УДК 376.1
СИСТЕМНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ
ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
С.В. Кудрина
Аннотация. Одной из современных задач образования является разработка инновационных средств обучения. Поэтому электронные образовательные ресурсы становятся актуальным объектом изучения. Это справедливо для всей системы образования, в том числе и для образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность разработок во многом зависит от анализа условий и формулировки предпосылок исследования. В статье рассматриваются структурные изменения в системе образования, как одна из системных предпосылок разработки ЭОР для детей с ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзия и специальное образование, электронные образовательные ресурсы.
SYSTEM PRECONDITIONS OF DEVELOPMENT OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES FOR CHILDREN WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH
S.V. Kudrina
Abstract. The development of innovative means of education is one of the modern problems of contemporary school training. That is why the electronic educational resources are becoming the actual object of study and development. It concerns the system of education in whole, including the education of children with the limited possibilities of health. The efficiency of development depends upon the analysis of preconditions which will then define the investigation phases. The article deals with the analisis of structural reformations in the system of education as one of the preconditions of creation of new approaches in the development of electronic educational resources for children with the limited possibilities of health.
Keywords: children with the limited possibilities of health, electronic educational resources, inclusion, special edu-
cation.
Фундаментально-прикладной характер большинства направлений педагогических исследований заставляет погружаться в широкий спектр междисциплинарных проблем. Одной из них является разработка и совершенствование современных средств обучения. В настоящий момент актуальным аспектом решения этой проблемы является выстраивание комплекса современных учебных материалов на основе применения информационно-коммуникационных технологий -электронных образовательных ресурсов (ЭОР). С одной стороны, сращивание бурно развивающейся области IT-технологий и области образования позволяет «освежить» педагогический образовательный инструментарий, приблизить его к особенностям восприятия современного ребенка и социальному заказу на подготовку современно мыслящих и действующих выпускников. С другой стороны, широчайшие технические возможности и креативность IT-технологий могут обеспечить эффективное решение задач разработки средств обучения для детей, чьи образовательные потребности требуют нестандартных решений.
В течение ряда лет в отечественной науке ведутся исследования в области информатизации образования, в том числе для нужд специального образования [2,5,7]. Поднимаются вопросы целесообразности использования уникальных возможностей IT-технологий для решения коррекционно-развивающих задач, разрабатываются подходы к проектированию и использованию ЭОР для детей с ОВЗ, создаются ЭОР для различных категорий детей (И.В. Больших, Е.Л. Гончарова, З.М. Кордун, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, С.В. Кудрина, Л.Р. Лизунова, З.А. Репина и др.). Кроме того, формулируются основные преимущества использования компьютера в специальном образовании, к которым относятся: повышение мотивации к деятельности через опору на склонность детей с ОВЗ к манипуляционно-поисковой активности; моделирование объектов, которые невозможно представить восприятию ребенка в традиционных условиях; создание эффективных условий тренировки умственных и практических действий; обеспечение процесса обучения дополнительными вспомогательными средствами, опорами и пр. [4].
Как и решение любой другой научной проблемы, идея разработки ЭОР требует анализа предпосылок. Мы полагаем, что к системным предпосылкам, определяющим специфику
дальнейших действий, можно отнести: изменения системы образования детей с ОВЗ; особенности ведущего вида деятельности - учения; специфику восприятия и переработки информации; своеобразие картины мира детей с ОВЗ; уровень развития IT-технологии. В данной статье мы остановимся на анализе одной из важнейших предпосылок: современных тенденциях
изменения системы образования детей с ОВЗ.
В настоящее время количество детей, испытывающих трудности в обучении, достаточно велико и имеет тенденцию к росту. К этой категории относятся дети с ограниченными возможностями здоровья; дети, имеющие
временные задержки развития, в том числе возникшие в результате психической и
педагогической депривации; дети с сохранным потенциалом развития, не подготовленные к обучению, и некоторые другие категории лиц от 0 до 18 лет.
Опираясь на данные Росстата (www.gks.ru), а также материалы, аккумулируемые
Министерствами образования и здравоохранения, среди 27,5 млн. детей в РФ 3,2 млн - старшие дошкольники, около 6 млн. - учащиеся начальных классов, порядка 9 млн. - учащиеся основной и средней школы.
Дети с ОВЗ составляют по разным данным от 4,5 до 8% всей детской популяции. На сегодняшний день в официальных документах и специальной литературе под понятием «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) понимается группа детей от 0 до 18 лет, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования, в силу чего они нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания. Такие учащиеся могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии от временных трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения, или использования специальных образовательных программ. По классификации, принятой при разработке Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ [1] и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [2] - это дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-
двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью; с нарушением поведения и общения (с нарушениями аутистического спектра); с комплексными нарушениями психофизического развития (со сложным дефектом).
В группе детей с ОВЗ отмечается устойчивая тенденция к увеличению контингента приблизительно на 100 тыс. в год. Наиболее распространенными проблемами здоровья детей, ведущими к инвалидизации и/или появлению специальных образовательных потребностей, являются нервно-психические нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения.
По степени распространенности в этой части детской популяции выделяются: дети с ЗПР (около 50%); дети с нарушением интеллекта (около 40%), остальные нарушения в совокупности (около 10%).
Из всей группы детей с ОВЗ, нуждающихся в специальном обучении, менее 500 тыс. школьников обучаются в специальных (коррекционных) школах. В настоящее время количество этих учреждений сокращается за счет укрупнения или объединения с
образовательными организациями общего назначения. На сегодняшний день коррекционных школ в России чуть больше 1600.
Наряду с системой специальных (коррекционных) образовательных организаций активно развивается система инклюзивных учреждений: от 300 школ в 2012 году до 10000 в 2016г. В настоящее время число обучающихся с ОВЗ в различных вариантах инклюзии в образовательном учреждении общего назначения, составляет около 250 тыс. человек (2014 г.). Министерство образования РФ ориентировано на увеличение доли детей с ОВЗ и детей с инвалидностью (до 70%), которым будут созданы условия для получения качественного общего образования в инклюзивных учреждениях.
Кроме системы государственного образования в РФ начинает развиваться система частых детских садов, центров, школ. Контингент негосударственных образовательных организаций достаточно разнообразен как по возрасту, так и по особенностям развития и готовности к обучению. Вместе с тем таких учреждений пока немного, особенно в школьном звене: от 1% до 4 %. Больше всего негосударственных учреждений в Москве и Московской области (163 учреждения) и Санкт-Петербурге (73 школы). Для сравнения в республике Карелия - 2 школы (Петрозаводск), в Калининграде и области - 5, в Татарстане - 4, Новосибирске - 6, Нижнем Новгороде - 5. На сегодня в таких учреждениях обучается около
60000 детей. 80% таких школ ориентированы на средний сегмент образования, 15% - на элитный и 5% - на национально-религиозный компонент. Негосударственных учреждений в системе дошкольного образования на порядок больше, чем школ во всех регионах. Они представлены детскими садами, развивающими клубами и центрами. Специализированных организаций для детей с ОВЗ среди них немного. Однако во многих центрах предусмотрены услуги логопедов, психологов, педагогов-дефектологов.
Таким образом, очевидно, что говорить о системной работе с учащимися с ОВЗ на сегодняшний день можно лишь в отношении государственных образовательных учреждений.
В качестве ведущей современной тенденции развития этой системы на первый план выдвигается смещение парадигмы организации обучения детей с ОВЗ с дифференцированного варианта на инклюзивный. Ребенок с ОВЗ получает возможность на любом этапе своего обучения выбирать образовательную
организацию, в которой он будет получать образование. Реализация такой идеи возможна через создание в образовательных организациях общего назначения специальных условий, в том числе материальных и кадровых, для обеспечения ребенка с ОВЗ всем необходимым.
Другой тенденцией является стандартизация образования, основы которой заложены
Федеральным законом № 273-ФЗ, а механизмы внедрения разработаны, прежде всего, во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандарты образования выдвигают ряд системных
требований к структуре, условиям и результатам образования. В том числе очерчена острая потребность в оснащении образовательного процесса специально разработанными средствами обучения, в том числе ЭОР.
Следующая тенденция: открытость системы образования, при которой становится возможным
Литература:
1. Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ: Приказ Минобрнауки от 19.12.2014 №1598 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //fgos-ovz.herzen.spb.ru (дата обращения:10.05.2015).
2. Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Приказ Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //fgos-ovz.herzen.spb.ru (дата обраще-ния:10.05.2015).
изменение маршрутов обучения ребенка при изменении его образовательных потребностей, как в внутри системы коррекционного образования, так и между системами специального и общего образования [6].
Выявленные тенденции изменения системы образования обучающихся с ОВЗ, определяют следующие отправные точки в разработке средств обучения.
В современных условиях мобильность, динамичность, интерактивность, вариативность -это необходимые характеристики современных средств обучения. Речь идет о возможности использования средства обучения дистанционно; динамичном чередовании фронтальной, групповой и индивидуальной работы на одном занятии; организации учебного времени в разноуровневых коллективах таким образом, чтобы работа каждого ребенка была личностно успешной, плодотворной и комфортной.
Важной характеристикой средств обучения становится их открытость - возможность для педагога изменять функционал, уровень сложности, специфику наглядности, прочие параметры, подготавливая средства обучения к работе с конкретными детьми с их особыми образовательными потребностями.
Преемственность, комплексный характер, системность средств обучения, призваны связать воедино разные ступени и варианты обучения, обеспечив ребенку комфортную образовательную среду.
Полагаем, что обозначенные тенденции, диктующие отправные точки в разработке средств обучения, подвигают к необходимости поиска новых возможностей разработки и применения одних из самых динамичных средств обучения - электронных образовательных ресурсов. Вместе с тем, требуют детального рассмотрения и другие предпосылки затронутой проблемы.
3. Кукушкина, О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы // Дефектология. 1994. - № 5. С. 55-61.
4. Кукушкина, О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования. - автореферат диссертации на соискание степени доктора педагогических наук. -М, 2005.
5. Малофеев Н.Н, Гончарова Е.Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России // Альманах ИКП РАО, 2000 г. Выпуск 1.
6. Матасов, Ю.Т. Дифференциальная диагностика - начальный этап интегрированного обучения // Специальное образование, 2015, №1(37), С. 37-42.
7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5(14), С. 285-287.
References:
1. Ob utverzhdenii FGOS NOO
obuchajushhihsja s OVZ: Prikaz Minobrnauki ot
19.12.2014 №1598 [Jelek-tronnyj resurs].- Rezhim
dostupa: http: //fgos-ovz.herzen.spb.ru (data
obrashhenija:10.05.2015).
2. Ob utverzhdenii FGOS obrazovanija
obuchajushhihsja s umstvennoj otstalost'ju (intellektuaTnymi na-rushenijami): Prikaz Minobrnauki ot 19.12.2014 № 1599 [Jelektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: http: //fgos-ovz.herzen.spb.ru (data
obrashhenija:10.05.2015).
3. Kukushkina, O.I. Komp'juter v special'nom obuchenii. Problemy, poiski, podhody // Defektologija. 1994. - № 5. S. 55-61.
4. Kukushkina, O.I. Ispol'zovanie
informacionnyh tehnologij v razlichnyh oblastjah special'nogo obrazovanija. - avtoreferat dissertacii na soiskanie stepeni doktora pedagogicheskih nauk. - M, 2005.
5. Malofeev N.N, Goncharova E.L. Pozicija IKP RAO v ocenke sovremennogo jetapa razvitija gosudarst-vennoj sistemy special'nogo obrazovanija v Rossii // Al'manah IKP RAO, 2000 g. Vypusk 1.
6. Matasov, Ju.T. Differencial'naja diagnostika -nachal'nyj jetap integrirovannogo obuchenija // Special'noe obrazovanie, 2015, №1(37), S. 37-42.
7. Repina 3.A., Lizunova L.R. Novye
informacionnye tehnologii: specializirovannaja
komp'juternaja logopedicheskaja programma «Igry dlja Tigry» // Voprosy gumanitarnyh nauk, 2004, № 5(14), S. 285-287.
Сведения об авторе:
Кудрина Светлана Владимировна (г.Санкт-Петербург, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена, e-mail: [email protected]
Data about the author:
Kudrina S.V. (Saint Petersburg, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, Department of Oligofrenopedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia, e-mail: svet-