Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ТРУДОВЫХ СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ТРУДОВЫХ СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / ТРУДОВЫЕ СТРАТЕГИИ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ельникова Галина Алексеевна, Маргарян Артем Александрович, Алиев Шапи Изиевич

В статье представлен системный подход к анализу трудовых стратегий студентов. При определении трудовых стратегий в качестве системы в ее структуре авторами выделяются несколько уровней: уровень подсистем, уровень содержательных и уровень инструментальных элементов. Рассмотрение трудовых стратегий в рамках системного подхода позволяет также исследовать их взаимодействие с другими социальными система и презентовать их как динамичную и саморегулирующуюся систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEMATIC APPROACH TO ANALYZING THE LABOR STRATEGIES OF UNIVERSITY STUDENTS

The article presents a systematic approach to the analysis of students' labor strategies. At definition of labor strategies as system in its structure several levels are allocated: level of subsystems, level of substantial and level of instrumental elements. Consideration of labor strategies within a systematic approach also allows to investigate their interaction with other social systems and to present them as a dynamic and self-regulating system.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ТРУДОВЫХ СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

УДК 316

DOI 10.23672/l4584-9614-4727-e

Ельникова Галина Алексеевна

доктор социологических наук, профессор,

Белгородский университет кооперации, экономики и права elnikova.galina@gmail.com

Маргарян Артем Александрович

аспирант кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, Белгородский университет кооперации, экономики и права sveticlimen@yandex.ru

Алиев Шапи Изиевич

доктор социологических наук, доцент,

Дагестанский гуманитарный институт (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» dgi_atiso@mail.ru

Galina A. Elnikova

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Belgorod University of Cooperation, Economics and Law elnikova.galina@gmail.com

Artem А. Margaryan

Postgraduate Student of the Department of Humanities and Social Disciplines, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law sveticlimen@yandex.ru

Shapi I. Aliev

Doctor of Sociological Sciences,

Associate Professor,

Dagestan Humanitarian Institute (branch)

of the Academy of Labor and Social Relations

Educational Institution of Higher Education

of Trade Unions

dgi_atiso@mail.ru

Системный подход

к анализу трудовых стратегий студентов вузов

A systematic approach to analyzing the labor strategies of university students

Аннотация. В статье представлен системный подход к анализу трудовых стратегий студентов. При определении трудовых стратегий в качестве системы в ее структуре авторами выделяются несколько уровней: уровень подсистем, уровень содержательных и уровень инструментальных элементов. Рассмотрение трудовых стратегий в рамках системного подхода позволяет также исследовать их взаимодействие с другими социальными система и презентовать их как динамичную и саморегулирующуюся систему.

Ключевые слова: трудоустройство, жизненные стратегии, трудовые стратегии, студенты вузов, системный подход.

Annotation. The article presents a systematic approach to the analysis of students' labor strategies. At definition of labor strategies as system in its structure several levels are allocated: level of subsystems, level of substantial and level of instrumental elements. Consideration of labor strategies within a systematic approach also allows to investigate their interaction with other social systems and to present them as a dynamic and self-regulating system.

Keywords: employment, life strategies, labor strategies, university students, systematic approach.

Трудоустройство выпускников вузов является одной из актуальных проблем в современной России. В течение последних нескольких десятилетий предпринимаются активные попытки решить ее в теоретическом и практическом планах. В настоящий момент насчитывается значительное количество научных работ, анализирующих процесс трудоустройства выпускников вузов как в целом по России [6; 8; 9; 10], так и на региональном уровне [1; 5]. Также, одним важнейших показателей эффективности деятельности вузов является трудоустроенность его выпускников.

В то же время, при анализе трудоустройства выпускников вузов внимание сосредоточено, прежде всего, на состоянии рынка труда и его балансе с предлагаемым вузами спектром специальностей и профессий; на качестве получаемого выпускниками образования и на овладении ими необходимыми профессиональными компетенциями. При этом в меньшей степени внимание обращается на выбор самих выпускников, эксплицируемый в их трудовых стратегиях. Трудовые стратегии выпускников вузов, как правило, изучаются отдельно, позиционируясь в качестве самостоятельного предмета исследования [2; 4; 7].

Однако различные вопросы трудоустройства выпускников вузов и их трудовые стратегии являются двумя сторонами одной проблемы, наиболее полное и глубокое исследование которой предполагает применение системного подхода.

Трудовые стратегии выпускников вузов являются подвижной системой, на которую влияют не только социально-экономическая и политическая ситуация в стране, сложившийся рынок труда, требования работодателей, социальный капитал родительской семьи и т.п., но и личные интересы выпускников и трансформация их представлений о будущей профессии. Трудовые стратегии выпускников продолжают формироваться и корректируются во время всего обучения в вузе, поэтому целесообразно проводить анализ трудовых стратегий не только выпускников, но и в целом всех студентов вузов.

Цель статьи заключается в обосновании использования системного подхода к анализу трудовых стратегий студентов вузов.

Под трудовыми стратегиями нами понимается система целей и задач, которые ставит перед собой индивид в сфере трудовой деятельности, а также способы их достижения.

Трудовые стратегии являются частью более широкой системы - системы жизненных стратегий[3] и относятся к базовым стратегиям. Кроме них, в качестве базовых в систему жизненных стратегий, входят семейные и образовательные стратегии. Все базовые стратегии тесно связаны между собой; при этом наиболее сильная связь существует между образовательными и трудовыми стратегиями, на пересечении которых формируются профессиональные стратегии.

Трудовые стратегии как базовые определяют:

- желание или нежелание индивида трудиться, а также форму приложения труда, заключающуюся в выборе работы на государственном или частном предприятии, работы «на себя» (ключевые трудовые стратегии);

- стремление работать по ранее избранной специальности (профессиональные стратегии);

- намерение делать карьеру (карьерные стратегии).

То есть, базовые трудовые стратегии, рассматриваемые в качестве системы, включают в себя

Литература:

1. Виниченко М.В. Трудоустройство выпускников вузов России: проблемы и пути решения / М.В. Виниченко // Социальная политика и социология. 2012. № 4. С. 7-20.

2. Голубев И.А. Трудовые стратегии студенческой молодежи / И.А. Голубев // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 6. С. 363-368.

3. Ельникова Г.А. Жизненные стратегии молодежи: теоретический и методологический анализ /

ключевые трудовые стратегии, профессиональные и карьерные стратегии, являющиеся ее основными подсистемами или структурными единицами.

В систему трудовых стратегий также входят содержательные элементы, раскрывающие смысловую составляющую всей трудовой деятельности, и инструментальные, отражающие способы достижения цели трудовых стратегий.

К содержательным элементам относятся цель, задачи, ценности, ожидаемые результаты. Ядром содержательной компоненты трудовых стратегий являются ценности, которые определяют все остальные элементы. Прежде всего, исходя из ценностей, студенты формулируют фундаментальные цели трудовых стратегий, располагая их на линейке от самореализации до материального достатка.

Инструментальные элементы трудовых стратегий составляют:

- получение необходимого образования, включая дополнительное;

- использование всех возможных ресурсов;

- приобретение практического опыта при совмещении работы с учебой.

Среди инструментальных составляющих доминантой выступает получение образования, но также значимую роль играют и ресурсы, в которых важное место занимает социальный капитал родительской семьи.

Трудовые стратегии студентов, представляя собой систему, находятся, в свою очередь, под воздействием системы многочисленных объективных и субъективных факторов. Трудовые стратегии при этом демонстрируют гибкость, динамичность и адаптивность, что позволяет рассматривать их и как саморегулирующуюся систему.

Таким образом, трудовые стратегии представляют собой многоуровневую саморегулирующуюся систему, находящуюся во взаимосвязи с другими социальными системами. Выделение и последующий анализ всех компонентов системы позволяет произвести наиболее полный и многоаспектный их анализ, что, в свою очередь, имеет и практическую ценность - возможность воздействия на трудовые стратегии студентов вуза.

Literature:

1. Vinichenko M. V. Employment of Russian university graduates: problems and solutions / M.V. Vinichenko // Social Policy and Sociology. 2012. № 4. P. 7-20.

2. Golubev I.A. Labor strategies of student youth / I.A. Golubev // Social and Humanitarian Knowledge. 2015. № 6. P. 363-368.

3. Elnikova G.A. Life strategies of youth: theoretical and methodological analysis / G.A. Elnikova,

Г.А. Ельникова, Ш.И. Алиев. Белгород : Кооперативное образование, 2008. 245 с.

4. Иванова В.С. Стратегии трудоустройства выпускников вуза / В.С. Иванова // Векторы благополучия: экономика и социум. 2016. № 1(20). С. 1221.

5. Клячко Т.Л. Трудоустройство молодежи с высшим образованием и уроки пандемии / Т.Л. Клячко, Д.М. Логинов. М., 2021. 85 с.

6. Лехтянская Л.В. Вопросы трудоустройства выпускников вузов Приморского края / Л.В. Лехтянская, А.К. Ходякова // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 4(33). С. 89-91.

7. Осичева А.А. Трудовые стратегии выпускников вуза в современной России / А.А. Осичева // Наука молодых - будущее России. 2019. С. 188191.

8. Трудоустройство выпускников и его связь с качеством высшего образования / Д.Г. Сандлер [и др.] // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 3(115). С. 73-85.

9. Сероштан М.В. Трудоустройство выпускников вузов в регионе: анализ и оценка. М. : Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. 240 с.

10. Охотников О.В. Трудоустройство выпускников вуза как проблема системы российского образования / О.В. Охотников, Ю.Е. Казакова // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2019. Т. 3. № 18. С. 431-449.

Sh.I. Aliev. Belgorod : Cooperative Education, 2008. 245 p.

4. Ivanova V.S. Strategies of employment of university graduates / V.S. Ivanova // Vectors of well-being: Economy and Socium. 2016. № 1 (20). P. 12-21.

5. Klyachko T.L. Employment of youth with higher education and the lessons of the pandemic / T.L. Klyachko, D.M. Loginov. M., 2021. 85 p.

6. Lekhtyanskaya L.V. The issues of employment of graduates of Primorsky Krai universities / L.V. Lekhtyanskaya, A.K. Khodyakova // Karelian scientific journal. 2020. Vol. 9. № 4(33). P. 89-91.

7. Osicheva A.A. Labor strategies of university graduates in modern Russia / A.A. Osicheva // Science of the young - the future of Russia. 2019. P. 188-191.

8. Employment of graduates and its relationship with the quality of higher education / D.G. Sandler [et al.] // University Management: Practice and Analysis. 2018. Vol. 22. № 3(115). P. 73-85.

9. Seroshtan M.V. Employment of university graduates in the region: analysis and evaluation. M. : Publishing and Trading Corporation «Dashkov and K0», 2016. 240 p.

10. Okhotnikov O.V. Employment of university graduates as a problem in the system of Russian education / O.V. Okhotnikov, Yu.E. Kazakova // Vestnik Ural Federal University. Series: Economics and Management. 2019. Vol. 3. № 18. P. 431-449.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.