3) Для более осознанного выбора фазы сна врачу показываются тренды рассчитываемых показателей, значения которых характеризуют различные фазы сна: индекс окулограммы, отражающий медленные движения глаз (МДГ), индекс окулограммы, отражающий быстрые движения глаз (БДГ), огибающая электромиограммы (ОЭМГ), альфа-индекс ЭЭГ, индекс медленных волн ЭЭГ, индекс волн, относящихся к сонным веретенам, частота сердечных сокращений, параметры дыхания и пр.
4) В полуавтоматическом режиме, на основании проведенных обработок разнотипных сигналов, осуществляется присвоение признаков характеристик этих сигналов в привязке к возможному соответствию различных стадий сна для каждого из временных квантов, определяющих гипнограмму. Полученные автоматическим путем значения гипнограммы могут быть, при необходимости, изменены врачом на основании его экспертной оценки.
5) По построенной гипнограмме показываются результаты статистической обработки фаз сна в виде таблицы, указывающей время засыпания, продолжительность различных стадий сна в течение проведенного исследования, количество полных циклов, количество переходов между отдельными стадиями сна. Распределение времени нахождения в каждой из стадий сна может быть показано и в виде гистограммы.
Учитывая достаточно уникальные технические характеристики мобильного электроэнцефалографа-регистратора, тем более с учетом его возможного использования вместе с ЭЭГ-видеомониторингом, считаем использование этого прибора для полисомнографии перспективным.
УДК 611.18
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЦНС ПРИ НАРУШЕНИЯХ
МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ И ЭПИЛЕПТИФОРМНЫХ
ПРОЯВЛЕНИЯХ
В.П. Омельченко*, Е.С. Пономарева,** А.А. Скоморохов**
* Ростовский Государственный Медицинский Университет,
** ООО НПКФ «Медиком МТД» 347900 Россия, Таганрог, ул. Ленина 99 тел: (8634) 423468, 426384, 383467, 363047 факс: (8634) 427426 office@medicom-mtd.com
Одной из актуальных проблем современной медицины являются сосудистые заболевания головного мозга - дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭ), вегето-сосудистые кризы, гипертонические церебральные кризы, транзиторные ишемические атаки, малые инсульты и т.д. Рост числа цереброваскулярных заболеваний, высокая смертность и значительная инвалидизация больных с нарушениями мозгового кровообращения позволяют рассматривать эти заболевания не только как медицинскую, но и как социальную проблему. В ряде случаев неадекватность мозговой перфузии является провоцирующим фактором для развития других заболеваний, в частности эпилепсии. Периодически наступающие в силу различных причин, гемодинамические сдвиги влияют на патогенез судорожного синдрома при эпилепсии, особенности его клинического проявления.
Рядом авторов исследовалась взаимосвязь сосудистых и неврологических проявлений [1,3], в том числе и по возможному влиянию сосудистых факторов на эпилепсию [2]. Желательность одновременного контроля физиологических показателей, характеризующих разные системы организма, подчеркивалась многими
авторами. Данная работа базируется на результатах исследований этих авторов и собственных исследованиях.
Основными отличиями проведенных исследований являются:
1. Синхронная, а не последовательная регистрация
электрофизиологических сигналов в процессе проведения исследования.
2. Использовался расширенный набор синхронно регистрируемых физиологических сигналов: электроэнцефалограмма (ЭЭГ), реоэнцефалограмма (РЭГ), сверхмедленной активности (СМА), электрокардиограммы (ЭКГ) и фотоплетизмограммы (ФПГ). Таким образом, были объединены несколько инструментальных методов исследования, используемые синхронно.
3. Акцент при обработке и интерпретации исследований делался не столько на абсолютные значения физиологических показателей (которые могут иметь значительную вариабельность), сколько на анализ паттернов переходных процессов трендов, характеризующих реактивность различных звеньев центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы на провоцирующие воздействия.
4. Для повышения удобства визуального анализа разнотипных физиологических показателей использовался метод сжатого покардиоциклового представления [4]. Компактная форма иллюстрирует в едином временном масштабе временные взаимоотношения между показателями, характеризующими различные системы организма. Удобство использования этого подхода была показана в ряде работ [5].
Провоцирующие функциональные пробы применялись для оценки динамического диапазона адаптационных возможностей. Одной из основных проб являлась наиболее часто применяемая в клинической практике дыхательная проба на гипервентиляцию. Исследования проводились на двух группах пациентов: группа больных с дисциркуляторной энцефалопатией (15 человек) и группа условно здоровых людей (10 человек). Исследования проводились на электроэнцефалографе-анализаторе «Энцефалан-131-03» (г. Таганрог, НПКФ «Медиком МТД»).
Анализировалась динамика основных ритмов ЭЭГ, сверхмедленной активности головного мозга, показателей пульсового кровенаполнения мозговых сосудов (по реографическому индексу РЭГ), частоты сердечных сокращений - ЧСС (по ЭКГ).
На основании сопоставления динамики показателей ЭЭГ, РЭГ, СМА, ЭКГ при проведении функциональных проб для группы пациентов с дисциркуляторной энцефалопатией (ДЭ) и контрольной группы условно здоровых людей можно сделать следующие предварительные выводы:
1. Реактивность показателей мозгового кровотока и ЭЭГ на провоцирующие воздействия существенно отличалась у группы пациентов с ДЭ и у контрольной группы условно здоровых людей. Отличия между сравниваемыми группами были по степени выраженности и направленности изменений РЭГ и ЭЭГ, по интервалу времени провоцирующих проб, при которых начинались значимые изменения.
2. Для группы пациентов с ДЭ провоцирующие пробы (особенно гипервентиляция) приводили:
a) к резкому изменению (чаще всего к уменьшению, иногда более чем в 4 раза) показателей пульсового кровенаполнения мозговых сосудов, повышению тонуса магистральных сосудов и значимому ухудшению ЭЭГ (см. рис. 1). Причем, значимые изменения по РЭГ всегда предшествовали изменениям на ЭЭГ и наблюдались уже, как правило, на середине 1-й минуты гипервентиляции (см. рис. 2);
b) ухудшению ЭЭГ, которое проявлялось в существенной дезорганизации ЭЭГ, резком снижении представленности нормального альфа-ритма (вплоть до его исчезновения), существенном повышении патологических медленно-волновых составляющих ЭЭГ и иногда в появлении эпилептиформных проявлений (вспышки, разряды комплексов «острая-медленная волна»);
с) локализации наибольших ухудшений показателей мозгового кровотока, которая, как правило, совпадала с локализацией патологических проявлений на ЭЭГ, в частности, на приведенном примере (рис. 1) резкому уменьшению пульсового кровенаполнения (почти в 5 раз, с 0.162 Ом до 0.028 Ом) по левому полушарию (по левому фрронто-мастоидальному отведению) соответствовавали проявления фокуса на топографической карте и спектрах преимущественно слева (рис. 3);
ф резкому изменению РЭГ, которое сопровождалось изменением уровня постоянного потенциала сверхмедленной активности головного мозга (этот показатель по литературным данным коррелирует с уровнем метаболической активности головного мозга).
3. Для контрольной группы условно здоровых пациентов провоцирующие пробы не приводили к резким изменениям показателей пульсового кровенаполнения мозговых сосудов и значимому ухудшению ЭЭГ. В некоторых случаях, значимое уменьшение показателей пульсового кровенаполнения мозговых сосудов наблюдалось, но не сразу, как в группе пациентов с ДЭ, а после 3-минутной гипервентиляции. В ряде случаев, на гипервентиляцию наблюдалось даже повышение пульсового кровенаполнения и нормализация ЭЭГ (см. рис. 4).
Резкое уменьшение пульсового кровенаполнения (по РИ) мозговых сосудов пациента с ДЭ во время гипервентиляции с последующим возникновением пароксизмальных вспышек. Слева - исходное фоновое состояние, справа - гипервентиляция
Панель диаграмм
т ? а й;з;.дд.1я а, а | г, я_____________________________________ _________________________________________
|фоновая проба |Откр[Зак|(Эото|1с|Нара|1с| Гипервентиляция 1-я м|Гипер вентиляция 2-я мин | Гипервентиляция ;| Фоне
II
ЧСС 157
101 г
уд.Ллин. до О+Т Ю371
124 V
□
ПС 0.15
0.02 т^
мВ _о.18 ПС 0.15
0.04 ^
мВ -0.1В
РИ 0.285 0.210 ^
Ом 0.031 РИ 0.327
0.256 І
Ом о.121
ППСС 92 82 і
ВРПВ I95.
87 Й_
мс '"ео | ИВО "" 136
і1: ЭКГ; ЧСС; уд.Алин.
^3-А1; ПС; мВ
1.Р4-А2; ПС; мВ
— —г рт 'ТЧГ'црщтгтТГ'Ш^
|л.РМ_1_; ППСС; % 1 1 1 ли. І. іі.і lllU.il. ,1ІІІ ІІ1.І .. і. 1 ji.ll .11
|Г"ГГ- ■
лРМ_1_; ВРПВ; мс
1 і. . ,, іуІиіУьькІіііІІікіііікіккі I
'■ к ,кті*т*ітщ"р,і¥"тчіг"тіг
________________________________I
I-
►
ч
Рис. 2
Покардиоцикловая динамика показателей ЭЭГ, РЭГ, ЭКГ. Резкие изменения РИ РЭГ наблюдаются практически сразу же после начала гипервентиляции. Примерно через минуту-полторы начинаются значимые изменения по ЭЭГ (вспышки медленных
волн)
(ИА? 01А1 Р4А2 РМ1
ош
СЗА1
МА?
ПАЇ
Грі А»
1ЬА1
КА?
Т>А1
Г8А2
Г7А1
I пмтриыми мм« (ігамимі вид)
ЕЭ \\ ; » \/ |Сл*ктрмощнее^ %| Т] # 4
[п^мммсо^] -■ 1«с« - [газ •]-
ААЛ/\/л>ДЛ/^/'
Г • I • -П
/^-^ЛДА^/чА^
х_
I.
1
ш> •«»
А0С |[ 6т» ГЛІГ Пег |
І.
1
• • §§
Рис. 3
Спектрограммы и топографические карты спектральных мощностей, показывающие преимущественную локализацию фокуса патологической активности в левом полушарии, где наблюдались максимальные негативные проявления по мозговому
кровотоку
Ш.'.ы.Ыш,,!!.1.,г,.^ и, ,„I, . _______________.шд
Дам Н*Г|КМ* |Ц« Обработи* Окм* О мац»
Рис. 4
Вид сигнальной панели по пациенту с проявлениями нормализации сигналов ЭЭГ и РЭГ при гипервентиляции. Слева - ЭЭГ, ЭКГ, ФПГ, РЭГ, дыхание в исходном фоновом состоянии, справа - те же физиологические сигналы при гипервентиляции
на 3-й минуте
Таким образом, предварительные результаты показывают значимые отличия в реактивности показателей ЭЭГ и РЭГ для пациентов с ДЭ и условно здоровых испытуемых, что можно использовать в качестве дополнительных диагностических критериев при анализе исследований и выборе лечебной тактики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Эпилепсия и сосудистый фактор. Ронкин М. А., Максименко И.М. // Труды II Восточно-европейской конференции «Эпилепсия и клиническая нейрофизиология». Гурзуф. 2000 г.
2. Характеристика функционального состояния больных с нарушениями мозгового кровообращения на основе показателей ЭЭГ и РЭГ. Омельченко В.П., Ровда Н.Л. // Известия ТРТУ № 4, Таганрог, 2000 г. Тематический выпуск «Медицинские информационные системы», с. 92-95.
3. Реакции системы кровообращения при функциональных пробах в условиях нормы и гипокинезии. Калиниченко Н.Н. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата медицинских наук, Ростов-на-Дону, 1981 г.
4. Многофункциональный полиграфический диагностико-реабилитационный комплекс для оценки адаптивных возможностей и прогнозирования срывов. Захаров
С.М., Калиниченко Н.Н., Скоморохов А.А. // 3 международная научно-практическая конференция «Пилотируемые полеты в космос». 11-12 ноября 1997 г. Центр подготовки космонавтов, Звездный городок.