольших - частных, связанных с совершенствованием механизма, узла, так и глобальных, направленных на создание принципиально новых машин и комплексов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. - М.: Машиностроение, 1988.

2. Стрельцов И.М. и др. Анализ СПК и выбор принципиальной схемы установок для испытания скважин //Техника и технология бурения скважин на твердые полезные ископаемые. - Свердловск: УГИ, 1991. - С.43-48.

3. Хубка В. Теория технических систем. - М.: Мир, 1987.

4. Эпштейн В.Е., Порожек и й К.П. К вопросу о системном подходе к проектированию буровых комплексов //Совершенствование техники и технологии геологоразведочных работ. - Свердловск, СГИ, 1990. - С.40-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.