Научная статья на тему 'Системный подход к формированию готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся общеобразовательной школы'

Системный подход к формированию готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / FUTURE TEACHER'S READINESS FOR PUPILS' CREATIVE ABILITIES DEVELOPMENT / SYSTEM APPROACH / CREATIVE ABILITIES / MOTIVATIONAL COMPONENT / SUBSTANTIAL COMPONENT / TECHNOLOGICAL COMPONENT / STRUCTURAL-AND-FUNCTIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Светлана Владимировна

данной статье рассмотрены теоретические основы процесса формирования готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся. Особое внимание автор уделяет вопросам структуры названной готовности и описанию её базовых компонентов. В контексте своего исследования он представляет структурно-функциональную модель формирования готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся и даёт её научное обоснование, опираясь на закономерности системного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руденко Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System Approach to Future Teachers Readiness Forming for Secondary School Pupils Creative Abilities Development

The given article considers theoretical bases of future teachers readiness forming for pupils creative abilities development. The author pays special attention to the questions of the mentioned readiness structure and the description of its basic components. In the context of her research the author presents structural-andfunctional model of future teachers readiness forming for pupils creative abilities development and gives its scientific substantiation according to the laws of the system approach.

Текст научной работы на тему «Системный подход к формированию готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся общеобразовательной школы»

УДК 378.2(043.3)

ББК 74.204

Руденко Светлана Владимировна

аспирант кафедра психологии Стерлитамакская государственная педагогическая академия

им. Зайнаб Биишевой г. Стерлитамак Rudenko Svetlana Vladimirovna Post-graduate Chair of Psychology Sterlitamak State Pedagogical Academy named after Z. Biisheva

Sterlitamak

Системный подход к формированию готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся общеобразовательной

школы

System Approach to Future Teachers’ Readiness Forming for Secondary School

Pupils’ Creative Abilities Development

В данной статье рассмотрены теоретические основы процесса формирования готовности будущего учителя к развитию творческих

способностей учащихся. Особое внимание автор уделяет вопросам структуры названной готовности и описанию её базовых компонентов. В контексте своего исследования он представляет структурно-функциональную модель

формирования готовности будущего учителя к развитию творческих

способностей учащихся и даёт её научное обоснование, опираясь на закономерности системного подхода.

The given article considers theoretical bases of future teachers’ readiness forming for pupils’ creative abilities development. The author pays special attention to the questions of the mentioned readiness structure and the description of its basic components. In the context of her research the author presents structural-and-functional model of future teachers’ readiness forming for pupils’ creative abilities development and gives its scientific substantiation according to the laws of the system approach.

Ключевые слова: системный подход, творческие способности,

готовность будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся, мотивационный компонент, содержательный компонент, технологический компонент, структурно-функциональная модель.

Key words: system approach, creative abilities, future teacher’s readiness for pupils’ creative abilities development, motivational component, substantial component, technological component, structural-and-functional model.

В условиях экономических и социальных реформ, интеграции России в мировое пространство, одним из основных путей преодоления существующих проблем в образовательном процессе высшей школы является его целевая

переориентация на формирование профессиональной готовности студентов, разработка и реализация личностно-ориентированной модели образования, предполагающего понимание и внутреннее принятие студентом целей и задач будущей профессиональной деятельности, формирование соответствующих идеалов, установок, убеждений, взглядов.

Важная роль в этом процессе отводится подготовке учителя, в деятельности которого особое значение имеет развитие творческих способностей школьников. Это обусловлено тем, что воспитание у молодого поколения эмоционально-ценностного отношения к действительности,

стимулирование желания быть в центре творческих преобразований профессиональной и личной жизни приобретают большую значимость для современного общества.

Необходимо отметить, что ведущее место в этом процессе принадлежит учителю, закладывающему фундамент социальной и познавательной активности, формирующему направленность на самореализацию личностного потенциала, сущностных сил ребенка.

Для формирования творческой личности обучающегося в условиях современной школы каждый учитель должен быть ознакомлен с сущностью творческого процесса, современными представлениями о нём, методами изучения творчества, качествами творческой личности, их системой, чтобы иметь возможность формировать такие качества у своих воспитанников [5]. Следовательно, учитель должен уметь диагностировать уровень творчества, знать основные формы, пути и механизмы формирования и развития творческой личности.

■ В исследованиях В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, Э.Г. Юдина доказано, что движение любого социального объекта - это всегда системное движение, системное не только в структурном и функциональном, но и временном, историческом плане [1; 2].

■ В условиях интенсификации учебного процесса особое значение приобретает процесс развития творческих способностей учащихся, что обеспечивает в дальнейшем изменение темпов функционирования и

взаимодействия практически каждого элемента между собой и с внешней средой, а также всей системы учебного процесса в целом. Именно поэтому, в процессе исследования показателей готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся общеобразовательных школ особую роль играет системный подход.

■ В контексте системного подхода важным теоретико-методологическим ориентиром в подготовке будущего учителя к работе по развитию творческих способностей учащихся является принцип опережающего обучения [3]. Смысл его заключается, прежде всего, в том, чтобы в опережающем темпе сформировать и развивать у субъекта эффективные умения и навыки познавательной, теоретической и практической деятельности, системные представления об изучаемых явлениях, умения и навыки системно-творческого мышления.

Для осуществления опережающего формирования творческих способностей у учащихся учитель, должен иметь сформированную

ориентировочную основу своей (познавательной, теоретической и практической) деятельности и обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками и способностями, в том числе умениями и навыками использования системного подхода и самоуправления в процессе организации учебно-

познавательной деятельности обучающихся. В связи с этим в качестве ведущей задачи профессиональной подготовки будущего учителя выступает

формирование у него прогностической компетентности [4].

Современный учитель должен быть готов к реализации опережающей функции в развитии творческих способностей обучающихся, обладать способностью «системно видеть» объект своей профессиональной

деятельности - целостный педагогический процесс школы и уметь

прогнозировать его развитие.

Таким образом, реализация системного подхода, ориентированного на создание условий для личностного становления ребенка, для развития его творческих способностей, требует от учителя знания механизмов

формирования целостной личности, связанных с системным «видением» цели,

задач, содержания, средств, форм, методов, законов и закономерностей формирования личности, и на этой основе умений прогнозировать личностное развитие ребенка.

Опираясь на вышеуказанные положения, мы формулируем понятие «готовность будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в условиях системного подхода». Названная готовность рассматривается нами как интегративное личностное образование, выражающееся в наличие у педагога комплекса знаний, умений, навыков и личностно-профессиональных качеств, необходимых ему для создания единого образовательно-развивающего пространства в целях формирования личности школьника.

На основе анализа и обобщения теории и практики работы вузов гуманитарного профиля нами была сконструирована структурнофункциональная модель процесса формирования готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся, определена структура искомой готовности, выявлены её критерии, показатели и уровни (рисунок 1).

Мы исходим из того, что структура готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся интегрирует в себе три компонента: мотивационный, содержательный и технологический.

В качестве главной составляющей мотивационного компонента мы выделяем профессионально-педагогическую направленность личности учителя, которая характеризуется следующими показателями: ценностное отношение к педагогической деятельности; удовлетворенность своей профессиональной деятельностью; осознание социальной значимости профессии учителя; разносторонние интересы; наличие социальной активности; наличие творческих способностей.

Другой, не менее значимый компонент - содержательный. Он характеризует целостное, системно-структурное представление учителя о педагогическом процессе как объекте его деятельности.

Следует отметить, что одной из важных задач профессиональной подготовки будущего учителя является овладение им педагогическими

умениями, необходимыми в работе по развитию творческих способностей. В этой связи, ещё одним значимым компонентом профессиональной готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся является технологический компонент, включающий систему профессиональных умений и навыков по организации и управлению целостным педагогическим процессом.

Определяющим в технологическом компоненте готовности учителя к исследуемому аспекту профессиональной деятельности мы выделяем владение учителем способами организации учебной и внеучебной деятельности

учащихся, характеризирующееся следующими признаками: умение управлять деятельностью учащихся в учебное и внеучебное время, умение

организовывать взаимодействие субъектов педагогического процесса в

процессе реализации принципа единства учебной и внеучебной деятельности учащихся; технологическая компетентность; владение методами диагностики личностного развития школьника на основе его включения в различные виды деятельности.

Обозначенные выше позиции позволяют заключить, что сущность

процесса формирования готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся, основанного на принципах системного подхода выражается в опережающей организации педагогического процесса,

способствующей созданию единого образовательно-развивающего

пространства, которое расширяет возможности интеллектуально-

нравственного развития личности, приобретения ею опыта творческой деятельности, удовлетворения её разносторонних потребностей, интересов и способностей в различных видах деятельности.

Библиографический список

1.Афанасьев, В. Г. Системность и общество/ В.Г.Афанасьев. - М.: «Политиздат», 1977. - 382 с.

2.Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 270 с.

3.Галиев, Т. Т. Системный подход к интенсификации учебного процесса (для технических специальностей): монография/Т.Т. Галиев.- Караганда, 2002. - 305 с.

4.Денисова, Т. А. Системно-синергетический подход к гуманизации обучения школьников (на материале предметов естественно-математического цикла): дис... канд. пед. наук: 13. 00. 01. Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов, 2003. - 206 с.

5.Мерзлякова М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно-ориентированной системы образования в средней школе/ М.Г. Мерзлякова. - СПб., 1995. - 150 с.

Bibliography

1. Afanasiev, V.G. System and Society / V.G. Afanasiev. - М.: «Politizdat», 1977. - 382 p.

2. Blauberg, I.V., Yudin, E.G. Formation and Essence of the System Approach / I.V. Blauberg, E.G. Yudin. - М.: Nauka, 1973. - 270 p.

3. Denisova, Т.А. The System-and-Synergetic Approach to Schoolchildren’s Education Humanization (By the Examples of Natural-and-Mathematical Subjects): Dis ... Cand. of Ped.: 13. 00. 01. Saratov St. University n.a. N. G. Chernyshevsky. - Saratov, 2003. - 206 p.

4. Galiev, Т.Т. The System Approach to Educational Process Intensification (For Technical Specialities): Monograph / T.T. Galiev. - Karaganda, 2002. - 305 p.

5. Merzlyakova, M.G. Teachers’ Creative Potential Development in the Course of Personality-Focused Educational System Designing at Secondary School / M.G. Merzlyakova. -SPb., 1995. - 150 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.