Научная статья на тему 'Системный анализ тенденций развития железнодорожного транспорта и формирование синергетического эффекта в современных условиях'

Системный анализ тенденций развития железнодорожного транспорта и формирование синергетического эффекта в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / SYNERGETIC EFFECT / УСКОРЕНИЕ ОБОРОТА КАПИТАЛА / ACCELERATION OF CAPITAL TURNOVER / НАДЕЖНОСТЬ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ / RELIABILITY OF DELIVERY OF GOODS / ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / TRANSPORT SERVICE OF THE POPULATION / РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рачек С.В., Хоменко Я.В.

В статье рассмотрен системный подход к развитию железнодорожного транспорта. Исследовано понятие «синергия», рассмотрены методы стоимостной оценки синергетических эффектов. Представлен синергетический эффект как сумма эффектов от улучшения работы транспорта. Приведена стратегия создания синергии, процесс их реализации и ожидаемый результат от проявления эффекта. Дана формула определения синергетического эффекта транспорта за счет изменения отдельных элементов и посчитан синергетический эффект в среднем за сутки по итогам работы 2015 г. по железной дороге, который составил 35,5 млн. руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рачек С.В., Хоменко Я.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM ANALYSIS OF DEVELOPMENT TRENDS OF RAILWAY TRANSPORT AND FORMING OF SYNERGETIC EFFECTS IN MODERN CONDITIONS

This paper describes a systematic approach to the development of railway transport. Authors have studied the concept of "synergy", examined methods of cost estimation of synergy effects. A synergistic effect is presented as the sum of the effects of improving transportation. The strategy of creating synergy, the process of their implementation and expected results from the manifestation of the effect are presented as well. The formula for determining of transport synergistic effect by changing the individual elements is given and a synergistic effect on average per day on the railroad by the end of 2015 is calculated, it equals to 35.5 million rubles.

Текст научной работы на тему «Системный анализ тенденций развития железнодорожного транспорта и формирование синергетического эффекта в современных условиях»

3. Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / Н.Г. Дмитриева, Д.Б. Дмитриев - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 512 с.

4. Лысенко Д.Л. Проблема правового статуса транснациональных корпораций (Международно-правовые аспекты): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10: защищена 12.05.2003: утв. 13.11.2003 / Лысенко Дмитрий Леонидович. - М., 2003. -188 с.

5. Тютин Д.В. Налоговый контроль, ответственность и защита прав налогоплательщиков / Д.В. Тютин. - М.: КОНТРАКТ, 2014. - 125 с.

6. Leshchukch I. Тах control effectiveness assessment: theoretical and methodological basis / I. Leshchukch // Stredoevropsky vestnik pro vedu a vyzkum. - 2013. - Vol 1 (1). - P. 5-11.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Aleksandrov I. M. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation] / I.M. Aleksandrov. - M.: «Dashkov i Ko», 2011 -228 p. [in Russian]

2. Evstigneev E.N. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation] / E.N. Evstigneev - M.: Prospekt, 2012 - 304 p. [in Russian]

3. Dmitrieva N.G. Nalogi i nalogooblozhenie v Rossijskoj Federacii [Taxes and taxation in the Russian Federation] / N.G. Dmitrieva, D.B. Dmitriev - Rostov n/D: Feniks, 2011. - 512 p. [in Russian]

4. Lysenko D.L. Problema pravovogo statusa transnacional'nyh korporacij (Mezhdunarodno-pravovye aspekty) [The problem of the legal status of transnational corporations (International legal aspects)]: dis. PhD in Jurisprudence: 12.00.10: defense of the thesis 12.05.2003: approved 13.11.2003 / Lysenko Dmitrij Leonidovich. - M., 2003. - 188 p. [in Russian]

5. Tjutin D.V. Nalogovyj kontrol', otvetstvennost' i zashhita prav nalogoplatel'shhikov [Tax control, responsibility and protection of the rights of taxpayers] / D.V. Tjutin. - M.: KONTRAKT, 2014. - 125 p. [in Russian]

6. Leshchukch I. Tax control effectiveness assessment: theoretical and methodological basis / I. Leshchukch // Central european bulletin for science and research. - 2013. - Vol 1 (1). - P. 5-11.

DOI: 10.23670/IRJ.2017.56.003 Рачек С.В.1, Хоменко Я.В.2

1 Доктор экономических наук, профессор, 2соискатель, Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС) СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ФОРМИРОВАНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

В статье рассмотрен системный подход к развитию железнодорожного транспорта. Исследовано понятие «синергия», рассмотрены методы стоимостной оценки синергетических эффектов. Представлен синергетический эффект как сумма эффектов от улучшения работы транспорта. Приведена стратегия создания синергии, процесс их реализации и ожидаемый результат от проявления эффекта. Дана формула определения синергетического эффекта транспорта за счет изменения отдельных элементов и посчитан синергетический эффект в среднем за сутки по итогам работы 2015 г. по железной дороге, который составил 35,5 млн. руб.

Ключевые слова: синергетический эффект, ускорение оборота капитала, надежность доставки грузов, транспортное обслуживание населения, развитие транспортной инфраструктуры.

Rachek S.V.1, Homenko Y.V.2

:PhD in Economics, Professor, Ural State University of Railway Transport (USURT),

2postgraduate student, Ural State University of Railway Transport (USURT) SYSTEM ANALYSIS OF DEVELOPMENT TRENDS OF RAILWAY TRANSPORT AND FORMING OF SYNERGETIC EFFECTS IN MODERN CONDITIONS

Abstract

This paper describes a systematic approach to the development of railway transport. Authors have studied the concept of "synergy", examined methods of cost estimation of synergy effects. A synergistic effect is presented as the sum of the effects of improving transportation. The strategy of creating synergy, the process of their implementation and expected results from the manifestation of the effect are presented as well. The formula for determining of transport synergistic effect by changing the individual elements is given and a synergistic effect on average per day on the railroad by the end of 2015 is calculated, it equals to 35.5 million rubles.

Keywords: synergetic effect, acceleration of capital turnover, reliability of delivery of goods, transport service of the population, development of transport infrastructure.

Все чаще под системным подходом понимается некоторая совокупность систем, принципов. Появляется возможность выделения основных свойств системы, под которой понимается объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, знаний о природе и обществе. Весьма удачное, на наш взгляд определение предложено В.С. Тюхтиным «Система есть множество связанных между собой компонентов той или иной природы, упорядоченное по отношению, обладающим вполне определенными свойствами: это множество характеризуется единством, которая выражается в интегральных свойствах и функциях множества» [5].

Для повышения эффективности функционирования и дальнейшего развития транспортной компании очень важно системно учитывать взаимоотношения участников перевозочного процесса, с тем, чтобы рационально и точено организовывать совместную деятельность, направленную на получение значительного синергетического эффекта [3].

В настоящее время понятие «синергия» широко исследовано российскими и зарубежными авторами. Все они сходятся к единому мнению о том, что синергия - это согласованное действие двух или нескольких подсистем, суммирующих эффект взаимодействия. В результате данного союза образуется единая система, которая производит больший эффект, нежели все ее подсистемы в отдельности [4].

В результате данного объединения образуется новая экономическая структура, обладающая эмерджентными свойствами, то есть особыми свойствами, не присущими её элементам [2].

Синергетический эффект формируется за счет сокращения времени оборачиваемости оборотных средств и запасов предприятия, ускорения сроков доставки грузов, повышения доходов собственников основных средств, освоения новых природных ресурсов, а также за счет улучшения работы транспорта. Общая формула определения синергетического эффекта транспорта имеет вид [1]:

ДВвнт = ЛМ0б + АЭуоб + ЛЭзап + ЛЭнад + ДПнд + ДЭШц- ЛУТр (1)

Для оценки эффективности работы железной дороги проведен расчет синергетического эффекта по итогам работы за 2015 г.

На первом этапе был определен эффект, получаемый от экономии оборотных средств за счет ускорения доставки грузов, которая определяется по формуле:

ДМоб = ^^ -(и -12 ) (2)

где ! ^шд- годовой объем перевозок грузов, тыс. тонн; Ц - цена 1 тонны перевозимого груза, руб.;

(И -12 ) - сокращение времени доставки грузов, сутки.

АМоб = ((308 млн. руб. * 154 руб.) / 365 дней) * 0,14 суток = 18,2 млн. руб.

На втором этапе был определен эффект, получаемый от экономии затрат за счет ускорения оборота капитала, которая определяется по формуле:

ДЭуоб = ! Оср-( а 1 -с! 2 ) (3)

где О - сумма оборотных средств, тыс. руб.;

- - ускорение времени оборота оборотных средств, сут. АЭуоб = 10 300 млн. руб. * 0,00026 сут. = 2,7 млн. руб.

На третьем этапе был определен эффект, получаемый от экономии расходов на содержание запасов материальных ценностей за счет сокращения сроков доставки (АЭзап), которая определяется по формуле:

А Э3ап = Зц /3 65 *( £ 1 -С 2 ) (4)

где Зц - объем запасов товарно-материальных ценностей на конец отчетного периода, млн. руб.; ( £ 1 - £2 ) - сокращение времени доставки грузов, сутки. АЭзап = 4 800 млн. руб. / 365 дней * 0,14 суток = 1,8 млн. руб.

На четвертом этапе был определен эффект, получаемый от экономии расходов за счет повышения надежности доставки грузов, которая определяется по формуле:

А ЭНад= 2 - Кн! ) (5)

где ! Ргод - годовой объем перевозок грузов, тыс. тонн; Цгр - цена 1 тонны перевозимого груза, руб.;

(Кн 2 - Кн х) - коэффициент повышения надежности доставки грузов. АЭнад = ((308 млн. руб. * 154 руб.) / 365 дней) * (0,05) = 6,5 млн. руб.

На пятом этапе был определен эффект, получаемый от прироста доходов за счет развития транспортной инфраструктуры, которая определяется по формуле:

АЩд = Вр /3 6 5-ф - ФО (6)

где Вр - выручка начисленная, млн. руб.

Ф - фондоотдача основных средств в натуральном выражении, прив. т-км/руб. АПнд = 162 000 млн. руб. /365 дней * (0,014 т-км/руб.) = 6,0 млн. руб.

На шестом этапе был определен эффект, получаемый от улучшения транспортного обслуживания населения (ДЭсоц), которая определяется по формуле:

А Эсоц = (Д2 - Д) / 3 6 5-Км (7)

где Д - доходы населения, связанные с улучшением транспортного обслуживания, млн. руб.; Км - коэффициент, учитывающий повышение мобильности населения за счет улучшения качества транспортного обслуживания.

АЭсоц = (0,1 млрд. руб.) /365 дней * 1,11 = 0,3 млн. руб.

На седьмом этапе был оценен ущерб от работы транспорта, связанный с загрязнением окружающей среды, нарушением безопасности перевозок и др. (ДУтр), который определяется по формуле:

А Утр Q т

- Цнп - Кэ - Кат - Кд - Кинф/3 6 5, (8)

где Qm - годовой расход топлива на тягу поездов, тонн. Цнп - норматив платы за выбросы вредных веществ в атмосферу, руб.

Кэ,Кат,Кд,Кинф - соответственно коэффициент экологической значимости; учитывающий экологические факторы; за выбросы в атмосферный воздух городов; учитывающий инфляцию, руб.

АУтр = (349 тыс. т.у.т. * 2,50 руб. * 1,20 руб. * 2,00 руб. * 1,20 руб. * 1,114 руб. * 1,129 руб.) / 365 = 0,01 млн. руб.

47

После расчета всех составляющих синергетического эффекта было произведено их суммирование для расчета общей синергии:

АВвнт = 18,2 млн. руб. + 2,7 млн. руб. + 1,8 млн. руб. + 6,5 млн. руб. + 6,0 млн. руб. + 0,3 млн. руб. - 0,01 млн. руб. = 35,5 млн. руб.

По результатам расчета было установлено, что размер синергетического эффекта в среднем за сутки по итогам работы 2015 г. по железной дороге составил 35,5 млн. руб., в том числе наибольшее влияние на сумму эффекта оказала экономия оборотных средств от ускорения сроков доставки грузов - 18,2 млн. руб. (51 %). При расчете на календарный год условная сумма синергетического эффекта составит более 420 млн. руб. Итоги проведенного анализа схематически изображены на рисунке 1.

20 18 16 14 12 а 10

6,5 6

\ 2 7 18 .

1,8 0,3 -0 01

х

п

ДМоб ДЭуоб ДЭзап ДЭнад ДПнд Дэсоц Рис. 1 - Динамика составляющих синергетического эффекта

Утр

Таким образом, правильный выбор метода оценки синергетического эффекта зависит от множества факторов, в том числе от наличия достаточного количества информации, и является более ценным, если он переведен в стоимость, которую можно оценить соотношением «затраты - результат» при формировании интегрированной структуры.

Причиной получения значительного синергетического эффекта железной дорогой является ускорение ряда производственных процессов в работе железнодорожного транспорта, что способствует вовлечению всех видов ресурсов в оборот (трудовых, материальных, стоимостных), снижению норматива запасов материально-технических ресурсов, а также ускорению развития экономики региона.

Список литературы / References

1. Абрамов А.П., Галабурда В.Г. Внетранспортный эффект работы железных дорог // Журнал «Железнодорожный транспорт», - 2002. - №3. - С. 58-62.

2. Грибов С.Ю. Особенности расчета синергетического эффекта в холдинге / С.Ю. Грибов // Современное машиностроение. Наука и образование. - 2013. - № 3. - С. 419-425.

3. Рачек С.В. Системное управление трудовым потенциалом современного предприятия / Рачек С.В. -Монография. Екатеринбург: УрГУПС. - 2001. - 303 с.

4. Тихомиров Д.В. Подходы к оценке синергетического эффекта в сделках по слияниям и поглощениям компаний // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2009. - №2. - С. 146-151.

5. Тюхтин В.С. О подходах к построению общей теории систем // Системный анализ и научное знание. - М., 1969. - 198 с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Abramov A.P., Galaburda V.G. Vnetransportnyj jeffekt raboty zheleznyh dorog [Vnetransportny effect of the railways] / Abramov A.P., Galaburda V.G. // Zhurnal «Zheleznodorozhnyj transport» [Magazine "Railway transport"]. -2002. - № 3. - Р. 58-62. [in Russian]

2. Gribov S. Ju. Osobennosti rascheta sinergeticheskogo jeffekta v holdinge [Features of the calculation of synergies in the holding] / S. Ju. Gribov // Sovremennoe mashinostroenie. Nauka i obrazovanie [Modern engineering. Science and education]. - 2013. - № 3. - Р. 419-425. [in Russian]

3. Rachek S.V. Sistemnoe upravlenie trudovym potencialom sovremennogo predprijatija [System management of labor potential of the modern enterprise. Monografija] / Rachek S.V. - Monografija [Monograph]. Ekaterinburg: USURT. - 2001. -303 p. [in Russian]

4. Tihomirov D.V. Podhody k ocenke sinergeticheskogo jeffekta v sdelkah po slijanijam i pogloshhenijam kompanij [Approaches to the evaluation of synergies in mergers and acquisitions] / Tihomirov D.V. // Izvestija Sankt-Peterburgskogo universiteta jekonomiki i finansov [Proceedings of the St. Petersburg University of Economics and Finance]. - 2009. - № 2. -Р.146-151. [in Russian]

5. Tjuhtin V.S. O podhodah k postroeniju obshhej teorii sistem [On the approaches to the construction of the general theory of systems] / Tjuhtin V.S. // Sistemnyj analiz i nauchnoe znanie [System analysis and scientific knowledge]. - M., 1969. - 198 р. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.