УДК 339.13
Афоничкин Александр Иванович1,
д-р. экон. наук, профессор, Афоничкина Екатерина Александровна ,
канд. экон. наук, доцент, доцент
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
1 Самарский национальный исследовательский университет имени
С. П. Королева,
Россия, г.Самара, Московское шоссе, 34, E-mail: [email protected], Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Высшая школа управления и бизнеса, Санкт-Петербург, Россия, ул. Политехническая, д. 29, E-mail: ekaterinaafonichkina@gmail. com
Аннотация. Экономическое освоение мировой Арктической зоны требует использования инновационных технологий развития, учитывающих мировые требования и нормы по формированию политики устойчивого роста циркумполярных стран. Для формирования такой политики необходим четко продуманный вектор стратегического развития с обеспечивающими функциями управления развитием сложных Арктических территорий.
Рассматриваются возможности применения, в качестве организационного обеспечения развития, концепции пространственно-отраслевых экономических систем с активными элементами международного формата, потому что требования и особенности формирования политики развития Арктики не позволяют эффективно вести деятельность в локальном масштабе.
Рассматривается существующие международные организации по развитию Арктики и предлагается новая структура Арктических транснациональных корпоративных систем, позволяющих генерировать ценности в Арктической зоне с минимальными затратами и максимально возможным синергетическим эффектом.
Ключевые слова: Развитие Арктики, политика развития, Арктический кластер экономического развития, Арктические корпоративные системы, пространственно-отраслевые экономические системы.
Alexandr I. Afonichkin1,
Professor, Doctor of Economic Sciences, Ekaterina A. Afonichkina2, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences
SYSTEM ANALYSIS of ORGANIZATIONAL SUPPORT of DEVELOPMENT of the ARCTIC ZONE
1Samara National Research University named after S.P. Koroleva,
Russia, Samara, Moscow Highway, 34, [email protected], St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great St. Petersburg, Russia
Abstract. The economic development of the World Arctic Zone requires the use of innovative technologies that take into account world requirements and norms for the formation of sustainable growth policy of circumpolar countries. The formation of such a policy requires a well-thought-out vector of strategic development with the functions of managing the development of complex Arctic territories. Possibilities of application, as organizational maintenance of development, concepts of space-industrial economic systems with active elements of the international format are considered, because requirements and peculiarities of formation Policy of development of the Arctic do not allow effective conduct of activities on a local scale. The existing international organizations for the development of the Arctic are considered and a new structure of the Arctic transnational corporate systems is proposed, allowing to generate values in the Arctic zone with minimal cost and maximum Possible synergy effect.
Keywords: Arctic development, development policy, Arctic economic development cluster, Arctic corporate systems, space-industry economic systems.
Введение.
Северные территориальные образования Арктической зоны имеют весьма слабые бюджетные возможности для финансирования социально-и технологически значимых проектов по освоению Северных территорий. Арктика обладает значительным экономическим потенциалом и для ее освоения требует создание необходимой инфраструктуры развития Арктики, что в свою очередь предполагает высокие затраты и сотрудничество заинтересованных стран и организаций. Только совместная синхронизированная международная деятельность в данном регионе может дать положительный результат, как для каждой страны, так и для мировой Арктической зоны в целом.
Развитие Арктических международных территорий, так же как и развитие Арктических субъектов Российской Федерации при индустриальном освоении Арктических территорий требует решения многих сложных задач, включая разработку новых высокоэффективных технологий добычи и переработки ресурсов, более совершенной организации производственной деятельности, транспортного обеспечения, материально-технического снабжения, обеспечения международных норм экологической безопасности, социализация коренных народов и многое другое. Т.е. для эффективного освоения Арктики требуются высокоэффективные организационные системы (кластеры, отраслевые корпорации и пр.), позволяющие формировать единую Арктическую политику мирового развития данного региона.
1. Арктический кластер экономического развития.
Глобальные изменения в структуре мировой экономики требуют выделения новых экономических элементов, определяющих стратегическое развитие инфраструктурных организаций. В частности, современные требования к формированию конкурентных преимуществ определяют в структуре корпоративных систем наличие стратегических зон хозяйствования (СЗХ), Такой интерес национальных экономик и стран к увеличению эффективности больших экономических систем предполагает возникновение новых экономических структур пространственно-отраслевого типа, которые отражают комплекс интересов агентов этих систем и определяют инновационные методы конкурентного позиционирования и экономического взаимодействия кластерных и отраслевых систем. Такие комплексные экономические структуры могут создаваться как в виде взаимодействующей системы пространственных и отраслевых предпринимательских бизнес-цепочек и/или бизнес-сетей формирования потребительской ценности и предполагают развитие территориального экономического пространства, на котором концентрируются интересы приоритетных (для данной территории) отраслей.
Это особенно ярко проявляется в процессе освоения мировой Арктической зоны, где одновременно проявляются множество рискообра-зующих факторов в процессе ее развития. К этим факторам можно отнести и сложность освоения Арктических стратегических зон хозяйствования, и высокая ресурсоемкость, высокие удельные затраты, отложенный на неопределенное время экономический эффект, участие межнациональных корпоративных групп с различными экономическими и политическими интересами в общей системе освоения Арктики и др. [1, 5].
Однако, интеграция разнородных экономических объектов в единый хозяйственный комплекс позволяет генерировать эффект синергии в виде снижения временных и ресурсных затрат, более эффективного формирования результативных ценностей, усиливать их конкурентные позиции и обеспечивать достижение устойчивых темпов экономического развития всей системы.
Рассматривая экономическое развитие Арктической зоны как части своей территории приарктические страны объединяются в систему циркумполярных стран. К ним относятся: Дания, Канада, Норвегия, Россия, США, побережье которых выходит к Северному Ледовитому океану. Сюда также включают Финляндию, Исландию и Швецию, территория которых пересекается Северным полярным кругом).
К особенностям развития Арктической зоны можно отнести следующие факторы:
- сложные климатические условия (высокая динамика изменения средней температуры), что расширяет территории для освоения и делает их более доступными (новые месторождения природных ресурсов, добычи рыбы, интенсификация судоходства и пр.), но затрудняет доступность и адаптированность к условиям;
- повышение цены на энергоресурсы, возможная сильная конкуренция за ресурсы;
- удаленность регионов освоения и их малонаселенность,
- недостаточный уровень информированности о динамике характеристик Арктической зоны;
- высокие затраты на экономическое освоение Арктической зоны;
- необходимость тесного сотрудничества всех заинтересованных стран;
- наличие межстрановых противоречивых интересов - все это не позволяет вести достоверное прогнозирование процессов развития и формировать стратегию устойчивого роста данной стратегической зоны (возможность трудных конфликтов из-за разграничения арктических границ) [1, 2, 5].
Однако, несмотря на сложности освоения, Арктика обладает огромным потенциалом экономического развития, и требует формирования политики развития Арктики не только в области развития инновационных технологий со значительными объемами инвестиций, но и с учетом организационного, информационного, кадрового и др. видов обеспечения не только для производственно-сырьевых направлений Арктического развития, но и эффективного комплексного межкорпоративного взаимодействия, базирующейся на концепции мирового устойчивого развития, требующей учитывать интересы не только страновые, но и регионов Арктической зоны, коренных народов, их экологию и риски развития [4, 5].
В качестве организационного обеспечения процессов развития Арктики, сформированы международные организации - Арктический Совет, Университет Арктики ( международный проект, объединяющий в единую сеть университеты, колледжи, научно-исследовательские институты и другие организации, работающие в сферах высшего образования и исследовательской деятельности в Арктическом регионе), Совет Ба-ренцева/Евроарктического региона (СБЕР), и др. [6].
Так, например, Арктический совет является одним из ведущих международных организаций, наиболее важными задачами которого являются:
- осуществление сотрудничества, координации и взаимодействия арктических государств при активном участии коренных народов Севера и других жителей Арктики по общеарктическим вопросам;
- контроль и координация выполнения экологических программ;
- разработка, координация и контроль выполнения программ устойчивого развития;
- распространение информации, поощрение интереса и образовательных инициатив по вопросам, связанным с Арктикой [1].
Для организации работы в структуре Совета созданы шесть Рабочих групп, обеспечивающих в Арктике реализацию следующих научных направлений и программ:
- по устранению загрязнения Арктики (ACAP),
- по реализации программы арктического мониторинга и оценки (AMAP),
- по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF),
- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR),
- по защите арктической морской среды (PAME),
- по устойчивому развитию в Арктике (SDWG).
Однако, в Арктической зоне в рамках отдельных циркумполярных стран сформировалась многоотраслевая экономика, включающая: минерально-сырьевой комплекс, топливно-энергетический комплекс, морской транспорт и судоходные трассы, рыболовецкое хозяйство, судостроение и судоремонт, океаническое машиностроение, морское строительство, - морской туризм и др.
Именно развитию этих отраслей способствуют международные Арктические организации. Представленные отраслевые хозяйственные комплексы работают локально и автономно, имея весьма высокие затраты и трудности в реализации производственных процессов.
Было бы более экономически эффективно сформировать сложные пространственно-отраслевые экономические системы, не только на региональном, а скорее на международном уровне. Такая ннтеграция предприятий, ресурсов и возможностей не только циркумполярных, но и иных заинтересованных стран позволила бы более эффективно использовать сформированный потенциал развития для решения долговременных задач экономического развития Арктики в целом и отдельных стран в частности [3].
В рамках информационного обеспечения по возможным видам деятельности приарктических стран была создана организация - «Arctic Circle» (Арктический круг), некоммерческая и неполитическая организация, объединяющая около 40 стран для обмена технологиями, информацией и идеями в области развития Арктики [7].
Рассмотрим возможности формирования для Арктического развития организационные структуры в виде сложных пространственно-отраслевых экономических систем международного уровня, которые позволили бы не только усилить экономический эффект, но и генерировать системную синергию Арктического развития.
2. Пространственно-отраслевые экономические системы.
Структуру пространственно-отраслевых экономических систем (П-О ЭС) можно представить в виде интегрированных сложноструктурированных систем [2 - 4], состоящих из комплекса бизнес-сетей и бизнес-цепочек создания потребительской ценности.
Структуризация П-О ЭС предполагает наличие в структуре территориальных кластерных систем и отраслевых комплексов, оперирующих согласованно и сбалансировано на общие цели. Поэтому систематизация П-О ЭС должна отражать классификацию как территориальных, так и отраслевых экономических систем.
Понятие типологии ЭС применительно к кластерам, вводится в работе [10], где выделяются следующие группы кластеров: пространственные (региональные, территориальные); отраслевые (многоотраслевые); смешанные (пространственно-отраслевые).
Мы же определяем П-О ЭС как комплексную систему, объединяющую и кластерные и отраслевые системы в единую экономическую систему для получения экономических выгод наиболее эффективным способом.
Такая инфраструктура ориентирована на политику стимулирования устойчивого роста функциональных направлений системного развития [8, 9]. Важным элементом таких пространственно-отраслевых ЭС (ПО ЭС) структур является несомненно политика социально-экономического развития национальной экономики.
При формировании политики развития таких систем необходимо учитывать виды и типы взаимодействий между подсистемами, объектами, функциональными характеристиками и пр.
В табл. 1 приведена матрица возможных характеристик, которые необходимо учитывать в политике системного развития П-О ЭС [2].
Таблица 1
Матрица характеристик политики сложных ЭС различного типа
Тип Характеристики пространственных и отраслевых экономических систем
сложнооргани О - дав- Р - уро- V - Н - тип взаимосвязи В8 - поли-
зованной ление вень эко- ур°- (технологическая, тика уп-
экономическо внешней номичес- вень материальная, равления
й системы среды (конку- кого потенциала силы взаи- информационная, функциональная развитии-ем клас-
ренция, развития модей- (финансовая, терной
политик для воз- ствия управленческая, системы
а среды, можных по инвестиционная, и пр.)
давление систем- каж- Про- Тех- Фин-
потребит ных вза- дому из-вод- но- нан-
елей и имодейс участ- ство. ло- сы.
пр.) твий нику гии
Пространст- Б1 Р1 V1 Рг1 Тг1 Б1 В1
енная система
(территориальный кластер)
Отраслевая система (произ- Б0 Р0 V0 Рг0 Тг° р° В0
водственный комплекс)
Пространст- 0ро рРО Vю РгР0 ТгР0 рР0 ВР0
енно-отрасле-
вая система
Рассматривая смешанную типологию (П-О ЭС) определим её как сеть отраслевых экономических систем, которые сконцентрированы на определенной территории (регионе базирования) и могут быть представлены в виде пространственных предпринимательских сетей, обладающих самоорганизацией и генерирующих синергию развития.
К особенностям таких систем можно отнести:
- формирование долговременной хозяйственной деятельности в регионе базирования (стратегических зонах хозяйствования - СЗХ) участников системы;
- территориальная локализация и координация участников кластерной системы;
- устойчивость стратегических взаимодействий в рамках кластерной системы;
- генерация синергетического эффекта в системе;
- наличие центра (единого или распределенного) корпоративного управления развитием.
Основными характеристиками П-О ЭС являются:
- концентрация экономического пространства на нескольких территориях, которые являются стратегическими зонами хозяйствования участников системы и предоставляют возможность генерировать синергию взаимодействия;
- территориальное пространство обеспечивает отраслевым
экономическим системам и их участникам стратегические приоритеты в своей хозяйственной зоне;
- обеспечивающая специализация, т.е. участники концентрируются вокруг определенных сфер деятельности, которые обеспечивается территориальными преимуществами и отраслевыми компетенциями;
- сферы деятельности участников концентрируются на операционных участках в рамках цепочки создания ценностей, несмотря на их конкурентный статус;
- взаимодействия участников в рамках цепочек создания ценностей предполагают получение более высокого уровня ценности и конкурентных преимуществ от совместной деятельности;
- множественность экономических участников (агентов), определяющих возможности реализации основных и вспомогательных процессов, содействующих развитию кластерной системы и участников;
- множество типов взаимодействия между агентами и отдельными объектами кластерной или отраслевой системы;
- возможность снижения барьеров по уровню требуемого экономического потенциала развития;
- возможность повышения жизнеспособности кластерной системы (устойчивости, согласованности, сбалансированного развития в долгосрочной перспективе);
- вовлеченность агентов в сторонние территориальные экономические процессы для увеличения собственной результативности.
Т.е., П-О ЭС представляют собой многомерную сеть взаимодействующих агентов, принадлежащих как территориальным (кластерным) системам, так и отраслевым, и формирующих цепочки ценности, для которых концентрированное территориальное пространство оперирования (территориальный кластер) является зоной формирования стратегических преимуществ (стратегическая зона хозяйствования) и такие П-О ЭС будем называть также корпоративно-кластерными ЭС (К-К ЭС).
Структурно, модель такой системы можно представить в виде некоторой иерархии, где в качестве базового слоя (уровня) принимается пространственная организация территориальных цепочек ценности, а другие слои (уровни) отражают различные отрасли, взаимодействующие как между собой, так и с пространственными элементами. Такая иерархическая структура может быть представлена в виде многомерной иерархической сети, имеющей общую эффективную политику стратегического роста, преимуществами которой могут быть: усиление деловой активности, возможность формировать и инвестировать
крупные капиталовложения, получение льгот и преференций территориального правительства, рост специализации производства, формирование синергии и пр.
Важным элементом политики развития таких систем является сбалансированный вектор развития, который включает: общесистемные цели; множество стратегических целей участников; активы, имущество, технологии участников; возможности наращивания экономического потенциала развития; механизмы сбалансированного согласования интересов участников и пр.
Вариации этих компонент политики развития определяют возможные варианты стратегий в политике управления развитием, на множестве которых выбирают стратегию с оптимальными параметрами процесса роста, обеспечивающая достижение запланированных целей развития в рамках целевого состояния ЗПОЭС. И значит, организационное обеспечение процесса развития Арктической зоны должно состоять из следующих элементов:
- центры управления (общесистемные и национальные) П-О ЭС;
- группы отраслевых (национальных и межнациональных) предприятий;
- группы территориальных организаций и/или кластеров;
- производственные бизнес-цепочки создания ценности;
- вспомогательные бизнес-цепочки;
- управленческие бизнес-цепочки;
- бизнес-цепочки организации услуг.
А в структуре П-О ЭС между участниками (системными агентами) должна быть определена система взаимодействий [Я}.
Обобщая модель П-О ЭС с выделенными цепочками создания
л
ценности (|х||, х.с [х1,х2,.,хк}), обозначим через Уа - объем ценности О типа а, передаваемый элементом цепочки х. в последующий элемент цепочки х. Тогда
Уа%)) = УаО(х) + ф(а(х),О(х)),
где тип ценности а, а = (а, в, у,...,д), определяет материальный (а), финансовый (в), инвестиционный (у), производственный (Я) и пр. виды формируемых ценностей, передаваемых в объеме О следующим по цепочке элементам.
Формирование каждого типа ценностей предполагает организацию определенных видов взаимодействия участников {Я}, {Я}=(Т,1,Е,...): технологическое (Т), информационное (I), финансовое и пр., Комплекс взаимосвязей задает соответствующие процессы (Н) трансформации исходных ресурсов в результативные ценности.
Заключение.
Таким образом, анализ современных технологий и концепций развития Арктического пространства позволяет сделать вывод о необходимости формирования прорывных инновационных технологий освоения и Арктической зоны, для которого требуется адекватное организационной обеспечение процесса управления Арктическим развитием.
В этой связи возникает задача определения адекватной структуры современных экономических систем, обеспечивающих адаптацию к сложным условиям Арктической неопределенности и риска.
Представлена структура и обобщенная модель пространственно-отраслевых экономических систем, учитывающих особенностей Арктических условий оперирования и возможности совместного межнационального формирования политики развития Арктики циркумполярными странами. Такие экономические системы позволяют получить принципиально новые свойства организационных систем для работы в Арктических условиях и позволяют формировать новые возможности управления развитием Арктической зоны, получаемые в результате интеграции инновационных технологий и страновых возможностей.
Список литературы
1. Алексеев Г.В., Дмитриев В.Г. Анализ окружающей среды Арктической зоны РФ // Арктическое пространство РОССИИ В XXI веке: факторы развития, организация управления / под ред. акад. В.В. Ивантера. - СПб. : Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Издательский Дом «Наука», 2016. - 1016 с., ил. - С. 67-93.
2. Афоничкин А.И., Афоничкина Е.А., Диденко Н.И. Модели и методы формирования и управления корпоративными системами для развития экономического пространства АРКТИКИ / Арктическое пространство РОССИИ В XXI веке : факторы развития, организация управления / под ред. акад. В.В. Ивантера. - СПб. : Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Издательский Дом «Наука», 2016. - 1016 с., ил. (с. 511-533).
3. Афоничкин А.И., Михаленко Д.Г., Афоничкина Е.А. Управление развитием бизнес-цепочек в интегрированных экономических системах // Lambert Academic Publisching, Germany, Saarbrucken, 2011. - 456 с.
4. Афоничкина Е.А., Диденко Н.И. Развитие стратегических кластерных сетей Арктической зоны хозяйствования / Вестник Международного Института Рынка. Изд-во СНЦ РАН. Самара. № 1. 2015. С. 13 -19.
5. Диденко Н.И., Скрипнюк Д.Ф. Моделирование устойчивого социально-экономического развития регионов Арктического пространства РФ с использованием системы эконометрических уравнений. Сб.научных трудов «Стратегические приоритеты развития российской Арктики». М.: ООО «Издательский дом «Наука», 2014. - 63-77 с.
6. Комков Н.И., Лазарев А.А., Романцов В.С. Методологические подходы США к организации исследований Арктики / Арктическое пространство РОССИИ В XXI веке: факторы развития, организация управления / под ред. акад. В.В. Ивантера. - СПб. : Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Издательский Дом «Наука», 2016. - 1016 с., ил. С. 177-195.
7. Комков Н.И., Сутягин В.В., Бондарева Н.Н. Ограничение доступа РФ к результатам международных научных исследований в АРКТИКЕ / Арктическое пространство РОССИИ В XXI веке: факторы развития, организация управления / под ред. акад. В.В. Ивантера. - СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Издательский Дом «Наука», 2016. - 1016 с., ил. С.117-130.
8. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник / Под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. - М.: Высшая школа, 2004. - 616 с.
9. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник / Под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009. - 848 с.
10. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития / Теория и практика управления. №5, 2003 г.
УДК 624.05
Громов Виктор Никифорович,
д-р техн. наук, профессор, Каримова Ольга Сергеевна,
старший преподаватель
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА БЫСТРОВОЗВОДИМЫХ СООРУЖЕНИЙ В
РАЙОНАХ АРКТИКИ
Россия, г. Санкт-Петербург, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», [email protected] Россия, г. Санкт-Петербург, Военный институт (инженерно-технический) Федерального государственного военного казенного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии
А.В. Хрулёва» [email protected]
Аннотация. В работе рассматриваются современные технологии проектирования и строительства в районах Арктики. Применение инновационных технологий проектирования и ЗЭ печать позволяют добиваться революционных изменений в строительстве. Строительные ЗО-принтеры обеспечивают ускоренное безотходное производство и решение актуальной проблемы уменьшения рисков ухудшения экологии в Арктике. Важной текущей задачей является подготовка соответствующих специалистов для конкретной реализации перспективной аддитивной технологии.