Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ'

СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ФАЗА ИСТОЩЕНИЯ / СТАЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СПЕЦИАЛИСТЫ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТСТРАНЕННОСТЬ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ И ПСИХОВЕГЕТАТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котовская Светлана Владимировна

Статья посвящена системному исследованию проблемы эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля. Синдром эмоционального выгорания имеет фазовую структуру. На сегодняшний день малоизученным остается вопрос выявления системных особенностей формирования фазы истощения синдрома эмоционального выгорания в зависимости от стажа профессиональной деятельности. Необходимость системного исследования показателей эмоционального выгорания обусловливает актуальность данной работы и является целью исследования. Для реализации цели исследования было проведено обследование 679 специалистов экстремального профиля, среди них: врачи службы медицины катастроф, военнослужащие, диспетчеры, летчики, моряки, пожарные, специалисты по утилизации отработанного ядерного топлива, рыбаки тралового флота, участники боевых действий. Респондентам были предложены авторская социально-психологическая анкета и методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко. Все обследуемые были разделены на семь групп в зависимости от стажа профессиональной деятельности. В результате проведенного исследования было установлено, что на протяжении служебно-трудовой деятельности у субъектов экстремального профиля наблюдается перманентная тенденция к увеличению циничности в межличностном взаимодействии и нивелированию устоявшихся норм, выстраиванию защитных барьеров, а также возрастанию психосоматических и психовегетативных нарушений за счет соматизации эмоциональных состояний. Эмоциональная отстраненность и переутомление у специалистов, деятельность которых включает экстремальный компонент на содержательном уровне, выявляется в первые десять лет профессиональной деятельности, а потребность в выстраивании защитных барьеров в процессе межличностного взаимодействия в большей степени проявляется при продолжительности профессионального стажа 10-20 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Котовская Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC FEATURES OF EMOTIONAL BURNOUT IN EXTREME SPECIALISTS

The article is devoted to a systemic study of the problem of emotional burnout in extreme specialists. The burnout syndrome has a phase structure. Now, the issue of identifying the systemic features of the formation of the exhaustion phase of the burnout syndrome, depending on the length of professional activity, remains poorly studied. The need for a systemic study of indicators of emotional burnout determines the relevance of this work and is the purpose of the study. To realize the purpose of the study, a survey of 679 extreme specialists was conducted. Among them: doctors of the disaster medicine service, military personnel, dispatchers, pilots, sailors, firefighters, specialists in the disposal of spent nuclear fuel, fishermen of the trawl fleet, participants in hostilities. Respondents were offered: the author’s socio-psychological questionnaire and the method for diagnosing the level of emotional burnout by V. V. Boyko. All the subjects were divided into 7 groups depending on the length of professional activity. As a result of the conducted research, it was found that during the service and work activities of extreme subjects, there is a permanent tendency to increase cynicism in interpersonal interaction and leveling of established norms, building protective barriers, as well as an increase in psychosomatic and psychovegetative disorders, due to somatization of emotional states. Emotional detachment and overwork among specialists whose activities include an extreme component at the content level is revealed in the first 10 years of professional activity, and the need to build protective barriers in the process of interpersonal interaction is more evident after 10-20 years of professional experience.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ»

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.6

СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

С. В. Котовская,

МГГЭУ, Москва,

s.marunyak74@mail.ru

Статья посвящена системному исследованию проблемы эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля. Синдром эмоционального выгорания имеет фазовую структуру. На сегодняшний день малоизученным остается вопрос выявления системных особенностей формирования фазы истощения синдрома эмоционального выгорания в зависимости от стажа профессиональной деятельности. Необходимость системного исследования показателей эмоционального выгорания обусловливает актуальность данной работы и является целью исследования.

Для реализации цели исследования было проведено обследование 679 специалистов экстремального профиля, среди них: врачи службы медицины катастроф, военнослужащие, диспетчеры, летчики, моряки, пожарные, специалисты по утилизации отработанного ядерного топлива, рыбаки тралового флота, участники боевых действий. Респондентам были предложены авторская социально-психологическая анкета и методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко. Все обследуемые были разделены на семь групп в зависимости от стажа профессиональной деятельности.

В результате проведенного исследования было установлено, что на протяжении служебно-трудовой деятельности у субъектов экстремального профиля наблюдается перманентная тенденция к увеличению циничности в межличностном взаимодействии и нивелированию устоявшихся норм, выстраиванию защитных барьеров, а также возрастанию психосоматических и психовегетативных нарушений за счет соматизации эмоциональных состояний. Эмоциональная отстраненность и переутомление у специалистов, деятельность которых включает экстремальный компонент на содержательном уровне, выявляется в первые десять лет профессиональной деятельности, а потребность в выстраивании защитных барьеров в процессе межличностного взаимодействия в большей степени проявляется при продолжительности профессионального стажа 10-20 лет.

Ключевые слова: системные особенности; эмоциональное выгорание; фаза истощения; стаж профессиональной деятельности; специалисты экстремального профиля; эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; деперсонализация; психосоматические и психовегетативные нарушения.

Для цитаты: Котовская С. В. Системные особенности эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 72-81. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.6

Котовская Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва.

E-mail: s.marunyak74@mail.ru

ORCID: 0000-0001-7832-2702

© Котовская С. В., 2021

UDC 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.6

SYSTEMIC FEATURES OF EMOTIONAL BURNOUT IN EXTREME SPECIALISTS

S. V. Kotovskaya,

MSUHE, Moscow, s.marunyak74@mail.ru

The article is devoted to a systemic study of the problem of emotional burnout in extreme specialists. The burnout syndrome has a phase structure. Now, the issue of identifying the systemic features of the formation of the exhaustion phase of the burnout syndrome, depending on the length of professional activity, remains poorly studied. The need for a systemic study of indicators of emotional burnout determines the relevance of this work and is the purpose of the study.

To realize the purpose of the study, a survey of 679 extreme specialists was conducted. Among them: doctors of the disaster medicine service, military personnel, dispatchers, pilots, sailors, firefighters, specialists in the disposal of spent nuclear fuel, fishermen of the trawl fleet, participants in hostilities. Respondents were offered: the author's socio-psychological questionnaire and the method for diagnosing the level of emotional burnout by V. V. Boyko. All the subjects were divided into 7 groups depending on the length of professional activity.

As a result of the conducted research, it was found that during the service and work activities of extreme subjects, there is a permanent tendency to increase cynicism in interpersonal interaction and leveling of established norms, building protective barriers, as well as an increase in psychosomatic and psychovegetative disorders, due to somatization of emotional states. Emotional detachment and overwork among specialists whose activities include an extreme component at the content level is revealed in the first 10 years of professional activity, and the need to build protective barriers in the process of interpersonal interaction is more evident after 10-20 years of professional experience.

Keywords: systemic features; emotional burnout; exhaustion phase; professional experience; extreme specialists; emotional deficit; emotional detachment; depersonalization; psychosomatic and psychovegetative disorders.

For citation: Kotovskaya S. V Systemic features of emotional burnout in extreme specialists // Systems Psychology and Sociology. 2021. № 3 (39). P. 72-81. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.6

Kotovskaya Svetlana Vladimirovna, PhD in Biological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology at the Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.

E-mail: s.marunyak74@mail.ru

ORCID: 0000-0001-7832-2702

Введение

В настоящее время проблема эмоционального выгорания приобрела междисциплинарный характер и является предметом исследований не только гуманитарных и общественных наук [15]. Рассматривая аспекты эмоционального выгорания, такие исследователи, как В. В. Бойко [2: с. 116], Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова [4: с. 42], В. Е. Орел [13: с. 8] и др. акцентируют внимание на подверженности этому синдрому

в основном специалистов профессий типа «человек - человек» [19: с. 5]. Тем не менее ряд исследований позволяет расширить спектр профессий, в которых сотрудники подвержены обозначенному синдрому [1; 5; 14].

Одной из актуальных задач современной психологии труда и инженерной психологии является изучение профессиональной деятельности с позиций системного подхода, где конкретные виды деятельности специалистов необходимо рассматривать как составляющие системы, а не в качестве изолированных

самостоятельных феноменов, что обусловливает объединение представителей исследуемых профессий в группу субъектов экстремального профиля.

На сегодняшний день малоизученным остается вопрос выявления системных особенностей формирования фазы истощения синдрома эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля в зависимости от стажа профессиональной деятельности. Необходимость системного исследования показателей эмоционального истощения обусловливает актуальность данной работы и является целью исследования.

Проблема эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания имеет фазовую структуру. Фаза истощения является завершающим этапом формирования синдрома эмоционального выгорания. По мнению В. В. Бойко, данная фаза характеризуется наличием состояния психофизического переутомления и опустошения, вызванного спецификой служебной деятельности. Отличительными чертами фазы истощения являются снижение значимости профессиональных достижений; нарушения, возникающие в процессе межличностного взаимодействия; нигилистическая позиция по отношению к устоявшимся нормам морали и общепринятым ценностям; развитие психосоматических расстройств [2: с. 116].

Синдром эмоционального выгорания, как считает Л. С. Чутко с соавторами, может проявляться в следующих формах: астенической, психовегетативной, цефалгической, тревож-но-фобической и в виде легких когнитивных нарушений [20]. При этом отмечается, что наиболее частым является вариант развития астенического синдрома.

Овладение профессией сопряжено с рядом психологических особенностей личности [21]. В процессе овладения профессиональными навыками человек проходит этапы адаптации и роста, которые постепенно и закономерно сменяются процессами стагнации [17]. Возникает сложная исследовательская задача — поиск тончайших составляющих

человеческого фактора, особенно в профессиях, предполагающих защиту и сохранение жизни других людей. Субъектам экстремального профиля в процессе становления профессионального мастерства наряду с информационными, организационными и профессиональными стрессорами приходится сталкиваться с разного рода стихийными бедствиями, техногенными и социогенными катастрофами, которые отнимают большое количество внутренних ресурсов [16].

Вопрос соответствия ресурсов человека имеющимся профессиональным задачам является традиционным, но особую актуальность данная проблема имеет в сфере субъектов экстремальных профессий. Исследователи отмечают наличие информационных, организационных и профессиональных стрессов в деятельности субъектов экстремального профиля, обращаются к исследованию феноменов жизнестойкости, жизнеспособности, адаптации, стрессоустойчивости, совладающего поведения и эмоционального выгорания [11].

Современные реформы пенсионной системы, приведшие к увеличению пенсионного возраста, позволят узкопрофильным специалистам дольше оставаться в профессиях экстремального профиля, однако возникнет необходимость установления возрастных и личностных пределов, купирования профессиональных деформаций, психосоматических и психовегетативных нарушений, а также определения состояний эмоционального выгорания [12; 22].

Несмотря на то что профессиональный стаж и физиологический возраст тесно связаны между собой, они могут не совпадать. Физиологический возраст является отражением временного параметра, а профессиональный стаж — процесса профессионализации, или профессионального пути [6: с. 97; 10]. С позиций системной психологии мотивационно-ценностная структура личности подвержена изменению в соответствии с возрастной периодизацией развития, что может способствовать успешной реализации профессиональной деятельности либо препятствовать таковой [18: с. 165].

Влияние возраста, стажа и удовлетворенности карьерным ростом на формирование

синдрома эмоционального выгорания отмечает в своих исследованиях Е. Н. Водопьянова [4: с. 46]. Возраст субъектов экстремального профиля, общий стаж служебно-трудовой деятельности и стаж в занимаемой должности влияет на восприятие профессиональной нагрузки [9]. Кроме того, стаж профессиональной деятельности оказывает воздействие на развитие состояний дезадаптации [23; 24]. В результате исследований Т. Н. Кабановой с соавт. [7] и М. В. Кореховой с соавт. [8] было установлено, что стаж службы в следственных органах связан с особенностями реагирования в ситуациях профессионального стресса: риску развития состояния психической дезадаптации наиболее подвержены начинающие сотрудники со стажем работы до пяти лет.

И хотя в последние годы реализуется широкий спектр мероприятий в сфере обеспечения защиты жизнедеятельности, а также уменьшения численности людских потерь в результате техногенных и социогенных катастроф, данная деятельность оказывается недостаточно эффективной без учета человеческого фактора [3]. Нивелирование проявлений эмоционального выгорания, проявления психосоматических и психовегетавивных нарушений, купирование профессиональных деструкций у субъектов экстремального профиля — задачи, которые ставятся перед специалистами психологических и медицинских служб. Их невозможно решить без качественного научно-исследовательского сопровождения.

Цель настоящей работы состоит в системном исследовании показателей эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля в зависимости от стажа профессиональной деятельности.

Материалы и методы исследования

Для реализации цели исследования было проведено обследование 679 специалистов экстремального профиля в возрасте от 18 до 65 лет (см. табл. 1).

На добровольной основе с подписанием согласия на проведение исследования респондентам были предложена авторская социально-

психологическая анкета (для получения первичной информации: пол, возраст, стаж профессиональной деятельности и т. д.) и методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

Все испытуемые по результатам авторской социально-психологической анкеты были разделены на семь групп в зависимости от стажа профессиональной деятельности (см. табл. 2).

Специалисты экстремального профиля по-разному представлены в группах, сформированных на основании профессионального стажа (см. табл. 3). Так, например, в пятой группе значительно увеличивается число специалистов службы медицины катастроф и военнослужащих, несущих боевое дежурство и караульную службу с оружием. Среди специалистов со стажем работы от 25 до 30 лет возрастает численность врачей и диспетчеров. В седьмой группе нет специалистов по утилизации отработанного ядерного топлива, пожарных и моряков-подводников, что обусловлено спецификой их профессиональной деятельности.

Обработка результатов проведена с использованием стандартных методов статистики SSPS 23.0, а также с помощью стандартных расчетных методов. Наличие статистически значимых различий определялось по критерию Крускала - Уоллиса для К-независимых выборок. Результаты представлены в виде медианы, 25 и 75 процентилей.

Результаты исследования

В таблице 4 представлены результаты исследования семи групп с разным стажем профессиональной деятельности по следующим шкалам: «эмоциональный дефицит», «эмоциональная отстраненность», «деперсонализация», «психосоматические и психовегетативные нарушения».

В ЭГ-1 у 12,2 % специалистов выявляется эмоциональная бесчувственность на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошенность. В создании защитного барьера в профессиональной коммуникации нуждаются

Таблица 1

Профессиональный состав участников исследования

Специалисты экстремального профиля N участников % выборки Средний возраст

Врачи службы медицины катастроф 13 1,6 46,14 ± 9,16

Военнослужащие, несущие боевое дежурство и караульную 75 11,0 32,30 ± 8,22

службу с оружием

Военные диспетчеры 38 5,6 41,00 ± 8,75

Летчики транспортной и истреби-

тельной авиации наземного 94 13,7 32,98 ± 6,01

и палубного базирования

Моряки-надводники 76 11,2 21,86 ± 5,60

Моряки-подводники 69 10,2 29,31 ± 5,93

Пожарные 201 29,6 31,05 ± 7,52

Специалисты по утилизации отработанного ядерного топлива 76 11,2 29,14 ± 6,39

Рыбаки тралового флота 23 3,4 41,24 ± 12,31

Участники боевых действий 14 2,1 36,85 ± 2,35

Таблица 2

Состав ЭГ в зависимости от стажа профессиональной деятельности участников исследования

№ группы Стаж профессиональной деятельности N участников % выборки

ЭГ-1 0-5 лет 256 37,7

ЭГ-2 5-10 лет 126 18,6

ЭГ-3 10-15 лет 94 13,8

ЭГ-4 15-20 лет 93 13,7

ЭГ-5 20-25 лет 56 8,2

ЭГ-6 25-30 лет 36 5,3

ЭГ-7 30-40 лет 18 2,7

Таблица 3

Состав специалистов экстремального профиля в ЭГ, сформированных на основании стажа профессиональной деятельности

Специалисты экстремального профиля Стаж профессиональной деятельности

ЭГ-1 0-5 ЭГ-2 5-10 ЭГ-3 10-15 ЭГ-4 15-20 ЭГ-5 20-25 ЭГ-6 25-30 ЭГ-7 30-40

Врачи службы медицины катастроф - 0,8 1,1 1,1 7,1 11,1 11,1

Военнослужащие, несущие боевое дежурство и караульную службу с оружием 6,3 13,5 16,0 10,8 23,2 5,6 11,1

Военные диспетчеры 0,8 1,6 4,3 8,6 12,5 22,2 38,9

Летчики транспортной и истребительной авиации наземного и палубного базирования 1,2 14,3 23,4 30,2 25,0 19,4 11,1

Моряки-надводники 28,5 5,6 1,1 2,2 1,8 2,8 5,6

Моряки-подводники 3,8 24,6 14,9 9,7 7,2 2,8 -

Пожарные 45 23,8 21,3 20,5 19,7 16,7 -

Специалисты по утилизации отработанного ядерного топлива 9,4 15,9 17 14 1,8 5,6 -

Рыбаки тралового флота 3,5 - 1,1 3,2 1,8 13,9 22,2

Участники боевых действий 1,6 - - - - - -

Примечание: * — статистически значимые различия (р < 0,05) по данным критерия Крускала - Уоллиса для А-неза-висимых выборок.

Таблица 4

Особенности проявления фазы истощения, вызванного профессиональной деятельностью, у специалистов экстремального профиля, Md

Исследовательские шкалы

№ группы, стаж Эмоциональный дефицит* Эмоциональная отстраненность Деперсонализация* Психосоматические и психовегетативные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нарушения*

ЭГ-1 10,00 7,00 0,00 0,00

0-5 (2,00-13,75) (5,00-10,00) (0,00-5,00) (0,00-3,00)

ЭГ-2 10,00 8,00 3,00 0,00

5-10 (0,00-13,50) (5,00-12,25) (0,00-8,00) (0,00-3,00)

ЭГ-3 8,00 10,00 3,00 2,00

10-15 (1,50-13,00) (5,00-15,00) (0,00-10,75) (0,00-8,00)

ЭГ-4 8,00 10,00 5,00 3,00

15-20 (4,50-11,50) (5,00-13,00) (0,00-9,00) (0,00-7,00)

ЭГ-5 8,00 8,00 3,00 3,00

20-25 (5,00-11,75) (3,00-10,00) (0,00-8,00) (0,50-7,00)

ЭГ-6 7,00 9,00 5,00 2,00

25-30 (2,00-10,00) (5,00-11,75) (0,00-9,00) (0,00-5,00)

ЭГ-7 12,00 8,00 6,50 5,00

30-40 (7,25-17,25) (5,00-15,00) (0,00-8,50) (1,50-8,25)

8 % обследуемых. Нарушение служебно-тру-довых отношений наблюдается у 4,8 % респондентов. Ухудшение физического самочувствия, развитие психосоматических нарушений (расстройства сна, головная боль, давление) определено у 5,3 % специалистов.

В ЭГ-2 эмоциональный дефицит испытывают 15,2 % обследуемых. Эмоциональная отстраненность наблюдается у 12,2 % респондентов. Среди изучаемых субъектов 7,2 % указывают на наличие деперсонализации и 4,8 % отмечают наличие психосоматических нарушений.

В ЭГ-3 наличие переутомления с нивелированием эмоционального вклада в работу регистрируется у 15,2 % респондентов, создают барьер в служебно-трудовой коммуникации 12,2 % обследуемых, развитие циничного отношения к коллегам, нарушение сна, головные боли, нарушение кровяного давления отмечается у 7,2 % специалистов.

У профессионалов со стажем 15-20 лет, вошедших в четвертую группу, в 11,8 % случаев регистрируется наличие эмоционального дефицита; 20,4 % обследуемых требуется создание барьера в коммуникации; наличие нарушений профессиональных отношений отмечают 14,0 % респондентов, психосоматические нарушения проявляются у 6,4 % специалистов.

Среди специалистов экстремального профиля со стажем профессиональной деятельности 20-25 лет 10,9 % указывают на наличие переутомления; 19,5 % создают барьер в слу-жебно-трудовых коммуникациях; 14,2 % отмечают проявления циничности в межличностном взаимодействии; психосоматические и психовегетативные нарушения наблюдаются в 6,6 % случаях.

Продолжение профессиональной деятельности до 25-30 лет характеризуется увеличением процента обследуемых с проявлениями эмоционального дефицита (до 14,2 %) и снижением барьеров в деловой коммуникации (до 9,0 %), циничности (до 10,4 %), психосоматических и психовегетативных нарушений (до 3,6 %).

Седьмая группа характеризуется увеличением процента обследуемых с эмоциональной бесчувственностью и переутомлением (33,4 %), созданием барьеров в профессиональной коммуникации (16,7 %), снижением циничности в межличностном взаимодействии и проявлений психосоматических и психовегетативных нарушений.

Обсуждение результатов

В результате проведенного исследования было установлено, что в фазе истощения синдрома эмоционального выгорания специалисты экстремального профиля со стажем служебно-трудовой деятельности до десяти лет начинают испытывать эмоциональный дефицит с переутомлением, нивелированием эмоционального вклада в работу, автоматизмом и опустошенностью при выполнении служеб-но-трудовых обязанностей. В процессе работы постепенно возрастает циничность и создаются защитные барьеры в межличностном взаимодействии. В последующем (10-15 лет стажа) эмоциональная отстраненность начинает со-матизироваться, возрастают психосоматические и психовегетативные отклонения в виде нарушений сна, головных болей, изменений артериального давления и др. Продолжение профессионального стажа отражается в постепенном перманентном увеличении циничности и выстраивании защитных барьеров в межличностном взаимодействии, а также соматизации эмоциональных состояний.

Эмоциональная бесчувственность на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошенность в большей степени характерны для сотрудников в первые десять лет работы. Этот период характеризуется потребностью в профессиональном становлении личности, самореализации в выбранном виде деятельности, сочетающийся с высокой физической и психической активностью, что обусловливает переутомление и, как следствие, эмоциональный дефицит. Потребность в выстраивании защитных барьеров в межличностной коммуникации наблюдается у сотрудников на протяжении 10-20 лет профессиональной

деятельности. Эмоциональная отстраненность в этот период позволяет снизить эмоциональный дефицит и переутомление. Нигилистическое отношение к устоявшимся нормам и деперсонализация наблюдается в 15-20 и 25-30 лет стажа, а в наибольшей степени, представлена у специалистов с 30-летним стажем служебно-трудовой деятельности, что обусловлено переоценкой ценностных ори-ентаций в кризисные периоды. Увеличение психосоматических и психовегетативных нарушений определяется общим физическим тонусом организма человека, состоянием его здоровья и возрастанием эмоционально значимых психотравмирующих ситуаций и переживаний.

Заключение

На протяжении служебно-трудовой деятельности у специалистов экстремального профиля наблюдается перманентная тенденция к увеличению циничности в межличностном взаимодействии и нивелированию устоявшихся норм, выстраиванию защитных барьеров, а также возрастанию психосоматических и психовегетативных нарушений за счет соматизации эмоциональных состояний. Эмоциональная отстраненность и переутомление у специалистов, деятельность которых включает экстремальный компонент на содержательном уровне, выявляется в первые десять лет профессиональной деятельности, а потребность в выстраивании защитных барьеров в процессе межличностного взаимодействия в большей степени проявляется при продолжительности профессионального стажа 10-20 лет.

Литература

1. Бодров В. А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов. М: ПерСэ, 2000. 352 с.

2. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Сударыня, 1999. 29 с.

3. Бойко И. М., Мосягин И. Г., Маруняк С. В. Психофизиологические маркеры безопасности летной деятельности на Европейском Севере России // Медицинское обеспечение сил флота в условиях Кольского Заполярья: материалы VIII научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня образования госпиталя Беломорской военно-морской базы Северного флота (Северодвинск, 15-16 ноября 2012 г.). Северодвинск: [б. и.], 2012. С. 100-104.

4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. М.: Юрайт, 2017. 343 с.

5. Гроза И. В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 10 С. 63-54.

6. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов. М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2003. 330 с.

7. Кабанова Т. Н., Дубинский А. А., Московская М. С. Стаж профессиональной деятельности как фактор, детерминирующий различия в восприятии стресса у сотрудников следственных органов // Прикладная юридическая психология. 2019. № 1 (46). С. 59-68.

8. Корехова М. В., Новикова И. А., Соловьев А. Г. Особенности проявлений психической дезадаптации у сотрудников правоохранительных органов с разным стажем работы // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2013. № 2. С. 67-72.

9. Котовская С. В. Взаимосвязь продолжительности служебно-трудового стажа с восприятием профессиональной нагрузки субъектами профессиональной деятельности // International Journal of Medicine and Psychology. 2021. Т. 4. № 4. С. 49-53.

10. Кузнецов Ю. Д., Поваренков Ю. П., Цветкова Н. А. Профессиональный стаж как фактор измерения удовлетворенности трудом // Вестник ТГПУ 2006. № 2. С. 27-33.

11. Лотарева Т. Ю. Влияние стажа работы на жизнеспособность профессионалов социальной сферы // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 4. С. 99-116.

12. Муртазов А. М. Профессиональный стресс и психосоматические заболевания у сотрудников правоохранительных органов // Медицина труда и промышленная экология. 2014. № 5. С. 41-44.

13. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М: Ин-т психологии РАН, 2005. 330 с.

14. Петрова О. А. Влияние стажа и других факторов на психологические особенности личности демонстративного педагога // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 9. С. 97-99.

15. Полянский А. И., Быковская Л. И. Синдром выгорания как феномен в современной науке // Горизонты гуманитарного знания. 2018. № 5. C. 85-92.

16. Психологические особенности личности профессорско-преподавательского состава в зависимости от стажа трудовой деятельности / Т. М. Богданова и др. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 6. С. 198-202.

17. Рыбников В. Ю., Дубинский А. А., Булыгина В. Г. Индивидуально-психологические предикторы адаптации и дезадаптации специалистов экстремального профиля деятельности // Экология человека. 2017. № 3. С. 3-9.

18. Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

19. Чердымова Е. И. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2019. 124 с.

20. Чутко Л. С., Рожкова А. В., Сурушкина С. Ю. Клинические проявления синдрома эмоционального выгорания // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. 2019. Т. 119. № 1. С. 14-16.

21. Шейнов В. П. Взаимосвязи виктимизации с самоэффективностью и стилями поведения // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2019. Т. 4. № 3. С. 150-169.

22. Hakansson C., Ahlborg G. Occupational imbalance and the role of perceived stress in predicting stress-related disorders // Scandinavian Journal of Occupational Therapy. 2017. Vol. 25. № 4. P. 278-287. DOI: 10.1080/11038128.2017.1298666

23. Maran D., Varetto A., Zedda M. Occupational stress, anxiety and coping strategies in police officers // Occupational Medicine. 2015. Vol. 65. № 6. P. 447-466.

24. Newton C., Teo S. Identification and occupational stress: A stress-buffering perspective // Human Resource Management. 2013. Vol. 53. №

References

1. Bodrov V. A. Informacionnyj stress: uchebnoe posobie dlya vuzov [Information stress: a textbook for universities]. M: PerSe\ 2000. 352 p.

2. Bojko V. V. Sindrom «e'mocionaFnogo vy'goraniya» v professionaFnom obshhenii [Syndrome of "emotional burnout" in professional communication]. SPb.: Sudarynya, 1999. 29 p.

3. Bojko I. M., Mosyagin I. G., Marunyak S. V. Psixofiziologicheskie markery' bezopasnosti letnoj deyatel'nosti na Evropejskom Severe Rossii [Psychophysiological markers of flight safety in the European North

of Russia] // Medicinskoe obespechenie sil flota v usloviyax KoFskogo Zapolyar'ya: materialy' VIII nauch-no-prakticheskoj konferencii [Medical Support of Fleet Forces in the Kola Arctic: materials of the VIII scientific and practical conference]. Severodvinsk, 2012. P. 100-104.

4. Vodopyanova N. E., Starchenkova E. S. Sindrom vy'goraniya. Diagnostika i profilaktika: prakti-cheskoe posobie [Burnout syndrome. Diagnostics and prevention: a practical guide]. M: Yurajt, 2017. 343 p.

5. Groza I. V. Vliyanie vozrasta i stazha pedagoga na e'mocional'noe vy'goranie [Influence of age and experience of teacher on emotional burnout] // Sovremenny'e naukoemkie texnologii [Modern KnowledgeIntensive Technologies]. 2009. № 10 P. 63-54.

6. Zeer E\F. Psixologiya professij: uchebnoe posobie dlya vuzov [Psychology of professions: a textbook for universities]. M.: Ekaterinburg: Akademicheskij proekt: Delovaya kniga, 2003. 330 p.

7. Kabanova T. N., Dubinskij A. A., Moskovskaya M. S. Stazh professional'noj deyatel'nosti kak faktor, determiniruyushhij razlichiya v vospriyatii stressa u sotrudnikov sledstvenny'x organov [Professional experience as a factor determining differences in the perception of stress among investigative officers] // Prikladnaya yuridicheskaya psixologiya [Applied Legal Psychology]. 2019. № 1 (46). P. 59-68.

8. Korexova M. V., Novikova I. A., Solovev A. G. Osobennosti proyavlenij psixicheskoj dezadaptacii u sotrudnikov pravooxranitel'ny'x organov s razny'm stazhem raboty' [Features of manifestations of mental maladaptation among law enforcement officers with different work experience] // Mediko-biologicheskie i social'no-psixologicheskie problemy' bezopasnosti v chrezvy'chajny'x situaciyax [Medical, Biological and Socio-Psychological Safety Problems in Emergency Situations]. 2013. № 2. P. 67-72.

9. Kotovskaya S. V. Vzaimosvyaz' prodolzhitel'nosti sluzhebno-trudovogo stazha s vospriyatiem profes-sional'noj nagruzki sub''ektami professional'noj deyatel'nosti [The relationship between the length of service and the perception of professional workload by subjects of professional activity] // International Journal of Medicine and Psychology. 2021. Vol. 4. № 4. P. 49-53.

10. Kuzneczov Yu. D., Povarenkov Yu. P., Czvetkova N. A. Professional'ny'j stazh kak faktor izmereniya udovletvorennosti trudom [Professional experience as a factor in measuring labor satisfaction] // Vestnik TGPU [Bulletin of TSPU]. 2006. № 2. P. 27-33.

11. Lotareva T. Yu. Vliyanie stazha raboty' na zhiznesposobnost' professionalov social'noj sfery' [The influence of seniority on the viability of social professionals] // Social'naya psixologiya i obshhestvo [Social Psychology and Society]. 2016. Vol. 7. № 4. P. 99-116.

12. Murtazov A. M. Professional'ny'j stress i psixosomaticheskie zabolevaniya u sotrudnikov pravoo-xranitel'ny'x organov Professional stress and psychosomatic diseases in law enforcement officers [Professional stress and psychosomatic diseases in law enforcement officers] // Medicina truda i promy'shlennaya e'kologiya [Labor Medicine and Industrial ecology]. 2014. № 5. P. 41-44.

13. Orel V. E. Sindrom psixicheskogo vy'goraniya lichnosti [Personality mental burnout syndrome]. M: In-t psixologii RAN, 2005. 330 p.

14. Petrova O. A. Vliyanie stazha i drugix faktorov na psixologicheskie osobennosti lichnosti demonstra-tivnogo pedagoga [The influence of seniority and other factors on the psychological features of the personality of a demonstrative teacher] // Mezhdunarodny'j nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Research Journal]. 2016. № 9. P. 97-99.

15. Polyanskij A. I., Bykovskaya L. I. Sindrom vy'goraniya kak fenomen v sovremennoj nauke [Burnout syndrome as a phenomenon in modern science] // Gorizonty' gumanitarnogo znaniya [Horizons of Humanitarian Knowledge]. 2018. № 5. P. 85-92.

16. Psixologicheskie osobennosti lichnosti professorsko-prepodavatel'skogo sostava v zavisimosti ot stazha trudovoj deyatel'nosti [Psychological features of the personality of faculty depending on the length of service] / T. M. Bogdanova et al. // Mezhdunarodny'j zhurnal prikladny'x i fundamental'ny'x issledovanij [International Journal of Applied and Basic Research]. 2018. № 6. P. 198-202.

17. Rybnikov V. Yu., Dubinskij A. A., Bulygina V. G. Individual'no-psixologicheskie prediktory' adaptacii i dezadaptacii specialistov e'kstremal'nogo profilya deyatel'nosti [Individual-psychological predictors of adaptation and maladaptation of specialists of an extreme profile of activity] // E'kologiya cheloveka [Human Ecology]. 2017. № 3. P. 3-9.

18. Ryzhov B. N. Sistemnaya psixologiya [Systems psychology]. M.: T8 Izdatel'skie Texnologii, 2017. 356 p.

19. Cherdymova E. I. Sindrom e'mocional'nogo vy'goraniya specialista: monografiya [Specialist emotional burnout syndrome: monograph]. Samara: Izd-vo Samarskogo universiteta, 2019. 124 p.

20. Chutko L. S., Rozhkova A. V., Surushkina S. Yu. Klinicheskie proyavleniya sindroma e'mociona-Fnogo vygoraniya [Clinical manifestations of emotional burnout syndrome] // Zhurnal nevrologii i psixiatrii im. S. S. Korsakova [Journal of Neurology and Psychiatry named after S. S. Korsakov]. 2019. Vol. 119. № 1. P. 14-16.

21. Shejnov V. P. Vzaimosvyazi viktimizacii s samoeffektivnosfyu i stilyami povedeniya [Relationships of victimization with self-effectiveness and behaviors] // Institut psixologii Rossijskoj Akademii Nauk. Orga-nizacionnaya psixologiya i psixologiya truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Work Psychology]. 2019. Vol. 4. № 3. P. 150-169.

22. Hakansson C., Ahlborg G. Occupational imbalance and the role of perceived stress in predicting stress-related disorders // Scandinavian Journal of Occupational Therapy. 2017. Vol. 25. № 4. P. 278-287. DOI: 10.1080/11038128.2017.1298666

23. Maran D., Varetto A., Zedda M. Occupational stress, anxiety and coping strategies in police officers // Occupational Medicine. 2015. Vol. 65. № 6. P. 447-466.

24. Newton C., Teo S. Identification and occupational stress: A stress-buffering perspective // Human Resource Management. 2013. Vol. 53. № 1. P. 89-113. DOI: 10.1002/hrm.21598

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.