Системные сдвиги в развитии туристической индустрии: текущая ситуация и проблемы стабилизации
см о см
о ш т
X
<
т о х
X
Васюта Евгения Александровна,
старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ, [email protected]
Ушаков Денис Сергеевич,
д.э.н., профессор кафедры международных экономических отношений ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ, [email protected]
Подольская Татьяна Валентиновна,
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой международных экономических отношений ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ, [email protected]
Введение всевозможных ограничений и повсеместное закрытие международных и внутренних границ остановило перемещение не только между странами, но и регионами одной страны. Это естественным образом повлияло на рынок туристических услуг и привело к кризису туристической отрасли. Однако туристическая отрасль - это одна из тех отраслей экономики имидж, которой дает хоть и косвенный, но весьма значительный эффект. Системные сдвиги, происходящие в отрасли на сегодняшний день, сценарии ее развития и механизмы стабилизации требуют дополнительных и более детальных исследований. В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки развитие всей сферы оказалось под серьезной угрозой. Цель исследования - выявить основные тенденции и проблемы развития сферы туризма на мировом рынке, произошедшие вследствие этого системные сдвиги в отрасли, а также предложить рекомендации и инструменты, позволяющие отрасли выйти из кризиса в контексте глобализационных изменений потребительского поведения. В представленной статье анализируются тенденции развития сферы туризма, связанные с изменением поведения потребителей на рынке и популяризацией некоторых видов туризма, изменением специфики предоставления туристических услуг и т.д. В данном исследовании выделены основные проблемы, с которыми столкнулась отрасль и предложены механизмы ее стабилизации, в том числе smart-технологии. Ключевые слова: туристический рынок, ^УЮ-19, турагентства, технологические продукты, путешествия
На сегодняшний день туристическая сфера находится в ситуации неопределенности и рисков. Постоянно изменяющаяся эпидемиологическая ситуация не позволяет с уверенностью прогнозировать, как будет развиваться отрасль в сложившихся условиях [1].
Однако большинства экспертов сходятся во мнении, что сценарии развития туристической деятельности будут формироваться под влиянием двух основных факторов: скорости восстановления экономики после пандемии и изменении потребительских предпочтений, вызванных заболеваемостью населения [2].
С учетом этого можно предположить, что развитие отрасли может происходить по следующим основным сценариям (рисунок 1) [3].
Развитие туристической отрасли
Рисунок 1. Сценарии развития туристической отрасли в условиях пандемии (Составлено авторами)
Исходя из первого сценария, можно предположить, что отрасль должна благополучно выйти из кризиса благодаря государственной поддержке. Туристы в свою очередь будут постепенно возвращаться к уже устоявшимся привычкам, что приведет к необходимости формирования гибких туристических тарифов. Более того, организации туристической инфраструктуры будут функционировать исходя из новых санитарно-эпидемиологических стандартов.
Исходя из второго сценария, можно предположить, что большинство туристических компаний не выдержит сложившейcя ситуации и разорится. Наряду с этим произойдёт колоссальное сокращение числа туристов.
Исходя из третьего сценария развития событий, можно предположить, что исходя из волнообразного течения COVID-19, будет происходить периодическое закрытие границ и внедрение карантинных мер.
Исходя из четвертого сценария развития событий, можно предположить, что произойдет мощнейшая диффузия инноваций в туристическую отрасль. Реальные путешествия станут ограниченным ресурсов, который станет доступен только для очень богатой категории граждан, для остальных же будет доступны преимущественно виртуальные путешествия, причем лайф стрим-минг вытеснит формат онлайн.
В связи с этим произойдет трансформация туристической инфраструктуры исходя из совсем небольшого числа туристов. В целом на туристическом рынке будет наблюдаться явление атомизации, то есть компании будут еще больше конкурировать, отдаляясь друг от друга и уступая место небольшим клиентоориентированным компаниям.
Вне зависимости от предполагаемого сценария развития отрасли, ключевым фактором, влияющим на принятие решения, связанного с туристической поездкой, является здоровье и благополучие. Проанализировав ключевые критерии, влияющие на выбор провайдера туристических услуг и факторы принятия решения о поездке (рисунок 2,3), можно сделать вывод о следующих системных изменениях: потребители в первую очередь беспокоятся о безопасности среды, в которой они пребывают в рамках туристической поездки, соблюдении санитарных требований и возможности оптимальной социальной дистанции.
Наиболее значимым критерием, влияющим на выбор провайдера туристических услуг, является гибкая политика в области бронирования с возможностью отмены рейса или проживания в том или ином отеле.
Более того, ожидается рост уровня готовности со стороны потребителей, в отношении платить существенно больше за гарантировано «безопасные» сервисы. В качестве примера такого сервиса можно считать дополнительную социальную дистанцию в местах приема пищи, возможность воспользоваться отдельным входом в публичное пространство, возможность соблюдать дистанцию в экскурсионном транспорте и т.д. [3].
Качество туристического продукта
Безопасность
Стоимость туристического продукта
22»
52%
26%
Рисунок 2 Ключевые критерии выбора провайдера туристических услуг (Source: BCG COVID-19 Consumer Sentiment Survey, May 2020)
Опрошено 3000 человек из США, Великобритании, Италии, Франции
Гибкая политика б области бронирования 72%
Возможность социального дистанцирования ^^Н 70%
Высокие стандарты санитарной безопасности
Рисунок 3 Факторы принятия решений о поездке (Source: BCG COVID-19 Consumer Sentiment Survey, May 2020), % от общего количества опрошенных, суммарно не равен 100%, так как вопрос предполагал несколько вариантов ответа.
Опрошено 3000 человек из США, Великобритании, Италии, Франции
Компании, предлагающие альтернативные варианты размещения туристов, также внедряют новые протоколы чистоты. Так для арендодателей, сдающих жилье в частном порядке, была запущена программа Enhanced Cleaning Initiative. Одним из аспектов данной программы является то, что на территории сдаваемого жилья также будет действовать дезинфекция поверхностей с помощью автоматических распылителей, будут установлены телевизионные камеры для измерения температуры и т.д.
Аналогичные программы запускают и авиакомпании. Так, например, авиакомпания Emirates начала проводить экспресс-анализ крови на COVID-19 для пассажиров, которые летят на лайнерах данной компании.
Стоит обратить внимание, что изменился и опыт авиапутешествий (рисунок 4). Это связано с тем, что практически все авиакомпании и аэропорты- один из наиболее пострадавших сегментов.
До полета
•ЦхОД гфйыю 1)0 №хлД№*<ым тйлпмим (дспусмлиисн lnjihitoN
пассажиры)
'ПрО№р№ паспорта иммуиитсто 'Ьескиш икни» print градкн »Измерение температуры, прохождение дезинфекционных ворот
Во время вылета
После полета
'Ьегконтактный едпон ^атакованные ойеды. бесконтл оплата, цифровое меню, отсутствие печатном продукции); •Свободный средний ряд: • Р л йота Службы здоровья аэропорта иа (юрту; «LdHurapHdH обядбипм банжа_
•Повторная проверка паспорта иммунитета, измерение температуры, прохождение дезинфекционных ворот •С лит лрнлн uCprt-fxjiKit Ммолк Г« {(юлгг дли i рл ьнл и гю м с тнидлрт ння «докавилння»)
Рисунок 4. Изменение опыта авиапутешествий (составлено авторами)
Важно отметить, что в связи с введением ограничений и проведением карантинных мероприятий значительная часть сотрудников была переведена на дистанционный формат работы. Так по данным опроса, проведенного компанией Kelly Services, в России удалено работало меньше 10% всех сотрудников, в период пандемии их количество возросло фактические до 50%. [4]
Подобная тенденция дала возможность работать из любой точки мира, трансформируя разделение рабочего времени и отдыха. Теперь получать новые впечатления, поменять обстановку, познакомиться с новыми
X X
о го А с.
X
го m
о
м о
M
CS
о
CS
о ш m
X
3
<
m О X X
культурными достопримечательностями возможно, оставаясь в рамках так называемого рабочего графика.
Наиболее мобильными в этом плане является категория «белых воротничков», задействованных в IT-сфере. Именно их можно считать так называемыми цифровыми кочевниками. По некоторым прогнозам, к 2035 году в мире будет примерно один миллиард таких путешественников [5].
Наряду с этим у них прослеживается и синдром Slow-Mo (феномен медленного (осознанного) потребления), например, употребление еды без спешки.
В туризме наблюдается схожая тенденция. В связи с этим, наблюдается рост спроса на «отдых без спешки». Длительные путешествия, отказ от быстрых авиаперевозок, неспешные пешие прогулки- вот новые критерии успешного путешествия. Более востребованы будут автомобильные путешествия, так как они отвечают требованиям безопасности и гибкости планирования. Сегодня туроператоры предлагают «автоквесты» и «автоэкскурсии», которые позволяют сохранить и групповую динамику в течение всего путешествия и обеспечить необходимую социальную дистанцию.
Будет также увеличена и длительность принятия решений о поездке, что существенно сократит количество спонтанных поездок, но будет стимулировать длительные поездки в более отдаленные регионы, поездки в которые раньше откладывались из-за нехватки времени.
Более того, появившийся запрос на «туристическую перезагрузку» станет драйвером развития новых нетипичных туристических направлений. Популярность приобретут «вторые города» (Севилья, Гент, Порто и т.д.). Произойдет открытие уже новых стран и регионов с другой стороны.
Можно предположить, что спрос на короткие поездки вернется и даже увеличится после снятия ограничений, однако длительные путешествия останутся популярны, но будут связаны именно с трендом на медленное потребление.
Но, несмотря на длительность и формат путешествий, развитие туризма на современном этапе будет сопровождаться использованием IT-технологий на всех этапах поездки, начиная с планирования поездки и заканчивая обменом впечатлениями.
На схеме (рисунок 5) представлены различные технологические решения, позволяющие обеспечить бесшовный опыт получения услуг на всех этапах клиентского пути.
Однако онлайн- формат не сможет заменить эмоции реальной поездки, но качественный цифровой контент позволит подчеркнуть саму ценность предложения, тем более что спрос на него продолжает расти. Так, интерес к популярным передачам о путешествиях резко вырос за последние несколько месяцев. Например, просмотр достаточно популярной передачи «Орел и решка» в марте 2019 составлял всего лишь 19%, а в аналогичном периоде 2020 года приблизился к 85%. [6]
Анализ современных системных сдвигов, произошедших в сфере туризма, с учетом сложившейся эпидемиологической обстановки, позволяет выделить ряд перспективных технологий, позволяющих разработать механизмы стабилизации отрасли.
Разные участники туристических услуг на сегодняшний день все чаще сходятся в выборе, что наиболее перспективными технологиями, способными реанимировать отрасль после кризиса, будут являться технологии
Big Data, технологии позволяющие защитить окружающую среду, различные мобильные приложения и платформы.
\ - Комфорте > V Отзывы и
Осознание потребности У Планирование У течение У обмен
/ / / путешествия > / впечатлениями
Платформы, на Сервисы построения Б<4 контактные Плагфпрмыс
которых маршрутов технологична этапе отзывами
расположены путешес1вий+ уже заезда и выезда из
RHpTi'ñ.lhHb'r Туры готовые маршруты отеля, транспортные и
турнанчмкие
Система онлайн бронирования терминалы, роботы, проводящие
Приложения, дезинфекцию поверхности г.д.
анализирующие
урисгич^кне запросы Вспомогательные
и формирующие приложения [навигация
персональные по местности, онлайн
предяожекбик переводчик н 1.Д.)
Рисунок 5. Технологические решения на разных этапах клиентского пути туриста (Составлено авторами)
Подтверждением данного факта являются результаты опроса, связанного с востребованностью технологий в сфере туризма, проводимой компанией UWTO. В рамках исследования было опрошено примерно 1500 респондентов из различных стран. Все они принадлежали к различным группам. Это были профильные государственные организации, частные компании, экспертное сообщество (в том числе, молодые специалисты и студенты различных туристических специальностей). [7]
i Профильмыс государственные оргцниззции
Ч.ХГИЬК' КОМПАНИИ
i Экспертное сообщество
Big Data
Технологии для защиты п к ружэ ющей с ре ды
Мобильные платформы и приложения
Искусственный интеллект VR/AR
О 20 40 60 80 100
Рисунок 6 Востребованность технологий в сфере туризма, необходимых для восстановления отрасли
Таким образом, беспрецедентные потери, которые несут все игроки туристического рынка, приведут к поиску потенциальных инвестиционных точек роста.
Одним из ключевых требований, предъявляемых к туристической и смежным сферам, является соблюдение протоколов безопасности, с точки зрения поддержания чистоты и проведения процедур дезинфекции. Решения в области дезинфекции помещений и пространств могут быть реализованы в самых разных форматах (роботы, камеры, отдельные переносные гаджеты и т.д.). Кроме того, они могут быть оснащены датчиками, которые позволяют осуществить мониторинг и своевременного реагировать на потенциальную опасность.
На помощь также придут и бесконтактные технологии. Станет возможной минимизация контактов во время путешествий. Это станет возможным благодаря внедрению систем распознавания, биометрической идентификации, голосовым помощникам и т.д.
Еще одним условием, предъявляемым к туристическим поездкам на фоне COVID-19, являются гибкие условия бронирования.
Можно предположить, что после окончания пандемии стоимость путешествий будет дополнительным сдерживающим фактором. В связи с этим увеличится спрос на различные платформы, способные находить более выгодные предложения с помощью технологии Big Data. Актуальным будет приобретение тура в кредит или рассрочку.
Изменения претерпит и формат работы турагентств и туроператоров. В связи с этим появилась необходимость в дистанционном управлении организацией, а также принятием тех или иных управленческих решений с помощью предиктивной аналитики. Востребованными остаются и так называемые индивидуальные предложения.
Также важно напомнить, что современные туристы положительно относятся к различным IT-сервисам и технологиям, поэтому хотят получать все услуги в режиме реального времени, причем делая это беспрепятственного на всех этапах (начиная от планирования и заканчивая обсуждением впечатлений от отдыха). В данном случае, будет полезен бесшовный опыт с применением искусственного интеллекта и интегрирующий все ключевые туристические сервисы.
С точки зрения безопасности достаточно привлекательными являются и цифровые гиды, так именно эта технология отвечает за безопасность и персонализацию опыта. Появится потребность в предоставлении контента высокого качества, в том числе с точки зрения изложения материала (сторителлинга).
Таким образом, под влиянием пандемии сфера туризма претерпела колоссальные изменения. Появились новые стандарты гигиены и частоты, вырос спрос на туристические страховки с учетом индивидуальных потребностей. Паспорт иммунитета стал обязательным документом, необходимым для путешествий.
Популярность приобретает развитие концепции «медленный туризм». Теперь любые перемещения становятся частью опыта путешественника, а знакомство с местными культурными традициями, обычаями и природой происходит без вреда для окружающей среды. В связи с этим произойдет развитие новых нестандартных направлений. Теперь туристы отдают предпочтение не отдельным столицам или популярным регионам, а менее крупным городам, которые в свою очередь могут предложить такой же набор интересных достопримечательностей.
Более того, путешествия становятся образом жизни. Теперь появившаяся возможность путешествовать из любой точки мира трансформирует традиционное понимание «работа/отдых». Получать новые впечатления можно, оставаясь в режиме повседневности.
Теперь и путешествия приобретут статус «smart», поскольку новые технологии будут сопровождать человека на всех этапах путешествия - от планирования до обмена путешествиями. Более того, наибольшим спросом будут пользоваться нишевые предложения с учетом интереса и графика потребителя.
Также происходит формирование новых межрегиональных направлений путем возрождения внутреннего туризма. Параллельно с этим происходит кризис бизнес-туризма. Количество бизнес поездок будет продолжаться сокращаться, на смену им будут приходить цифровые встречи. Сектор MICE (поездки с целью участия в
выставках и мероприятиях) останутся преимущество офлайновыми, но вырастут требования к качеству предоставляемых на них услуг и подготовке специалистов.
Вырастет спрос на комплексное лечение и оздоровление, произойдет усиление конкуренции между городами и странами. Появятся и продолжат укреплять свои позиции региональные центры медицинского туризма, функционирующие на рынках соседних регионов. Популярность приобретают и караванные поездки, «автоэкскурсии» и «автоквесты».
Изменения также коснутся и провайдеров туристических услуг. Теперь привычные всем туроператоры и турагентства будут выступать как инициаторы построения туристической экосистемы, привлекая крупные технологические компании, которые могут предложить новые решения, например, сотовых операторов, местных производителей и т.д. В связи с этим специалисты этой сферы должны будут обладать всеми необходимыми знаниями о принятых стандартах безопасности, местной культуре и обычаях, а также о местных провайдерах услуг.
Встанет необходимость и в формировании новых бизнес-моделей, это могут стать, например, цифровые маркетплейсы, которые будут предлагать цифровые путеводители и платформы-агрегаторы жилья, отвечающие современным требованиям безопасности.
Таким образом, в нашем исследовании обозначены ключевые в развитии туристической индустрии, обозначены новые атрибуты путешествий, проанализирована востребованность некоторых видов туризма, выявлена необходимость в трансформации деятельности некоторых участников рынка, а также предложены перспективные технологические решения.
Литература
1. U.S. Travel Association Press Release, U.S. Travel Industry Releases Guidance for "Travel in the New Normal", 4 May 2020. URL: https://www.ustravel.org/press/us-travel-industry-releases-guidance-travel-new-normal
2. Tourism Policy Responses to the coronavirus (COVID-19). OECD. URL: http://www.oecd.org/coronavirus/policyresponses/tourism-policy-responses-to-the-coronavirus-covid-19-6466aa20/#figure-d 1e253
3. OECD Tourism Trends and Policies 2020. OEC. 2020.
4. Impact of COVID-19 on Global Tourism Made Clear as UNWTO Counts the Cost of Standstill. URL: https://www.unwto.org/news/impact-of-covid-19-on-global-tourism-made-clear-as-unwto-counts-the-cost-of-standstill
5. International Tourism Highlights 2019 Edition. World Tourism Organization (UNWTO).
6. Travel & Tourism: Global Economic Impact & Trends 2020. World Travel & Tourism Council. June 2020.
7. UNWTO World Tourism Barometer and Statistical Annex, January 2020. World Tourism Organization (UNWTO).
Systemic shifts in the development of the tourism industry: the
current situation and problems of stabilization Vasyuta E.A., Ushakov D.S., Podolskaya T.V.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration
The introduction of all kinds of restrictions and the widespread
closure of international and internal borders have stopped
X X О го А С.
X
го m
о
м о м
movement not only between countries, but also between regions of one country. This naturally affected the tourism market and led to a crisis in the tourism industry. However, the tourism industry is one of those sectors of the economy whose image gives an indirect, but very significant effect. The systemic changes taking place in the industry today, the scenarios of its development and the mechanisms of stabilization require additional and more detailed research. In an unfavorable epidemiological situation, the development of the entire sphere was under serious threat. The purpose of the study to identify the main trends and problems of development of tourism in the world market resulting from systemic shifts in the industry, and to offer guidance and tools enabling the industry to emerge from the crisis in the context of globalization changes consumer behavior.
The present article reveals the current systemic changes that have occurred in the field of tourism, taking into account the current epidemiological situation. The article also analyzes the trends in the development of the tourism sector, related to changes in consumer behavior in the market and the popularization of certain types of tourism, changes in the specifics of providing tourist services, etc. This study highlights the main problems faced by the industry and suggests mechanisms for its stabilization, including smart technologies.
Keywords: travel market, COVID-19, travel agencies, technology products, travel
References
1. U.S. Travel Association Press Release, U.S. Travel Industry
Releases Guidance for "Travel in the New Normal", 4 May 2020. URL: https://www.ustravel.org/press/us-travel-industry-
releases-guidance-travel-new-normal
2. Tourism Policy Responses to the Coronavirus (COVID-19). OECD. URL: http://www.oecd.org/coronavirus/policyresponses/tourism-policy-responses-to-the-coronavirus-covid-19-6466aa20/#figure-d1e253
3. OECD Tourism Trends and Policies 2020. OEC. 2020.
4. Impact of COVID-19 on Global Tourism Made Clear as UNWTO
Counts the Cost of Standstill. URL:
https://www.unwto.org/news/impact-of-covid-19-on-global-
tourism-made-clear-as-unwto-counts-the-cost-of-standstill
5. International Tourism Highlights 2019 Edition. World Tourism
Organization (UNWTO).
6. Travel & Tourism: Global Economic Impact & Trends 2020. World
Travel & Tourism Council. June 2020.
7. UNWTO World Tourism Barometer and Statistical Annex, January 2020. World Tourism Organization (UNWTO).
cs o
CS
O HI
m
X
<
m o x
X