Научная статья на тему 'Системные проблемы финансирования малого бизнеса в условиях кризисного развития экономики'

Системные проблемы финансирования малого бизнеса в условиях кризисного развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
589
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СУБСИДИИ / ГАРАНТИИ / ЛЬГОТНЫЕ КРЕДИТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / SMALL BUSINESS / GRANTS / GUARANTEES / PREFERENTIAL LOANS / GOVERNMENT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фрумина Светлана Викторовна

Рассмотрены бюджетные методы финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Российской Федерации. Исследуется государственное финансирование малого и среднего бизнеса в западных странах. Отдельное внимание уделяется предоставлению субсидий и грантовой поддержке в рамках государственных программ. Анализируются гарантии, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства, льготное кредитование и другие формы финансового стимулирования. Выделяются отдельные проблемы финансирования субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе недостаточная информированность о видах финансовой помощи и размерах предоставляемых финансовых ресурсов; несвоевременное получение денежных средств в форме субсидий по причине зарегулированности отрасли и административных барьеров; неэффективное расходование государственных финансовых ресурсов; частое внесение поправок в нормативные правовые акты; отсутствие координации между документами стратегического планирования, регламентирующими данное направление развития экономики и др. Сформулированы рекомендации в части уточнения мероприятий государственных программ, стимулирующих развитие малого бизнеса в Российской Федерации, увеличения ответственности за нецелевое и несвоевременное использование бюджетных средств. Предложены направления адаптации опыта зарубежных стран по повышению осведомлённости субъектов малого предпринимательства о видах государственной финансовой поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фрумина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC ISSUES OF SMALL BUSINESS FINANCING IN THE CONDITIONS OF CRISIS DEVELOPMENT OF ECONOMICS

The paper discusses the budgetary methods of financial support of small business entities in the Russian Federation. Public financing of small and medium business in Western countries is examined. Special attention is paid to the provision of subsidies and grant support within state programs. The author also analyzes guarantees provided by subjects of small and medium enterprises, preferential loans and other forms of financial incentives. Separate problems of financing of subjects of small and medium business are allocated: lack of awareness of the types of financial assistance; lack of awareness of the size of the provided financial resources; delays in obtaining funds in the form of subsidies due to over-regulated industry and administrative barriers; inefficient use of public financial resources; frequent amendment of regulations; lack of coordination between the strategic planning documents governing the direction of economic development and others. The author formulates the recommendations how to clarify the actions of government programs that stimulate the development of small business in the Russian Federation, how to increase the responsibility for improper and untimely use of budgetary funds. The ways to adapt the experience of foreign countries concerning the increase of awareness of small businesses about the types of public financial support are offered.

Текст научной работы на тему «Системные проблемы финансирования малого бизнеса в условиях кризисного развития экономики»

64

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 336.1 С.В. Фрумина

СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Рассмотрены бюджетные методы финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Российской Федерации. Исследуется государственное финансирование малого и среднего бизнеса в западных странах. Отдельное внимание уделяется предоставлению субсидий и грантовой поддержке в рамках государственных программ. Анализируются гарантии, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства, льготное кредитование и другие формы финансового стимулирования.

Выделяются отдельные проблемы финансирования субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе недостаточная информированность о видах финансовой помощи и размерах предоставляемых финансовых ресурсов; несвоевременное получение денежных средств в форме субсидий по причине зарегулированности отрасли и административных барьеров; неэффективное расходование государственных финансовых ресурсов; частое внесение поправок в нормативные правовые акты; отсутствие координации между документами стратегического планирования, регламентирующими данное направление развития экономики и др.

Сформулированы рекомендации в части уточнения мероприятий государственных программ, стимулирующих развитие малого бизнеса в Российской Федерации, увеличения ответственности за нецелевое и несвоевременное использование бюджетных средств. Предложены направления адаптации опыта зарубежных стран по повышению осведомлённости субъектов малого предпринимательства о видах государственной финансовой поддержки.

Ключевые слова: малый бизнес, субсидии, гарантии, льготные кредиты, государственные программы.

В работах отечественных авторов при изучении развития малого предпринимательства чаще всего рассматривается финансовое регулирование с использованием налогового инструментария. Однако, кроме налоговых методов, в мировой практике широкое распространение получила финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства с использованием бюджетных средств. Наиболее действенными из них являются субсидии, бюджетные инвестиции, государственные заказы и государственные гарантии.

В контексте бюджетных методов регулирования уместно вести речь о государственных и муниципальных фондах развития предпринимательства, которые в последние годы получили широкую популярность. Фонды поручительств, гарантий, инвестиционные и другие фонды успешно функционируют в более чем 70 субъектах Российской Федерации. Их цель заключается в проведении экспертизы проектов малого и среднего предпринимательства, финансовой поддержке и финансировании региональных программ, содействии в кредитовании, предоставлении поручительств и т.д.

В зарубежных странах государственное финансирование организаций малого и среднего бизнеса является базовым инструментом финансового регулирования (рис. 1). На долю малых организаций в Канаде, Швейцарии, Испании и других странах приходится более 30 % бюджетных средств.

Необходимо признать, что бюджетные методы являются более действенными для малых предприятий, но вместе с тем более отягощающими для государства, поскольку большинство из них предусматривают предоставление финансовых ресурсов экономическому субъекту, то есть представляют собой расходы соответствующего бюджета бюджетной системы.

На поддержку малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации направляются средства из федерального бюджета, в том числе в рамках мероприятия подпрограммы 4 «Развитие малых форм хозяйствования» государственной программы, реализуемой под эгидой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» (табл. 1).

Денежные средства по данной подпрограмме используются согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы» от 24 июня 2015 г. № 623 [4].

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2017. Т. 27, вып. 4

Великобритания США

Италия

Нидерланды

Южная Корея

Греция

Испания

Бельгия

Австралия

менее 50 чел. от 50 до 250 чел.

Рис. 1. Доля организаций малого и среднего бизнеса в объёме средств, выделяемых государством, % [9]

Финансовая поддержка развития малого и среднего предпринимательства в рамках программы Минсельхоза России

Распорядитель бюджетных средств Мероприятия Финансирование за счёт средств федерального бюджета в 2013г., млрд руб. Финансирование за счёт средств федерального бюджета в 2014г., млрд руб. Финансирование за счёт средств федерального бюджета в 2015г., млрд руб.

Минсельхоз России Поддержка малых форм хозяйствования - субсидирование процентной ставки 5,0 4,75 5,78

Поддержка начинающих фермеров 2,0 1,9 -

Развитие семейных животноводческих ферм 1,5 1,4 -

Оформление земельных участков в собственность КФХ 0,1 0,114 0,05

Примечание. Данные приводятся по: [3].

Несмотря на детальную регламентацию мер государственной финансовой поддержки развития малого предпринимательства, субъекты Российской Федерации недостаточно осведомлены о видах финансовой помощи и размерах предоставляемых субсидий. Здесь уместна адаптация положительного опыта США, где данная проблема решилась благодаря использованию каталога федеральной помощи (Catalog of Federal Domestic Assistance). Данный каталог содержит информацию о действующих федеральных программах в разрезе отраслей, ведомств и регионов.

Ещё одна проблема, препятствующая эффективному бюджетному регулированию малого бизнеса, - проблема позднего предоставления денежных средств субъектам на развитие малого предпринимательства (к концу соответствующего года). Несмотря на то, что решение о величине предоставляемых субсидий принимается в результате проведения конкурсов, проводимых в первой половине года, больший объем денежных средств поступает к субъектам Российской Федерации только в декабре соответствующего года (рис. 2).

160 140 120 100 80 60 40 20 0

□ январь

□ февраль

□ март

□ апрель

□ май

□ июнь июль

□ август

□ сентябрь

□ окрябрь

2012

2013

2014

Рис. 2. Динамика поступлений субсидий в бюджеты субъектов Российской Федерации, млрд руб.

В связи с поздними сроками получения затрудняется и освоение выделенных на софинансиро-вание расходных обязательств финансовых ресурсов в текущем году. В сложившейся ситуации субъекты могут либо осваивать денежные средства за один месяц, либо в более поздний период - на следующий год. Несмотря на то что использование денежных средств в будущем периоде допустимо, данный факт оценивается как неэффективное использование бюджетных средств и регионы идут на этот шаг неохотно. По этой причине многие субъекты отказываются от федерального финансирования на развитие малого и среднего предпринимательства.

Данный факт подтверждает необходимость корректировки сроков предоставления денежных средств и, соответственно, сроков проведения конкурсов на предоставление субсидий субъектам Российской Федерации. Стабильное и своевременное предоставление субсидий может стать существенным фактором, способствующим успешному развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме финансирования мероприятий, предусмотренных государственными программами, бюджетные методы финансового регулирования малого предпринимательства предусматривают комплекс мер, реализуемых АО «Корпорацией МСП» (дочернее общество государственной корпорации «Внешэкономбанк») с использованием средств федерального бюджета.

Поддержка в данном случае осуществляется в форме предоставления гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе на реализацию инвестиционных проектов. Основываясь на опыт зарубежных стран, можно заключить: практика предоставления гарантий является наиболее эффективным инструментом государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, доля гарантийной поддержки МСП в ВВП составляет 1,2 % для стран Восточной Европы и Азии и 0,2 % для стран Западной Европы [5].

В нашей стране, по состоянию на 1 января 2016 г., объем финансовых ресурсов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства по программе гарантийной поддержки, реализуемой ГК «Внешэкономбанк», составил более 100 млрд руб.

За весь период реализации программы льготного кредитования было заключено 40 рамочных соглашений с партнёрами на сумму 44,63 млрд руб., поддержано более 49 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, сумма финансирования составила более 480 млрд руб. В настоящее время действует 21 гарантия на общую сумму 2,12 млрд руб.

Создание региональных гарантийных организаций осуществляется в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России. Основным видом деятельности региональных гарантийных организаций является предоставление поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства при получении банковских кредитов в размере, не превышающем 70 % от общего объёма обязательств.

По состоянию на 1 января 2016 г. региональные гарантийные организации созданы в 82 субъектах Российской Федерации с общей капитализацией более 40 млрд руб. Сумма кредитов, выданных

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2017. Т. 27, вып. 4

под поручительства региональных гарантийных организаций, составляет более 300 млрд рублей (нарастающим итогом).

Таким образом, финансовая поддержка субъектов малого и среднего бизнеса хорошо зарекомендовала себя в российской практике. В 2014-2016 гг. количество выделяемых из федерального бюджета финансовых ресурсов увеличивается. Активная работа по повышению финансирования малых предприятий с использованием бюджетных средств показывает первые положительные результаты. Вместе с тем зарегулированность отрасли, частое внесение поправок в нормативные правовые документы, недостаточная информированность субъектов малого бизнеса о возможности получения финансовых ресурсов от государства, несогласованность документов друг с другом осложняют развитие малого предпринимательства в регионах нашей страны.

Анализ государственной программы показал, что субъекты Российской Федерации неохотно формулируют и реализуют мероприятия по развитию молодёжного предпринимательства. Учитывая, что в федеральной программе данное положение реализуется с 2016 г., можно предположить некоторое запаздывание регионов в дополнении государственных программ. В противном случае вышеупомянутые положения подлежат гармонизации. Иначе субсидии, предоставляемые федеральным бюджетом на осуществление данных мероприятий, останутся невостребованными, а мероприятие 2.3 подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» - невыполненным.

Таким образом, следует согласовать паспорта государственных программ, в которые в обязательном порядке необходимо включить мероприятия, связанные с молодёжным предпринимательством, и п. 55 разд. II Правил, в соответствии с которым субсидированию подлежат поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимым видами деятельности, в том числе связанными с молодёжным предпринимательством.

Следующая рекомендация: ужесточить ответственность за освоение субсидий в случае недостижения запланированных индикаторов государственных программ. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 (ред. от 17.05.2016) «О формировании, предоставлении и распределении субсидий и федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» введены меры финансовой ответственности за нарушение условий соглашений о предоставлении субсидий [2]. Данные меры предусматривают возврат части субсидий при несоответствии значений целевых показателей, несоблюдении графика выполнения мероприятий и др.

Предлагаем рассмотреть возможность уточнения вышеназванного постановления и применения санкций в отношении регионов, не достигших заданных величин показателей результативности предоставления субсидий из федерального бюджета. Кроме возврата денежных средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет, целесообразно ограничить предоставление субсидии данному субъекту на следующий отчётный период, если нарушения не были вызваны обстоятельствами непреодолимой силы.

Например, если регион не достигнет показателя, установленного в государственной программе (подпрограмме) в отношении количества вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей), величина субсидии сокращается пропорционально невыполненным обязательствам. При несоблюдении условий софинансирования предлагается сокращать финансовую поддержку пропорционально недостающим (по причине нарушения условий) денежным средствам.

Благодаря применению сформулированных предложений органы государственной власти и местного самоуправления смогут осуществлять согласованную работу по регулированию малого бизнеса, что позволит достичь намеченных ориентиров стратегического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 (ред. от 17.05.2016) «О формировании, предоставлении и распределении субсидий и федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».

3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (ч. II). Ст. 2162.

4. Постановление Правительства РФ от 24.06.2015 № 623 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 26. Ст. 3911.

5. Приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 № 74 «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс» (Документ опубликован не был).

6. Ахмадеев Р.Г., Косов М.Е. Налоги на конечное потребление в странах ОЭСР и России // Финансы и кредит. 2015. № 20 (644). С. 22-30.

7. Ручкина Г.Ф., Мельничук М.В., Демченко М.В., Одинцов Б.Е., Дрогобыцкий И.Н., Липич А.Н., Орлова И.В., Фрумина С.В. Совершенствование регулирования развития малого бизнеса в Российской Федерации: монография . М.: РУСАЙНС, 2017. 190 с.

8. Понкратов В.В. Антикризисный план и бюджетный маневр 2015г. // Вестн. Финансового ун-та. 2015. № 2(86). С. 70-75.

9. Donna Kelley, Slаvica Singer, Mike Herrington. Global Entrepreneurship Monitor.URL: http://pdfs.semanticscholar.org/ 618a7884c82fb9398a35dab9a4402c5b744d1cc51.pdf

Поступила в редакцию 10.04.17

S. V. Frumina

SYSTEMIC ISSUES OF SMALL BUSINESS FINANCING IN THE CONDITIONS OF CRISIS DEVELOPMENT OF ECONOMICS

The paper discusses the budgetary methods of financial support of small business entities in the Russian Federation. Public financing of small and medium business in Western countries is examined. Special attention is paid to the provision of subsidies and grant support within state programs. The author also analyzes guarantees provided by subjects of small and medium enterprises, preferential loans and other forms of financial incentives.

Separate problems of financing of subjects of small and medium business are allocated: lack of awareness of the types of financial assistance; lack of awareness of the size of the provided financial resources; delays in obtaining funds in the form of subsidies due to over-regulated industry and administrative barriers; inefficient use of public financial resources; frequent amendment of regulations; lack of coordination between the strategic planning documents governing the direction of economic development and others.

The author formulates the recommendations how to clarify the actions of government programs that stimulate the development of small business in the Russian Federation, how to increase the responsibility for improper and untimely use of budgetary funds. The ways to adapt the experience of foreign countries concerning the increase of awareness of small businesses about the types of public financial support are offered.

Keywords: small business, grants, guarantees, preferential loans, government programs.

Фрумина Светлана Викторовна, кандидат экономических наук, доцент Департамента общественных финансов

ФБГОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» 125167, Россия, г. Москва, пр. Ленинградский, д. 49 E-mail: frumina@mail.ru

Frumina S.V.,

Candidate of Economics, Associate Professor, at Department of public finance

Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradskiy prosp., 49, Moscow, Russia, 125167 E-mail: frumina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.