ЛИТЕРАТУРА
1. Дегтярев, И.П. Бокс / И.П. Дегтярев. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 288 с.
2. Дубровский, В.И. Биомеханика / В.И. Дубровский, В.Н. Федорова. - М. : Вла-дос, 2003. - 672 с.
3. Медведев, В.В. Психологическая подготовка боксеров / В.В. Медведев, В.Г. Черный ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М. : [б.и.], 1992. - 154 с.
4. Кочур, А.Г. Возможности использования экспертных оценок в совершенствовании тактических действий боксеров. / А.Г. Кочур // Бокс : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - С. 11-12.
5. Огуренков, Е.И. Современный бокс / Е.И. Огуренков - М. : Оникс, 2012. - 129
с.
6. Раевский, Д.А. Выявление предрасположенности как показателя индивидуальных способностей студентов на занятиях боксом / Д.А. Раевский, В.С. Харатов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 98-103.
REFERENCES
1. Degtyarev, I.P. (1979), Boxing, publishing house “Physical Training and Sport”, Moscow.
2. Dubrovsky, V.I. and Fedorova ,V.N. (2003), Biomechanics, publishing house “Vla-dos”, Moscow, Russian Federation.
3. Medvedev, V.V. (1992), Boxers Psychological Training, publishing house “RGAFK”, Moscow, Russian Federation.
4. Kochur, A.G. (1979), “Possibilities of Use of Expert Analysis in Boxer Tactic Activities Development”, Boxing. Yearly Periodical, publishing house “Physical Training and Sport”, Moscow, pp. 11-12.
5. Ogurenkov, E. I. (2012), Boxing Today, publishing house “Onyx”, Moscow, Russian Federation.
6. Raevsky, D.A. and Kharatov, V.S. (2012), “Detection of Predisposition as an Indicator of Individual Capabilities of Students during Boxing Lesson”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 98-103.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.07.2013.
УДК 159.9:613
СИСТЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Евгений Степанович Садовников, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный университет (ВолГУ)
Аннотация
Статья посвящена проблеме конструирования физкультурно-оздоровительных технологий на основе системных механизмов. В работе представлен анализ методологической деятельности по выработке методических положений лежашдх в основе конструирования ФОТ. Раскрывается доминирование естественнонаучного подхода в отборе и структурировании знаний для методологических положений, которые являются базой для конструирования ФОТ и это накладывает отпечаток на их структуру и содержание. Основным системным механизмом конструирования ФОТ служат отношения материальной импликации: эти связи лежат в основе обретения и развития здоровья - знания различных типов об этих процессах сконцентрированы в методических положениях (технологических указаниях) и позволяют разрабатывать эффективные ФОТ.
Ключевые слова: системный механизм, конструирование, физкультурно-оздоровительная
технология.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p121-127 SYSTEMIC MECHANISMS FOR THE DESIGN OF SPORTS AND HEALTH IMPROVING TECHNOLOGIES
Evgeniy Stepanovich Sadovnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Volgograd State University
Annotation
The article covers the problem of constructing the sport health-improving technologies based on the system mechanisms. This work presents the analysis of the methodological activity on development of the methodological regulations underlying the design of PIT. It reveals the dominance of the natural science approach in the selection and structuring of knowledge for the methodological provisions, which are the basis for constructing the PIT and it influences on their structure and content. The main system mechanism for design of PIT serves the relations of the material implication: these links are in the basis of acquisition and the developments of health - the knowledge of different types of these processes are concentrated in the methodological positions (technological instructions) allowing to develop the effective PIT.
Keywords: systemic mechanism, construction, sports and health improving technologies.
Конструирование физкультурно-оздоровительных технологий (ФОТ) является прерогативой проектной части методологической деятельности, продуктом которой являются методические положения, выступающие как проект построения новой деятельности, ее структуры, содержания и формы. Данные положения по своей сущности, прежде всего, знания, обобщающие опыт той или иной деятельности, как в нашем случае, физкультурно-оздоровительной.
Конструирование ФОТ, на наш взгляд, должно основываться на знаниях различных типов. Согласно исследованиям, проведенными Г.П. Щедровицким в контексте методологии педагогики, они подразделяются на следующие: 1) практико-методические; 2) конструкторско-технические; 3) научные. Эти типы знаний и определяют содержание методических положений.
Практико-методический вид знаний формируется в процессе анализа практической деятельности. Конструктивно-технические знания также вырабатываются в ходе практической деятельности и направлены на выработку продукта из исходного материала, что и объединяет их. Однако, по мнению Г.П. Щедровицкого, «конструктивнотехнические знания возникают лишь по мере того, как создаются и реально осуществляются новые виды и типы практического преобразования объектов. Каждый раз они фиксируют единичные случаи таких преобразований и закрепляются в виде общего знания» [7, С. 124]. Практический эффект этих знаний оказывается незначительным, так как конструктивно-технические знания не могут предвосхищать событий или возможных результатов воздействий применяемым новыми средствами, методами или формами к объектам. Применение этих видов знаний в процессе конструирования ФОТ располагается в рамках отношений материальной импликации « если..., то...», «если X, то Y».
В последние десятилетия материальная импликация успешно применяется в области фундаментальной психологии: рефлексивная теория В.А. Лефевра [1, С. 64], где предметом исследования являются этические и конфликтующие системы, рефлексивное управление в ситуации выбора (Т.А. Таран). По мнению В.А. Петровского, в терминах материальной импликации могут быть описаны и многие другие феномены, такие как: эмпатия и конгруэнтность, экзистенциальные выборы и даже феномены духовной жизни, и что для нас особенно важно - благополучие человека, так как оно является основной частью определения понятия «здоровья», по версии ВОЗ [4, С. 419; 5].
При всей спорности этой дефиниции, она является самой востребованной из существующих и, безусловно, благополучие является одним из главных факторов, определя-
ющих уровень здоровья. Новейшие исследования в области фундаментальной психологии посвящены «благополучию» как форме проявления «состоятельности» и представлены как «результат» материальной импликации. Из всего многообразия связей и отношений между видами знаний и связями материальной импликации вырисовывается интересная зависимость: несложным видам знаний (практико-методическим и конструктивно-техническим) соответствуют достаточно простые взаимозависимости материальной импликации в форме «если X, то У», однако научные типы знаний не укладываются в эту упрощенную схему. Знания, сформированные на основе естественнонаучного подхода и системного анализа, требуют сложного описательного аппарата, который можно обнаружить в рефлексивной теории В. А. Лефевра, где предмет теории - этические системы, а основной механизм развертки - материальная импликация. Более того, В. А. Петровским на базе материальной импликации была разработана более сложная система анализа: метаимпликация, как отношение реализуемости запросов через имеющиеся ресурсы, позволяющая проводить анализ не только с четкими значениями, но и с промежуточными значениями переменных, что для нас особенно важно в связи с открывающими возможностями более тонкого анализа оздоровительных воздействий.
По мнению Г.П. Щедровицкого, процесс формирования конструктивнотехнические знаний, вообще, не нуждается в научном анализе, они (знания) только образуют предпосылку для появления собственно научных знаний. Потребность в них возникает непосредственно в процессе деятельности, когда реальные результаты деятельности расходятся с ожиданиями. Присутствие этого феномена заметно в процессе спортивной и в физкультурно-оздоровительной деятельности, где тренировочный и оздоровительный эффект имеют отсроченный по времени характер, что вызывает отрицательные эмоции у занимающихся и что необходимо учитывать при конструировании ФОТ. Однако, развертывание научной работы с целью получения новых знаний, творческая инициатива в тренерской деятельности, как в спортивной так и оздоровительной сфере, непосредственной причиной которой является расхождение между планируемым и фактическим результатами, делает этот феномен позитивным явлением.
Для персонального фитнес-тренера, спортивного тренера, учителя физкультуры это обстоятельство, как правило, выступает как несоответствие между результатом запланированным (спортивным, оздоровительным), ожидаемым и тем, что получается в действительности (по терминологии Г.П. Щедровицкого) - «как нарушение его опыта, выраженного в знаниях», заставляет тренера, учителя вновь и вновь пересматривать и перестраивать имеющиеся знания, а у исследователя создается необходимость в принципиально новом подходе к объекту исследования, с целью выработки новых знаний с помощью которых можно было бы объяснить причины неудачного планирования, отсутствие тренировочного или оздоровительного эффекта, при этом «решающим является переворот во взгляде на объекты деятельности, переворот в способе их видения» [5, С. 134].
Новый взгляд специалиста-практика на объект своей деятельности, предполагает рассматривать его не как продукт или результат профессиональной деятельности, а как природное явление, где происходят независящие от него естественные процессы, протекающие по своим механизмам и законам. Для тренера-преподавателя это означает возврат к основаниям, на которых строился его оздоровительно-тренировочный процесс, к тем основополагающим принципам, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности, поиск новых знаний в смежных областях - конструирование инновационных ФОТ.
Возврат к основаниям профессиональной деятельности - акт вынужденный, направленный на ее оптимизацию. Профессионал (спорт-тренер, фитнес-тренер, тренер-преподаватель) вынужден находить и выделять, с целью наилучшим образом организовать свою деятельность, то естественное, природное происходящее независимо от его
деятельности, по своим механизмам и законам, а научный работник, исследователь изучать их.
Для выработки методических положений, обеспечивающих построение новых процедур деятельности (физкультурно-оздоровительных технологий), индивид выходит за пределы существовавших до этого структур своей деятельности и становится к ним, а вместе с тем и к своим прежним позициям, в рефлексивное отношение. Этот признак, по мнению Г.П. Щедровицкого, можно считать специфической функциональной характеристикой методологической деятельности: выход индивида за пределы осуществлявшихся им раньше структур деятельности.
«Рефлексивный выход» или схожее с ним действо отмечают в своих работах специалисты различных научных направлений [1, 3, 4]: логик (В. А. Лефевр), специалисты НЛП (Мак Дермотт и О. Коннор), психолог (В. А. Петровский) - акт выхода за границу своей деятельности или пребывание над деятельностью является важнейшей процедурой и условием эффективности любой деятельности, особенно оздоровительной. Обращение к себе, забота о себе и своем здоровье, мониторинг своего здоровья в форме рефлективного выхода является важнейшим условием эффективной физкультурнооздоровительной деятельности и обязательно должен учитываться при конструировании ФОТ.
Методические положения (основной инструмент конструирования ФОТ) принято рассматривать в точке пересечении трех отношений. В первом они берутся как средства построения новой деятельности, и это дает возможность определить необходимое в этом аспекте строение их содержания и формы. Во втором отношении они выступают как обобщенные знания, фиксирующие «опыт» уже осуществленных деятельностей; пребывание в этом качестве помогает выяснить, о чем и какими именно знаниями могут быть методические положения. Сопоставление того, что необходимо должно быть в методических положениях как средствах построения определенных деятельностей, и того, что в них может быть как в обобщенных знаниях из прошлой деятельности, позволяет выявить некоторые из специфических преобразований, которые осуществляются в ходе методологической работы. Наконец, в третьем отношении методические положения берутся как продукт специфической методологической деятельности, как порождение ее средств и способов мышления; в этом отношении, исходя из уже зафиксированных в двух других отношениях обязательных свойств методических положений, можно определять (или конструировать) необходимые для их выработки структуры методологической деятельности, а затем, наоборот, исходя из тех или иных уже зафиксированных структур методологической деятельности определять тот тип методических положений, которые из них могут быть получены.
По мнению Г.П. Щедровицкого, методические положения могут быть разными. Одну большую группу образуют знания, в которых говорится о том, что произойдет с данным объектом, когда на него определенным образом производится воздействие. Типичной для этих знаний можно считать форму вида: «Если к объекту А применить действия ^, d2 и d3, то получится объект Е». Нетрудно заметить, что здесь налицо связи материальной импликации, которая определяется «как приблизительный логический эквивалент оборота» «если ..., то ...».
Отсюда, конструирование ФОТ, по своей сути, является проектной частью методологической деятельности, а ее продуктом выступают методические положения (технологические указания), которые служат средством построения (конструирования) ФОТ.
Методические положения включают в себя виды знаний трех линий анализа, как: 1) средство построения новой деятельности; 2) обобщенный опыт предыдущей деятельности; 3) продукт методологической деятельности. Знания организованы в форме предписания для предстоящей деятельности.
Методические положения, порожденные средствами и способами мышления ме-
тодологической деятельности, обретают форму и содержание сообразно предстоящей деятельности. Основанием разработки методических положений служат требования к их обязательным свойствам, полученным в процессе анализа двух первых линий методологической деятельности.
Основным источником знаний, составляющих методические положения, выступает работа категориальной связки «процесс-механизм», где процессом выступает сбор требований, вытекающий из анализа деятельностей предыдущей и проектной мыследея-тельности предстоящей, а механизмом служит структурирование методологической деятельности, соответственно этим требованиям [6]. Итогом переходов процесса в механизм и обратно является стабильное, целостное развитие методических положений и перевод их в технологические указания.
Как было отмечено выше, для выработки методических положений, обеспечивающих построение новых процедур деятельности (физкультурно-оздоровительных технологий), индивид выходит за пределы существовавших до этого структур своей деятельности и становится к ним, а вместе с тем и к своим прежним позициям в рефлексивное отношение. Акт выхода за границу своей деятельности или пребывание над деятельностью является важнейшей процедурой и условием эффективности любой деятельности, особенно оздоровительной. Обращение к себе, забота о себе и своем здоровье, мониторинг своего здоровья в форме рефлективного выхода являются важнейшими условиями эффективной физкультурно-оздоровительной деятельности и должен учитываться при конструировании ФОТ.
Основным системным механизмом конструирования ФОТ служат отношения материальной импликации: эти связи лежат в основе обретения и развития здоровья - знания различных типов об этих процессах сконцентрированы в методических положениях (технологических указаниях) и позволяют конструировать ФОТ в форме связей материальной импликации и метаимпликации.
Базируясь на данных выводах, в работе была осуществлена попытка структурировать и отобразить одну из первых, самую известную технологию ХХ века в сфере оздоровительной физической культуры, так хорошо известную миллионам любителей бега трусцой - «бег ради жизни» [2]. В данной таблице отображены результаты аналитического исследования текста работы А. Лидъярда и Г. Гильмора, в котором заложено известное отношение материальной импликации - «если,. то.». Таблица разделена на три части по вертикали, в которых отражены три типа знаний используемых при составлении методических положений, а по горизонтали - на две - отражающих импликативные отношения: антецедент как первая часть отношения «если» и его вторая часть, как консе-квент с частицей «то». Табличный материал подобран с высокой степенью допуска.
Данная форма методических положений позволяет в десятки раз сконцентрировать знания, описывающие предписания к предстоящей физкультурно-оздоровительной деятельности, делать их более понятными и действенными и что самое главное коммуникативными - удобными для их передачи другим.
Таким образом, опыт конструирования современных ФОТ, а также системный анализ показывает, что причина их малой эффективности заключается в нарушении принципа иерархичности построения технологий. В связи с тем, что генезис знаний определяет последовательность их возникновения от практико-методических к конструктивно-техническим, а от них к научным, то и процесс конструирования предполагает такую же последовательность. Однако опыт практики конструирования ФОТ показывает, что все делается в точности до наоборот. Основной недостаток заключается в перекосе подходов: доминирование естественнонаучного подхода в отборе и структурировании знаний для методологических положений, которые являются базой для конструирования ФОТ и это накладывает отпечаток на их структуру и содержание.
Таблица 1
Технологические указания по физкультурно-оздоровительной технологии в форме ____________материальной импликации А^В (А. Лидъярд, Г. Гильмор)_______________
Знания Антецедент Консеквент
Практико- методические Если туфли тесны, то это предпосылка для получения волдырей.
Если вы натрете ступни или набьете их из-за недостаточно толстой прокладки, то несколько дней тренировки могут быть потеряны.
Если вы бегаете в группе, то не превращайте эту прогулку в состязания.
Если вы почувствовали, что нагрузка для вас мала, то на финише пробежите еще.
Если пожилой человек старается бежать с более быстрыми бегунами, которые не учитывают его возможности, то он стремится к прежнему состоянию.
Если у вас появилась боль в мышцах, то не следует прекращать занятий, т.к. это неизбежный барьер.
Если вы развили выносливость быстрее других, то не сбивайте с толку более медленных.
Конструктив-но- технические Если вы будите бегать сначала по траве, то вы дадите возможность своим мышцам и связкам стать крепкими, прежде чем бегать по асфальтовой дороге.
Если пожилой человек позволяет себе отдых в виде эпизодической ходьбы, то он поступает с пользой для себя.
Если вы за год развили свою выносливость до высокого уровня, то вы можете ослабить усилия и поддерживать ее на том же уровне за счет сильно облегченной программы.
Если вы сузили свою беговую программу, то для поддержания достигнутого уровня выносливости вам необходима еженедельная в течение часа пробежка.
Если вы ежедневно бегаете трусцой, то это наилучший вклад в банк здоровья.
Если между еженедельными продолжительными пробежками вы будете выполнять регулярную, менее продолжительную работу, то этим вы повысите оздоровительный эффект.
Если вы будите применять длительную пробежку один раз в неделю, то вы намного быстрее достигнете последующих пиков тренированности.
Научные Если бегун становится более подготовленным, то он непроизвольно начинает бежать быстрее.
Если вы заставите себя пробежать немного больше, когда почувствуете утомление, то вы тогда получите наибольшую пользу.
Если потратить на развитие выносливости год, то можно пользоваться ее плодами 3-4 года.
Если ежедневно бегать трусцой от 1530 минут в течение 18 месяцев, то можно увеличить вдвое эластичность и емкость сосудов.
Если упражнения будут прекращены, то перерождение тканей сосудов происходит во много раз медленнее.
Если бег трусцой стал для вас частью жизни, то вы очень неохотно откажетесь от него или уменьшите его объем.
Если вы занимаетесь бегом трусцой, то вы стимулируете систему кровообращения эффективнее, чем упражнениями в гимнастическом зале.
Поэтому в современных ФОТ наблюдается незначительное присутствие практикометодических и конструкторско-технических знаний. Их малый объем ведет к тому, что
методические положения носят не конкретный характер и не несут в себе четких указаний для предстоящей физкультурно-оздоровительной деятельности. При этом методические положения структурируются в различной форме: от контрольных вопросов, запрос информации, до целей и задач предстоящей деятельности. Практически невозможно в методологических положениях современных физкультурно-оздоровительных технологиях встретить символ материальной импликации. Данная ситуация приводит к мысли, что конструирование ФОТ должно проходить по циклической схеме в основе которой в методических положениях лежат краеугольные камни из знаний практико-методического типа. Затем на них как на основание, в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, надстраиваются конструктивно-технических знания. Научные знания венчают это здание, так как необходимость в них возникает по мере совершенствования оздоровительной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лефевр, В. А. Конфликтующие структуры / В. А. Лефевр. - М. : ЁЁ Медиа, 2012. - 92 с.
2. Лидьярд, А. Бег с Лидьярдом / А. Лидьярд, Г. Гилмор. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 163 с.
3. Мак-Дермотт, Я. НЛП и здоровье. Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия / Я. Мак-Дермотт, Дж. О'Коннор. - Челябинск : «Библиотека А. Миллера», 1998. - 240 с.
4. Петровский, В.А. Человек над ситуацией / В.А. Петровский. - М. : Смысл, 2010. - 559 с.
5. Садовников, Е.С. Оптимум благополучия в здоровом образе жизни / Е.С. Садовников, О.Е Андрющенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2012. - № 7 (89). - С. 121-126.
6. Садовников, Е. С. Условия формирования навыка здорового образа жизни / Е.С. Садовников // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 2. - С. 38-41.
7. Педагогика и логика / П. Щедровицкий, В. Розин, Н. Алексеев, Н. Непомнящая. - М. : Касталь, 1993. - 412 с.
REFERENCES
1. Lefevr, V.A. (2012), Conflicting structures, publishing house “EE Media”, Moscow, Russian Federation.
2. Lidayrd, А. and Gilmore, G. (1987), Running with Lidayrd, publishing house “F&S”, Moscow.
3. Mac-Dermott, Y. and O'Connor, Dj. (1998), NLP and Health. Using NLP to improve the health and well-being, publishing house “A. Miller Library”, Chelybinsk.
4. Petrovsky, V. A. (2010), People over the situation, publishing house “Smysl”, Moscow, Russian Federation.
5. Sadovnikov, E.S. and Andruschenko, O.E. (2012), “Optimum well-being in healthy life-style”, Uchenye zapiski university imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. 121-126.
6. Sadovnikov, E.S. (2013), “Terms of developing skills of a healthy way of life”, Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 38-41.
7. Schedrovitskiy, P., Rozin, V., Alekseev, N. and Nepomnayschaya, N. (1993), Pedagogy and logic, publishing house “Castal”, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.07.2013.