Научная статья на тему 'Системный администратор локальной вычислительной сети. Задачи, требования, модель, отбор'

Системный администратор локальной вычислительной сети. Задачи, требования, модель, отбор Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
463
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Падерно П. И., Сатторов Ф. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article offered the new model of system administrator, which could reduce financial and time expenses and make personal activity most effective.

Текст научной работы на тему «Системный администратор локальной вычислительной сети. Задачи, требования, модель, отбор»

ДОКЛАДЫ АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ____________________________________2009, том 52, №6_______________________________

ИНФОРМАТИКА

УДК 629.735.33

П.И.Падерно, Ф.Э.Сатторов СИСТЕМНЫЙ АДМИНИСТРАТОР ЛОКАЛЬНОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ. ЗАДАЧИ, ТРЕБОВАНИЯ, МОДЕЛЬ, ОТБОР

(Представлено академиком АН Респубики Таджикистан ЗД.Усмановым 23.04.2009 г.)

Локальная вычислительная сеть (ЛВС) государственного учреждения (организации) предназначена для обеспечения всех пользователей возможностями использования единых информационных и программных ресурсов, то есть для создания единого внутреннего информационного пространства. Вся работа по организации функционирования и развития ЛВС, вне зависимости от специфических особенностей организации, ложится на плечи системного администратора (СА) (для крупных организаций - группы системного администратора). Основные группы задач, возлагаемые на СА, и их значимость в значительной степени зависят от специфики организации, в рамках которой функционирует ЛВС.

Рассмотрим основные структуры возможных комплексов задач, возлагаемых на системного администратора.

Локальная вычислительная сеть, направлена, в основном, на решение внутренних задач.

Все множество задач можно разбить на следующие группы: А - поддержка пользователей; В - работа с сетью; С - обеспечение бесперебойной работы организации (предприятия).

В свою очередь каждая из групп перечисленных задач, решение которых поддерживается СА (или группой его сотрудников), также может быть детализирована и представлена в виде кортежа.

Поддержка пользователей. А — < Аг, А2,А3 >, где Ах - задачи, связанные с обеспечением удаленной помощи (установление удаленного соединения, выявление причин и устранение неполадок); А2 - задачи, связанные с инсталляцией нового программного обеспечения (ПО) (приобретение, тестовая инсталляция, установка приобретенного ПО на компьютере конечных пользователей); А - задачи, связанные с созданием новых пользовательских учетных записей (конфигурация учетных записей, создание почтового ящика, присвоение идентификаторов и паролей)

Работа с сетью. В = < В1, В2, В3 >, где Вх - задачи, связанные с модернизацией сети (выявление узких мест, замена устаревшего оборудования, прокладка, при необходимости, новых участков ЛВС); В2 - задачи, связанные с мониторингом ЛВС (контроль стабиль-

ной работы почты и Интернета, контроль наличия системных ресурсов, выявление случаев злоупотребления сетью); В - задачи, связанные с обеспечением безопасности (защита от несанкционированного доступа, резервное копирование, защита от вирусов).

Обеспечение бесперебойной работы организации. ( ' — < С \, С 2, С 3 >, где ( ] - задачи, связанные с модернизацией технического парка (конфигурация ПК, сборка ПК, ремонт вышедшего из строя оборудования); С2 - задачи, связанные с закупкой комплектующих материалов (поиск поставщиков, ведение документооборота, составление плана профилактических работ по обслуживанию дорогостоящего оборудования, выявление и анализ потребностей пользователей); С3 - задачи, связанные с работой со сторонними организациями (привлечение сторонних организаций для выполнения специфических работ, анализ рынка 1Т услуг).

В силу разнородности задач, решаемых СА, в ряде случаев от него требуется не только обязательный набор знаний, умений и навыков, которыми он овладел в процессе обучения и различных практик, но и интуиция, основанная на личном, в том числе и профессиональном опыте, умение работать с разнородными пользователями, умение общаться с начальством и др. Следует заметить, что руководство организации, зачастую, не представляет в полном объеме всех особенностей деятельности системного администратора. При разработке компетентностной модели СА также следует обязательно учитывать его личностные особенности, которые могут быть описаны некоторым набором психологических характеристик

шп, ^, отражающих его психологический портрет. Наборы психологических характеристик х¥к — ^1%, иц *¥к е 'Г, необходимых СА для конкретной дея-

тельности, могут быть различными в зависимости от задач организации, эксплуатирующей данную ЛВС. В ряде случаев эти характеристики значительно влияют на возможности СА по решению конкретных задач, то есть на Х1 еХ, где под X понимается множество

задач, при решении (выполнении) которых заметную роль играют личностные (психологические) особенности системного администратора. Необходимо заметить, что, по мнению психологов, имеет место соотношение Л'иВ^С <^Х, то есть личностные особенности должны учитываться всегда. Таким образом, модель системного администратора может быть описана кортежем М —< К,Ь >, где К - множество компетенций, Ь - множество личностных особенностей, имеющих отношение к профессиональной деятельности системного администратора.

Идеальной ситуацией для проверки пригодности конкретного системного администратора для работы с заданной ЛВС являлось бы формирование следующих наборов функциональных зависимостей:

ДМ) = /(ВД = (/;(ВД,..Х(ВД), где г, (К, Ь) = Ба , 7 = 1,2,..„и.

8(М) = 8(К,Ь) = (§1(К,Ь),...8к(К,Ь)), где &.(*:,£) = £ і = 1,2,...,к.

к(М) = к(К, Г) = (А, (К, Г),..кт {К,Ь)), где (К,Ь) = БС., і = 1,2,..., т.

Однако в реальной действительности эти закономерности неизвестны. Тогда для оценки специфики требований, предъявляемых к функционированию конкретной ЛВС, и их реализации в процессе эксплуатации следует:

Сформировать перечень целей, ставящихся перед ЛВС.

На основании сформированного перечня определить приоритеты (коэффициенты значимости, важности) для каждой из групп задач ЯА, Кв и , ( ЯА + Яв + Яс = 1). Определение приоритетов можно провести с применением метода анализа иерархий.

Определить значимость показателей внутри каждой из групп, то есть

Полученный вектор значимостей задач 11 = (Н,И, , И1:,/{,, , Д.) достаточно

полно описывает специфику ЛВС.

При оценке степени соответствия СА специфике ЛВС и формированию требований к СА необходимо учитывать также и частоту (интенсивность) возникновения конкретных за-

ность возникновения / -той задачи из группы ¥ (7 = А,В,С)- характеристика потока задач.

Введем в рассмотрение вектор характеристик g = (gAl , gв ,■■■, gBk ,-£с ,■■■, gc ), от-

ражающий важности задач, поставленных перед ЛВС, и учитывающий интенсивности потоков этих задач, компоненты которого вычисляются по следующим формулам

теристик конкретного СА 2, отражающие его возможности по решению каждой из задач из множеств А,В,С = (УАі,...,УА ,УВі,...,УВк,Ус^,...,Ус ), можно сформировать ряд критериев для оценки степени соответствия СА комплексу задач, ставящихся перед конкретной

п

к

т

дач. Пусть у нас известен вектор А = (лд,...,л^ , л^,..., лв^ ,.лСі,..., лс ), где Я . - интенсив-

Яг - л

Используя вектор g = ^А,..., gA , gв і), &Сі ■>■■■■’ Яс ), а также зная оценки харак-

ЛВС.

Всего различных задач, решаемых СА в ЛВС - п. Как уже было замечено, будем полагать, что каждая из оценок характеристик получена в нормированной шкале (о<К_<1, / = 1,2,..., п). В качестве примера можно использовать вероятность правильного и

своевременного решения конкретной задачи У1.

Проведем анализ возможностей оценки соответствия системного администратора требованиям конкретной ЛВС.

Для оценки степени соответствия системного администратора комплексу задач, поставленных перед ЛВС, необходимо сформировать соответствующие показатели, которые могут быть различными по своей целевой направленности. Одним из основных требований является то, что для идеального системного администратора, у которого вектор Уг состоит из единиц, значение показателя также должно быть равно 1 (Ж(г) = 1).

Рассмотрим возможные показатели (критерии) пригодности СА.

Скалярные оценки без наличия ограничений:

1. Расстояние в эвклидовом пространстве

1.1. Расстояние до идеального СА (сравнение с идеальной точкой) (табл.1)

Таблица 1

Показатели расстояния до идеального системного администратора

№ Учитываемые особенности ЛВС Вид показателя

1.1.1. Без учета важности задач и интенсивности потоков задач

1.1.2. С учетом важности задач, но без учета интенсивности потоков задач ^12(*) = ^Х-с-гп)2

1.1.3. С учетом важности и интенсивности потоков задач ^із(*) = ^>П-С-Гп)2

1.2. Расстояние от начала координат (длина вектора)(табл.2)

Таблица 2

Показатели расстояния до начала координат (длина вектора)

№ Учитываемые особенности ЛВС Вид показателя

1.2.1. Без учета важности задач и интенсивности потоков задач

1.2.2. С учетом важности задач, но без учета интенсивности потоков задач

1.2.3. С учетом важности и интенсивности потоков задач

2. Вероятность решения задачи

2.1. Средняя вероятность решения задачи (параллельное решение) (табл.3)

Таблица 3

Средняя вероятность решения одной задачи из потока (параллельное решение)

№ Учитываемые особенности ЛВС Вид показателя

2.1.1. Без учета важности задач и интенсивности потоков задач Щи

2.1.2. С учетом важности задач, но без учета интенсивности потоков задач №2<2(г) = '£н,гУУ} І

2.1.3. С учетом важности и интенсивности потоков задач І

2.2. Средняя вероятность решения задачи (последовательное решение) (табл.4)

Таблица 4

Средняя вероятность решения одной задачи из потока (последовательное решение)

№ Учитываемые особенности ЛВС Вид показателя

2.2.1 Без учета важности задач и интенсивности потоков задач II -а

2.2.2. С учетом важности задач, но без учета интенсивности потоков задач »^(г)=пс і

2.2.3. С учетом важности и интенсивности потоков задач І

СА лучший по одному из критериев, может быть далеко не лучшим по другому. Например, если у СА по одной из задач вероятность ее правильного решения очень мала, то значение критерия Ж223 (2) будет близко к нулю, в то время как значения остальных критериев будут достаточно велики.

Замечания.

Если трактовать кортежи Бл = < .V, ,...V, >, Л'/; = < Л',.,>, £с = < 5'С1,...,5С >

как некоторый максимальный набор знаний, умений и навыков, которыми должен обладать СА, то оценки, не учитывающие специфики ЛВС, оценивают, в общем, уровень соответствия СА требованиям некоторой абстрактной ЛВС, и их целесообразно использовать при оценке уровня обученности СА.

Санкт-Петербургский государственный Поступило 10.04.2009 г.

электротехнический университет им. В.И.Ульянова (Ленина)

n.H.nagepHO, ^3.CaTropoB MAtMYPHATH CHCTEMAH ^OXHIAH TEXHHKAH ^HCOEEAPOPH. MHCOI, ^APXOCT, MO^EI, HHTHXOB

MaKO^au Ma3Kyp aMa^H MatMypuaTH TexHHKaH x,uco66apopupo 6o nernHHxogxou HaB gap 6ap Merupag, kh Bopug HaMygaHH oh gap KopxoHaxo Macpa^u BaKT Ba HKTHCogHpo KaM Kapga aMa^ueTH MyTaxaccucoHpo ocoHy nypx.ocH.tf MerapgoHag.

P.I.Paderno, F.E.Sattorov SYSTEM ADMINISTRATOR OF LOCAL AREA NETWORK. TASKS, REQUIREMENTS, MODEL, SELECTION

In this article offered the new model of system administrator, which could reduce financial and time expenses and make personal activity most effective.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.