DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-308-316
П.П. Чуваткин - д.э.н., профессор, главный научный сотрудник, ФИЦ СНЦ РАН, г. Сочи, lares@sochi.com,
P.P. Chuvatkin - Doctor of Economics, Professor, Chief Researcher, Federal Research Center of SSC RAS, Sochi;
ЯА. Войнова - к.э.н., научный струдник ФИЦ СНЦ РАН, г. Сочи, yana-voynova@yandex.ru,
Ya.A. Voinova - Candidate of Economic Sciences, Research Fellow of the Federal Research Center of the SSC RAS, Sochi.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ SYSTEMIC APPROACH TO THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE TOURIST SPACE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В статье рассмотрено содержание туристского пространства как системы, представляющей собой единство географического, социального, экономического, культурного пространств, каждое из которых характеризуется собственным специфическим набором параметров, отражающих степень их сформированности и обуславливающих возможности и направления дальнейшего развития. Целостный взгляд на природу туристского пространства даёт возможность выявить сильные и слабые места, возможности и угрозы, определить целесообразность и направленность правовых, финансовых, информационных, трудовых ресурсов для поддержки его устойчивого развития на основе сформированной на макро, мезо- и микроуровне стратегии. Внесение ясности в понятийный аппарат, как показано в статье, позволяет внутри каждого компонента туристского пространства сфокусировать внимание на решении имеющихся проблем путём формирования чёткого списка целей и задач, определить условия и факторы, позволяющие обеспечить развитие заданного параметра, обосновать программные пути и спрогнозировать объёмы требующихся ресурсов для достижения поставленных целей. В качестве ключевого результата по итогам проведённого исследования может выступать система критериев, характеризующих развитие туристского пространства, учитывающая всё его разнообразие.
Abstract. The article considers the content of the tourist space as a system that is the unity of geographic, social, economic, cultural spaces, which is characterized by its own specific parameters, reflecting the degree of their formation, the possibilities and directions for further development. A holistic look at the nature of the tourist space makes it possible to identify strengths and weaknesses, opportunities and threats, determine the feasibility and focus of legal, financial, information, labor resources to support its sustainable development on the basis of the strategy, formed on the macro, meso and micro levels. Making clarity in the conceptual apparatus, as shown in the article, allows within each component of the tourist space to focus on solving existing problems by creating the list of goals and objectives, to determine the conditions and factors to ensure the development of a specified parameter, justify the software paths and predict the volumes of the required resources to achieve the goals. The system of criteria, characterizing the development and diversity of the tourist space, can act as a key result of the article.
Ключевые слова: туристское пространство, географический подход, социологический подход, экономический подход, культурологический подход, система, системный подход, устойчивое развитие.
Keywords: tourist space, geographical approach, sociological approach, economic approach, cultural approach, system, systemic approach, sustainable development.
Введение. Концептуальные основы социально-экономического развития туризма на современном этапе определены Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, ставящей в качестве ключевых целей формирование качественного и конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынке туристского продукта, усиление социальной роли туризма за счёт повышения его доступности, а также расширения возможностей россиян в отдыхе и оздоровлении. К 2035 году прогнозные целевые показатели предполагают рост туристской индустрии в 5,16 раз (с 3158 млрд.руб. до 16306 млрд.руб.; двукрат-
ное увеличение внутренних поездок на одного россиянина; увеличение экспорта туристских услуг в 3,21 раз с 8,9 млрд.долл. США до 28,6 млрд.долл. США; увеличение инвестиций в туристской сфере в 3 раза. [2]
В качестве одного из инструментов развития туризма в Стратегии выступает планирование развития туристских территорий, обладающих наибольшим потенциалом для создания востребованного на рынке турпродукта. При этом критерием их выбора служат результаты оценок ресурсной обеспеченности, текущей и потенциальной роли туризма в региональной экономике. В данном контексте Стратегия развития туризма отсылает к положениям Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Распоряжением Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р, где приоритетным обозначено развитие территорий, для которых туризм выступает перспективной экономической специализацией. [1] Данное положение определённо вовлекает регионы в конкурентную борьбу за право получения государственной поддержки развития туризма, при этом ключевым фактором успеха становится обоснование региональных возможностей по внесению существенного вклада в достижение целевых показателей Стратегии.
В качестве методической рекомендации разработчики Стратегии предлагают региональным и муниципальными органам власти в качестве самостоятельного документа или раздела в программы развития туризма рекомендуют включать мастер-план пространственного развития туристкой территории, определяющий локализацию коллективных средств размещения, объектов вспомогательной инфраструктуры, транспорта и пр. Данный подход, на наш взгляд, не отражает полноты содержания туристского пространства, понимаемого в научной литературе как особого, имеющего логическую форму и состоящего из различных по природе элементов вида пространства, объединённых при этом единой целью удовлетворения потребности людей досуге, отдыхе, рекреации. В этой связи рассмотрение туристского пространства во всей полноте его содержания с позиций системного подхода, позволяющего установить внутренние взаимосвязи составляющих его элементов и их взаимное влияние друг на друга, позволило бы более качественно решать задачу разработки мастер-планов региональных Стратегий развития туризма.
Разнообразные аспекты формирования и развития туристского пространства рассматриваются в многочисленных трудах отечественных и зарубежных учёных: А.Ю. Александровой (особенности пространственного развития туризма) [3]; Ю.И. Абульяна (туристское пространство как единство аттрактивности) [4]; А.Н. Леухина (семиотический потенциал туристского пространства) [10]; А.А. Саряна (пространственное развитие туризма как направление его экстенсивного развития) [14]; Шарафутдинова Н.Ш. и Онищенко Е.В. (понятийный аппарат туристского пространства) [16]; Николаева С.С. (стратегия формирования единого туристского пространства в регионе) [12]; Волк Е.Н, Зырянова А.И. и др. (планирование туристского пространства) [15]; Кициц В.М., Воронина В.А. (проектирование городского туристского пространства) [7] и пр. Степень научной активности в изучении различных аспектов развития туристского пространства позволяют сформулировать вывод о высокой актуальности данной тематики в туризмологии.
Основная часть. Применение системного подхода в планировании развития туризма с позиции изучения туристского пространства может способствовать решению задачи установления взаимосвязи между формирующими его географическим, экономическим, социальным, культурным пространствами, а также позволит рассматривать их как единое целое, а также выявлению основных механизмов его формирования и развития.
В силу многокомпонентности понятия туристского пространства цели и задачи его развития формулируются исходя из понимания содержания составляющих его элементов. Обобщённые результаты их анализа, включающего обзор понимания туристского пространства в рамках того или иного подхода, ключевых параметров его развития, целей и ожидаемых результатов, представлены в таблице 1.
Географический подход концентрируется на исследовании факторов, определяющих пространственное развитие туризма; оценке туристско-рекреационного потенциала террито-
рии с использованием актуальных методов исследования; проблемах туристско-рекреационного районообразования и районирования; современных форм пространственной организации туризма. При этом географический подход более всех прочих характеризует пространство как физическую, осязаемую категорию.
В рамках отечественной научной школы ценными представляются работы учёных-географов, посвящённые формулированию определений, характеризующих рекреационную систему, как подсистему народного хозяйства, обладающую набором рекреационных функций, а также разработанная В.С.Преображенским модель туристско-рекреационной системы. [9]
Таблица 1 - Содержание элементов туристского пространства
Научный подход Понимание ТП в рамках подхода Ключевые параметры развития ТП Цели развития ТП Ожидаемый результат развития ТП
1 2 3 4 5
Географический Местность, располагающая природными туристско-рекреационными ресурсами Лечебные ресурсы, пляжи, ландшафт и сопутствующая инфраструктура; климат, экология Развитие инфраструктуры природных ресурсов; Вовлечение ресурсов территории в турист-ско-рекреационную деятельность Развитие ТП на основе устойчивого ре-сурсопользования
Экономический Туристско-рекреационная деятельность экономических субъектов как часть ТП Совокупность объектов туристской инфраструктуры (средств размещения, питания, транспорта, досуга, шоппинга и пр.) Повышение количественных и качественных результатов ту-ристскорекреационной деятельности экономических субъектов в регионе Увеличение числа объектов туристской инфраструктуры, повышение качества услуг, повышение интенсивности использования средств размещения за счёт роста туристского потока, повышение прибыли и рентабельности, рост налоговых поступлений
Социологический Наличие в границах ТП условий и возможностей развития социальных субъектов (индивидов, групп, сообществ) Поведение туристов и местных жителей, ценностные ориентации, способы мотивации туристского спроса Моделирование ТП путём прогнозирования туристских потребностей с учётом интересов местного сообщества Повышение туристского спроса на продукт, создаваемый в пределах ТП
Культурологический Местная культура и культурное наследие населения региона Местная культура, традиции, обычаи. Народные промыслы, объекты туристского показа, культурные ценности и наследие Формирование туристского интереса к местной культуре и историческим ценностям Повышение интереса к местной культуре, обычаям, ценностям, достопримечательностям
В рамках географического подхода туристское пространство принято разделять на глобальный, национальный, региональный и местный уровень. Такое разделение позволяет разделить всё мировое пространство на географические регионы, делегировав при этом функции управления ими Международной туристской организации (ЮНВТО) на мировом уровне, национальным организациям на государственном уровне, региональной и местной администрации - на региональном и локальном уровнях.
На глобальном уровне ЮНВТО выступает посредником между странами, координируя их взаимодействие, сопровождая процессы сотрудничества и ограничивая оппортунизм развитых стран по отношению к развивающимся странам. Одной из ключевых функций ЮНВТО на современном этапе стала информационная, подразумевающая помимо продвижения туризма за счёт информационной поддержки сбор статистических данных и публикация соответствующих отчётов (World Tourism Barometer), представляющих данные о количестве туристских прибытий, величине туристских расходов, принимает участие в формировании рейтинга туристской привлекательности стран и пр.
Глобальное туристское пространство по географическому принципу делится на 6 макрорегионов: Европейский, Американский, Азиатско-Тихоокеанский, Южноазиатский Африканский и Ближневосточный. При этом лидирующую позицию по уровню туристской активности занимает Европейский регион, характеризующийся большим разнообразием турист-ско-рекреационных ресурсов, высоким уровнем доходов населения, высоким уровнем урбанизации, развитой транспортной инфраструктурой, туристской индустрией и сервисом.
В России в основу выделения туристских зон федерального значения положена схема рекреационного районирования Б.Н.Лиханова, В.С.Преображенского и туристского районирования Ю.С.Путрика и В.В.Свешникова [9]. Каждая зона характеризуется набором ресурсов развития рекреации и туризма, профилем зоны и её специализацией по видам туризма с указанием туристских центров, уровнем развитости туристской индустрии. Из тринадцати зон федерального значения высокий уровень развития туристской деятельности характерен для двух зон - Центральной с её экскурсионно- и бизнес-туристской специализацией и Приазо-во-Черноморской зоны с преимущественно курортной и туристско-экскурсионной специализацией. Средний уровень развития характерен для Западной, Северо-Западной, ЮжноРусской, Поволжской, Кавказской туристкой зон. Оставшиеся шесть туристских зон характеризуются низким уровнем развития туристской деятельности (Уральская, Обско-Алтайская, Енисейская, Байкальская, Дальневосточная зона, «Российский Север»). Значительное сдерживающее влияние на развитие туристкой деятельности в этих регионах, несмотря на располагаемые на их территории уникальные ресурсы, оказывает низкая транспортная доступность, низкий уровень развития предприятий индустрии размещения, питания, досуга и пр.
Таким образом, в рамках географического подхода решаются задачи исследования факта наличия природных рекреационных ресурсов, их классификации, экологической паспортизации, оценки объёмов природных запасов этих ресурсов и целесообразности освоения с учётом местоположения и климатических характеристик района, транспортной доступности.
Помимо глобального и национального уровня деления туристского пространства на зоны можно выделить региональный (внутригосударственный) и локальный (городской) уровни. В пределах государства выделяются регионы, обладающие наиболее привлекательными для туристов ресурсами. Традиционно высоким спросом пользуются прибрежные зоны с тёплым климатом, пляжи, природные ландшафты, зоны, располагающие ценными лечебными ресурсами. Исходя из факта наличия востребованных потребителями туристско-рекреационных ресурсов принимается решение о присвоении определенной зоне внутри региона курортно-рекреационной специализации как ведущей среди экономических видов деятельности. Подобная мера обусловлена тем, что часто развитие отличных от туризма форм хозяйствования, в частности связанных с развитием добывающих и перерабатывающих отраслей, может нанести вред экологии курортной зоны, значительно снизить уровень её привлекательности для посетителей. К курортным зонам традиционно применяются специальные градостроительные нормы, схемы размещения рекреационных, общественных, жилых и промышленных зон. Таким образом, в границах курортных городов особым образом планируется возведение объектов городской и курортной инфраструктуры, определённым образом разграничивая их и в то же время позволяющих создавать комфортные условия пребывания туристов и проживания местных жителей, совместного пользования общественными блага-
ми: услугами городского транспорта, связи, банковскими и страховыми услугами, услугами торговли, общественного питания и пр.
Таким образом, совокупность собранных представлений о рекреационных процессах и явлениях, полученных в ходе развития географической рекреационной модели, легла в основу последующей интеграции смежных научных направлений: социологии и экономики.
Социологический аспект изучения туризма фокусируется на изучении мотивации социальных субъектов, особенностях их поведения в контексте изменения уровня и образа жизни, эволюции общественных институтов. Основу формирования социологии туризма заложили труды Э.Кохена, который рассматривал социальные отношения в туристской сфере на трёх уровнях: макроуровне (эволюция общественных отношений); мезоуровне (взаимодействие местного населения и туристов); микроуровне (личная мотивация) [17].
Отношения между социальными субъектами туристской деятельности реализуются в особом социальном пространстве, служащем средой взаимодействия местного населения и путешественников. В социальном пространстве располагаемые территорией туристско-рекреационные ресурсы приобретают новый смысл, становясь источниками привлечения внимания путешественников. В условиях этого пространства выстраивается специфическое взаимодействие между местным населением и туристами. Местное сообщество при этом занимает важнейшее место в процессе туристско-рекреационного обслуживания, создавая сервисную среду предоставления услуг размещения, питания, экскурсионного и транспортного обслуживания, коммерческой реализации местной сувенирной продукции, предметов народного промысла и пр. Приезжающие в регион гости во время их пребывания становятся неотъемлемой частью социального пространства, потребляя разнообразные услуги, включаясь в коммуникацию с местным населением.
Социология туризма на мезоуровне изучает положительные и отрицательные аспекты взаимодействия жителей принимающих регионов и приезжающих туристов, особенности межкультурной коммуникации, особенно явно проявляющиеся в случае въездного туризма. В качестве положительных аспектов можно назвать расширение кругозора как местных жителей, так и туристов, развитие языковых навыков, изменение образа жизни. В числе негативных аспектов: рост преступности, разрушение местных традиций и обычаев. Таким образом, региональная институциональная надстройка решает задачу минимизации отрицательных аспектов туризма путём внедрения правовых основ и туристских формальностей, создания благоприятных условий пребывания гостей в регионе.
На микроуровне социология сосредотачивается на исследовании организации свободного времени индивида, формировании туристских целей, интересов и мотивации. Целевые предпочтения потребителей легли в основу формирования классификации туризма по видам. На сегодняшний день по цели путешествия выделяют: рекреационный, деловой, экскурсионный, спортивный, социальный, религиозный, экологический, медицинский и другие виды туризма. Туристский интерес стимулируется развитием информационного пространства, предоставляющего возможность предварительного знакомства с культурой региона, традициями, объектами показа, визуальной средой. Впоследствии полученная и накопленная информация оказывает значительное влияние на повышение мотивации к путешествию и определение цели.
Применение методологического аппарата социологии туризма позволяет выявить влияние половозрастных характеристик, семейного статуса, индивидуального или семейного дохода, национальной и религиозной принадлежности на степень туристской активности, предпочтения, требования к организации отдыха [6].
С позиций экономики туристское пространство характеризуется наличием множества объектов и субъектов, непосредственно вовлечённых в туристско-рекреационную деятельность: туристов, туристских посредников, предприятий туристской индустрии и организаций, оказывающих сопутствующие услуги. В основе взаимоотношений всех участников туристского рынка лежит процесс создания общественного блага в виде турпродукта и переход права на него для дальнейшего потребления услуг.
В экономическом пространстве туризма создаются условия потребления множества благ - природных ресурсов, услуг размещения, питания, курортного лечения, транспорта, экскурсий, торговли, развлечений, создаваемых и продвигаемых большим числом предприятий и организаций в виде туристского продукта [3].
Ядро туристского продукта составляют природные туристско-рекреационные ресурсы, наличие которых определяет физическое пространство развития туризма. Вокруг ресурса концентрируются туристские средства размещения: гостиницы, пансионаты, санатории, базы отдыха, кемпинги, предоставляющие базовые услуги проживания, питания, бытового обслуживания, лечения и транспортные организации, осуществляющие перемещение туриста из места его постоянного проживания к месту проведения времени отдыха.
В связи с повышением потребительских требований образуется среда, состоящая из предприятий, оказывающих широкий спектр дополнительных и досуговых услуг. Их деятельность направлена на качественное наполнение реализуемого продукта, его разнообразие с целью удовлетворения специфических потребностей [5].
Значительную роль в создании и продвижении регионального туристского продукта играют посредники: туроператоры и турагенты. При формировании туристского предложения эти организационные структуры ориентированы на международные и внутригосударственные рейтинги популярности стран и регионов, отражающие тенденции массового спроса (таблица 2).
Таблица 2 - Рейтинг популярности стран и привлекательности регионов, 2019 г.
№ п/п Страна Количество посещений, млн.чел. Регион России Рейтинг привлекательности, баллы
1 Франция 89 Московская область 119,4
2 Испания 82,8 Москва 118,7
3 США 79,1 Санкт-Петербург 118,4
4 Китай 63 Краснодарский край 118,1
5 Италия 62 Республика Крым 114,5
6 Турция 46 Алтайский край 108,6
7 Мексика 41 Приморский край 105,2
8 Германия 39 Республика Башкортостан 100,7
9 Таиланд 38,2 Свердловская область 98,7
10 Великобритания 36 Нижегородская область 96,3
16 Россия 24,5
Рыночные посредники являются связующим звеном между потребителями и поставщиками туристско-рекреационных услуг, реализуя маркетинговые функции продвижения и сбыта. Постепенно на смену традиционным формам осуществления посреднических функций приходят онлайн посредники в лице электронных систем бронирования и оплаты услуг.
В экономическом пространстве значительное влияние имеют институты, регулирующие сферу туристских формальностей: оформление паспортов, виз, страховых полисов, паспортов здоровья.
При формировании турпродукта в первую очередь учитывается туристская специализация региона и выделяется базовый туристский продукт, который впоследствии диверсифицируется на основании разности потребительских предпочтений и имеющихся у туристской дестинации возможностей удовлетворения селективного спроса.
Культура как часть туристского пространства играет важную роль в развитии турист-ско-рекреационной деятельности, в значительной мере обуславливая уровень туристского интереса к региону. Культурное пространство формируется местными традициями, обычаями, образом жизни, языковыми особенностями, искусством, наукой, религией, историческими памятниками и другими объектами культурного наследия. Безусловно, культурное пространство вносит особый колорит и в конечном итоге во многом определяет спектр впечатлений туристов от пребывания в регионе. Культурный компонент становится определяющим в реализации познавательных видов туризма [11].
Следует отметить, что создан мировой список объектов культурного наследия, охраняемых ЮНЕСКО. Объекты из данного списка представляют особую историческую ценность и традиционно привлекают большое число посетителей. Сохранение культуры является прерогативой местной власти, так как её утрата неизбежно может привести к снижению популярности туристской дестинации.
Итак, системный подход, позволяющий рассматривать содержание географического, социального, экономического и культурного пространств в качестве единого туристского пространства, позволяет достичь следующих результатов [13]:
1) сформировать цели и задачи развития туристского пространства;
2) провести анализ условий и факторов его развития;
3) обосновать пути и средства достижения поставленных целей;
4) разработать критерии оценки развития туристского пространства.
В качестве основной цели может выступать достижение устойчивого развития туристского пространства в долгосрочной перспективе. При этом ключевыми условиями и факторами будут служить: устойчивое ресурсопользование, обеспечение транспортной доступности, повышение качества услуг, диверсификация туристского предложения, повышение квалификации обслуживающего персонала, популяризация местной культуры и искусства и др.
Представляемые пути и средства достижения поставленных целей и задач находятся в плоскости взаимодействия административных и коммерческих структур. На государственном уровне необходимо формировать национальные программы развития туризма, задающие границы и масштабы развития туристского пространства. При этом важным представляется учёт всей совокупности интересов объектов и субъектов туристского рынка.
Перечень примерных критериев оценки развития туристского пространства приведён в таблице 3.
Таблица 3 - Критерии оценки развития туристского пространства (составлено авторами)
№ п/п Критерий Макроуровень Мезоуровень Микроуровень
1 Наличие программ развития туризма + + +
2 Число туристов (въездной и внутренний турпоток) + + +
3 Объемы экспорта и импорта услуг по статье «Туризм» + +
4 Бюджетные поступления от туризма (с учётом мультипликатора) + +
5 Количество туристских средств размещения + + +
6 Коечная мощность туристских средств размещения + + +
7 Коэффициент использования номерного фонда + + +
8 Финансовый результат деятельности туристских предприятий + + +
9 Объёмы платных услуг по статье «Туризм» + + +
10 Число занятых в сфере туристского обслуживания + + +
11 Количество туроператоров и турагентов + +
12 Инвестиции в сферу туризма (государственные и частные) + + +
13 Индекс потребительских цен на услуги в сфере туризма (проживание, транспорт и пр.)
13 Объекты туристского показа + + +
14 Паспортизация туристских ресурсов + +
15 Положение в международном рейтинге туристской привлекательности + +
16 Узнаваемость бренда дестинации + + +
Заключение. Таким образом, применение системного подхода формирования и развития туристского пространства позволит чётче формулировать цели и задачи развития ту-ристско-рекреационной деятельности в разрезе составляющих его географического, эконо-
мического, социального и культурного пространства с учётом их специфического содержания, взаимной связи, обусловленности, подчинённости. Особо важную роль в развитии туризма системный подход может сыграть для регионов, обладающих скудной природной ресурсной базой, не позволяющей развивать популярный рекреационный туризм. Например, оценивая имеющиеся ресурсы развития туризма в республике Татарстан, можно прийти к выводу о целесообразности продвижения продукта культурно-познавательного, делового, паломнического туризма. Данный вывод основан на исследовании общих условий социально-культурного и экономического пространства республики, центром притяжения туристского интереса которой является город Казань. В 2018 году столица республики приняла матчи Чемпионата мира по футболу FIFA, а визитными карточками Казани стали Кремль и башня Сююмбике, Благовещенский собор, Мечеть Кул-Шариф. Насыщенное смешением татарской и русской культуры пространство, традиционная татарская кухня, необычные памятники архитектуры, могут сделать республиканский туристский продукт уникальным и конкурентоспособным, привлекающим внимание как отечественных, так и зарубежных туристов.
Включение туризма в список приоритетных направлений регионального экономического развития, создание и продвижение определённого вида туристского продукта, форматирование средств размещения в соответствии с потребностями целевой аудитории, разработка уникальных экскурсионных программ, дегустаций национальных блюд и напитков, проведение событийных мероприятий, производство и реализация традиционных сувениров позволит сфокусировать административные и финансовые ресурсы региональных органов власти, предпринимательских структур и в конечном итоге решить задачу обеспечения эффективности туристкой деятельности.
Источники:
1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 207-р).
2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации в период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 20.09.2019 г. №2129-р).
3. Александрова А.Ю. Современные особенности пространственного развития туризма // География и туризм. - 2018. № 2. С. 12-16.
4. Абульян Ю.И. К подходу о понимании туристского пространства как единства аттрактивности / Ю.И.Абульян, Л.А.Старостина // Курорты. Сервис. Туризм. - 2018. № 1(38). С.8-12.
5. Восколович Н.А. Междисциплинарный аспект современных исследований в сфере туризма // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2016. № 6. С. 71-86.
6. Дусенко С.В. Генезис и структура социального пространства туризма // Вестник НГУЭУ. 2014. № 3. С. 345-351.
7. Кициц В.М., Воронина В.А. Туристское пространство и городское туристское пространство: географический аспект // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 64-2. С.6-8.
8. Конышев Е.В. Типология туристско-рекреационного пространства // Географический вестник. 2020. №1 (52). С. 32-41.
9. Кружалин В.И. География туризма: учебник / В.И.Кружалин, Н.С.Мироненко, Н.В.Зингер-Корн, Н.В.Шабалина. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 336 с.
10. Леухин А.Н. Семиотический потенциал туристского пространства: особенности конструирования / А.Н.Леухин // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2018. Т.18. вып. 1 С.41-46.
11. Моченов В.П. Туризм и мультикультурное пространство // Вестник РМАТ. 2014. №2. С. 20-25
12. Николаев С.С. Стратегия формирования единого туристского пространства в регионе (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области): автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.05 / Санкт-Петербург. гос. ун-т экономики и финансов. - Санкт-Петербург, 2000. - 16 с.
13. Новиков В.Г., Савченко Е.А. Системный подход к разработке и реализации региональных туристических проектов // Географическая среда и живые системы. 2020. №3. С. 112-127.
14. Сарян А.А. Пространственное развитие туризма как направление его экстенсивного развития / Актуальные направления сбалансированного развития горных территорий в контексте междисциплинарного подхода: материалы I Междунар. науч. конф. - Карачаевск: КЧГУ, 2019. С.271-275.
15. Сервис: организация, управление, маркетинг: учебник для бакалавров / Е. Н. Волк, А. И. Зырянов, А. А. Лимпинская, Н. В. Харитонова. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. - 249 с.
16. Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В. «Туристское пространство» как понятие: научные подходы к исследованию // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2020. №2. С.28-39.
17. Шеин Ю.П., Сафарова Б.А. Пространство туризма: социально-философские и региональные технологические аспекты // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2014. №4 (10). С. 111-117.
References:
1. The strategy of spatial development of the Russian Federation for the period up to 2025 (approved by the order of the Government of the Russian Federation of 13.02.2019, No. 207-r).
2. The strategy for the development of tourism in the Russian Federation until 2025 (approved by the order of the Government of the Russian Federation of 20.09.2019, No. 2129-r).
3. Alexandrova A.Yu. Modern features of the spatial development of tourism // Geography and tourism. -2018.No. 2. P. 12-16.
4. Abulyan Yu.I. To the approach to understanding the tourist space as a unity of attractiveness / Y. I. Abulyan, L. A. Starostina // Resorts. Service. Tourism. - 2018. No. 1 (38). S.8-12.
5. Voskolovich N.A. Interdisciplinary aspect of modern research in the field of tourism // Bulletin of Moscow University. Series 6. Economy. 2016. No. 6. S. 71-86.
6. Dusenko S.V. Genesis and structure of the social space of tourism // Bulletin of NSUEU. 2014. No. 3. S. 345-351.
7. Kitsits V.M., Voronina V.A. Tourist space and urban tourist space: the geographical aspect // Trends in the development of science and education. 2020. No. 64-2. S.6-8.
8. Konyshev E.V. Typology of tourist and recreational space // Geographic Bulletin. 2020. No. 1 (52). S. 32-41.
9. Kruzhalin V.I. Geography of tourism: textbook / V. I. Kruzhalin, N. S. Mironenko, N. V. Zinger-Korn, N. V. Shabalina. - M.: Federal Agency for Tourism, 2014. - 336 p.
10. Leukhin A.N. Semiotic potential of tourist space: design features / A. N. Leukhin // Izv. Sarat. un-that. New ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. - 2018. T.18. no. 1 pp. 41-46.
11. Mochenov V P. Tourism and multicultural space // Bulletin of the RMAT. 2014. No. 2. S. 20-25
12. Nikolaev S.S. Strategy for the formation of a single tourist space in the region (on the example of St. Petersburg and the Leningrad region): abstract of dis. candidate of economic sciences: 08.00.05 / St. Petersburg. state University of Economics and Finance. - St. Petersburg, 2000. - 16 p.
13. Novikov V.G., Savchenko E.A. A systematic approach to the development and implementation of regional tourism projects // Geographic environment and living systems. 2020. No. 3. Pp. 112-127.
14. Saryan A.A. Spatial development of tourism as a direction of its extensive development / Actual directions of balanced development of mountainous areas in the context of an interdisciplinary approach: materials of the I International. scientific. conf. - Karachaevsk: KChGU, 2019.S. 271-275.
15. Service: organization, management, marketing: a textbook for bachelors / E. N. Volk, A. I. Zyryanov, A. A. Limpinskaya, N. V. Kharitonova. - Moscow: Publishing and trading corporation "Dashkov and K
2019. - 249 p.
16. Sharafutdinov V.N., Onishchenko E.V. "Tourist space" as a concept: scientific approaches to research // Bulletin of VolSU. Series 3: Economics. Ecology. 2020. No. 2. S.28-39.
17. Shein Yu.P., Safarova B.A. Tourism space: socio-philosophical and regional technological aspects // Vestnik USNTU. Science, education, economics. Series: Economics. 2014. No. 4 (10). S. 111-117.