Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ЭФФЕКТИВНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ ЭЛЕМЕНТОВ И УСТРОЙСТВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ЭФФЕКТИВНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ ЭЛЕМЕНТОВ И УСТРОЙСТВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная система / классификация / транспортные средства / диагностирование / надежность / transport system / classification / vehicles / diagnostics / reliability

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сафиуллин Равилл Нуруллович, Залюбовский Андрей Фадеевич, Сорокин Кирилл Владиславович

С целью систематизации новых признаков была уточнена классификация транспортных систем по пока-зателям их структурных и функциональных свойств и предложены пути повышения надежности с учетом внед-рения интеллектуальных транспортных систем. В связи с этим предложен метод удаленного диагностирования показателей состояния отдельных элементов, позволяющий на основе показаний удаленного мониторинга кор-ректировать периодичность и объем проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности транспортных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Сафиуллин Равилл Нуруллович, Залюбовский Андрей Фадеевич, Сорокин Кирилл Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEMATIC APPROACH TO THE EFFECTIVE APPLICATION OF INTELLIGENT TRANSPORT TECHNOLOGIES IN THE FUNCTIONAL DIAGNOSTICS OF ELEMENTS AND DEVICES OF VEHICLES

In order to systematize new features, the classification of transport systems according to their structural and functional properties was clarified and ways to improve reliability were proposed, taking into account the introduction of intelligent transport systems. In this regard, a method for remote diagnosis of indicators of the condition of individual elements is proposed, which allows, based on the indications of remote monitoring, to adjust the frequency and volume of maintenance and repair of vehicles to ensure the operational reliability and safety of transport systems.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ЭФФЕКТИВНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ ЭЛЕМЕНТОВ И УСТРОЙСТВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

УДК 656.13

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ЭФФЕКТИВНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ ЭЛЕМЕНТОВ И УСТРОЙСТВ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Р.Н. Сафиуллин1, А.Ф. Залюбовский2, К.В. Сорокин3,

Санкт-Петербургский Горный университет императрицы Екатерины II 199106, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21 линия д.2, Россия.

С целью систематизации новых признаков была уточнена классификация транспортных систем по показателям их структурных и функциональных свойств и предложены пути повышения надежности с учетом внедрения интеллектуальных транспортных систем. В связи с этим предложен метод удаленного диагностирования показателей состояния отдельных элементов, позволяющий на основе показаний удаленного мониторинга корректировать периодичность и объем проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности транспортных систем.

Ключевые слова: транспортная система, классификация, транспортные средства, диагностирование, надежность.

A SYSTEMATIC APPROACH TO THE EFFECTIVE APPLICATION OF INTELLIGENT TRANSPORT TECHNOLOGIES IN THE FUNCTIONAL DIAGNOSTICS OF ELEMENTS AND

DEVICES OF VEHICLES

R.N. Safiullin, A.F. Zalyubovskiy, K.V. Sorokin

Empress Catherine II Saint Petersburg Mining University, 199106, St. Petersburg, Vasilyevsky Island, 21 line 2, Russia.

In order to systematize new features, the classification of transport systems according to their structural and functional properties was clarified and ways to improve reliability were proposed, taking into account the introduction of intelligent transport systems. In this regard, a method for remote diagnosis of indicators of the condition of individual elements is proposed, which allows, based on the indications of remote monitoring, to adjust the frequency and volume of maintenance and repair of vehicles to ensure the operational reliability and safety of transport systems.

Keywords: transport system, classification, vehicles, diagnostics, reliability.

Введение

Достижения в области искусственного интеллекта положили основу новой промышленной революции, называемой «Индустрия 4.0». Внедрение искусственного интеллекта в отраслях промышленности позволяет улучшать обмен информацией между производственными элементами, создавать сложные и эффективные производственно-логистические взаимосвязи, эффективнее управлять транспортными процессами. Это стало возможно благодаря появлению новых технических устройств, позволяющих осуществлять автоматический постоянный мониторинг всего производственно-логистического процесса и отдельных его элементов. Такие системы в транспортной отрасли могут повысить скорость, точ-

ность и надежность транспортных операций. Поэтому, одним из основных направлений для реализации возможностей искусственного интеллекта являются транспортно-логистические комплексы, оборудование транспортных сетей и отдельные транспортные средства. [1]

В последнее десятилетие существенных успехов добились компании, развивающие направление по разработке различного беспилотного транспорта. По прогнозам экспертов к 2030 г. доля беспилотных автомобилей, способных двигаться без водителя, составит около 5 %, что станет началом реализации на практике нового подхода к организации всего транспортного сообщения, заключающегося в переходе на управление транспортными процессами искусственным интеллектом. [2, 2]

ББМ БЬБРгУ

1 Сафиуллин Равилл Нуруллович - доктор технических наук, профессор, е-mail: [email protected], ОЯСГО: 0000-0002-8765-6461;

2Залюбовский Андрей Фадеевич - кандидат технических наук, доцент, е-mail: Zalyubovskiy2015@mail/ru;

3Сорокин Кирилл Владиславович - аспирант, е-mail: [email protected], ОЯСГО: 0009-0006-3781-1407.

На современном этапе развития в связи с появлением новых, оснащенных искусственным интеллектом технических устройств и транспортных средств, а также способов управления и взаимодействия, в транспортной отрасли появилась новая терминология, возникли новые проблемные вопросы использования транспортных систем. С точки зрения методологии назрела необходимость уточнения классификации транспортных систем с учетом новых функциональных признаков [4 - 6].

Основная часть. Большинство классификаций систем, в которых рассматриваются транс-портно-технологические процессы, используют термин «транспортная система», хотя некоторые исследователи предлагали использовать термин «система транспорта», «транспортно-технологическая система» и др. [7 - 9]

В различных источниках определение термина «транспортная система» не однозначно, как и классификация. [10 - 12]

Введение в действие ГОСТ Р56829-2015 сформулировало новое понятие «интеллектуальные транспортные системы», как элемент управления транспортно-дорожным комплексом, но не определило место интеллектуальных транспортных систем в общей классификации транспортных систем. [13 - 1515] Следовательно, для уточнения классификации транспортных систем необходимо систематизировать произошедшие за последний период изменения в структуре и взаимосвязях элементов системы и выделить основные классификационные признаки, отличающие транспортные системы от остальных, и однозначно их характеризующие.

Транспортные системы по наличию и взаимосвязям входящих в них подсистем и структурных элементов обладают высокой сложностью и многообразием отличительных экономических, технических и технологических признаков, а также различной социальной значимостью. [16 -18]

Для примера разнообразия терминов рассмотрим ряд определений транспортных систем представленных в таблице 1. Ввиду большого количества определений, представлены только наиболее часто упоминающиеся, позволяющие увидеть подходы различных ученых к формулированию структуры, взаимосвязей, существенных отличий и характеристики транспортных систем. [10 - 13]

На современном этапе развития в связи с появлением новых, оснащенных искусственным интеллектом технических устройств и транспортных средств, а также способов управления и взаимодействия, в транспортной отрасли появилась

новая терминология, возникли новые проблемные вопросы

Таблица 1 - Определения термина «транспортная система»

Термин

<и н о

и

о

н

н

р

о а

и

н

а

арТ

Определение

Совокупность транспортной инфраструктуры, транспортных предприятий, транспортных средств и управления [4]

Целостное взаимосвязанное множество транспортных объектов, связанное выполнением определенных функций транспортировки грузов и пассажиров

[5]_

Интегрированная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, образующих единое целое, обеспечивающее выполнение перевозочного процесса и потребности в перевозках [5]_

Управляемая совокупность людей, транспортных средств, зданий и сооружений, взаимосвязанных между собой организованным технологическим процессом перевозок [11]_

Отрасль хозяйства, включающая в себя четыре элемента: сеть всех видов транспорта; подвижные транспортные средства; трудовые ресурсы транспорта; систему управления всеми видами транспорта [7]_

Обобщенно упоминающаяся в литературе классификация транспортных систем представлена на рисунке 1. Анализ, представленной на рисунке 1 классификации с учетом вышеприведенных определений транспортных систем, позволяет сделать вывод о том, что указанные признаки основываются на классификации перевозок, что не в полной мере отражает свойства и признаки транспортных систем, включающих в себя сложные инфраструктурные объекты, такие как заправочные комплексы, транспортно-логистические комплексы, диспетчерские центры, зоны отдыха и др., без чего в современных условиях невозможно осуществление транспортной деятельности.

В некоторых источниках для классификации транспортных систем используются такие признаки, как путь проявления целостности; субстанциональная природа системы; тип элементов; тип отношений между элементами внутри системы и внешней средой; обусловленность взаимодействия; системообразующие свойства. [5, 19] Однако, вышеперечисленные признаки были сформулированы на основе общей классификации систем [18, 19] и помогает охарактеризовать место транспортной системы в общей классификации систем, но не характеризуют саму транспортную систему, обладающую структурными,

функциональными и управленческими особенностями.

Классификация транспортных систем

По объектам перевозок

Перевозок грузов

Перевозок пассажиров

По территориальным признакам

Региональные

Городские

Узловые

По видам транс -порта

Железнодорожная

Автомобильная

Морская

Воздушная

Речная

Трубопроводная

Промышленная

Городская

По участникам социально-экономической деятельности

Общего пользо вания

Необщего поль зования

По принципам организационно хозяйственного построения

Контейнерные

Пакетные

Другие

По технологиче-- ским решениям в организации перевозок

Рисунок 1 - Классификация транспортных систем

Схематическое изображение предложенной в [5] классификации показывает (рис. 2), что такой подход является неудачным для классификации самой транспортной системы, так как не

были учтены структурные и функциональные показатели транспортной системы, отличающие ее от других систем.

Классификация транспортных систем

По пути проявления целостности

внешние

внутренние

По субстанционной природе

сущность

характер

происхождение

По типу элементов

существующие

концептуальные

искусственные

смешанные

По типу отношений между элементами

открытые - закрытые

линейные - нелинейные

управляемые

адаптивные

По обусловленности взаимодействия

детерминированные

стохастические

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По системообразующим свойствам

простые

сложные

очень сложные

метасистемы

целенаправленные

самоорганизующиеся

Рисунок 2 - Классификация транспортных систем по общесистемным свойствам (на основе [5])

К структурным показателям транспорт- связность, сложность, масштабность, централизо-ной системы можно отнести: состав, организация, ванность. К функциональным свойствам можно

отнести: результативность, производительность,

экономичность, оперативность, точность, быстродействие, мощность, мобильность.

Если рассматривать транспортную систему как интегрированную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов для обеспечения выполнения перевозочного процесса, то структурой транспортной системы будет устойчивая совокупность внутренних связей между ее функциональными элементами, способная обеспечить целостность функционирования системы.

Характерной чертой транспортных систем является увеличение зависимости движения одного автомобиля от другого при увеличении плотности транспортного потока, таким образом, движение автомобилей становится связанным. В связанном состоянии транспортный поток приобретает качественно новые целостные свойства. которых нет в отдельных элементах системы. Учитывая технические характеристики современных средств транспорта, включенных в транспортную систему, и интенсивность транспортных потоков, становится очевидным невозможность согласования по месту, времени и объему перевозок без современных систем управления, обладающих признаками искусственного интеллекта.

Стремление к постоянному повышению эффективности транспортного процесса привело к появлению термина «единой транспортной системы». Под единой транспортной системой подразумевается совокупность всех видов транспорта, транспортной инфраструктуры и потребителей услуг, связанных экономическими, технологическими, техническими и нормативно-правовыми взаимоотношениями.

Современный этап развития средств удаленного диагностирования и компьютерных технологий, реализуемых в настоящее время в сфере транспорта, позволил говорить о создании интеллектуальных транспортных систем, осуществляющих эффективное управление системами высокой сложности.

Интеллектуальная транспортная система - это система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективноститранспорт-ного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта. [14, 15]

Каждый вид транспорта имеет свое предназначение и области применения, и его признаки являются одной из основных составляющих общей классификации транспортных систем. Ввиду того, что транспортные системы относятся к быстроразвивающимся, необходимо периодическое уточнение классификации путем систематизации вновь поступающей информации, для постепенного формирования все более адекватной матрицы структурных и функциональных свойств системы.

Обобщение и анализ накопленной в области изучения транспортных технологий информации позволил предложить подход к классификации транспортных систем по стуктурным и функциональным свойствам, как наиболее полно отражающим индивидуальные особенности системы.

По структурным свойствам транспортные системы подразделяются по следующим признакам:

По составу: железнодорожные, автомобильные, речные, морские, воздушные, трубопроводные, космические, комбинированные, специальные (производственного транспорта, энергии, информации и т.п.).

По масштабу: международные, федеральные, региональные, муниципальные.

По сложности: интеллектуальные, автоматизированные, простые.

По характеру грузового потока: грузовые, пассажирские, универсальные

По организации: с развитой дорожной (транспортной) сетью, с неразвитой дорожной (транспортной) сетью.

По связности: локальные, интегрированные.

По централизованности: государственные, негосударственные.

По функциональным свойствам транспортные системы подразделяются по следующим признакам:

По производительности: малые, средние, большие.

По результативности: надежные, рискованные.

По экономичности: оптимальные, затратные.

По экологичности: экологичные, неэкологичные.

По оперативности: скорые, обычные.

По мобильности: космические, воздушные, наземные, подземные, водные, подводные, комбинированные.

Схематически предложенная классификация транспортных систем изображена на рисунке 3.

Классификация транспортных систем

По структурным свойствам

По составу транспортных средств По масштабу По сложности

железнодорожные международные интеллектуальные

автомобильные федеральные автоматизированные

речные региональные простые

морские городские

воздушные муниципальные

трубопроводные производственные

По объектам перевозок

грузовые

пассажирские

универсальные

По центра-лизо-ванно-сти По связности

государственные локальные

негосударственные интегрированные

космические

комбинированные

специальные

По функциональным свойствам

По производительности По экономичности По экологично-сти

малые оптимальные экологичные

средние затратные неэкологичные

большие

По оперативности

скорые

обычные

По мобильности По результативности

космические надежные

воздушные рискованные

водные

подводные

наземные

подземные

комбинированные

Рисунок 3 - Классификация транспортных систем по структурным и функциональным свойствам

Некоторые из представленных признаков классификации транспортных систем основываются на общепринятых понятиях и не требуют подробного пояснения, например, по составу транспортных средств, масштабу, объектам перевозок. В свою очередь некоторые новые признаки требуют пояснения. Так, сложность транспортных систем предлагается определять по уровню их технической оснащенности современными техническими средствами, в том числе с искусствен-

ным интеллектом. Интеллектуальные транспортные системы соответствуют высшему уровню технической оснащенности, а соответственно и сложности. По мере развития технологий и этот уровень будет повышаться, могут появиться новые более сложные системы, в том числе транспортные. Кроме того, в настоящее время используются и более простые по уровню технической оснащенности транспортные системы, использующие средства автоматизации определенных работ (автоматизированные) и без них (обычные).

В современных условиях постоянной борьбы за снижение вредных выбросов предложено ввести в классификацию характеристику экологичности транспортных систем. Системы, соответствующие требованиям стандартов и нормативной документации по количеству вредных выбросов и отходов предложено считать экологичными, не соответствующие вышеуказанным требованиям - неэкологичности. Оцениваются все элементы системы. при этом для неэкологичных систем может быть использована отдельная градация по уровням для мониторинга их развития в этом направлении.

По связности предлагается учитывать степень интеграции транспортных систем в единую транспортную систему: локальные или интегрированные, при этом степень интеграции можно определять отдельно.

В предложенной классификации транспортных систем отличительной новизной является подход, основанный на анализе структурных и функциональных свойств, а также учет и систематизация последних достижений в области транспорта, в том числе в области внедрения искусственного интеллекта на транспорте и транспортной инфраструктуре.

Количество беспилотных транспортных средств ежегодно увеличивается, в этой связи особую значимость приобретает вопрос удаленного мониторинга состояния элементов транспортной системы для обеспечения ее надежности. От надежности каждого элемента системы зависит ее слаженное функционирование, кроме того внезапно возникшая неисправность беспилотного транспортного средства может привести к дорожно-транспортному происшествию.

Имеющиеся в базовой комплектации беспилотных транспортных средств устройства позволяют в он-лайн режиме определять скорость и местоположение транспортного средства, но не менее важное значение при мониторинге состояния беспилотных транспортных средств имеет постоянный контроль параметров, характеризующих эксплуатационную надежность: уровень заправки топливом, уровень и температура охлаждающей жидкости, уровень и состояние масла в основных агрегатах, состояние тормозной и рулевой систем [20 - 22].

В литературе описаны варианты различных устройств, позволяющих оценивать эксплуатационные показатели удаленно, однако большинство из них носит концептуальный характер, где содержание устройств представлено в виде структурной схемы, содержащей отдельные

блоки, например, блок датчиков контроля параметров технического состояния двигателя; блок датчиков контроля параметров технического состояния элементов, характеризующих безопасность эксплуатации транспортного средства, при этом отсутствует техническое описание их конструкции, а описаны только их тип и принцип работы . [23 - 24]

Воздействие различных дорожных факторов и природно-климатических условий внешней среды также может оказывать негативное влияние на техническое состояние транспортного средства и создавать угрозу безопасности всех участников транспортного процесса и повреждения инфраструктуры, поэтому в некоторых случаях целесообразно применять датчики контроля этих факторов. Уже довольно широкое распространение получили датчики освещенности, управляющие светом фар, и датчики дождя, управляющие щетками стеклоочистителя и стеклоомывателем, а также датчики внутреннего климатконтроля, управляющие температурой в салоне или рефрижераторе. Но нельзя недооценивать негативное воздействие коррозионноактивных компонентов внешней среды, особенно при обильном использовании антигололедных реагентов в холодное время года, или использование техники в условиях высокого содержания солей, сероводородов, кислот, например, в горнодобывающей отрасли. Горно-геологические условия разрабатываемых месторождений, а также погодно-климатические условия региона оказывают существенное влияние эксплуатационные показатели горных и горно-транспортных машин. Основным способом обеспечения эксплуатационной надежности техники в различных природно-климатических условиях было установленное нормативными документами соответствующее климатическое исполнение, а также применение климатических и дорожных коэффициентов для снижения периодичности технического обслуживания и межремонтных интервалов. Однако, опыт эксплуатации различной техники, в том числе на горнодобывающих предприятиях в суровых природно-климатических и сложных горно-геологических условиях позволил установить, что в результате воздействия негативных факторов условий эксплуатации и природно-климатических условий, несмотря на то, что климатическое исполнение техники соответствует условиям всем требованиям и соблюдаются требования по объему и периодичности обслуживания с учетом понижающих коэффициентов, их выход в ремонт превышают превышает нормативные показатели почти на 40 % по

сравнению с эксплуатацией в умеренных условиях. При этом, около половины отказов механической системы приходится на разрушение элементов металлоконструкций. [27 - 27]

Использование технических средств в неблагоприятных условиях снижает эксплуатационную надежность транспорта, что может потребовать уменьшение межремонтных сроков и периодичности обслуживания. [30 - 30] Для контроля за ситуацией и оперативного управления периодичностью обслуживания целесообразно использовать датчики коррозионного состояния поверхностей технических средств.

Существующие неразрушающие методы определения состояния покрытий, ввиду своих особенностей, не позволяют проводить удаленный мониторинг коррозионного состояния техники, имеющей геометрически сложные поверхности с наличием углов и кромок. Единственным методом контроля коррозионного состояния поверхностей машин, применяемым в настоящее время, остается визуальное наблюдение при проведении периодического технического обслуживания или ремонта. Такой контроль сравнительно прост для специалиста при хорошем освещении и использовании увеличительного стекла. Однако, его применение осуществляется со значительной периодичностью и не позволяет определить скрытые дефекты на начальном этапе, поэтому как правило результативно, когда коррозионные повреждения уже значительны.

Кроме того, активное развитие услуги каршеринга (краткосрочная аренда, прокат автомашины) для периодического пользования автотранспортным средством или в случае, когда необходим автомобиль другой марки, типа кузова и грузоподъемности породило новую проблему по выполнению субъектами транспортной деятельности обязанности по проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, заключающуюся в дистанционной передаче транспортного средства в пользование без надлежащей проверки владельцем автомобиля его технического состояния и готовности к поездке. [31] Решение этой проблемы требует соответствующего ресурсного и материального обеспечения, к которому, в том числе, относятся средства удаленного диагностирования технического состояния транспортного средства, обеспечивающие, в первую очередь, безопасную эксплуатацию арендуемого транспорта и всех участников дорожного движения.

Следовательно, задача разработки технологий и устройств сбора и передачи необходимых

данных в управляющий компьютер единой транспортной системы остается важной и актуальной.

Выводы

1. Реализация нового подхода к классификации транспортных систем, основанного на анализе структурных и функциональных свойств, позволила систематизировать последние достижения в области транспорта, в том числе в области внедрения искусственного интеллекта на транспорте и транспортной инфраструктуре.

2. Применение в беспилотных транспортных средствах датчиков, характеризующих их техническое состояние позволит своевременно проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту, не доводя их до неработоспособного состояния, чем обеспечит повышение надежности и безопасности всей транспортной системы.

3. Переход к интеллектуальным транспортным системам повышает качество и безопасность оказания услуг, следовательно необходимо проведение дополнительных исследований по разработке технологий и устройств, предназначенных для сбора и передачи необходимых эксплуатационных характеристик беспилотных транспортных средств в он-лайн режиме для оперативного реагирования, в том числе по изменению сроков и объемов проведения технического обслуживания или ремонта.

Литература

1. Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 27. Глобалистика и геополитика. 2017. № 2 В.И. Маслов, И.В. Лукьянов. Четвертая промышленная революция: истоки и последствия с. 38-48.

2. Развитие технологии беспилотных автомобилей: проблемы и перспективы / Н. А. Бородин, Динь Куок Тай Нгуен, Е. И. Сергеев [и др.]. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 7 (70). — С. 33-38.

3. Беспилотные автомобили: перспективы и ожидаемые последствия экспансии. / Блинкин М.Я., Кулакова А.А. // Городские исследования и практики, 2023 —№ 8(1), 32-45.

4. Общий курс транспорта: учеб. пособие / С.М. Францев. - Пенза: ПГУАС, 2016. - 188 с.

5. Основы теории транспортных процессов и систем: учеб. пособие / А.А. Михальченко [и др.]; М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель : БелГУТ, 2017. - 379 с.

6. Горев, А. Э. Основы теории транспортных систем : учеб. пособие / А. Э. Горев. - СПб. : СПбГАСУ, 2010. - 214 с.

7. Зотов Л.Л. Общий курс транспорта: учеб. пособие / Л.Л. Зотов. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2008.-90 с.

8. Логистические транспортно-грузовые системы [Текст]. Под ред. В.М. Николашина. - М.: Изд.центр «Академия», 2003. - 304с.

9. Логистика: управление в грузовых транспортно-ло-гистических системах [Текст]. Под ред. Л.Б. Миро-тина. - М.: Юристъ, 2002. - 414с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Рахмангулов А.Н., Трофимов С.В., Корнилов С.Н. Управление транспортными системами. Теоретические основы [Текст].- Магнитогорск.: МГТУ им. Г.И.Носова, 2001.-191 с.

11. Горяинов А.Н. Классификация систем транспорта с учетом диагностического подхода [Текст]/ Восточноевропейский журнал передовых технологий. Вып.1/3 (49) Харьков: Технологический центр, 2011. - С. 4-10.

12. Прокофьева Т.А., Лопаткин О.М. Логистика транс-портно-распределительных систем: Региональный аспект. [Текст]. - М.: РКонсульт, 2003. - 400 с.

13. Ларин О.Н. Методология организации и функционирования транспортных систем регионов: монография [Текст]. Под ред. Л.Б. Миротина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 205 с.

14. ГОСТ Р56829-2015 Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения Дата введения 2016-06-01 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2015 г. N 2150-ст.

15. Распоряжение Правительства РФ от 25 марта 2020 г. № 724-р О Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования. Опубл. 30 марта 2020 г.

16. Резер С. М. Взаимодействие транспортных систем [Текст]. М.: Наука, 1985. - 247 с.

17. Политранспортные системы Сибири: Материалы VI Всероссийской научно-технической конференции (Новосибирск, 21-23 апр. 2009г.) [Текст]: В 2-х ч. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2009. - Ч.1. - 540 с.

18. Системный анализ и принятие решений : учеб. пособие / В.Н. Волкова [и др.]. - М. Высш. шк., 2004. -616 с.

19. Волкова, В.Н. Теория систем и системный анализ: учебник для академического бакалавриата / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2014. — 616 с.

20. Писарева О.М., Алексеев В.А., Медников Д.Н., Стариковский А.В. Характеристика зон уязвимости и источников угроз информационной безопасности эксплуатации беспилотных автомобилей в интеллектуальной транспортной системе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2021. Т. 14, № 4. С. 20-36.

21. Сафиуллин Р. Н., Сафиуллин Р. Р., Ефремова В. А. Метод комплексной оценки бортовых информационно-управляющих систем на горных машинах // Горный информационно-аналитический бюллетень. -2023. - № 9-1. - С. 49-63.

22. Патент RU 2631750 C2 Устройство бортового контроля технического состояния транспортного средства. Исаев Д.И. и др., Заявлено: 07.07.2015 опубл.

26.09.2017 Бюл. № 27

23. Патент RU 2741353 C2 Способ мониторинга технического состояния узлов и агрегатов сельскохозяйственной машины Рехлицкий О.В. и др. Заявлено:

06.11.2018 опубликовано: 25.01.2021 Бюл. № 3.

24. Патент RU 2219584 C1 Устройство для замера и фиксации параметров движения и состояния транспортного средства, а также фиксации окружающей обстановки Александрович А.Я.. Заявлено 17.01.2003, опубл. 20.12.2003.

25. Квагинидзе, B. C. Ремонтная технологичность большегрузных карьерных автосамосвалов на угольных разрезах Севера / Квагинидзе B. C. , Петров В. Ф. , Корецкий В. Б. - М: Издательство Московского государственного горного университета, 2003. - ISBN 57418-0250-8. - Текст: электронный // URL: https://www.rosmedlib.ru/book/ ISBN5741802508.

26. Актуальные задачи эксплуатации горно-транспортных машин в жестких климатических условиях / Ко-рецкий В.Б. // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2009. - № 10 С. 262-277.

27. Журавлев А.Г., Черепанов В.А., Карпов В.А., Неве-жин А.Ю. Рекомендации по эксплуатации и улучшению качества содержания карьерных автодорог Олим-пиадинского и Благодатного горно-обогатительных комбинатов. Горная промышленность. 2023. - № 5. С. 88-95.

28. Надежность и эффективность в технике: Справочник. Т.9. Техническая диагностика [Текст]. Под общ.ред. В.В.Клюева, П.П.Пархоменко. - М.: Машиностроение, 1987. - 352с.

29. Абрамов, А.Н. Эксплуатационная надежность технических систем / А.Н. Абрамов. - М.: МАДИ, 2019. -120 с.

30. Павлишин, С.Г. Корректирование режимов технического обслуживания с целью учета региональных условий эксплуатации / С.Г. Павлишин, М.В. Стовпец, Б.С. Павлишина // Мир транспорта и технологических машин. 2020. - №1(68). С. 25-33.

31. Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Принят Государственной Думой РФ 15 ноября 1995 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.