Научная статья на тему 'Системный эффект в архитектуре'

Системный эффект в архитектуре Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
1271
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система / архитектурное пространство / иерархия / смыслообразующие связи / Город / кластер

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Витюк Екатерина Юрьевна

В статье рассмотрен системный подход к формированию архитектурных и градострои-тельных объектов, продемонстрирована смыслообразующая значимость между внутренними связями отдельных элементов систем, приведены примеры существующих систем и возможность использования фрактального формообразования, основанного на системности и иерархии в проектировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный эффект в архитектуре»

УДК72.01 ВИТЮКЕ. Ю.

Системный эффект в архитектуре______________________________________

В статье рассмотрен системный подход к формированию архитектурных и градостроительных объектов, продемонстрирована смыслообразующая значимость между внутренними связями отдельных элементов систем, приведены примеры существующих систем и возможность использования фрактального формообразования, основанного на системности и иерархии в проектировании.

Ключевые слова: система, архитектурное пространство, иерархия, смыслообразующие связи, город, кластер. VITYUKE.Y.

SYSTEM EFFECT IN ARCHITECTURE

In article the system approach toformation of architectural and town-planning objects is considered, the importanceforming sense 'between internal communications of separate elements of systems is shown, examples of existing systems and use possibility fractus the creation offorms based on the system approach and hierarchy, in designing are resulted.

Keywords: vstem, architectural space, the hierarchyforming sense of communication, a city, cluster.

Витюк

Екатерина Юрьевна

кандидат архитектуры, помощник проректора по научной работе УралГАХА

E-mail: veu@usaaa.ru

Согласно теории, система — это множество взаимосвязанных элементов, обособленных от среды и взаимодействующих с ней как целое [2]. Исходя из определения, архитектуру можно трактовать как искусство создания систем пространств и объектов, необходимых для жизнедеятельности людей, отражающих мировоззрение общества и основывающихся на научно-технических достижениях периода их разработки. Архитектурная среда города представляет собой метасистему, включающую отдельные архитектурные пространства, здания и сооружения, малые архитектурные формы. При этом в урбанизированной среде архитектурное пространство «вплетено» в городское, содержащее также транспортные и инженерные системы, природные и антропогенные рекреационные образования. На основе этих рассуждений можно прийти к выводу, что город есть наисложнейшая, многокомпонентная метасистема со следующей иерархией подсистем: городская среда, городское пространство, архитектурное пространство, отдельное здание, интерьер. Кроме того, город является подсистемой урбанизированного пространства.

Системный эффект состоит в реализации закона суперпозиции, суть которого заключается в идее неравнозначности суммы целого и суммы его частей, т. е. отдельные подсистемы могут обладать свойствами совершенно иного характера, нежели система целиком. Важную роль при образовании системы играют возникающие между отдельными ее элементами связи,

отношения, которые и определяют «поведение» целого. Выявление таких связей происходит на уровне системно-структурного анализа, когда структура понимается как внутренняя форма системы. Системообразующие связи (прямые и косвенные) характеризуются упорядоченностью, иерархией и плотностью. Чем выше степень данных характеристик, тем больше целостность системы, т. е. ее устойчивость, перспективность, гомеостатичность [1].

Рассмотрим в качестве примера архитектурной системы особняк Харитонова-Расторгуева в г. Екатеринбурге (рис. 1). Данное сооружение представляет собой набор из нескольких элементов — зданий, решенных в одном архитектурном стиле (классицизм), масштабе, цветовой гамме. Это типичный образец городской усадьбы, ансамбль, согласованное единство частей, организующих целое. Принятые архитектурные решения, его образующие, создают плотную сеть связей между отдельными сооружениями. Кроме того, функциональное зонирование этого пространства также направлено на усиление целостности системы. Прилегающая среда — парк с небольшим прудом — также включена в общую композицию и функционально связана с совокупностью зданий. Здесь можно говорить

о сосуществовании нескольких систем разных уровней сложности: ордерная система фасада; система зданий, образующих ансамбль; система дворовых хозяйственных построек и площадок; система дорожек, зеленых насаждений, пруда и др., т. е. парк при особняке; система

внутренних комнат. Кроме того, в различных исторических очерках о становлении Екатеринбурга можно встретить информацию о развитой системе подземных сооружений данного строения. Безусловно, изменение одной из названных систем (даже незначительное) приведет к трансформации всех остальных и возникновению нового образа, нового восприятия данного объекта. Например, убрав ротонду и засыпав пруд, можно создать иную структуру путей перемещения по территории парка. Это, в свою очередь, вызовет возникновение новых пространств, площадок, точек восприятия особняка и др. Возможно, потребуется убрать деревья и кустарники, мешающие обзору с появившихся мест отдыха и дорожек; тогда автоматически возникнет потребность в обновлении парка: высадке саженцев, устройстве клумб, газонов, мощении, установке уличного оборудования (урны, фонари, скамейки и т. п.). Обновление территории может вызвать увеличение количества посетителей данного объекта, значит, усадьба должна поменять или дополнить имеющиеся функции в соответствии с требованиями потребителей. Реализация необходимых функций может сказаться на перераспределении функциональных зон, строительстве новых и реконструкции существующих сооружений и т.д. Другими словами, удаление или изменение какого-либо элемента системы вызывает цепную реакцию, выражающуюся в видимых

(очевидных, ощутимых) и латентных модификациях других элементов, их групп, связей между ними и, конечно, всей системы.

Проанализируем систему другого уровня — озелененные пространства города Екатеринбурга (рис. 2). В нее включены как природные элементы («зеленые клинья» лесов и лесопарков), так и антропогенные ландшафты: скверы, аллеи, парки и сады. Для устойчивого и эффективного существования данной системы все ее подсистемы должны быть связаны друг с другом (физически, визуально, функционально), тогда она функционирует как «легкие» города, т. е. обеспечивает естественную циркуляцию воздуха, нормальный влажностной режим и др. Однако уплотнение городской застройки и увеличение территорий города приводит к разрыву связей в системе озелененных пространств. Вследствие этого нарушается и поведение системы. Например, сквер на главной улице города — проспект Ленина — не выполняет возложенной на него функции рекреационного пространства, а наоборот, представляет собой место скопления пыли, не защищающее от шума, ветра, вредного воздействия солнечных лучей и т. д. Большинство рекреационных зон Екатеринбурга представляют собой самостоятельные разрозненные территории, утратившие связи друг с другом, вследствие чего не имеющие «подпитку», возможности обновления и дальнейшего развития; отсутствуют

какие-либо соединительные элементы между внутригородскими рекреационными зонами и внешними лесами и лесопарками, окружающими город. «Зеленые клинья», бережно сохраняемые ранее, нарушаются в связи с ростом городской территории. Поэтому «легкие» урбанизированной среды не работают, жители постоянно испытывают дискомфорт от пронизывающих ветров в холодный период года и духоты и пыли в теплый. Отсутствие диссипации приводит открытые системы в закрытую форму, обрекая их на гибель. Восстановление системы требует больших усилий, дополнительных затрат, что, естественно, приводит к замедлению других процессов, поскольку начинается искусственное перераспределение ресурсов города. Это, в свою очередь, вызывает истончение городской ткани и ее разрывы.

Значимость возникающих системных связей, как явных, так и скрытых, высока, поскольку именно они определяют специфику всей системы, т. е. являются смыслообразующими. Одни и те же элементы могут выступать в разном качестве в зависимости от того, каким образом произошла их интеграция, включение в целое. Здесь и проявляется особенность творческой деятельности архитектора, рождается новый стиль, заключающийся в установлении особых правил взаимодействия элементов. Следование этим правилам, их многократное применение — основа любого архитектурного направления, стиля, школы

Рисунок 1. Усадьба Харитонова-Расторгуева, г. Екатеринбург [4, с.13—15]

Рисунок 2. Схема расположения «зеленых клиньев» лесных и лесопарковых территорий, внедряющихся в структуру города. Ил. Е. Ю. Витюк

и т. д. Например, широко известная ордерная система, появившаяся в Древней Греции [3]. Ордера имеют один и тот же состав элементов (либо незначительные отклонения от общего

^ - Кластер СІЕЗ - Система кластеров

набора): капитель, антаблемент, ствол колонны, абака и др. Отличие же одной структуры от другой проявляется во внешнем физическом выражении этих частей: размере, форме. Смысл

Варианты компоновок

связей между элементами сохраняется: нагрузка от покрытия сооружения (фронтон, портик, крыша) передается на антаблемент (карниз, фриз, архитрав), который, в свою очередь, опирается на капители колонн. Ствол колонны оказывается основным несущим элементом, принимающим на себя всю тяжесть покрытия и передающим его далее на фундамент. Архитектоника греческого храма всецело отражает принцип организации данной системы.

Заключение

Гармоничная архитектурная среда возможна только в том случае, если город разрабатывается как система архитектурных пространств, а каждое отдельное архитектурное пространство — как система, образованная отдельными сооружениями, каждое из которых также представляет систему, но низшего порядка. В этом проявляется принцип иерархии. Так, на рисунке представлен вариант схемы образования городского пространства, основанный на фрактальном формообразовании (рис. 3). Есть система (в данном случае квадрат), насыщенная всеми необходимыми элементами для возможности существования, которую некоторые теоретики именуют «кластер». Кластеры объединяются в более сложные системы, благодаря чему возрастает их устойчивость, появляются новые связи, а значит, и пути развития. Однако бесконечность этого процесса сомнительна, поскольку размер системы должен быть оптимальным, т. е. таким, чтобы она была контролируемой и измеряемой, в противном случае она «развалится» на более мелкие и простые в управлении структуры.

Системный эффект в архитектуре заключается в существовании внутренних связей, иерархии элементов, за счет совместной работы которых повышается суммарная польза системы.

Список использованной литературы

1 Город как сосредоточение коммуникаций : монография/И. М. Волч-кова, Э. А. Лазарева, А. А. Чувакин и др. Екатеринбург, 2009.

2 Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.Л. Введение в системный анализ. М., 1989.

3 Хайт В. Л. Об архитектуре, ее истории и проблемах. М., 2003.

4 Холодова Л.П., Щербенок A.B. Место архитектурного наследия Урала в современном архитектурном процессе: монография. Екатеринбург, 2008.

РисунокЗ. Системность во фрактальном формировании и адаптация ее под использование в проектировании. Ил. Е. Ю. Витюк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.