Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЕ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

СИСТЕМНЫЕ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Миненко А.В.

В статье рассмотрены системные меры по улучшению институтов развития и повышению инвестиционной привлекательности арктической зоны Сибирского федерального округа. Показан основной фактор, лимитирующий развитие сервисной экономики, обрабатывающих производств в Арктической зоне - транспортные издержки. Предложены системные меры по улучшению институционального климата и повышения инвестиционной привлекательности Арктической зоны для потенциальных резидентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC MEASURES TO IMPROVE DEVELOPMENT INSTITUTIONS AND INCREASE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE ARCTIC ZONE OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

The article considers systemic measures to improve development institutions and increase the investment attractiveness of the Arctic zone of the Siberian Federal District. The main factor limiting the development of the service economy, manufacturing industries in the Arctic zone is shown - transport costs. Systematic measures are proposed to improve the institutional climate and increase the investment attractiveness of the Arctic zone for potential residents.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЕ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

СИСТЕМНЫЕ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-12-2-6-8

Аннотация. В статье рассмотрены системные меры по улучшению институтов развития и повышению инвестиционной привлекательности арктической зоны Сибирского федерального округа. Показан основной фактор, лимитирующий развитие сервисной экономики, обрабатывающих производств в Арктической зоне - транспортные издержки. Предложены системные меры по улучшению институционального климата и повышения инвестиционной привлекательности Арктической зоны для потенциальных резидентов.

Ключевые слова: Сибирский федеральный округ, Арктическая зона, институты развития, инвестиционная привлекательность, государственная поддержка.

Значительная часть сухопутных территорий Сибирского федерального округа (СФО) относится к Арктической зоне Российской Федерации. Сложные природно-климатические условия, наличие вечной мерзлоты и особенности рельефа значительно усложняют ведение хозяйственной деятельности в северных районах. К Арктической зоне относится часть территории Красноярского края, включающая муни-

ципальное образование город Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, муниципальное образование Туруханский район и часть территории Эвенкийского муниципального района [1]. Общая площадь Арктической зоны в границах СФО составляет примерно 1,1 млн км2, что соответствует 46% территории Красноярского края и У всего округа [2].

« ч-Я

® t М В

ч «В* .» / «¡¡К»«

v L ^ыА у

JSSSSSS ------------0

I ^Л* мст-ягйвл

У —

Рисунок. Карта арктических регионов России

Основным фактором, лимитирующим развитие сервисной экономики, обрабатывающих производств в Арктической зоне являются транспортные издержки. Расхо-

ды на доставку материалов и оборудования могут достигать более 30 % стоимости реализуемых инвестиционных проектов, в себестоимости при строительстве жилья

доля транспортных издержек может составлять до 70 % [3]. Многие предприниматели стремятся успеть осуществить все инвестиционные расходы в короткие летние периоды, включая и доставку необходимых грузов, поскольку сроки доставки грузов в летние месяцы существенно короче. Такой подход нередко приводит к проблемам незавершенного строительства и срыву графиков проектов.

Важной статьей расходов МСП в Арктической зоне является дополнительная социальная нагрузка - обязательства по оплате работникам и членам их семей проезда к месту проведения отпуска и обратно. Отсутствие у малых предприятий финансовой возможности нести подобные расходы приводит к перетоку рабочей силы в крупные компании и бюджетный сектор [4]. В Норильске текущий дефицит кадров оценивается в 9 тыс. чел., а в ближайшие 5 лет он может увеличиться вдвое [5].

Предлагается содействовать увеличению легальной занятости в МСП за счет компенсации субъектам МСП, зарегистрированным в Арктической зоне Российской Федерации, части затрат по оплате проезда работников и членов их семей к месту отдыха и обратно в размере до 30 тыс. руб. один раз в два года на каждого сотрудника за счет средств федерального бюджета. Данная мера снизит нагрузку на предпринимателей и местные бюджеты.

Совокупные расходы федерального бюджета (АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» [6]) в год на данное мероприятие составят до 540 млн. руб. исходя из общего количества 18 000 сотрудников предприятий со статусом резидента Арктической зоны РФ (количество занятых в деятельности субъектов МСП требует уточнения). В Норильске и на Таймыре всего 14 субъектов МСП со статусом резидента Арктической зоны РФ. Общая численность новых рабочих мест в рамках их проектов составляет 1 480 чел. (расчетный размер субсидии равен 44,4 млн. руб.).

Популяризация бизнеса Заполярной части СФО. Реализация от 20 до 30 новых инвестиционных проектов субъектами МСП в сервисной экономике (с учетом практики Норильска средний размер заявленных капитальных инвестиций превышает 186 млн. руб.).

Дополнительные меры государственной поддержки также требуются для развития производства крупных организаций. Среди возможных мер - совершенствование государственной поддержки в отдельных регионам.

Среди системных мер по улучшению институционального климата и повышения инвестиционной привлекательности Арктической зоны для потенциальных резидентов экспертами предлагается установить ставку 0 % по налогу на прибыль и 0 % по налогу на имущество для организаций, осуществляющих в качестве основного вида деятельности перевозки по СМП и/или создающих/реконструирующих инфраструктуру СМП. Требуется внесение изменений в главы 25 и 30 Налогового кодекса РФ в части установления ставки 0% по налогу на прибыль и 0% по налогу на имущество для организаций, осуществляющих в качестве основного вида деятельности перевозки по СМП, и/или создающих/реконструирующих инфраструктуру СМП. Это позволит существенно нарастить перевозки грузов и улучшить транспортную доступность арктических территорий в пределах СФО.

Таким образом, Арктической зоне Сибирского федерального округа требуются системные меры по улучшению институционального климата и повышению инвестиционной привлекательности. Чётко виден основной фактор, лимитирующий развитие сервисной экономики, обрабатывающих производств в Арктической зоне -транспортные издержки. Системные меры по улучшению институционального климата и повышению инвестиционной привлекательности Арктической зоны для потенциальных резидентов дадут вполне реальные результаты.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-Ф3 (ред. от 02.07.2021) «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».

2. Монгуш, С.П. Пространственное социально-экономическое развитие взаимодействующих регионов (на примере регионов Сибирского федерального округа) / С.П. Монгуш // Региональная экономика: теория и практика. - 2020. - Т. 18. - № 7 (478). -С. 1266-1285. - Б01 10.24891/ге.18.7.1266. - ББК ТБЬКРО.

3. Петрова, О.А. К вопросам инвестиционной привлекательности Арктической зоны РФ / О.А. Петрова // Экономические науки. - 2022. - № 213. - С. 167-171. - Б01 10.14451/1.213.167. - ББК УТО^О.

4. Петров, А.М. Арктическая зона Российской Федерации: социально-экономическое развитие и возникающие проблемы / А.М. Петров, О.А. Петрова // Экономические науки. - 2022. - № 213. - С. 162-166. - Б01 10.14451/1.213.162. - ББК ШМБНМ.

5. База данных показателей муниципальных образований (Росстат). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Munst.htm (Дата обращения: 25.12.2022).

6. АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://erdc.ru/ (Дата обращения: 25.12.2022).

SYSTEMIC MEASURES TO IMPROVE DEVELOPMENT INSTITUTIONS

AND INCREASE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE ARCTIC ZONE OF

THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

A.V. Minenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)

Abstract. The article considers systemic measures to improve development institutions and increase the investment attractiveness of the Arctic zone of the Siberian Federal District. The main factor limiting the development of the service economy, manufacturing industries in the Arctic zone is shown - transport costs. Systematic measures are proposed to improve the institutional climate and increase the investment attractiveness of the Arctic zone for potential residents.

Keywords: Siberian Federal District, Arctic zone, development institutions, investment attractiveness, government support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.