Научная статья на тему 'Системные представления об управлении учреждением дополнительного образования'

Системные представления об управлении учреждением дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедев Вячеслав Викторович

Изложены представления автора о технологии формирования системы управления текущим функционированием и перспективным развитием учебного заведения дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematic Views of Further Education Institutions Management

The article deals with author’s views of the technology of establishing a system of management of further education institution’s current functioning and prospective development.

Текст научной работы на тему «Системные представления об управлении учреждением дополнительного образования»

Лебедев Вячеслав Викторович

кандидат экон. наук, докторант кафедры управления экономическими и социальными процессами,

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, директор, Северо-Западный центр русско-британской высшей школы управления britrus@yandex.ru

в многообразии

рождается реальность

системные представления об управлении

учреждением дополнительного образования

_Аннотация

Изложены представления автора о технологии формирования системы управления текущим функционированием и перспективным развитием учебного заведения дополнительного образования.

Ключевые слова: система образования, управление развитием учебного заведения, система управления, менеджмент, подготовка кадров, экономика знаний, человеческий потенциал

Основные положения о функционировании образовательных учреждений отражены в законе Российской Федерации «Об образовании». Система образования представлена совокупностью взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, а также сетью реализующих их образовательных учреждений различных типов и видов организационно-правовых форм, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций, объединений юридических лиц, общественных

и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования (1, 2].

Без ресурсов и работа стоит

Определение понятия «система образования», на наш взгляд, нуждается в уточнении и дополнении теми содержательными элементами, которые соответствуют раскрытию понятия «система» как совокупности составляющих ее взаимодействующих элементов для достижения поставленных целей.

Элементный состав системы образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об обра-

зовании» в целом может считаться достаточно полным. Он выражен различными образовательными учреждениями и организациями, включая разноуровневые органы управления ими, но в то же время отсутствует ресурсное обеспечение осуществления образовательного процесса (процесса оказания образовательных услуг потребителям). Скорее всего, в процессе формулирования статьи 8 «Понятие системы образования» образовательные учреждения и организации представлялись как ресурсообеспечивающие источники, аккумулирующие собственные материально-технические, трудовые, финансовые и информационные ресурсы, а также привлекающие денежные средства на многоканальной и разноуровневой основе (1). Автор считает, что представление системы образования только как взаимодействующих образовательных учреждений и организаций без дополнения их необходимой ресур-сообеспеченностью не может точно отражать деятельность всей совокупности образовательных хозяйствующих субъектов.

Кроме того, сущностное представление системы образования без целевой ориентации ее на достижение экономических и социальных результатов функционирования, на наш взгляд, не может быть полным и адекватным в отражении направленности текущего и перспективного развития.

Нацеленность на эффективность

Представление же непосредственно самих образовательных учреждений и организаций, с системных позиций отражающих элементное взаимодействие, направленное на достижение экономических, финан-

совых, социальных результатов, эффективности деятельности, является экономически необходимым. От рационального сочетания взаимодействия элементов в различные по продолжительности, внешним и внутренним воздействиям периоды функционирования образовательных учреждений и организаций, устанавливаемых их субъектами управления, зависят выходные параметры системы, целевые ориентиры достижения, представляемые экономическими, социальными и финансовыми результатами деятельности (3). Основными взаимодействующими элементами такой локальной социально-экономической системы, как образовательное учреждение, включая и учебное заведение дополнительного образования, выступают все виды ресурсного обеспечения процесса оказания образовательных услуг (основные и оборотные фонды, такие трудовые ресурсы, как профессорско-преподавательский состав, вспомогательный и обслуживающий персонал, финансовые и информационные ресурсы). При этом в процессоре системы - учебного заведения дополнительного образования (образовательного учреждения) сле-

элементный состав системы образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» в целом может считаться достаточно полным

представление системы

образования только как взаимодействующих образовательных учреждений и организаций без дополнения их необходимой ресурсообеспеченностью не может точно отражать деятельность всей совокупности образовательных хозяйствующих субъектов

дует выделять и такой элемент, как управление, воздействие которого на соединение в образовательном процессе и целенаправленное функционирование всех видов ресурсов играет доминирующую роль для достижения выходных результативных характеристик. Аналогичное системное построение для управления учреждением дополнительного образования может быть применено с вычленением из социально-экономической системы (образовательного учреждения) этого комплексного элемента для придания ему системного характера.

Формирование системы управления текущим функционированием и перспективным (средне-, долгосрочным) развитием учебного заведения допол-

нительного образования должно подчиняться правилам и технологическим процедурам традиционного построения социально-экономической системы, а также обеспечению целевой ориентации системы на достижение установленных экономических и социальных результатов, эффективности ее функционирования.

На входе системы управления текущей деятельностью и перспективным развитием учреждения дополнительного образования (блок 1, рис. 1) должны находиться информационные данные о ретроспективных процессах управленческих воздействий на образовательный процесс и в целом на образовательно-хозяйственную деятельность учебного заведения, об уровнях управляемости образовательным учреждением в те или иные периоды времени ретроспективного социально-экономического, инновационного и финансово-инвестиционного развития.

Наличие на входе системы управления текущей деятельностью и перспективным развитием учебного заведения дополнительного образования обобщенной информации об экономическом и финансовом ретроспективном состоянии образовательного учреждения, о нормативной базе, включающей: потребление материально-технических, трудовых, финансовых ресурсов; отнесение стоимости и количества образовательных услуг на единицу площади аудиторного фонда, числа слушателей, студентов на одного преподавателя, на единицу стоимости основных фондов; нормы времени на оказание образовательных услуг, на конкретные объемы учебно-методической, научно-исследовательской работы, на наш взгляд, являются одним из

условий адекватности и соответствия формируемой системы управления требованиям внутренней среды и противодействия негативному влиянию внешних факторов.

В чем есть необходимость?

Вход системы управления образованием должен обладать информацией о натуральном и стоимостном изме-

рении потребляемых видов ресурсов в образовательном процессе, выражаемых как затратами общего характера за конкретно установленный период времени ретроспективной деятельности учебного заведения дополнительного образования, так и частными затратами на потребление топливно-энергетических ресурсов, вспомогательных материалов, на использование

1. Ретроспеыивная информация об: управленческих воздействиях, уровнях управляемости образовательного процесса; экономической, финансовой, социальной результативности и эффективности деятельности учебного заведения; нормах потребления ресурсов, времени на оказание образовательных услуг; отклонениях и соблюдении государственного образовательного стандарта, учебно-методического комплекса, образовательных программ; обновлении и модернизации основных фондов, создании и внедрении учебно-методических, информационных, технических и технологических новшеств

ч

Влияние макросреды

г 1 1 ■ 1 1

на 2. Воздействие субъекта управления образовательный процесс посредством:

Функций планирования, программирования, организации, регулирования, прогнозирования, контроля, учета, анализа Методов экономического, административно-распорядительно - го, социально-психологичес кого влияния Способов имитационного, оптимального, регрессионного влияния Комплексных мер экономического, финансового, маркетингового, инновационного характера Стратегий (обобщающей и частных)

Процессор

Ресурсное взаимодействие и обеспечение образовательного процесса

Управленцы высокой квалификации, персонал их обслуживания Основные фонды Оборотные средства Информационные ресурсы

Взаимодействие результатов и затрат

3. Прирост уровня управляемости образовательного процесса.

Экономическая и социальная результативность функционирующей системы управления и в целом учреждения дополнительного образования в условиях нестабильной внешней среды

Рис. 1. Схема элементного взаимодействия системы управления процессом дополнительного образования в текущем и перспективном периодах времени

вход системы управления образованием должен обладать информацией

о натуральном и стоимостном измерении потребляемых видов

ресурсов в образовательном процессе

технических средств обучения, труда вспомогательных работников, профессорско-преподавательского состава. Также на входе системы управления текущим функционированием, средне-, долгосрочным социально-экономическим и финансово-инвестиционным развитием должна концентрироваться отчетная информация о:

• состоянии и результатах обновления, корректировке учебно-методического комплекса;

• соблюдении или об отклонениях от государственного образовательного

элементный состав системы образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» в целом может считаться достаточно полным

стандарта, его федеральной, региональной (национально региональной) и локальной (образовательного учреждения) компоненты;

• составлении и соблюдении профессиональных образовательных программ, направленных на повышение профессионального уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации, содержащих необходимый минимум образовательно-программного изложения в соответствии с государственным образовательным стандартом для оказания образовательных услуг потребителям конкретных профессий, специальностей, а также нормативные сроки освоения основных образовательных программ.

Вывод

Входная разнообразная информация, отчетные данные о деятельности и планово-расчетные оценки экономического, финансового и социального развития учебного заведения дополнительного образования (блок 1, рис. 1) должна не только накапливаться, обобщаться и систематизироваться, но и транслироваться по специальным программам в электронные информационные носители обеспечения учебного процесса комплексного оказания образовательных услуг. При этом автоматизация технологического процесса передачи, сопоставления и анализа планового и отчетного характера информации должны в существенной степени содействовать субъекту управления учебным заведением дополнительного образования оперативно принимать решения по организации, регулированию, планированию, контролю и учету осуществления образовательного процесса (4).

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Текст).- М.: МП Новая школа, 1992.

2. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 27.12.2000г. № 150-ФЗ.

3. Кураков А.Л. Управление социально-экономическим развитием профессионального образования: Теоретические подходы и организационно-экономические основы (Текст).- СПб.: Студия «НП-Принт», 2011.

4. Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект (Текст).- М.: Экономика», 2003.

5. Панарин А.А. Система управления как инструментарий экономического и инновационного развития учреждения профессионального образования: Препринт. (Текст).- СПб.: Диалог, 2011.

разнообразная информация

должна не только накапливаться, обобщаться и систематизироваться, но и транслироваться по специальным программам в электронные информационные носители обеспечения учебного процесса комплексного оказания образовательных услуг

Vyacheslav V. Lebedev

Candidate of Economics Sci., Doctoral Applicantof the Chair of Economic

and Social Processes Administration

St. Petersburg State University of Cinema and Television,

Director,

Northwestern Center of the Russian-British Higher School of Administration Systematic Views of Further Education Institutions Management

_Abstract

The article deals with author's views of the technology of establishing a system of management of further education institution's current functioning and prospective development.

Key words: educational system, management of development of further education institution, management system, management, manpower training, knowledge economy, human potential

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.