Научная статья на тему 'Системный подход к формированию регионального овощного рынка'

Системный подход к формированию регионального овощного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход к формированию регионального овощного рынка»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Е.А. Ситникова

ности; третья - со снижением уровня деятельности; четвертая группа - отказы, не связанные как с прекращением, так и с уровнем деятельности.

Все отказы, имеющие место в деятельности персонала, возникают под воздействием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы: психофизиологические факторы; личностные факторы; социальные факторы; социально-психологические факторы. Степень влияния перечисленных групп факторов на возникновение отказов, а, следовательно, и на надежность персонала, различна.

Библиографический список

1. Анохин А.Н. Анализ деятельности оператора: модели и методы. Учеб. пособие. - Об-

нинск: ИАТЭ, 1992.

2. ГОСТ 26387-84. Система «человек-машина».

3. Губинский А.И. Надежность и качество функционирования эргатических систем. - Л.: Наука, 1982.

4. Губинский А.И. Надежность и качество функционирования эргатических систем. - Л.: Наука, 1982.

5. Небылицин В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления // Инженерная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1964. -С. 358-367.

6. Острейковский В.А. Теория надежности. -М.: Высшая школа, 2003.

7. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Машиностроение, 1982. - С. 9-10.

Е.А. Ситникова

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ОВОЩНОГО РЫНКА

Вааепаёишё овощной рынок функционирует в системе агропромышленного комплекса, включающего сельское хозяйство, перерабатывающую промышленность, различные промышленные и транспортные предприятия, осуществляющие производство и поставку производственных ресурсов и обслуживание подотрасли АПК - овощеводство [2].

Рынок овощной продукции - разновидность товарного рынка, следовательно, оценка его функционирования выражается через результат взаимодействия спроса и предложения с учетом специфических факторов и условий, влияющих на них.

Предложение овощной продукции на рынке осуществляют товаропроизводители и торговые посредники различных типов и форм собственности:

- сельскохозяйственные предприятия;

- хозяйства населения;

- крестьянские фермерские хозяйства;

- личные подсобные хозяйства населения;

- фирмы-посредники регионального, межрегионального, международного уровней.

Спрос на плодоовощную продукцию определяется множеством факторов, основными среди которых являются:

- уровень цен;

- денежные доходы населения (увеличение доходов приводит к снижению потребления крахмалосодержащих продуктов (картофель, макароны) и увеличению потребления овощей);

- число покупателей на рынке;

- цены на замещающие и взаимодополняющие товары;

- качество;

- ожидания потребителей в отношении таких факторов, как инфляция, наличие товара и будущий доход;

- субъективные факторы покупателя (вкусовые предпочтения и др.).

Изучение многообразных факторов, оказывающих влияние на состояние рынка, их системный анализ являются исходным пунктом для принятия любого хозяйственного решения. От того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер и структура спроса, тенденции его развития зависит успех в конкурентной борьбе [1].

Для оценки потенциала и масштаба регионального овощного рынка мы провели изучение емкости овощного рынка Костромского региона (табл.). Как свидетельствуют расчеты, потен-

68

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2006

© Е.А. Ситникова, 2006

Системный подход к формированию регионального овощного рынка

Таблица

Фактическая и потенциальная емкость рынка овощной продукции

2000 2001 2002 2003 2004

Потенциальная емкость рынка, тыс. т 132,1 141 151,8 155,7 160

Уровень товарности производства %, в т.ч.: сельскохозяйственные организации хозяйства населения

71,6 1 74,1 0,1 72,4 0 75,7 0 71,5 0,5

Валовой сбор овощей, тыс.т. в т.ч.: сельскохозяйственные организации хозяйства населения 120,4 115,8 129,7 115,7 120

11,2 109,2 10,5 105,3 8,3 121,4 8,3 107,4 11,1 108,9

Фактическая емкость рынка, тыс. т 8 7,93 6 6,28 8,73

Фактическая емкость рынка с учетом движения продукции ЛПХ и садово-огородных участков, тыс. т 18,9 18,2 20,9 18,5 18,8

Фактическая емкость рынка с учетом потребления продукции ЛПХ и садово-огородных участков, тыс. т 26,9 26,1 26,9 24,8 27,5

циальная емкость овощного рынка региона на протяжении исследуемого периода поступательно росла, в результате чего прирост в 2004 г. составил 21,1% по сравнению с 2000 г. [3]. Таким образом, спрос на овощную продукцию в регионе динамично растет. Вместе с тем уровень товарной продукции овощных культур значительно ниже его потенциального значения. В 2004 г. фактический объем регионального овощного рынка составил 8,73 тыс. т или 5,4% потенциальной емкости, что является негативным показателем, поскольку большая часть (более 90%) овощной продукции поступает из личных хозяйств населения. При этом из анализа динамики фактической емкости рынка видно, что этот показатель характеризуется нестабильностью. В 2003 г. фактическая емкость по сравнению с 2000 г. упала на 21,5%, а в 2004 г. снова возросла на 39%. При этом уровень фактической емкости по прежнему остается достаточно низким по сравнению с потенциалом рынка.

Кроме того, одним из существенных недостатков, на наш взгляд, существующей методики расчета фактической емкости рынка, является тот факт, что в данном показателе не учитывается движение продукции личных подсобных хозяйств и садово-огородных участков. Согласно данным проведенного нами анкетирования населения Костромской области на предмет использования продукции, выращенной в ЛПХ, выявлено, что 52,03% респондентов используют выращенную продукцию для собственного потребления, 39,02% раздают излишки продук-

ции родственникам, друзьям (в т.ч. 8,3% за наличный расчет) и только 8,95% респондентов продают свою овощную продукцию на рынке, сдают перекупщикам или в магазины. Для получения объективных данных нами был проведен опрос 200 человек в возрасте от 20 до 65 лет, принадлежащих к разным домохозяйствам. В связи с полученными данными нами предложен расчет фактической емкости рынка с учетом потребления продукции, выращенной и реализованной за наличный расчет в ЛПХ и садово-огородных участках (8,3% и 8,95% соответственно от общего объема производства овощной продукции хозяйств населения).

За последние восемь-десять лет уровень и структура потребления претерпели существенные изменения, удалось сформировать потребительский рынок, для которого характерна высокая насыщенность товарами, а структура потребительского спроса целиком определяется денежными ресурсами домохозяйств и уровнями цен на отдельные товары. Естественным образом возникает необходимость в прогнозировании потребительского спроса, в построении формализованных моделей, отражающих динамику и структуру потребительских расходов населения.

Для изучения причинно-следственной связи «денежные доходы населения - цена на овощную продукцию - потребление овощной продукции населением» нами предлагается рассмотреть соотношение вышеперечисленных величин в динамике, где за начальный уровень (100%) принимается величина показателя 1999 года. Как

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2006

69

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Е.И. Суравенкова

показывают расчеты, рост денежных доходов пока не оказывает существенного влияния на уровень потребления овощей [5; 6]. Корреляционно-регрессионный анализ уровня доходов и потребления овощей также показал, что между исследуемыми величинами существует слабая связь, значение коэффициента корреляции равно 0,686.

Увеличение доходов населения повлекло изменение в структуре расходов населения области на приобретение товаров различных категорий. Согласно данным, представленным Костромским областным комитетом государственной статистики в сборнике «Внешняя и внутренняя торговля Костромской области» [3], в 2005 г. по сравнению с 2001 г. доля расходов на приобретение продуктов питания снизилась на 26,7%, в то время как доля расходов на покупку непродовольственных товаров увеличилась на 48,6%, а на оплату услуг - на 46%. Данный расчет представлен в таблице «Структура потребительских расходов домашних хозяйств» (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств). Такое перераспределение расходов можно рассматривать как негативный фактор, показывающий, что рост доходов населения ниже уровня роста цен на товары первой необходимости. На основании вышеперечисленных данных можно сделать вывод. Во-первых, величина доходов по-прежнему является достаточно низкой, у более трети населения она ниже прожиточного минимума, что ограничивает платежеспособный спрос на овощную продукцию. Во-вторых, затяжной экономический кризис, выразившийся в резком сокращении доходов населения, способствовал сосредоточению производства овощей в частном секторе, на садово-огородных участках граждан.

В настоящее время хозяйства населения играют большую роль в производстве овощной продукции, а отказу от ее возделывания может способствовать в первую очередь увеличение доходов населения. При увеличении доходов населения следует применять пошаговый метод, то есть метод постепенного наращивания производства овощей в сельскохозяйственных организациях с одновременным сокращением их в хозяйствах населения.

Вместе с тем реализация отмеченных путей развития рынка невозможно без создания оптимальной системы товародвижения продукции от производителя к потребителю, что предпо-

лагает формирование рыночной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям региональной и межрегиональной торговли. Создание и налаживание работы объектов рыночной инфраструктуры требует больших финансовых и временных затрат, поэтому программа подготовки и реализации должна начинаться уже сегодня [4].

Необходимо осуществлять процесс интеграции складского бизнеса в крупные логистические компании и товарораспределительные центры, позволяющие рационализировать процесс грузодвижения, обеспечить экономию на общесистемных затратах и получить максимальный экономический эффект в сфере производства, распределения и потребления товаров и услуг. В этой связи назрела необходимость обеспечения единой направленности нормативных актов, преодоления их противоречивости, пробелов, создания четкой логической схемы регулирования процессов и отношений региональных продовольственных рынков.

На федеральном уровне таким документом является Постановление Правительства РФ от 15.06.98 г. «О комплексном развитии инфраструктуры товарного рынка», согласно которому на территории России предполагается создание сети региональных и межрегиональных оптовых продовольственных рынков для обеспечения единого продовольственного рынка страны [7]. Следует отметить, что задачи строительства оптовых продовольственных рынков и распределительных центров возложена на органы власти субъектов Российской Федерации.

Для эффективного и повсеместного снабжения населения области овощной продукцией необходимо создать сеть региональных оптовых продовольственных рынков (ОПР) в различных городах области, начиная от небольших оптово-распределительных центров, заканчивая универсальным крупным в областном центре.

Библиографический список

1. Агирбов Ю.И. Рынок картофеля и плодоовощной продукции // АПК: экономика и управление. - 2000. - №12.

2. Алтуков А.И. Региональный продовольственный рынок: проблемы формирования и развития. - М.: Колос, 1997.

3. Внешняя и внутренняя торговля Костромской области // Статистический сборник. - Кос-

70

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2006

Факторы кредитоспособности

трома: Костромской областной комитет государственной статистики, 2005.

4. Клюкач В.А. Концепция создания межрайонных оптовых распределительных продовольственных центров: Сб. научных трудов. Организационно-экономические основы аграрного рынка - М.; Минск, 1997.

5. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах Костромской области (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) // Статистический сборник. - Костро-

ма: Костромской областной комитет государственной статистики, 2005.

6. Потребление основных продуктов питания населением // Статистический сборник. - Кострома: Костромской областной комитет государственной статистики, 2005.

7. Постановление правительства РФ от 15 июня 1998 г. .№593 «О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы» / http://www. npagov. garweb. ги

Е.И. Суравенкова

ФАКТОРЫ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ

В экономической литературе существует множество определений кредитоспособности, однако наиболее верным на мой взгляд является следующее определение.

Кредитоспособность с точки зрения заемщика - это способность к совершению кредитной сделки, возможность своевременного возврата полученной ссуды, а с позиции банка -это правильное определение размера допустимого кредита.

Кредитоспособность зависит от многих факторов. И этот факт сам по себе означает трудности, поскольку каждый фактор (для банка - фактор риска) должен быть оценен и рассчитан. К этому следует добавить необходимость определения относительного «веса» каждого отдельного фактора для состояния кредитоспособности, что также крайне непросто.

Факторы, от которых зависит кредитоспособность, можно условно разделить на две большие группы:

- основные факторы кредитоспособности ;

- дополнительные факторы кредитоспособности.

Основные факторы кредитоспособности

Большинство известных методик оценки кредитоспособности содержат схожий между собой набор коэффициентов оценки финансового состояния заемщика. Они отличатся только тем, что оцениваемые показатели сгруппированы в разные группы и к ним применяются отличные весовые коэффициенты.

Как правило, методики содержат следующие группы финансовых коэффициентов:

1) анализ собственного капитала заемщика (к соотношению собственных и заемных средств);

2) анализ доходности заемщика (к рентабельности продаж, к рентабельности основной деятельности);

3) анализ платежеспособности заемщика (к покрытия, к мгновенной (абсолютной) ликвидности).

Каждый коэффициент соотносится с определенным нормативным значением, принятом в отдельно взятом банке, и в зависимости от данного отклонения набирает определенное количество баллов. Такая процедура проводится с каждым коэффициентом всех групп. Сумма баллов коэффициентов входящих в одну группу суммируется. Каждая группа имеет свой собственный вес среди других групп в зависимости от оказываемого влияния на финансовое состояние ссудополучателя. Набранное количество баллов по каждой группе умножается на все группы. Полученные значения суммируются, и в зависимости от данной величины предприятию присваивается определенный рейтинг, отражающий рискованность предоставления клиенту кредитного продукта.

Дополнительные факторы кредитоспособности

Исходя из указанного выше, методики оценки кредитоспособности односторонни и, в основном, сводятся к расчету финансовых коэффициентов, что является недостаточным для принятия решения о целесообразности кредитования того или иного предприятия. Нельзя не учитывать вторичные факторы кредитоспособности:

1) передаваемое в залог (заклад) обеспечение;

© Е.И. Суравенкова, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2006

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.