РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Канд. экон. наук И. А. Петропавлов
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ
РЕГИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Дается анализ регионального инвестиционного процесса с позиций системного подхода, приводится классификация инвестиций в экономику региона, а также исследуется взаимосвязанная совокупность различных понятий, формирующих состояние регионального инвестиционного процесса.
Методология анализа регионального инвестиционного процесса основывается на исследованиях отечественных и зарубежных ученых, обобщении опыта организации воспроизводства в инвестиционной сфере. Инвестиционное воспроизводство ранее в плановой экономике сводилось к воспроизводству основных производственных и непроизводственных фондов, а инвестиции осуществлялись главным образом в форме централизованных капитальных вложений. Понятия «инвестиции», «инвестиционный процесс», «воспроизводство в инвестиционной сфере» рассматривались узко и не охватывали весь процесс воспроизводства, кругооборот инвестиций. При таком подходе нельзя обоснованно - качественно и количественно - определить параметры инвестиционного процесса, его структурные элементы, факторы развития, сформировать экономический механизм регулирования и стимулирования инвестиционного процесса. Поэтому все эти категории нуждаются в переосмыслении.
Инвестиции - сравнительно новая категория для российской экономики. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие валовых капитальных вложений, под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их полное восстановление. Они и рассматривались как понятие, тождественное инвестициям.
С принятием в 1991 г. закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» [3] под инвестициями стали понимать денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права,
интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Это определение оказалось достаточно жизнеспособным и было практически дословно воспроизведено в федеральном законе от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Все инвестиции относительно объекта приложения (а именно этот критерий наиболее интересен) можно разделить на портфельные и реальные, где:
- портфельные инвестиции - вложения в ценные бумаги с целью последующей игры на изменении их курса и (или) получения дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом;
- реальные инвестиции - вложения капитала с целью прироста материально-производственных запасов и воспроизводства основных фондов (технического перевооружения, реконструкции действующих предприятий, расширения и поддержания действующих предприятий, нового строительства), которые называются капитальными вложениями, а также вложения в подготовку кадров, передачу опыта, лицензии, ноу-хау, совместные научные разработки и т. п.
Реальные инвестиции в свою очередь можно разделить на:
- внутренние - вложения средств хозяйствующего субъекта в собственные факторы производства за счет собственных источников финансирования;
- внешние - вложения средств инвестиционных институтов в факторы производства нуждающегося в инвестициях хозяйствующего субъекта.
Среди понятий, формирующих состояние инвестиционной сферы (инвестиционный климат) в экономике, важной категорией является инвестиционная привлекательность страны в целом, региона, отрасли или предприятия.
Инвестиционная привлекательность региона - это система или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обусловливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данный регион. В зависимости от временного горизонта анализа, управления и прогнозирования могут быть выделены текущая и перспективная инвестиционная привлекательность региона. Основные методические положения их измерения едины.
Уровень инвестиционной привлекательности региона состоит из двух компонентов: уровня инвестиционного потенциала и уровня инвестиционных региональных рисков.
Инвестиционный потенциал - это совокупность инвестиционных ресурсов, составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена на инвестиционном рынке в форме потенциального инвестиционного спроса, способного и имеющего возможность превратиться в реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение потребностей воспроизводства капитала. Инвестиционный потенциал региона формируется рядом экономических, социальных и природно-географических факторов.
Инвестиционный риск - это возможность или вероятность полного или частичного недостижения (неполучения) результатов осуществления инвестиций, планируемых участниками инвестиционного проекта. Инвестиционный региональный риск складывается из ряда экономических, социальных, политических и законодательных рисков.
Инвестиционная привлекательность региона, формируемая уровнем инвестиционного потенциала и уровнем инвестиционных региональных рисков, реализуется в виде инвестиционной активности в регионе.
Инвестиционная активность в регионе - реальное развитие инвестиционной деятельности в виде инвестиций в основной капитал в регионе. Общественное значение инвестиционной активности определяется ее содержанием (структурой инвестиций), направленностью и тем, насколько она отвечает объективным потребностям экономики в стратегической перспективе.
Взаимосвязь инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности для региона носит характер корреляционной зависимости: инвестиционная привлекательность является обобщенным факторным признаком, а инвестиционная активность - зависимым от него результативным признаком. Совокупность инвестиционной привлекательности региона и инвестиционной активности составляет его инвестиционный климат. В свою очередь изменение инвестиционного климата в динамике представляет собой инвестиционный процесс.
Взаимосвязь и соподчиненность понятий, изложенных выше, можно выразить схематично (рис. 1).
Таким образом, в совокупности понятий, формирующих состояние инвестиционного климата в регионе, системообразующей категорией выступает инвестиционная привлекательность, зависящая от частных факториальных признаков - инвестиционного потенциала региона и региональных инвестиционных рисков.
Инвестиционный потенциал представляет собой количественную характеристику, учитывающую основные экономические показатели: насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. д.),
потребительский спрос населения, его образовательный уровень и многое другое. По этому интегрированному показателю первое место в Российской Федерации удерживают регионы, которые благодаря природным ресурсам и условиям предыдущих этапов развития страны получили солидные составляющие своего нынешнего потенциала.
Рис. 1. Взаимосвязь элементов регионального инвестиционного процесса
Инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов, каждый из которых в свою очередь характеризуется целой группой показателей (рис. 2).
Нельзя не отметить влияние на социально-экономическую ситуацию в регионах России таких объективных факторов, как географическое положение и природно-климатические условия.
Высокий ресурсно-сырьевой потенциал способствует экономическому и, следовательно, социальному развитию региона. Влияние вовлеченных в эксплуатацию природных ресурсов в регионе проявляется преимущественно в структуре (специализации) хозяйства, а также через привлечение инвестиций и дополнительные возможности «давления» на федеральный центр за финансовые ресурсы и экономическую самостоятельность. Что касается разведанных, но не освоенных ресурсов, то они могут заинтересовать инвесторов, если государство может взять на себя инфраструктурное обустройство территории.
Демографический потенциал и структура населения во всех регионах имеют негативные тенденции: снижается рождаемость, возрастает смертность. Наиболее критическая ситуация складывается среди русского населения. В самом уязвимом положении находятся нечерноземные области, сибирские и дальневосточные регионы. Здесь же проявляются естественная предрасположенность к повышенной безработице, избыточная нагрузка на социальную среду, выбытие земельных ресурсов из сельскохозяйственного оборота и т. п.
Рис. 2. Структура инвестиционного потенциала региона
При прочих равных условиях преимущество имеют регионы с большой численностью населения и емким внутренним рынком, а также с возможностями для экономического саморазвития. К ним относятся Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская, Челябинская, Ростовская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан, Башкортостан и др.
Специализация и структура хозяйства в большей мере определяют состояние экономики региона. В 90-х гг. прошлого столетия спад производства произошел в регионах с преобладанием обрабатывающей промышленности, особенно машиностроения. Относительно благополучное положение наблюдалось в топливной промышленности (прежде всего нефтяной и газовой), черной и цветной металлургии, отдельных подотраслях химической и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Для некоторых регионов (Мордовия, Курганская, Ивановская, Камчатская области и др.) дополнительными факторами риска являются моноотраслевая специализация, недостаточный уровень диверсификации экономики. При изменении экономической конъюнктуры они рискуют оказаться в более тяжелом положении, чем регионы, имеющие несколько отраслей специализации.
Что касается условий обеспечения населения регионов продовольствием, то здесь в наиболее выгодном положении находятся сельскохозяйственные, слабо или умеренно урбанизированные регионы: Северный Кавказ, Центральное Черноземье, юг Урала и Западной Сибири. Имея более широкие возможности для самообеспечения продовольствием, они при любых кризисных ситуациях рыночной экономики могут обеспечить себя продовольствием.
Финансовую обеспеченность региона характеризует прежде всего собственный налоговый потенциал (отношение собранных на территории налогов к расходам бюджета). При падении объемов производства налоговая база, естественно, снижается. Однако в этом общем правиле есть исключение. Например, в Москве спад промышленного производства явно не соответствует финансовой обеспеченности. В то же время есть регионы, в которых при относительно низком спаде промышленного производства имеет место недостаточная финансовая обеспеченность. К их числу относится преобладающая часть отдаленных регионов, в которых неизмеримо возросли расходы на содержание городской инфраструктуры.
Таким образом, каждый регион занимает свое место в объективно обусловленной и достаточно устойчивой системе факторов регионального развития и сочетает в себе как позитивные, так и негативные, с точки зрения адаптации к рыночной экономике, черты, оценка которых
к тому же может меняться в зависимости от развития общей ситуации в стране. Поэтому разделить однозначно российские регионы на типы (уровни) инвестиционного потенциала весьма затруднительно. Искусство управления инвестиционным процессом на региональном уровне как раз и состоит в том, чтобы из альтернативных направлений развития выбрать именно то, которое в наибольшей мере соответствует данному региону.
Как уже отмечалось, уровень инвестиционной привлекательности региона состоит из уровня инвестиционного потенциала и уровня региональных инвестиционных рисков. Иногда риски неоправданно трактуются расширительно, включая все элементы инвестиционного потенциала. В большинстве случаев понятийные затруднения и нечеткость критериев возникают из-за неправильного, необоснованного объединения принципиально различных видов инвестиционных рисков.
В зависимости от причин возникновения и возможностей устранения (компенсации) различают два вида общего инвестиционного риска: коммерческий и некоммерческий (региональный).
Коммерческий инвестиционный риск - разновидность предпринимательского риска, связанного с инвестиционной деятельностью и вызванного специфическими для каждого инвестиционного проекта или отдельного предприятия особенностями коммерческой деятельности (например, риск потерь от необязательности партнеров, от неудачного маркетинга, от необоснованных технических и технологических решений и т. д.). Коммерческие инвестиционные риски проявляются лишь на уровне предпринимательской деятельности и не имеют макроэкономической, региональной и отраслевой форм.
Региональные инвестиционные риски являются некоммерческими и воздействуют в одинаковой степени на вероятные результаты осуществления всех инвестиционных проектов в регионе. Поэтому они обязательно должны учитываться в государственном регулировании инвестиционных процессов и в определении эффективности инвестиционных проектов.
Некоммерческий региональный инвестиционный риск обусловлен внешними по отношению к инвестору обстоятельствами регионального характера и складывается из следующих видов риска:
1. Экономического (тенденции в экономическом развитии региона).
2. Финансового (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий).
3. Экологического (уровень загрязнения окружающей среды). По удельному весу добывающих отраслей, ресурсо- и энергоемких производств существующая структура национального хозяйства России но-
сит антиэкологический характер. Концентрация таких производств в отдельных регионах сверх пределов природного потенциала увеличивает экологический риск и расшатывает неустойчивость экономической системы в целом.
Экологические параметры способны оказывать серьезное воздействие на финансовые и экономические показатели инвестиций. Они представляют интерес не только для органов государственной экологической экспертизы, но и для других субъектов инвестиционной деятельности. Осознание этого факта может способствовать значительному повышению степени экологической обоснованности инвестиций.
4. Социального (уровень социальной напряженности в регионах). Низкий уровень жизни большинства населения и социальная несправедливость особенно опасны с учетом низкой культуры разрешения конфликтов, что в конечном итоге может отпугнуть инвесторов и отразиться на инвестиционной активности в регионе.
5. Политического (распределение политических симпатий населения, авторитетность местной власти и т. п.). С увеличением жизненных трудностей население все чаще проявляет завышенные требования к избранной власти в регионе, что ведет к ее неустойчивому положению. Ослабление власти руководства субъекта Федерации и общее снижение управляемости регионом провоцируют различные политические силы на обострение ситуации, активизацию процедуры досрочных выборов.
6. Правового (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства). Здесь учитываются как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно. Законодательная система в России, как на федеральном, так и на региональном уровне, в значительной степени складывалась методом «латания дыр» в старом законодательстве, принятия поправок и отдельных законов в соответствии с требованиями текущего момента и раскладки политических сил и лоббистских группировок. В результате возникло множество противоречий, сохраняются многие устаревшие нормы.
Проблема высоких правовых рисков на региональном уровне не только может, но и должна комплексно решаться местными властями. Только в этом случае инвестор сможет выделить некую достаточно стабильную основу в правовой среде и, отталкиваясь от этого, определить диапазон возможных изменений законодательства для разумной оценки правовых региональных рисков.
7. Криминального (уровень преступности в регионе). Неотработанные механизмы разрешения деловых споров через суд приводят к
жестоким способам выяснения отношений между предпринимателями с привлечением элементов преступного мира. Достаточно большой проблемой остается тесная связь криминальных структур с органами власти.
Сегодня полностью решить эти проблемы, конечно, невозможно. Однако можно уменьшить их разрушительное влияние на региональную экономику. Для этого нужно создать предпринимателям условия для ведения честного бизнеса, т. е. необходимы разумный уровень налогообложения, эффективный цивилизованный механизм решения деловых споров через суд, четкое распределение полномочий государственных структур, прозрачность принятия решений и уменьшение возможностей произвола при выдаче лицензий и предоставлении льгот как путем уменьшения их числа, так и с помощью выработки, по возможности, максимально объективных стандартных критериев их получения.
Важно подчеркнуть, что указанные региональные инвестиционные риски складывались на протяжении всех лет реформирования социально-политической и экономической систем в России, а кризисные явления в экономике лишь усугубили и усилили их проявление в инвестиционных решениях. На наш взгляд, главная роль в снижении региональных инвестиционных рисков сегодня должна отводиться непосредственно субъектам Российской Федерации.
Список литературы
1. Андросов В. А. Механизм регулирования инвестиционной деятельности в регионе. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2001.
2. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике // Вопросы экономики. 2001. № 7.
3. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (с изменениями от 19 июня 1995 г.).