Научная статья на тему 'Системные отношения лексических единиц в тематической группе «Война»'

Системные отношения лексических единиц в тематической группе «Война» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3393
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНОСТЬ / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА «ВОЙНА» / ЛЕКСИКО СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА / СИНТАГМАТИКА / ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ / THEMATIC GROUP “WAR” / COUNTRY''S CULTURE AND GEOGRAPHY / SYSTEMATIC / LEXICO-SEMANTIC GROUP / SYNTAGMATIC

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лю Жуйфэн

В статье речь идёт об организации лексических единиц, входящих в тематическую группу «Война», с целью их изучения в иностранной аудитории. Выделены ряд тематических, лексико-семантических групп и подгрупп, а также лексемы, нуждающиеся в исследовании с позиции лингвострановедения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematic Relations of Lexical Units in the Thematic Group "War"

The article talks about the organization of lexical units, belonging to the thematic group “War” with the purpose of their study in a foreign audience. A number of thematic and lexico-semantic groups and subgroups was identified, including lexemes, which should be studied from the point of view country’s culture and geography.

Текст научной работы на тему «Системные отношения лексических единиц в тематической группе «Война»»

УДК 81-115

Лю Жуйфэн

Системные отношения лексических единиц в тематической группе «Война»

В статье речь идёт об организации лексических единиц, входящих в тематическую группу «Война», с целью их изучения в иностранной аудитории. Выделены ряд тематических, лексико-семантических групп и подгрупп, а также лексемы, нуждающиеся в исследовании с позиции лингвострановедения.

The article talks about the organization of lexical units, belonging to the thematic group “War” with the purpose of their study in a foreign audience. A number of thematic and lexico-semantic groups and subgroups was identified, including lexemes, which should be studied from the point of view country’s culture and geography.

Ключевые слова: системность, тематическая группа «Война», лексико-

семантическая группа, синтагматика, лингвострановедение.

Key words: systematic, thematic group “War”, lexico-semantic group, syntagmatic, country's culture and geography.

Тема войны актуальна для любого времени и любого народа, поскольку является частью языковой картины мира и исторической памяти нации. Как пишет Светлана Алексиевич, которая посвятила много своих произведений теме войны и её последствий, «... человеческая жизнь не бесконечна, продлить её может лишь память, которая одна только побеждает время» [14, с. 4]. В. Г. Поваляев в своём исследовании «Война как социальное явление» справедливо замечает: «Война не просто сопутствует развитию человеческого общества, война интегрирована в жизнь общества» [5, с. 3]. Историческая память любого народа находит своё отражение в языке.

Данная статья посвящена исследованию лексических единиц, входящих в тематическую группу «Война». Как известно, объединение единиц в тематическую группу основано на системных связях в лексической структуре языка. Прежде чем перейти к анализу материала тематической группы «война», остановимся на понятии системности в языке, которая, по словам Ю. С. Степанова, является одной из основополагающих проблем лингвистики. Под системностью понимается «совокупность элементов, связанных внутренними отношениями» [11, с. 42]. И. П. Слесарева замечает: «.понимание того, что слова в языке связаны внутренними отношениями, было свойственно исследователям лексики с древнейших времен, задолго до того, как стали говорить о системе, системном анализе, системном подходе и т. п.» [7, c. 13].

На развитие идеи системных отношений в области лексики большое влияние оказали как исследования западных учёных: Г. Ипсена, Л. Вейс-

© Лю Жуйфэн, 2013

гербера, И. Порцига, Й. Трира, так и труды отечественных лингвистов: В. В. Виноградова, А. И. Смирницкого, В. Г. Гака, И. В. Арнольд, Ю. Д. Шмелёва, А. А. Уфимцевой и других. Результаты исследований указанных выше ученых и других лингвистов доказали и продолжают доказывать важность системного рассмотрения лексики, а также подтверждают правильность суждений, высказанных ещё в XIX веке М. М. Покровским, который первым в отечественной лингвистике обнаружил признаки системного рассмотрения словарного состава языка. В первой главе «Семасиологических исследований в области древних языков» М. М. Покровский пишет, что «слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, а соединяются в нашей душе независимо от нашего сознания в различные группы, причём для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению. Такие слова аргюп имеют сходные или параллельные семасиологические изменения и в своей истории влияют одно на другое; понятно также, что эти слова употребляются в сходных синтаксических сочетаниях» [4, с. 82].

Существует разное отношение учёных к возможности систематизации лексики. Ю. С. Сорокин считает, что «система в лексике проявляется: 1) в семантической структуре слова, отражающей его отношение к действительности; 2) в словопроизводственных отношениях, связях слов с другими словами по своей форме, отношению слова к той или иной общей или частной лексико-грамматической категории (части речи, гнездо слов); 3) в семантических связях и отношениях слова с другими словами: синонимия, антонимия; объединений слов в лексико-тематические группы, отдельные терминологические ряды, семантические микросистемы; 4) в контекстуальных семантико-фразеологических связях слов: наличии устойчивой сочетаемости слов в речи, определенных единообразных типов этой сочетаемости; 5) в объединении, группировке слов по стилистическим свойствам» [10, с. 13].

Большую часть указанных выше способов описания и систематизации лексических единиц мы используем в классификации нашего материала. Классификации различных лексических материалов по темам, а также по лексико-семантическим группам являются наиболее распространенным приемом описания лексики и очень действенным в теории и практике преподавании русского языка как иностранного.

Считается, что первым ввёл термин «тематическая группа» Ф. П. Филин, который под этим терминам понимал «группу слов, объединённых на основе классификации самих реалий, а не лексико-семантических связей. Замена одного из слов тематической группы другим с течением времени не приводит к изменению в значении, стилистической окраске слов той же группы, что свидетельствует о почти полном отсутствии семантических связей между словами группы в языке на данном этапе его развития» [13, с. 526].

В известном словаре О. С. Ахмановой термин «тематическая группа» объясняется как «ряд слов, более или менее близко совпадающих по своему основному семантическому содержанию, то есть по принадлежности к одному и тому же семантическому полю» [1, с. 118]. Нетрудно заметить, что в этом определении автор употребляет термины «тематическая группа» и «семантическое поле» как параллельные, что, как показывают более поздние исследования, не совсем точно. Для нас ближе определение термина Л. М. Васильева: «Лексико-тематическая группа - это классы слов, которые объединяются одной и той же типовой ситуацией или темой, но общая (идентифицирующая) сема для них не обязательна [3, с. 105 - 113]. Заметим, что автор употребляет термин «лексико-тематическая группа».

Война явление универсальное и многозначное. Это явление социальное, культурное и психологическое. Тематическая группа «война» довольно объёмна по составу и разнородна по семантическим связям, в составе лексики выделяются как парадигматические, так и синтагматические отношения. Внутри исследуемых тематических групп можно выделить лексико-семантические группы, проанализировать в методических целях синонимические, антонимические, ассоциативные ряды, а также национально-детерминированные единицы, рассмотреть лингвокультурный аспект лексики.

Основываясь на тематической классификации единиц, относящихся к военной тематике, приведённой в «Тематическом словаре русского языка» Л. Г. Саяховой, Д. М. Хасанова, В. В. Морковкина [12], мы предлагаем свою классификацию материала, которая учитывает тематические, парадигматические, синтагматические отношения исследуемых лексических единиц. В проведённом ниже перечне показано, что анализ материала проводился комплексно.

В тематическую группу «Война» включено 3 тематических подгруппы.

Так, в тематическую подгруппу «вооружённые силы» вошло 4 микроподгруппы: 1) виды и рода войск; 2) военно-воздушные силы; 3) военноморской флот; 4) воинские единицы.

В тематической подгруппе «оснащение армии» также 4 тематических микроподгруппы: 1) вид оружия; 2) боеприпасы; 3) военное обмундирование, снаряжение, форма; 4) место сражения, учения и военные сооружения.

Тематическая подгруппа «воинская служба» включает 3 тематические микроподгруппы: 1) воинские звания и знаки различия; 2) воинские награды и почётные звания; 3) воинские ритуалы.

Исследование единиц тематических групп и тематических подгрупп дало возможность в каждой из них выделить ряд лексико-семантических групп, а также рассмотреть синонимические и антонимические связи единиц, входящих в каждую из этих групп.

В данной статье остановимся на анализе тематической подгруппы «вооружённые силы». В указанном выше словаре авторы включили в неё 18 единиц: оборона, обороноспособность, безопасность, защита, защи-

тить, защитник, защитница, охрана, охранять, вооружённые силы, вооружённые силы России, армия, армейский, войска, войсковой, воин, воинский, военный.

Заметим, что из них 11 являются производными от существительных: оборона, безопасность, защита, войска, охрана, армия, защитник.

В «Большом русско-китайском словаре» все лексические единицы имеют эквиваленты [2].

В данной тематической подгруппе можно выделить три лексикосемантические группы. 1. Лексико-семантическая группа существительных: оборона, обороноспособность, безопасность, защита, защитник, защитница, охрана, армия, армейский, войска, воин. 2. Лексикосемантическая группа прилагательных: армейский, войсковой, воинский, военный, вооружённые. 3. Лексико-семантическая группа глаголов: защитить, охранять.

В этой тематической подгруппе выделяются две синонимичные пары, а именно: охрана - защита, защитить - охранять. Приведём примеры: 1) Я ни разу не слышал, что на войне убивать нельзя. Я знал, что судят только тех, кто убивает в мирное время. Они - убийцы, а в войну это именуется по-другому: «Сыновний долг перед Родиной», «святое мужское дело», «защита Отечества». Нам объяснили, что мы повторяем подвиг солдат Великой Отечественной [15, с. 116]; 2) В-третьих, при применении вооружённых сил для борьбы с террористами необходимы, с одной стороны, активные упреждающие действия и удары, с другой стороны - высочайшая бдительность всего личного состава, надёжная охрана и оборона всех государственных, общественных и других объектов на территории страны и всех элементов оперативного построения войск, базирования флота, коммуникаций, аэродромов, пунктов управления, объектов тылового и технического обеспечения [16].

В «Словаре синонимов» под ред. А. П. Евгеньевой слова охрана и защита не указываются [9], но БАС даёт следующие толкование слова защита: «Охрана, ограждение, заступничество» [8, с. 1120].

В «Словаре синонимов» под ред. А. П. Евгеньевой слова защитить и охранять тоже не указываются [9], а в БАС даётся следующее толкование слова защитить: «Охранять, оберегать, ограждать от какого-либо неблагоприятного или вредного действия, влияния» [8, с. 1123].

Проанализируем с предложных нами позиций лексические единицы, выделенные в «Тематическом словаре русского языка» [12]. Тематические подгруппы, очевидно, можно обозначить как тематические микроподгруппы, входящие в подгруппу «вооружённые силы», которая в свою очередь входит в тематическую группу «Война».

В тематической подгруппе «вооружённые силы» выделено 4 тематические микроподгруппы, как указано выше. Все единицы в этих четырёх микроподгруппах имеют эквиваленты в «Большом русско-китайском словаре» [2].

Виды и рода войск, оружие. Армия. Данная микроподгруппа включает 37 единиц: сухопутные войска, пехота, пехотинец, мотострелковые войска, мотострелок, воздушно-десантные войска, десант, десантник, танковые войска, танк, танкист, ракетные войска, ракетная установка, ракетное оружия, артиллерист, войска связи, связист, связистка, радист, радистка, рация, передатчик, разведка, контрразведка, разведчик, разведчица, контрразведчик, контрразведчица, войска противовоздушной обороны, пограничные войска, пограничник, застава, нарушитель, перебежчик, шпион, шпионский, шпионка.

Приведём примеры: 1) За ним двигалась пехота, а с флангов конница.... [16]; 2) В результате, возможно, сухопутные войска и не потребуется задействовать, как это было, например, в Югославии; 3) Командовал ими на тот момент Саша Шкрабов, в прошлом прапорщик-мотострелок, ныне, кажется, покойный [16].

В данной тематической микроподгруппе можно выделить две лексико-семантические группы и словосочетания.

1. ЛСГ существительных: войска, пехота, пехотинец, мотострелок, десант, десантник, танк, танкист, установка, оружия, артиллерист, связист, связистка, радист, радистка, рация, передатчик, разведка, контрразведка, разведчик, разведчица, контрразведчик, контрразведчица, пограничник, застава, нарушитель, перебежчик, шпион, шпионка.

2. ЛСГ прилагательных: сухопутный, мотострелковый, десантный, танковый, ракетный, противовоздушной, пограничный, шпионский.

Следует обратить внимание на то, что часть единиц, входящих в лексико-семантические группы, приводится в словаре в словосочетаниях, которые мы приводим ниже отдельно, так как словосочетаемость имеет особое значение в обучении русскому языку иностранных учащихся. Это следующие единицы: войска - сухопутные, мотострелковые, воздушнодесантные, танковые, ракетные, пограничные, связи, противовоздушной обороны; ракетная установка, ракетное оружие.

Для обучающего процесса важно заметить, что в данных словосочетаниях функционируют как согласованные, так и несогласованные определения.

Военно-воздушные силы. В этой микроподгруппе всего 7 единиц: военно-воздушные силы, авиация, военный самолёт, истребитель, истреби-тель-бомбардировнщик, вертолёт, лётчик. Приведём примеры из художественной литературы: 1) Вооруженные Силы Советского Союза -наши Сухопутные войска, Военно-Воздушные силы и Военно-Морской Флот - встречают тридцать вторую годовщину своего существования в обстановке успешной борьбы советского народа за досрочное выполнение послевоенной пятилетки [16]; 2) 3 января 2003 года исполнилось 60 лет героической обороне города Малгобек от немецко-фашистских захватчиков, которые зимой 1943 года рвались к малгобекской нефти, на которой работала вся советская авиация [16]; 3) Он категорически настаивает,

что будущий военный самолет - это 4-х моторный, с отличным вооружением [16].

В данной тематической микроподгруппе можно выделить следующие лексико-семантические группы и словосочетания.

1. Лексико-семантическая группа существительных: силы, авиация, самолёт, истребитель, бомбардировщик, вертолёт, лётчик.

2. Лексико-семантическая группа прилагательных: воздушный, военный.

Словосочетания: военно-воздушные силы, военный самолёт, истре-

битель-бомбардировнщик.

Военно-морской флот. В микроподгруппу входят 7 единиц: флот, корабль, авианосец, подводная лодка, крейсер, эсминец, вертолётоносец.

Приведём примеры: 1) Кроме того, Петербург - морская столица России, место, где рождался наш флот [16]; 2) Когда летом прошлого года атомная подводная лодка «Наутилус» прошла подо льдом через полюс из Тихого океана в Атлантику, американская печать откровенно подчеркивала не столь научное, сколь военное значение этого плавания [16].

В данной тематической группе можно выделить одну лексикосемантическую группу и словосочетания.

Лексико-семантическая группа существительных: флот, корабль, авианосец, лодка, крейсер, эсминец, вертолётоносец.

Словосочетание: подводная лодка.

Последняя микроподгруппа, входящая в подгруппу «вооружённые силы», это войсковые единицы. Данная микроподгруппа состоит из 20 единиц: объединение, фронт, армия, флотилия, эскадра, соединение, дивизия, бригада, корпус, часть, полк, подразделение, батальон, дивизион, эскадрилья, рота, батарея, взвод, отделение, расчёт.

Приведём примеры: 1) Мы здесь не стреляли, не бомбили, не отравляли, не взрывали. Мы - большая, сильная и морально здоровая армия [15, с. 51]; 2) Получил бумаги в Баграм на должность командира инженернодорожного взвода в саперном батальоне [15, с. 94].

В данной тематической микроподгруппе можно выделить одну лексико-семантическую группу существительных: объединение, фронт, армия, флотилия, эскадра, соединение, дивизия, бригада, корпус, часть, полк, подразделение, батальон, дивизион, эскадрилья, рота, батарея, взвод, отделение, расчёт.

Для выявления реакции на слово война нами был проведён опрос китайских бакалавров II курса Санкт-Петербургского государственного университета, который показал, что война ассоциируется со следующими единицами: смерть, беда, армия, кровь, победа, власть, Япония, оружие, герой. Интересно отметить ответ «Япония», за которым стоит ассоциация с конкретным историческим событием, память о котором долго живёт у китайского народа (Японско-китайская война).

В тематическую группу «Война» можно включить 20 лексических единиц, отобранных из «Большого лингвострановедческого словаря» под

ред. Прохорова Ю. Е. Это следующие лингвострановедчески ценные единицы: Аврора, Александр Невский, армия, Битва за Москву, Блокада Ленинграда, Будённый С. М., Великая Отечественная война, «Война и мир», Георгиевский крест, День Победы, казак, Катюша, Красная армия, Курская битва, Октябрьская революция 1917 г., Отечественная война 1812 г., Полтавская битва, Седьмое ноября, Сталин И. В., Сталинградская битва. Эти единицы требуют специального лингвострановедческого комментария, который нуждается в особом рассмотрении в перспективе исследования данной тематики.

Список литературы

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1969.

2. Большой русско-китайский словарь. - Бэйцзин, 1998.

3. Васильев Л. М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. - 1971. -№. 5. - С. 105 - 133.

4. Покровский М. М. Семасиологические исследования в области древних языков: магистерская диссертация. - М., 1895 // Покровский М. М. Избранные работы по языкознанию. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. - С. 61 - 153.

5. Поваляев В. Г. Война как социальное явление: дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2007.

6. Россия. Большой лингвострановедческий словарь / под общ. ред. Ю. Е. Прохорова. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007.

7. Слесарева И. П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. - М. 1990. - С. 13 - 15.

8. Словарь современного русского литературного языка / под ред. А. М. Бабкина. - М. -Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1955. - Т. 4 (Ж - З).

9. Словарь синонимов русского языка: в 2 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. - Л.: Наука, 1970.

10. Сорокин Ю. С. Развитие словарного состава русского литературного языка: 30 - 90-е годы XXI века. - М. - Л., 1965.

11. Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. - М., 1975.

12. Тематический словарь русского языка / под ред. В. В. Морковкина. - М.,

2000.

13. Филин Ф. П. О лексико-семантических группах слов // Езиковедски исследования в честь на акад. Стефан Младенов. - София, 1957. - С. 523 - 538.

Список источников примеров

14. Алексиевич С. У войны не женское лицо. - Пальмира, 2004.

15. Алексиевич С. Цинковые мальчики. - М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.

16. http://www.ruscorpora.ru/index. html

Принятые сокращения

ЛСГ - Лексико-семантическая группа.

БАС - Словарь современного русского литературного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.