Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ЭКОНОМИКЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА "СЕВЕРНЫЙ ПОТОК"'

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ЭКОНОМИКЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА "СЕВЕРНЫЙ ПОТОК" Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ЭКОНОМИКЕ / ПОДСИСТЕМЫ / МАГИСТРАЛЬНЫЙ ГАЗОПРОВОД / "СЕВЕРНЫЙ ПОТОК"

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Яковлева К.О.

В статье проведен системный анализ объекта, описаны его подсистемы, а также проблемы и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM ANALYSIS IN THE ECONOMY ON THE EXAMPLE OF THE PROJECT "NORD STREAM"

The article provides a systematic analysis of the object described by its subsystems, as well as the problems and prospects of development.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ЭКОНОМИКЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА "СЕВЕРНЫЙ ПОТОК"»

только методики, но и процедуры судебно-бухгалтерской экспертизы. Это связано с тем, что при недостаточной компетенции эксперт получает результаты, которые не могут быть приняты судом в качестве доказательства, следовательно, заключение эксперта не имеет никакой ценности.

Использованные источники:

1. Организационно - правовые основы судебно - бухгалтерской экспертизы: учеб. пособие / Ю.И. Новиков, О.А.Блинов. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А.Столыпина, 2014. - 96с.

2. Учёт оценочных резервов и обязательств: электронное учебно -методическое пособие / Шумакова О.В., Коваленко Е.В., Новиков Ю.И. / Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. Т. 1. № 1 (56). С. 43.

3. Судебно - бухгалтерская экспертиза: учеб. пособие / А.А. Савин, А.А. Савин. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вуз. Учеб., 2013.- 263 с.

Яковлева К.О. студент 4 курса Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, г. Москва

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ЭКОНОМИКЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА

«СЕВЕРНЫЙ ПОТОК»

Аннотация: в статье проведен системный анализ объекта, описаны его подсистемы, а также проблемы и перспективы развития.

Ключевые слова: системный анализ в экономике, подсистемы, магистральный газопровод, «Северный поток».

Ksenia Yakovleva

4th year student, Credit-economic faculty, Financial University under the

Government of the Russian Federation,

Moscow

SYSTEM ANALYSIS IN THE ECONOMY ON THE EXAMPLE OF THE PROJECT "NORD STREAM"

Abstract: the article provides a systematic analysis of the object described by its subsystems, as well as the problems and prospects of development.

Keywords: system analysis in economy, subsystems, main gas pipeline "Nord stream ".

«Северный поток» (Nord Stream) — магистральный газопровод между Россией и Германией, проходящий по дну Балтийского моря. Данный газопровод — самый длинный подводный маршрут экспорта газа в мире. Владелец и оператор — компания Nord Stream AG.

С одной стороны, система «Северный поток» выступает как составная часть более сложной газотранспортной системы. С другой стороны, сама состоит из множества взаимосвязанных подсистем и существует как единое

целое. Подсистемами Nord Stream являются природоохранная, сбытовая, сырьевая, политическая, инновационно-технологическая, производственная, инвестиционно-финансовая подсистемы, система обеспечения персоналом и система управления.

1. Природоохранная подсистема

Владелец и оператор проекта компания Nord Stream AG заявляет, что «Северный поток» - это надежный и экологически безопасный способ транспортировки газа. Консорциум вложил 100 млн. евро и провел консультации с правительствами, государственными органами, экспертами и заинтересованными лицами всех стран Балтийского моря для обеспечения безопасности и экологичности технического дизайна, маршрута, технологий строительства и эксплуатации газопровода. На этапе планирования Nord Stream провел беспрецедентно масштабные исследования Балтийского моря. Как показывает опыт строительства и эксплуатации множества газопроводов в Северном море и других акваториях, морские газопроводы не оказывают значительного воздействия на окружающую среду.

Компания Nord Stream также инвестировала 20 млн. евро в программу комплексного экологического и социального мониторинга в 2010-2011 гг. До 2016 г. в экологический мониторинг будет инвестировано всего около 40 миллионов евро.

В рамках данной программы ведутся исследования по 16 параметрам окружающей среды. В их числе: физические и химические характеристики поверхностных вод и донных отложений; биологическая среда (состояние популяций рыб, птиц и морских млекопитающих); социально-экономические условия (оценка воздействия на промысловое рыболовство и объекты культурного наследия).

Данные для исследования собираются почти с 1000 точек мониторинга вдоль всего маршрута газопровода. Исследования, предусмотренные программой мониторинга, велись на протяжении всего периода строительства и будут продолжаться в течение эксплуатации газопровода, что позволит гарантировать минимизацию любого экологического воздействия. Результаты мониторинга на данный момент показывают, что фактическое воздействие строительства газопровода по ряду параметров ниже значений, которые были определены в результате оценки возможного воздействия на окружающую среду, проведенной на этапе планирования проекта.

Тщательно разработанный маршрут газопровода через Балтийское море был согласован с государственными органами пяти государств, через воды которых он проходит. Проведенное в 1997 и 1999 годах комплексное технико-экономическое обоснование ряда альтернативных маршрутов показало, что прямой маршрут через Балтийское море является наиболее оптимальным. Например, наземный маршрут потребовал бы строительства промежуточных компрессорных станций через равные промежутки трассы, в то время как морской газопровод «Северный поток» работает без

промежуточной компрессии, что позволит сократить количество выбросов CO2.

«Северный поток» не пересекает места захоронения боеприпасов. Морское дно вдоль всего маршрута газопровода было подробно исследовано и подготовлено для трубоукладки.

Nord Stream использует передовые технологии при соблюдении высочайших международных стандартов как на этапе строительства, так и на этапе эксплуатации газопровода.

2. Сбытовая подсистема

Целевыми рынками поставок по «Северному потоку» являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания и другие страны.

В 2005 году потребность зарубежной Европы в газе составляла 314 миллиардов кубических метров. К 2025 году, по прогнозу, она должна составить 509 миллиардов кубических метров. Благодаря прямому соединению крупнейших в мире запасов газа, расположенных в России, с европейской газотранспортной системой, «Северный поток», проектная мощность которого составляет 55 миллиардов кубических метров в год, сможет удовлетворить около 25% этой дополнительной потребности в импортируемом газе.

Контракты о поставке газа по трубопроводу "Северный поток" в Германию ("E.ON Ruhrgas", "Wingas"), Францию ("Gaz de France"), Данию ("Dong Energy") и Великобританию ("Gazprom Marketmg&Tradmg") подписаны до 2035 года.

Но возможна и альтернатива российскому газу. На роль подобной альтернативы в краткосрочной перспективе претендует сжиженный газ, в долгосрочной перспективе — сланцевый газ.

3. Сырьевая подсистема

Основная ресурсная база для поставок природного газа по газопроводу "Северный поток" - одно из крупнейших в мире Южно-Русское нефтегазовое месторождение в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области с запасами около 800 млрд. куб. метров. Дополнительным поставщиком голубого топлива для газопровода "Северный поток" станет Штокмановское газоконденсатное месторождение, расположенное в Баренцевом море, в территориальных водах России, с запасами 3,7 трлн. куб. метров. Также будут использоваться месторождения полуострова Ямал (запасы 26,5 трлн. куб. метров) и Обско-Тазовской губы (запасы 50 млрд. куб. метров).

4. Политическая подсистема

Энергетика и политика сегодня тесно переплетены друг с другом. Пример газопровода "Северный поток" в этом смысле весьма показателен. Помимо экономической, он имеет и ярко выраженную политическую составляющую.

Критики проекта указывали на то, что прокладка газопровода по морю всегда обходится намного дороже, чем по суше, и экономия на транзитных

пошлинах компенсирует эти дополнительные расходы лишь через много лет. Поэтому сразу же после планов строительства «Северного потока» начался поиск политических причин, оправдывающих связанные с ним высокие капиталовложения.

Так, в Литве высказывалось мнение, что новый альянс немцев и русских спланирован для изменения политической карты Европы.

Польский сейм принял заявление, в котором говорится, что германско-российское соглашение о строительстве нефтепровода «угрожает безопасности и независимости Польши». Позднее выяснилось, что критика со стороны Польши была вызвана опасением возможного прекращения поставок полякам российского газа по наземному маршруту Ямал — Европа после ввода в строй «Северного потока». После прояснения ошибочности таких предположений, а также после заявления России о готовности увеличить поставки газа в Польшу и продлить договор о сотрудничестве до 2037 года Польша заявила, что «Северный поток» перестаёт быть опасным для неё.

Украина тоже выступала против данного проекта, так как теперь она перестает быть монополистом в транзите российского газа в Европу, и у России появляется рычаг давления на Украину в газовом вопросе.

В Стокгольме начали опасаться, что за планами соорудить посреди моря вблизи шведских границ платформу для обеспечения работы трубопровода кроется стремление Москвы получить плацдарм для возможных шпионских и даже военных операций.

Довольно много немецких политиков и представителей общественности забеспокоились, что из-за нового трубопровода зависимость их страны от российских энергоносителей настолько возрастет, что Москва сможет диктовать цены и шантажировать Берлин.

Сейчас все эти политические бури в прошлом: платформу вблизи Швеции строить не стали, а большинство польских, немецких, скандинавских и балтийских скептиков удалось переубедить.

5. Производственная подсистема

Береговые сооружения, расположенные на участке между береговой линией и компрессорной станцией «Портовая» в России (оператор - ООО «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург») и приемным терминалом в Германии (оператор OPAL и NEL), соединяют морской газопровод с наземной инфраструктурой.

В состав береговых сооружений входят системы аварийного отключения, шиберные задвижки, а также датчики для отслеживания ряда параметров, таких как давление, температура, качество газа и скорость потока. Внутренняя инспекция газопровода проводится с помощью интеллектуальных поршней, которые запускаются с береговых сооружений в России и принимаются на берегу Германии.

Для транспортировки газа через Балтийское море на расстояние 1224 км необходимо высокое давление. При полной загрузке газопровода

давление на входе должно достигать 220 бар. На компрессорной станции «Портовая» газ приводится в соответствие с нормативами, а затем сжимается до необходимого уровня. Давление газа и скорость потока регулируются на пункте управления компрессорной станции. Сжатый газ охлаждается до рабочей температуры и до подачи в газопровод проходит через станцию учета.

В финальной точке «Северного потока» в Германии приемный терминал регулирует давление и скорость потока поступающего газа в соответствии с техническими и эксплуатационными условиями газопроводов OPAL и NEL. По соединительным газопроводам OPAL и NEL газ подается в европейскую газотранспортную сеть. На приемном терминале газ, поставляемый газопроводом, фильтруется и подогревается, а затем поступает на две станции учета.

Управление потоком газа в газопроводе «Северный поток» ведется дистанционно из Швейцарии, Германии и России. Операторы поддерживают постоянную связь, как с поставщиком газа, так и с его получателями. Персонал кампании Nord Stream осуществляет контроль безопасности и ведет наблюдение за такими параметрами, как давление, температура, скорость потока и технические характеристики газа. Работа объектов Nord Stream координируется с работой компрессорной станции и приемного терминала, чтобы гарантировать соблюдение всех требований. В случае приближения рабочих параметров к проектным ограничениям операторы принимают необходимые меры, чтобы исключить превышение показателей. Если проектные ограничения, например, давление или температура на входе будут превышены, система аварийного отключения перекроет поток газа, который возможно будет возобновить только после восстановления эксплуатационных условий. Проектное давление на входе в газопровод в России составляет 220 бар, а на выходе в Германии - около 105 бар. Минимальное целевое давление для эксплуатации газопровода составляет приблизительно 100 бар. Операторы компании координируют процесс транспортировки с операторами соединительных газопроводов, которые также постоянно замеряют проектные параметры в нескольких точках по обе стороны газотранспортной системы. Все технические параметры передаются в режиме реального времени по системе телекоммуникаций операторам в центре управления. С целью обнаружения утечек газа, огня, дыма или перегрева в стратегически важных точках установлены системы пожаротушения и газообнаружения, состоящие из высокочувствительных датчиков, которые позволяют определять случаи нарушения нормальной работы еще до того, как они начинают представлять опасность.

Для обеспечения надежности, доступности и безопасности газотранспортной системы разработан комплекс мер по техническому обслуживанию. Система задействует все ключевые компоненты: нитки газопровода, оборудование для контроля и мониторинга на обоих береговых участках, а также оборудование центра управления и резервного центра

управления.

На береговых участках регулярно проводится обслуживание, инспекции, проверка и ремонт систем безопасности газопровода, связи, энергоснабжения, пожарообнаружения и газообнаружения, а также систем аварийного отключения и запорной арматуры.

Основные работы по обслуживанию газопровода, например, инспекция наружной и внутренней поверхности труб, связаны с отслеживанием его текущего состояния относительно исходного. Инспекция внешнего состояния проводится исследовательскими судами с использованием дистанционно управляемых аппаратов для визуальной и инструментальной проверки труб.

Внутренняя инспекция с использованием диагностических устройств позволяет обнаружить даже минимальные изменения в состоянии газопровода. Такая внутритрубная диагностика проводится раз в несколько лет для оценки степени коррозии и обнаружения механических дефектов и дополняется данными о географических координатах, позволяющих определить смещение газопровода относительно исходного состояния. Диагностические устройства запускаются с береговых сооружений в России и вместе с потоком газа достигают берега Германии.

Ремонт газопровода не потребуется в течение всего минимального срока эксплуатации (50 лет) благодаря использованию высококачественных материалов и надежному техническому дизайну. Однако на случай маловероятной деформации или повреждения газопровода в силу внешних факторов был разработан план ремонта, предусматриваемый корпоративной политикой.

6. Система управления

Управление газопроводом «Северный поток» осуществляется из штаб-квартиры Nord Stream в Цуге, Швейцария. Операторы центра управления непрерывно контролируют и координируют работу газотранспортной системы. Они поддерживают постоянную связь, как с поставщиком газа, так и с его получателями. Операторы отслеживают физическое передвижение газа по газопроводу, чтобы убедиться, что система функционирует в штатном режиме. Центр управления соединен с датчиками и запорной арматурой через выделенное кабельное и спутниковое подключение, что позволяет операторам отслеживать все параметры движения газа в удаленном режиме, а также при необходимости управлять запорной арматурой газопровода нажатием кнопки. Центр управления оборудован большой видеопанелью, а также рабочими местами для операторов и инженеров. Газопровод находится под контролем круглосуточно и без выходных. Для обеспечения дополнительной безопасности центр дистанционного управления, оснащенный независимой системой связи, дублируется.

7. Инвестиционно-финансовая подсистема

Компания Nord Stream AG со штаб-квартирой в Цуге, Швейцария, - это

международный консорциум, созданный для планирования, строительства и эксплуатации нового морского газопровода. Российская компания ОАО Газпром владеет 51% капитала консорциума; немецкие компании Wintershall Holding GmbH и E.ON Ruhrgas AG имеют равные доли по 15,5%, а голландская газовая инфраструктурная компания N.V. Nederlandse Gasunie и французская энергетическая компания GDF SUEZ владеют по 9%.

Пять акционеров компании Nord Stream обеспечили 30% бюджета проекта в размере 7.4 миллиардов евро. Остальные 70% были предоставлены международными коммерческими банками на основе проектного финансирования. Коммерческая целесообразность проекта подтверждается тем, что в процессе привлечения финансирования для обеих фаз проекта первоначальное предложение кредиторов превысило привлекаемую сумму на 60%.

Финансовыми консультантами Nord Stream AG стали Royal Bank of Scotland, Commerzbank, Societe Generale.

Комитет, созданный акционерами, управляет финансами компании, в частности, рассматривает целесообразность инвестирования строительства третьей и четвертой нитей магистрали.

8. Система обеспечения персоналом

«Северный поток» содействовал созданию новых рабочих мест и в России, и в Европе. На этапе строительства магистрали требовалось большое количество вахтовых рабочих. Компания «Газпром» объявляла о наборе бурильщиков, инженеров по технической поддержке насосного оборудования, геологов-экспертов, инженеров по ремонту и обслуживанию оборудования, механиков буровых установок, инженеров-электриков, изолировщиков и рабочих множества других специальностей.

Работа вахтовым методом связана с тяжелыми условиями труда, поэтому уровень зарплат для квалифицированных рабочих и инженеров составлял до 150 тысяч рублей в месяц. Кроме того, рабочим предоставлялся полный соц. пакет, дополнительное медицинское страхование за счет компании. Чтобы привлечь специалистов из отдаленных районов России, 50% стоимости проезда к месту работы оплачивал работодатель, но с последующим возвратом этой суммы из будущей зарплаты работника.

После ввода в эксплуатацию «Северного потока» требовались технические специалисты и инженеры в эксплуатационной области. Чтобы привлечь и удержать опытных и высококвалифицированных работников, компания «Газпром», например, разработала систему мотивации работников, сочетающую в себе материальное и нематериальное стимулирование, направленное на повышение заинтересованности работников в результатах труда.

Кроме стандартного соц. пакета для стимулирования работников предусмотрены:

- система годового бонуса, учитывающая выполнение общекорпоративных и индивидуальных ключевых показателей

деятельности;

- программа премирования акциями, направленная на долгосрочное стимулирование ключевых работников;

- система корпоративных наград.

Система обеспечения персоналом тесно связана с инновационно-технологической подсистемой, так как для использования нового оборудования и технологий нужен обученный персонал.

9. Инновационно-технологическая подсистема

Инновационно-технологическая подсистема заключается в создании новых технологий и их адаптации для производства.

Впервые в практике «Газпрома» создан новый вид документации по проекту — электронная исполнительная документация «как-построено», разработанная с целью повышения качества и надежности сухопутного участка Грязовец - Выборг, который прокладывается в сложных природных условиях. Для этого в процессе строительно-монтажных работ формировалась единая база данных, в которую заносились технические характеристики и точные координаты каждой трубы, каждого крана, каждой детали, каждого сварного шва и одновременно все сведения о трассе газопровода — пересекаемых реках, дорогах, линиях электропередачи и многом другом.

Особое внимание уделяется достоверности данных геодезической съемки. Все геодезические измерения выполняются с точностью, потенциально позволяющей использовать полученные данные для расчета напряженно-деформированного состояния трубы после укладки. Ожидаемый результат достигается за счет применения приборов высокого класса точности (GPS-приемников и лазерных тахеометров) и за счет выполнения работ по специальным методикам. Так, например, измерения координат стыков производятся только по триангуляционным схемам дважды с разных точек стояния приборов. Внедрение любой новой информационной технологии в такой консервативной сфере деятельности, как строительство трубопроводов, — это очень

противоречивый процесс, где новое должно на практике доказать свою востребованность и экономическую целесообразность.

Проведенный системный анализ проекта «Северный поток» показал, что при реализации проекта «Северный поток» возникали экологические, политические и другие проблемы. Однако после множества экспертиз и консультаций они были решены.

В ближайшем будущем может возникнуть проблема сбыта: на европейском рынке возможна конкуренция российского газа и сланцевого газа из США. Далее на очереди природный газ из недавно открытых месторождений в восточной части Средиземного моря, разработкой которых займутся Израиль и Кипр.

Несмотря на нынешние вызовы, в долгосрочной перспективе газовое сотрудничество между Россией и Европой имеет хорошее будущее. К 2030

году потребление газа в Европе вырастет на 200 млрд. кубометров в год - до 635-670 млрд. Экологичное «голубое топливо» останется главным источником энергии из-за негативного отношения европейцев к АЭС после аварии на японской «Фукусиме». При этом Евросоюз, вопреки заявлениям критиков, не попадет в энергетическую зависимость от России, так как у «Северного» будет несколько сильных конкурентов-дублеров из других стран.

Использованные источники:

1. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учебник для студентов вузов / И.Н.Дрогобыцкий. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 423 с.

2. Виноградова О. «Северный поток» затянет Великобританию? // «Нефтегазовая Вертикаль». 2012. №7

3. Григорьев А. «Северный поток» отвечает интересам России. А если приглядеться? // Журнал «Мировая энергетика». 2009. №6

4. Сайт ОАО «Газпром» http://www.gazprom.ru

5. Сайт проекта Nord Stream http://www.nord-stream.com/ru

6. Сайт института проблем нефти и газа http://www.ipng.ru

Якубенко М.Н., к. э.н.

доцент Кожевникова С. С. магистрант 3 курса ФГБОУВО Омский ГАУ

Yakubenko MN, Ph.D. Assistant professor Kozhevnikova SS Master of 3 courses FGBOU IN Omsk State Agrarian University ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТНОЙ

ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: В статье подробно рассматривается структура и содержание аудита учетной политики в организации, а также проводится обзор нормативных актов, в которых отражена необходимость раскрытия учетной политики, а также изучен порядок проведения аудита учетной политики, с целью обоснования авторского подхода к формированию направлений аудита учетной политики.

Abstract: This article details the structure and content of the audit of accounting policies in the organization , and provides an overview of regulations, which reflect the need for disclosure of accounting policies , and to explore procedures for auditing accounting policies , in order to substantiate the author's approach to the formation of areas of auditing accounting policies

Ключевые слова: учетная политика, аудит учетной политики,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.