УДК 629.039.58
П. Н. Блинов, В. В. Томилов
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Аннотация. В статье рассмотрены организационные особенности выполнения федерального закона Российской Федерации «О транспортной безопасности» в части соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не относящихся к объектам транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, соседствующих с объектами транспортной инфраструктуры и отнесенных к охранным зонам земель транспорта. Систематизированы мероприятия, обязательные для реализации на таких транспортных объектах. В работе использованы методы системного анализа, сравнительный метод, методы теоретического познания (формализация), общелогические методы и приемы исследования (анализ, обобщение, классификация, аналогия).
Ключевые слова: транспорт, железнодорожные предприятия, организация производства, транспортная безопасность, требования по обеспечению транспортной безопасности, субъект транспортной инфраструктуры, объект транспортной инфраструктуры, охранные зоны земель транспорта
Pavel N. Blinov, Valery V. Tomilov
Omsk State Transport University (OSTU), Omsk, the Russian Federation
SYSTEM ANALYSIS OF ORGANIZATIONAL AND TECHNICAL MEASURES FOR TRANSPORT SECURITY AT RAILWAY ENTERPRISES
Abstract. The article deals with the organizational features of the Federal law of the Russian Federation on "transportation security compliance requirements to ensure transport security objects (buildings, structures), not related to transport infrastructure objects and located on land adjacent to transport infrastructure objects in the security zones of land transport. Systematized the activities required for the implementation of such transport facilities. In the work used techniques of systems analysis, comparative method, methods of theoretical knowledge (formalisation), obshhelogicheskie methods and techniques of research (analysis, synthesis, classification, the analogy).
Keywords: transport, railway enterprises, organization of production, transport security, transportation security requirements, the subject of the transport infrastructure, transport infrastructure object, protected areas land transport
Транспорт и транспортные системы являются важнейшими участниками во всех сферах деятельности любого государства. От того, насколько эффективна и развита транспортная инфраструктура, зависит и общий уровень развития экономики любой страны. Однако, как и все сложные системы, транспортная система подвержена различным внешним воздействиям, и зачас-тую такое воздействие приводит к негативным, а порой и к трагическим результатам.
Транспорт ввиду специфики его работы является потенциальным источником опасности, а если в его деятельность вмешиваются незаконными агрессивными действиями, то потенциальная опасность становится реальной опасностью с тяжелейшими последствиями [1].
Именно это и привлекает к транспорту террористов всех мастей. Не случайно печальная статистика последних 10 - 15 лет свидетельствует: от 50 до 70 % совершаемых терактов связано с транспортом, причем преимущественно с общественным. Достаточно вспомнить теракты в токийском, мадридском, московском, лондонском, петербургском метро, аэропорту Домодедово, на железнодорожном вокзале Волгограда. Россия имеет протяженные транспортные коммуникации. На ее территории располагаются сотни тысяч транспортных объектов. Только на железных дорогах их свыше 70 тысяч.
В целях повышения устойчивости функционирования транспорта и транспортных организаций, обеспечения безопасности перевозки пассажиров, стабильности и безопасности перевозок грузов, надежности и качества работы объектов транспортной инфраструктуры
(ОТИ) Правительством Российской Федерации разработан комплекс мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности.
Понятие «транспортная безопасность» определено Федеральным законом Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ и ТС) от актов незаконного вмешательства (АНВ) [2].
Данный федеральный закон предусматривает обеспечение транспортной безопасности субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками на основе единого подхода к оценке угроз, планированию и реализации мероприятий по обеспечению безопасности ОТИ и ТС.
Среди задач обеспечения безопасности населения на транспорте особое значение имеют разработка и реализация требований и мер по обеспечению транспортной безопасности.
К задачам повышения защищенности пассажиров и персонала на транспорте от АНВ, в том числе террористических актов, относятся формирование и реализация комплекса организационных и технических мероприятий, оснащение ОТИ и ТС инженерно-техническими системами и средствами обеспечения транспортной безопасности.
Федеральным законом 16-ФЗ установлено, что объекты транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные вокзалы и станции, метрополитены, тоннели, эстакады, мосты, объекты систем связи и управления движением транспортных средств, участки железнодорожных путей, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством РФ. Перечень таких зданий, сооружений, устройств и оборудования установлен Постановлением Правительства РФ от 18.07.2016 № 686 [3].
В данном перечне в настоящее время отсутствуют многие крупные железнодорожные предприятия, в том числе те из них, которые являются собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании. Это такие предприятия, как мотор-вагонные депо, пассажирские и грузовые вагонные депо, локомотивные депо, дистанции электроснабжения и др.
Таким образом, далеко не все предприятия железнодорожного транспорта относятся к категории объектов транспортной инфраструктуры, но могут находиться на их территории (например, на территории станции) или на земельных участках, граничащих с объектами транспортной инфраструктуры и отнесенных к охранным зонам земель транспорта в соответствии с Земельным кодексом РФ [4].
Пример схемы возможного взаимного расположения железнодорожных объектов на местности приведен на рисунке.
Закон «О транспортной безопасности» не действует
Закон «О транспортной безопасности» действует
Закон «О транспортной безопасности» действует
Закон «О транспортной безопасности» не действует
Схема возможного взаимного расположения железнодорожных объектов на местности
На схеме представлен объект транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция А, на территории которой располагаются объект транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал станции А, а также к территории станции прилегает локомотивное депо станции А, которое согласно действующей нормативной базе не относится к объектам транспортной инфраструктуры. Кроме того, по соседству, на расстоянии до территории станции более 200 м располагается железнодорожный объект Б, также не относящийся к объектам транспортной инфраструктуры.
Требования, которые необходимо соблюдать для обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов или территорий, устанавливаются в настоящее время Правительством РФ.
Физические лица (персонал предприятия, арендаторы, клиенты, посетители), следующие либо уже находящиеся на ОТИ и ТС, обязаны соблюдать требования, приведенные в Постановлении Правительства РФ от 15 ноября 2014 г. № 1208 [5].
Для ОТИ и ТС железнодорожного транспорта требования установлены Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 [6].
Принятое 23.01.2016 Постановление Правительства РФ № 29 [7] определяет комплекс организационных и технических мероприятий для зданий, строений и сооружений, которые не относятся к ОТИ, но размещены на земельных участках, непосредственно граничащих с ОТИ. Таким образом, представленное на схеме (см. рисунок) предприятие - локомотивное депо станции А, прилегающее к территории станции, не относящееся к ОТИ, попадает под действие Постановления Правительства РФ № 29.
Если транспортные объекты находятся на расстоянии более 200 м от границы земельного участка, на котором размещен ОТИ, то требования указанного постановления в отношении них не применяются. Не применяются эти требования также в отношении объектов, относящихся к жилым помещениям в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации [6]. Следовательно, на железнодорожный объект Б и жилой дом станции А, указанные на схеме (см. рисунок), не относящиеся к ОТИ, требования Постановления Правительства РФ № 29 не распространяются.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 29 юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица обязаны:
1) воспрепятствовать созданию условий, которые способствовали бы совершению АНВ в отношении прилегающего к их территории ОТИ;
2) немедленно сообщать субъекту транспортной инфраструктуры о фактах возможной подготовки к совершению АНВ в отношении прилегающего ОТИ;
3) при выполнении работ, связанных с грузами повышенной опасности или опасными грузами, а также с оружием или боеприпасами, сообщать об этом субъекту транспортной инфраструктуры в письменном виде;
4) при проведении на территории своего объекта культурно-массовых и иных публичных мероприятий сообщать об этом субъекту транспортной инфраструктуры не позднее чем за три дня до дня начала этих мероприятий;
5) обеспечить проведение контроля за перемещением на территорию объекта физических лиц, транспортных средств, грузов и других материальных объектов с целью недопущения перемещения на территорию объекта взрывных устройств или взрывчатых веществ, оружия или боеприпасов;
6) вести учет перемещения на территорию объекта или с его территории физических лиц (с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [9]), транспортных средств, грузов и других материальных объектов;
7) организовать видеозапись мероприятий, указанных в п. 5, обеспечить хранение записанных видеоматериалов, а также хранение данных и персональных сведений, предусмотренных п. 6, на бумажных и (или) электронных носителях в течение месяца.
В целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС в соответствии с Постанов-
лением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять ряд организационно-технических мер. При этом следует учесть, что Постановлением Правительства РФ № 29 реализация некоторых из этих или аналогичных мер также обязательна для зданий, строений, сооружений, которые не относятся к ОТИ, но размещены на земельных участках, граничащих с ОТИ.
К таким мерам требуется отнести следующие:
1) создание или привлечение на договорной основе для защиты объектов подразделений безопасности, обеспечивающих реагирование на подготовку совершения или совершение АНВ на территории объектов, а также на нарушения пропускного режима;
2) выделение и оборудование отдельных помещений или пунктов для размещения сотрудников подразделений безопасности объекта и для управления техническими средствами обеспечения безопасности;
3) оснащение этих пунктов необходимыми техническими средствами управления и связи с целью взаимодействия сотрудников подразделения безопасности данного объекта с силами обеспечения транспортной безопасности соседних объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств);
4) выделение отдельных помещений или участков помещений на объектах для проведения контроля за входом и выходом физических лиц, въездом и выездом транспортных средств, вносом и выносом, ввозом и вывозом грузов и иных материальных объектов на объект в целях предотвращения возможности размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ), проноса и провоза оружия и боеприпасов;
5) обеспечение видеонаблюдения и видеозаписи с целью документирования проведения мероприятий по контролю на контрольно-пропускных пунктах и постах;
6) установление границ зоны безопасности объекта, на которых будет осуществляться контроль за входом и выходом физических лиц, въездом и выездом транспортных средств, вносом и выносом, ввозом и вывозом грузов и иных материальных объектов на объект и с него;
7) разработка плана размещения и перечня технических систем и средств для контрольно-пропускных пунктов на границах зоны безопасности объекта;
8) организация пропускного режима на объекте, установление видов пропусков для прохода, проезда людей или перемещения любых грузов на объект, обеспечение ведения учета прохода (проезда, перемещения) людей, транспортных средств, грузов на территорию объекта или с его территории;
9) обеспечение требуемого состава сертифицированных технических систем и средств контроля за входом и выходом людей, въездом и выездом транспортных средств, вносом и выносом, ввозом и вывозом грузов на объект или с него;
10) противодействие проникновению людей и транспортных средств на территорию безопасности объекта вне контрольно-пропускных пунктов или постов;
11) противодействие преодолению людьми и транспортными средствами контрольно-пропускных пунктов и постов без выполнения условий допуска на территорию безопасности объекта, в том числе без постоянных и разовых пропусков и иных установленных разрешений;
12) обеспечение защиты технических средств обеспечения безопасности объекта от несанкционированного доступа к узлам управления, обработки и хранения данных, а также поддержание средств связи в постоянной готовности к использованию;
13) обнаружение на контрольно-пропускных пунктах и постах на границах территории безопасности объекта предметы и вещества, которые запрещены для перемещения, недопущение их перевозки, а также перемещения на территорию безопасности объекта;
14) немедленное информирование уполномоченных представителей подразделений органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации об обнаруженном оружии, боеприпасах, патронах к оружию, взрывчатых веществах и взрывных
74 ИЗВЕСТИ Я Транссиба м;п21402)
устройствах, ядовитых или радиоактивных веществах для принятия ими мер реагирования;
15) немедленное информирование уполномоченных представителей подразделений органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации обо всех физических лицах или материальных объектах в случае выявления связи этих лиц и объектов с совершением или подготовкой к совершению АНВ;
16) передача уполномоченным представителям подразделений органов внутренних дел и (или) органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации нарушителей, обнаруженного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ.
Для реализации указанных мер на железнодорожных предприятиях, не являющихся объектами транспортной инфраструктуры, как и на ОТИ, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 [10] должны применяться технические системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, видеозаписи, аудиозаписи, связи, приема и передачи информации, оповещения, сбора и обработки информации.
Следует учитывать, что полнота и своевременность реализации указанных мер подлежит проверке федеральной службой по надзору в сфере транспорта в соответствии с приказом данной службы от 13.09.2017 № ВБ-880фс [11].
Таким образом, по результатам системно-правового и формально-догматического анализа действующего российского законодательства о безопасности, а также транспортного и земельного законодательства выявлены особенности организации работ по транспортной безопасности на железнодорожных и других транспортных предприятиях, не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с Земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта. Сформулированы конкретные меры по обеспечению требований закона «О транспортной безопасности», выработке единых методологических подходов к упорядочиванию системы непрерывной и эффективной деятельности по обеспечению транспортной безопасности.
Список литературы
1. Комплексная безопасность на железнодорожном транспорте и метрополитене : монография : в 2 ч. / Б. В. Бочаров [и др.]; под ред. В. М. Пономарева и В. И. Жукова. - Москва : ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. - 287 с. - Ч. 1. - Текст : непосредственный.
2. О транспортной безопасности : Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ // Собрание законодательства. - 2007. - № 7 (12 февраля). - Ст. 837. - Текст : непосредственный.
3. Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры : Постановление Правительства РФ от 18 июля 2016 г. № 686 - Текст : непосредственный // Собрание законодательства. - 2016. -№ 30 (25 июля). - Ст. 4924.
4. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ - Текст : непосредственный // Собрание законодательства. - 2001. - № 44 (29 октября). - Ст. 4147.
5. Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта: Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2014 г. № 1208 - Текст : непосредственный // Собрание законодательства. - 2014. -№ 47 (24 ноября). - Ст. 6565.
6. Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе
требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта : Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2017 г. № 495 - Текст : непосредственный // Собрание законодательства. - 2017. -№ 19 (8 мая). - Ст. 2835.
7. Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (строений, зданий, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта и о внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию : Постановление Правительства РФ от 23 января 2016 г. № 29 - Текст : непосредственный // Собрание законодательства. - 2016. -№ 5 (1 февраля). - Ст. 698.
8. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ. - Текст : непосредственный // Собрание законодательства. - 2005. - № 1 (3 января). - Ст. 14.
9. О персональных данных : Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ. - Текст : непос-редственный // Собрание законодательства. - 2006. - № 31 (31 июля). - Ст. 3451.
10. Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности : Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 969. - Текст: непосредственный // Собрание законодательства. - 2016. -№ 40 (3 октября). - Ст. 5749.
11. Об утверждении форм проверочных листов (списка контрольных вопросов), применяемых при осуществлении федерального государственного транспортного надзора в сфере железнодорожного транспорта : Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 13 сентября 2017 г. № ВБ-880фс. - Москва : Ространснадзор, 2018. - Текст : непосредственный.
References
1. Bocharov B. V. [and others]. Kompleksnaia bezopasnost' na zheleznodorozhnom transporte i metropolitene: monografiia, v 2 chastiakh; pod redaktsiei V. M. Ponomareva i V. I. Zhukova (Integrated safety in railway transport and metro: a monograph, in 2 parts; edited by V. M. Ponomarev and V. I. Zhukov). Moscow: Federal state budget institution «Training center on education on railway transport», 2015, part 1, 287 p.
2. O transportnoi bezopasnosti: Federal'nyi zakon ot 09 fevralia 2007 g. № 16-FZ (On transport security: Federal law No. 16-FZ of February 09, 2007). Meeting of the legislation, 2007, no. 7 (February 12), art. 837.
3. Ob opredelenii uchastkov avtomobil'nykh dorog, zheleznodorozhnykh i vnutrennikh vodnykh putei, vertodromov, posadochnykh ploshchadok, a takzhe inykh obespechivaiushchikh funktsio-nirovanie transportnogo kompleksa zdanii, sooruzhenii, ustroistv i oborudovaniia, iavliaiushchikhsia ob"ektami transportnoi infrastruktury : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18 iiulia 2016 g. № 686 (On the definition section of the road, rail and inland waterways, heliports, landing sites, as well as other ensure the functioning of the transport complex of buildings, structures, devices and equipment, which are the transport infrastructure: RF Government Resolution of July 18, 2016 № 686). Meeting of the legislation, 2016, no. 30 (July 25), art. 4924.
4. Zemel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 25 oktiabria 2001 g. № 136-FZ (Land Code of the Russian Federation: Federal Law of October 25. 2001 № 136-FZ). Meeting of the legislation, 2001, no. 44 (October 29), art. 4147.
5. Ob utverzhdenii trebovanii po sobliudeniiu transportnoi bezopasnosti dlia fizicheskikh lits, sleduiushchikh libo nakhodiashchikhsia na ob"ektakh transportnoi infrastruktury ili transportnykh sredstvakh, po vidam transporta: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 noiabria 2014 g. № 1208 (On approval of requirements to comply with the Transportation Security for individuals, should either be located at the transport infrastructure or vehicles, by mode of transport: RF Government Resolution of Nov. 15. 2014 № 1208). Meeting of the legislation, 2014, no. 47 (November 24), art. 6565.
6. Ob utverzhdenii trebovanii po obespecheniiu transportnoi bezopasnosti, v tom chisle trebovanii k antiterroristicheskoi zashchishchennosti ob"ektov (territorii), uchityvaiushchikh urovni bezopasnosti dlia razlichnykh kategorii ob"ektov transportnoi infrastruktury i transportnykh sredstv zheleznodorozhnogo transporta: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 aprelia 2017 g. № 495 (On approval of requirements for transport security, including the requirements for anti-terrorism security of objects (territories), taking into account the levels of security for different categories of transport infrastructure and vehicles of railway transport: RF Government Resolution of April 26. 2017 № 495). Meeting of the legislation, 2017, no. 19 (May 8), art. 2835.
7. Ob utverzhdenii trebovanii po obespecheniiu transportnoi bezopasnosti ob"ektov transportnoi infrastruktury po vidam transporta na etape ikh proektirovaniia i stroitel'stva i trebovanii po obespecheniiu transportnoi bezopasnosti ob"ektov (stroenii, zdanii, sooruzhenii), ne iavliaiushchikhsia ob"ektami transportnoi infrastruktury i raspolozhennykh na zemel'nykh uchast-kakh, prilegaiushchikh k ob"ektam transportnoi infrastruktury i otnesennykh v sootvetstvii s ze-mel'nym zakonodatel'stvom Rossiiskoi Federatsii k okhrannym zonam zemel' transporta i o vnesenii izmenenii v Polozhenie o sostave razdelov proektnoi dokumentatsii i trebovaniiakh k ikh soderzhaniiu: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23 ianvaria 2016 g. № 29 (On approval of requirements to ensure transport safety transport infrastructure by mode of transport facilities at the design stage and construction and requirements for transport security facilities (structures, buildings, structures), non-transport infrastructure and located on land adjacent to transport infrastructure and classified in accordance with the land legislation of the Russian Federation to the guarding zones of transport lands and on amendments to the Regulations on the composition of design documentation and requirements to their content: RF Government Decree of 23 January. 2016 № 29). Meeting of the legislation, 2016, no. 5 (February 1), art. 698.
8. Zhilishchnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 29 dekabria 2004 g. № 188-FZ (Housing Code of Russia: Federal Law of December 29, 2004 № 188-FZ). Meeting of the legislation, 2005, no. 1 (January 3), art. 14.
9. O personal'nykh dannykh: Federal'nyi zakon ot 27 iiulia 2006 g. № 152-FZ (On personal data: Federal Law of July 27, 2006 № 152-FZ). Meeting of the legislation, 2006, no. 31 (July 31), art. 3451.
10. Ob utverzhdenii trebovanii k funktsional'nym svoistvam tekhnicheskikh sredstv obespe-cheniia transportnoi bezopasnosti i Pravil obiazatel'noi sertifikatsii tekhnicheskikh sredstv obespecheniia transportnoi bezopasnosti: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 sentiabria 2016 g. № 969 (On approval of requirements to the functional properties of means of transport security and the Rules of compulsory certification of means of transport security: RF Government Decree of September 26. 2016 № 969). Meeting of the legislation, 2016, no. 40 (October, 3), art. 5749.
11. Ob utverzhdenii form proverochnykh listov (spiska kontrol'nykh voprosov), primeniaemykh pri osushchestvlenii federal'nogo gosudarstvennogo transportnogo nadzora v sfere zheleznodorozhnogo transporta: Prikaz Federal'noi sluzhby po nadzoru v sfere transporta ot 13 sentiabria 2017 g. № VB-880fs (About the statement of forms of test sheets (list of test questions), applicable to the implementation of the Federal transport oversight in the field of railway transport: order from the Federal service for transport supervision from 13 St. 2017 № WB-880/FS/FT). Moscow, Rostransnadzor, 2018.
=Совершенствование промышленных теплосистем, теплотехнического и теплового оборудования
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Блинов Павел Николаевич
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент, директор Института наземных транспортных систем, ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 31-04-09.
E-mail: [email protected]
Томилов Валерий Викторович
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Блинов, П. Н. Системный анализ организационно-технических мероприятий по транспортной безопасности на железнодорожных предприятиях / П. Н. Блинов, В. В. Томилов. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2020. - № 2 (42). -С. 71 - 78.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Blinov Pavel Nikolayevich
Omsk State Transport University (OSTU).
35, Marx st., Omsk, 644046, the Russian Federation.
Ph. D. in Engineering, Associate Professor, Director of the Institute of terrestrial transport systems, OSTU.
Phone: +7 (3812) 31-04-09.
E-mail: [email protected]
Tomilov Valery Victorovich
Omsk State Transport University (OSTU).
35, Marx st., Omsk, 644046, the Russian Federation.
Ph. D. in Engineering, Associate Professor of the department «Railway transport electrosuppling», OSTU.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Blinov P. N., Tomilov V. V. System analysis of organizational and technical measures for transport security at railway enterprises. Journal of Transsib Railway Studies, 2020, no. 2 (42), pp. 71 - 78 (In Russian).
УДК 621.181.123
Е. Н. Слободина, А. Г. Михайлов
Омский государственный технический университет (ОмГТУ), г. Омск, Российская Федерация,
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ТЕПЛООБМЕНА В ВАКУУМНОМ КОТЛЕ ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ НАРУЖНОГО ОРЕБРЕНИЯ ЖАРОВОЙ ТРУБЫ
Аннотация. В рамках реализации приоритетных задач одобренной Правительством Российской Федерации Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года показаны перспективы использования высокоэффективных котлов в качестве автономного источника для получения тепловой энергии для систем теплоснабжения. Рассмотрены особенности работы и конструкции вакуумного котла, его преимущества и недостатки. Обоснованы необходимость и метод интенсификации процессов теплообмена в вакуумном котле для повышения его эффективности и снижения расхода топлива. Представлены основные положения математической модели для теплового расчета вакуумного котла с использованием ^е-модели ANSYS CFX для описания турбулентных течений смеси реагирующих газов с учетом переноса теплоты излучением и конвекцией и модели КР1ANSYS CFX, описывающей процессы кипения жидкости. Представлены результаты расчетных исследований с использованием модели КР1ANSYS CFX при кипении на гладкой и оребренной цилиндрической поверхностях. Показаны результаты расчетных исследований влияния давления в разреженном объеме на теплофизические характеристики и рабочие параметры котла, такие как температура стенки со стороны воды, тепловые потери с уходящими газами при применении теплообменной поверхности различной конструкции. Показано влияние коэффициента оребрения на уменьшение расхода топлива при изменении давления. Предложены апробированные технические решения для формирования конструкции эффективных вакуумных котлоагрегатов с улучшенными массогабаритными параметрами. Обосновано использование конструкции эффективного вакуумного котла с поперечными ребрами на внешней теплообменной поверхности жаровой трубы с рациональными геометрическими характеристиками, представлен рациональный коэффициент оребрения ¥ =1,89.
Ключевые слова: оребрение, интенсификация, вакуумный котел, кипение, коэффициент полезного действия, коэффициент теплоотдачи.