Научная статья на тему 'Системные принципы создания мобильного комплекса трассовых машин восстановления магистральных газонефтепроводов'

Системные принципы создания мобильного комплекса трассовых машин восстановления магистральных газонефтепроводов Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Кузнецов В. П., Пухов А. С.

Рассмотрены системные подходы к решению проблемы восстановления работоспособности действующих магистральных нефтегазопроводов на базе комплекса трассовых машин, построенных по агрегатномодульному принципу (АМП) в сочетании со структурным синтезом унифицированных конструкторско-компоновочных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Кузнецов В. П., Пухов А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системные принципы создания мобильного комплекса трассовых машин восстановления магистральных газонефтепроводов»

Кузнецов В.П., Пухов A.C.

Курганский государственный университет, г. Курган

СИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ МОБИЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТРАССОВЫХ МАШИН ВОССТАНОВЛЕНИЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗО Н ЕФТЕ П РО ВО ДО В

Рассмотрены системные подходы к решению проблемы восстановления работоспособности действующих магистральных нефтегазопроводов на базе комплекса трассовых машин, построенных по агрегатно-модульному принципу (АМП) в сочетании со структурным синтезом унифицированных конструкторско-ком-поновочных решений.

Для капитального ремонта (восстановления) действующего магистрального нефтегазового транспорта необходим комплекс трассовых машин, отвечающих требованиям высокой производительности и мобильности - гибкости их конструкций. Для разрешения этих, в известной мере противоречивых требований необходимо, чтобы такое оборудование обладало свойствами быстрой компоновки и перекомпоновки при достаточно высокой степени автоматизации и производительности, а также имело сжатые сроки проектирования и изготовления.

В наибольшей степени этому удовлетворяет агре-гатно-модульный принцип (АМП) создания машин из стандартных (унифицированных) узлов, каждый из которых предназначен для выполнения заранее определенных функций. Использование АМП существенно сокращает сроки проектирования, затраты на изготовление и сборку машин (на трубопроводе), а также повышает их надежность в работе.

Трудности использования и развития АМП в создании трассовых машин восстановления трубопроводов обусловлены значительным различием операций выполняемого комплексного процесса - снятие старой изоляции с труб; очистки наружной поверхности труб с целью создания на них микрорельефа, обеспечивающего прочное сцепление изоляционного материала с металлом; нагрев трубы; нанесение нового изоляционного материала на трубопровод, подсушка изоляции на участке трубопровода и др.

Вместе с тем, и при таком различии и сложности задач можно обеспечить более высокую эффективность решения проблемы посредством компоновки технологических модулей из рационально ограниченных комплектов унифицированных узлов, то есть по агрегатно-модульному принципу. На рис.1 приведена укрупненная схема агрегатно-модульной компоновки всех трассовых машин-модулей комплекса.

В качестве второго системного принципа создания комплекса трассовых машин-модулей восстановления газонеф-теприводов предлагается использование метода структурного синтеза технических объектов [1,2], учитывая при этом, что структура является важнейшей исходной характеристикой любого объекта и процесса (способа). Она отражает единство их противоположных сторон: расчлененности и целостности. Предлагаемый метод построения структуры как исходного облика создаваемых трассовых машин-модулей единого комплекса осуществляется втри этапа. Этап 1. Структуризация проблемы (целей и задач) создания нового объекта на основе сведений о его потребности и желаемого о нем представления. Этап 2. Дектомпозиционный анализ задачи создания объекта - разделение ее на части, образован-

ные относительно независимыми признаками (свойствами) с указанием множеств возможных альтернатив реализации каждого из признаков. Этап 3. Синтез решений, осуществляемый «сверткой» поискового пространства, образованного декомпозиционной схемой задачи создания объекта, полученной на этапе 2.

Основная идея 1-го этапа - структуризация проблемы-раскрыта в приведенной выше схеме (рис.1). Поэтому ниже рассматриваются в сжатой форме последующие этапы.

На втором этапе осуществляется декомпозиция задач определенных на этапе 1. Результатом этого анализа является декомпозиционная схема (ДС), при построении которой следует исходить из 2-х основных положений. Во-первых, декомпозиция осуществляется неформально и на 1-м уровне решения задачи, исходя из потребности (назначения) объекта определяются основные свойства (признаки), формирующие концепцию его строения, в виде множества характеристик Х0. На 2-м уровне декомпозиции формируются множества альтернатив Х^ е Х^ выбираемых

на основе анализа как известных решений, так и кажущихся нереализуемыми (фантастическими), включая идеальные решения, обладающие свойствами типа: «элемента нет, а функция его выполняется» и т.п.

Построенная на основе приведенных положений ДС представляет собой п-мерное поисковое пространство К" ={х^}, в котором структура (облик) объекта

задается вектором х е Я." . Общее количество вариантов таких структур объекта определяется произведением множеств альтернатив, реализующих все п признаков Х(

п

(1)

1=1

где пг - количество альтернатив реализации ¡-го признака X..

I

Использование предложенного метода декомпозиционного анализа позволяет построить и исследовать двухуровневую структуру объекта любого уровня иерархической системы (рис.1), в данном случае комплекса трассовых машин восстановления газонефтепроводов. Ниже с некоторыми сокращениями приведена ДС анализа задачи формирования структуры одного из модулей комплекса - трассовой машины очистки трубопровода перед нанесением на него изоляционного материала.

На 3-м этапе формирования структуры объекта (трассовой машины) необходимо в каждом из п блоков

Хо ДС выбрать по одной характеристике Х^, набор которых сформирует из множества N наилучший конкретный вариант решения - структуру создаваемого объекта. Для этого предлагается использовать метод двухступенчатого выбора альтернатив [2] из разработанной ДС.

На 1-й ступени из п блоков Хо выбирается б блоков, содержащих альтернативы, несущие целевые условия (локальные цели) Хд и сформировать из них Б-мерную цель

х8={х^ = 1,...,8. (2)

Унифицированные элементы каркаса 1-й уровень

Рис.1. Схема агрегатно-модульной компоновки мобильного комплекса трассовых машин восстановления магистральных газонефтепроводов

Таблица 1

Декомпозиционная схема анализа задачи формирования структуры очистительной трассовой машины

Окончание таблицы 1

Управление машиной х\ х1 Ручное Автоматическое (собственной АСУ) Собственной унифицированной АСУ в сочетании с ручным управлением

Х9 Компоновка кар- Х\ Специальные узлы, аг-

каса машины регаты, детали

Унифицированные и

Ад2

стандартные узлы, аг-

регаты, детали

Х10 Обеспечение экологично сти Х10 У2 10 У3 10 Сбор продуктов ОЧИСТКИ в емкость Сбор продуктов ОЧИСТКИ на специальный на-тил Выброс продуктов очистки наружу

Выбранные локальные цели, как правило, неодинаково влияют на формирование решения, поэтому должны ранжироваться посредством некоторого оценочного параметра \ по принципу:

^>^>...>^¿^=1. (3)

1=1

В рассматриваемом примере методом экспертных оценок и путем содержательного анализа определены следующие локальные цели и их оценочные параметры Л^

=хгД1 =0,4;Х82 =ХЦ,

Х2 =0,35;Х3з =Х|Д3 =0,25. (4)

На 2-й ступени синтеза решения необходимо сформировать р-мерное решение-ограничение Х0, выбрав «наилучшие» альтернативы в р блоках (р=п-б)

Хо =М,}) = 1'-'ё = п"8- (5)

При этом в качестве оптимизационного подхода в условиях многомерной неформальной цели синтеза согласно [2] целесообразно формирование паретовско-го множества альтернатив.

Альтернатива Х(1 оптимальна по Парето, если

всякая другая альтернатива, являющаяся более предпочтительной для одних локальных целей, в то же время будет менее предпочтительной для других целей. Таким образом, эффективное решение-ограничение

Хд определяется паретовским множеством альтернатив при «мягкой» конкуренции всех локальных целей Хд . Для решения данной задачи выполняется ряд шагов, результаты которых приведены в табл.2.

Х^ Первый уровень Х^ Второй уровень декомпо-

декомпозиции зиции

Х\ Диаметр восста- х\ 1220,1420

навливаемого трубопровода х1 х\ 1020,1220 630, 720, 820

Х2 Способ очистки х\ Иг ло фрезами

(обработки) х\ х\ х24 Дробью Песком Гидроочистка

Хъ Воздействие ин- Х\ Непрерывное круговое

струмента (среды) на обрабатывае- Xз2 Осцилирующее (качание во вращении)

мую поверхность Объемное

х4 Подача срабатывающей среды в рабочую зону х\ Х24 х\ Механическим устройством Струйными аппаратами В виде электрической энергии

Используемый рабочий орган Х\ Специальные очистительные агрегаты

(аппарат) X] Х\ Унифицированный очистительный агрегат с механизмом качания инструментов, сопел Унифицированный гидроочистительный агрегат

Движение машины по трубопро- Х\ С помощью тягача (трактора)

воду XI Посредством собственного электропривода на унифицированных шасси машины

Х~! Выравнивание Отсутствует

(устранение крена) машины на трубопроводе х72 х73 Устройством от энергоустановки Автоматическим унифицированным устройством на машине

Результаты определения значений при выборе условий-ограничений Х{! Таблица 2

хсц хР. 0/ Х51 = Х2'М = 0,4 ХЯ2 = Х^; Х2 =0,35 ХЯЗ = х/^з =0,25

хо\ = Х3 х\ 3 0,0 2 0,116 2 0,083

'4 1 0,4 2 0,116 2 0,083

4 3 0,0 2 0,116 2 0,083

ХС2 = х4 4 3 0,0 2 0,116 2 0,083

4 1 0,4 2 0,116 2 0,083

А 3 0,0 2 0,116 2 0,083

хоз = Х5 4 3 0,0 2 0,116 2 0,083

х! 1 0,4 2 0,116 2 0,083

XI 3 0,0 2 0,116 2 0,083

ХС4 = Х6 4 2 0,2 3 0,0 2 0,125

4 2 0,2 1 0,35 2 0,125

ХС5 = Х7 4 2 0,133 3 0,0 2 0,083

2 0,133 3 0,0 2 0,083

4 2 0,133 1 0,35 2 0,083

ХС6 = Х9 Х\ 2 0,2 2 0,175 3 0,0

4 2 0,2 2 0,175 1 0,25

ХС7 = х1( Х]0 2 0,133 2 0,116 2 0,083

X2 X* 2 2 0,133 0,133 2 2 0,116 0,116 2 2 0,083 0,083

Далее формируется эффективное решение в виде множества х* ■ оптимальный по Парето вариант структуры создаваемого объекта путем выбора из табл. 2 наилучших альтернатив (взятые в квадратные скобки). В рассматриваемом примере синтеза структуры трассовой машины очистки трубопровода под нанесение изоляции

множество х* имеет вид

X* _ гу 2 VI* Л^З \

- ^Л2,Л8,Л1,Л3,Л4,Л5,Л6,Л7,Л9,Л10|.

На рис.2 приведена компоновка трассовой машины - модуля комплекса для очистки трубопровода дробью, скомпонованная из унифицированных агрегатов и узлов.

Сочетание рассмотренных взаимодополняющих СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 1

друг друга системных принципов - агрегатно-модуль-ной компоновки и структурного синтеза решений при создании новых технических объектов и процессов, в данном случае комплекса трассовых машин восстановления магистральных газонефтепроводов - создает реальные предпосылки появления и развития инновационных процессов в широком диапазоне научно-технической и производственной сферах. В своем развитии данный инновационный процесс носит стадийный характер: исследование и создание первых опытных образцов; освоение выпуска изделий (машин) в масштабах, удовлетворяющих имеющиеся потребности; использование изделий потребителями, включая обслуживание с целью обеспечения постоянной работоспособности в течении заданного срока.

Таким образом, предложенные системные принципы в сочетании формируют весьма эффективный

Рисунок 2 Компановка трассовой самодвижущейся машины для очистки дробью труб нефтегазопровода

метод ускоренного создания на уровне изобретений в технике (ноу-хау), вообще, и комплекса трассовых машин безостановочного восстановления магистральных газонефтепроводов, в частности.

Список литературы

1. Пухов A.C., Кузнецов В.П., Манило И.И. Структурный синтез

решений при создании новых технологических машин и систем. -СПб. : МАНЕБ, 1999. - 14 с.

2. Пухов А. С. Синтез решений при создании автоматизированных

технических объектов: Учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. - 121 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кузнецов В.П., Панфилов А.Н., Пухов A.C. Трассовая самодвижущая-

ся машина для очистки дробью труб нефтегазопроводов// Приоритет Роспатента от 14.12.20004 по заявке №2004136419 на выдачу патента.

В.И. Боченин, В.А. Куликов

Курганский государственный университет, г. Курган

НЕРАЗРУШАЮЩИЙ СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОВЕРХНОСТНЫХ ТРЕЩИН В МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДАХ

Предлагается возможность применимости фотонейтронного неразрушающего способа контроля глубины и ширины раскрытия трещин. Физическая сущность его заключается в нанесении на контролируемую поверхность проникающей жидкости, содержащей окись бериллия. При облучении поверхностного слоя с проникающей жидкостью гамма-квантами радиоизотопа БЬ124 (сурьма-124) трещины выявляются по регистрации потока нейтронов, испускаемых атомами окиси бериллия.

В процессе эксплуатации магистральных газопроводов в местах с концентраторами напряжений (сварные швы, изгибы, вмятины) возникает коррозионное растрескивание, создающее макротрещины. Такой вид коррозии считается наиболее опасным, особенно при развитии трещин (росту их глубины). В итоге происходит внезапное разрушение газопровода. Для повышения надежности необходима диагностика участков газопровода с концентраторами напряжений на предмет выявления наличия и размера трещин. Среди существующих методов контроля для этих целей применяют капиллярную дефектоскопию и ультразвуковое просвечивание [1]. Однако капиллярный метод обладает низкой производительностью и реализуется в лабораторном варианте. При ультразвуковой дефектоскопии необходим тщательный контакт преобразователя с поверхностью контролируемой среды. Но такое требование не всегда выполнимо, особенно при контроле сварных швов.

Нами разработан неразрушающий фотонейтронный способ, исключающий влияние рельефа поверхности контролируемой среды на диагностику размера трещин, с возможностью реализации в трассовых условиях. Физическая сущность его основана в нанесении на контролируемую поверхность проникающей жидкости, содержащей окись бериллия (ВеО). При последующем облучении гамма-квантами радионуклида поверхностного слоя, в трещине которого содержится ВеО, она выявляется по регистрации нейтронного излучения, испускаемого атомами бериллия в результате фотоядерного превращения [2]. Поток нейтронного излучения, испускаемого окисью бериллия, содержащейся в трещине, равен

-кг _ тт ' J'Ар т" А

(1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.