Научная статья на тему 'Системные «маркеры» как показание для семейной психотерапии детей с психическими расстройствами на начальных этапах оказания специализированной помощи'

Системные «маркеры» как показание для семейной психотерапии детей с психическими расстройствами на начальных этапах оказания специализированной помощи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Марченко А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системные «маркеры» как показание для семейной психотерапии детей с психическими расстройствами на начальных этапах оказания специализированной помощи»

DOI 10.24412^-37257-2024-1-85-87 Марченко А.М.

Системные «маркеры» как показание для семейной психотерапии детей с психическими расстройствами на начальных этапах оказания специализированной

помощи

АНО «Институт интегративной семейной терапии», Москва, Россия

При оказании помощи детям с психическими расстройствами используется комплексный подход, предполагающий широкий спектр вмешательств — лекарственную терапию, психологическую коррекцию и психосоциальную помощь семьям, включая различные направления работы с семьей (психообразование, психосоциальная семейная терапия, групповые семейные тренинги) [1, 2]. Работа с семьей в первую очередь направлена на повышение комплаентности и ответственности членов семьи за лечебный процесс, а также повышение семейного ресурса для преодоления проблем, связанных с заболеванием [3]. При оказании комплексной помощи семьям с детьми, страдающими психическими расстройствами, нами были выделены семьи, где сложности организации лечебного процесса были связаны не с малой информированностью родителей о необходимой помощи ребенку, а с особенностями семейного функционирования, затрудняющими контакт со специалистами и делающими неэффективными психообразовательные мероприятия. Ниже перечислены некоторые «маркеры», указывающие на необходимость проведения системной семейной психотерапии наряду с психообразовательными мероприятиями:

• Коалиция ребенка с одним из родителей и дистанцирование второго родителя, который находится в оппозиции. В случае обращения первого родителя за помощью к врачу-психиатру фигура врача воспринимается как часть коалиции и обесценивается (или отвергается) вторым родителем;

• Коалиция ребенка с родителем, который идентифицирует свое душевное самочувствие (текущее или в прошлом) с жалобами ребенка, с «нормализацией» жалоб ребенка (родитель доказывает на своем примере «нормативность» симптоматики ребенка, вопреки беспокойству другого родителя, и противодействует проведению лечения);

• Ослабление родительской подсистемы за счет перевернутой иерархии (когда взрослые члены семьи теряют контроль над детской подсистемой, а управление жизнью семьи осуществляется исходя из желаний детей, а не из вопросов целесообразности), с невозможностью принимать решения и сопровождать лечебный процесс (невозможность организовывать визиты ребенка к врачу из-за отказа ребенка, трудности в контроле приема лекарственных средств и т.д.);

86

Психическое здоровье семьи:

• Непоследовательность родителей в принятии решений, касающихся организации лечебной помощи ребенку, связанная с деструктивным вмешательством других родственников в решение этих вопросов из-за размытых внешних границ (слияние нуклеарной и расширенной семьи с возможностью родственников оказывать сильное влияние на жизнь нуклеарной семьи);

• Рассогласованная позиция родителей по вопросам лечения, связанная с «борьбой за власть» (борьба за приоритетное право в семье устанавливать семейные правила взаимодействия, касающиеся вопросов здоровья, и принимать соответствующие решения), с невозможностью выработать общие правила, связанные с организацией лечебной помощи ребенку;

• Обвиняющая позиция родителей по отношению друг к другу в связи с психическим расстройством ребенка, с перекладыванием друг на друга ответственности за его здоровье и лечение.

Такие семьи уже на начальном этапе лечебного процесса нуждались в проведении семейной терапии с использованием принципов системного подхода, позволяющего переструктурировать семейные отношения таким образом, чтобы родители становились активными участниками оказания помощи ребенку.

Приоритетной задачей на начальных этапах системной семейной психотерапии являлось включение в терапевтический процесс всех членов семьи, имеющих отношение к решению вопросов, касающихся здоровья и воспитания ребенка с психическим расстройством (в том числе представителей расширенной семьи, если они оказывали заметное влияние на нуклеарную семью). Установление терапевтического альянса строилось на базе ведущего принципа системной семейной терапии — принципа нейтральности (безоценочная позиция специалиста с предоставлением равных возможностей всем членам семьи для выражения своего мнения и проявления активности). В ходе включения семьи в психотерапию решались следующие задачи:

• Вовлечение дистанцированного родителя во взаимодействие с ребенком и повышение его роли в лечебном процессе с одновременным ослаблением симбиотических связей с другим родителем;

• Разделение сфер влияния в семье при «борьбе за власть» с выведением вопросов здоровья и лечения ребенка за рамки конфликтного взаимодействия родителей;

• Сдерживание враждебных и обвиняющих реакций родителей, связанных с выявлением психического неблагополучия ребенка;

• Возвращение родительской подсистеме контроля за поведением ребенка за счет активного поддержания авторитета родителей и укрепления родительского альянса, что позволяло родителям эффективно управлять процессом лечения дома (контролировать прием лекарств ребенком, следить за режимными моментами, посещением школы и т.д.);

• При размытых границах семьи и значительном влиянии других родственников на вопросы лечения ребенка терапевтическая тактика строилась с учетом потребностей и ресурса семьи. В одних случаях целесообразным являлось вовлечение авторитетных родственников в терапевтический процесс для оказания поддержки и помощи родителям ребенка с психическим расстройством, в других случаях психотерапевтические вмешательства были направлены на укрепление границ семьи при мягкой и уважительной конфронтации с расширенной семьей (в случаях некорректируемого оппозиционного отношения родственников к лечению ребенка). В дальнейшем на протяжении всего терапевтического процесса наравне с психообразовательными мероприятиями проводилась коррекция дисфункциональных взаимоотношений с акцентом на выявленные системные нарушения, влияющие на формирование терапевтического альянса и готовность семьи к сотрудничеству с врачом-психиатром.

Список литературы

1. Корень Е.В., Куприянова Т.А., Сухотина Н.К. Групповая психосоциальная мульти-семейная терапия с родителями детей и подростков с расстройствами шизофренического спектра: пилотное исследование // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. Т. 22. № 1. С. 71-76.

2. Корень Е.В., Куприянова Т.А. Влияние групповой психосоциальной терапии с родителями на социальное функционирование детей и подростков с расстройствами шизофренического спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. Т. 22. № 3. С. 43-47.

3. Корень Е.В., Марченко А.М. Некоторые подходы к психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации детей и подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами // Социальная и клиническая психиатрия. 2011. Т. 21. № 2. С. 22-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.