УДК: 377.1
СИСТЕМНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ - ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА
ВЫПУСКНИКОВ
Systematic organization of practical activities of students at enterprises is the key to successful
employment of graduates
Шарапова В.М. д.э.н., профессор, Уральский государственный аграрный университет (г. Екатеринбург, ул. К.Либкнехта, д.42) Шишкина Е.Ю., мастер производственного обучения, КГКП «Костанайский профессионально-технический колледж» Управления образования акимата Костанайской области (Казахстан, г. Костанай, ул. Бородина, 138/1)
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы учебных занятий на производстве студентов Костанайского профессионально-технического колледжа. Профессиональное знакомство с торговым предприятием, прохождение производственной практики способствуют быстрому трудоустройству выпускников.
Ключевые слова: учебные занятия, производственная практика, производственное обучени-ие, дуальное обучение.
Summary
The article discusses the issues of training sessions at the production of students of the Kostanay Vocational and Technical College. Professional acquaintance with the trading enterprise, the passage of production practice, contribute to the rapid employment of graduates.
Keywords: training sessions, production practice, production training, dual training
Практические занятия на производстве - форма обучения, предполагаемая выход студентов за пределы учебного заведения для изучения различных объектов, систем и технологических процессов. Цели проведения разнообразны: наблюдение за объектами для расширения познавательной базы, для анализа, обобщения знаний и знакомства с их практическим использованием.
Учебные занятия на производстве являются актуальными, действенными, имеющими непосредственное отношение к интересам сегодняшних студентов, помогают вызвать интерес студен-
тов к своей будущей профессии или отдельным технологическим процессам, а также повысить уровень их профессиональной компетенции.
В «Костанайском профессионально-техническом колледже» с 2014-2015 учебного года в рамках эксперимента реализуется программа по внедрению элементов дуального обучения на специальности «Маркетинг по отраслям», квалификация «Продавец продовольственных товаров» со сроком обучения 2 г 10 м. на базе 9 класса. Нашими социальными партнерами являются крупные торговые предприятия - супермаркет «Особа», ТОО «Астыкжан - Костанай», ТОО «ТоТ».
Первый выход в торговые условия наших студентов проходит на первом курсе по предмету «производственное обучение» в качестве экскурсии. Тема экскурсии «Виды торгового оборудования. Планировка торгового зала». Целью экскурсии является ознакомление студентов с видами немеханического, весоизмерительного, холодильного, подъемно - транспортного торгового оборудования и принципами его размещения в торговом зале. Одновременно проходит знакомство с работниками торговли, режимом работы торгового предприятия. Во время экскурсии проходит живое общение, основанное на доброжелательности и взаимопонимании. Студенты задают интересующие их вопросы, на которые получают полные ответы работника торгового предприятия, проводившего экскурсию. Первое профессиональное знакомство с торговым предприятием дает возможность студентам уже представить сущность и особенности торгово - технологического процесса в магазине.
Производственное обучение - основной вид профессионального обучения, в процессе которого формируются необходимые для профессии практические знания, умения и навыки. Производственное обучение закладывает основы профессионального мастерства.
Производственное обучение - не только учебный, но и трудовой процесс.
В 2015 - 2016 учебном году с целью закрепления умений и навыков в реальных условиях торговли уроки производственного обучения в количестве 36 часов проведены на базе супермаркета «Особа» по следующим темам:
- Работа на весах настольных циферблатных РН6Ц13УМ
- Работа на весах электронных ВР414911СЧ
- Предварительная подготовка к продаже продовольственных и непродовольственных групп товаров
- Размещение и выкладка на торговой мебели и торговом оборудовании продовольственных и непродовольственных групп товаров
- Организация рабочего места продавца гастрономических товаров
- Организация рабочего места продавца бакалейных товаров
Благодаря созданным администрацией торгового предприятия хорошие производственные условия, а так же морально - психологический климат в коллективе позволил студентам быстро
2
адаптироваться и на должном уровне освоить практические умения и навыки по изучаемым темам исходя из реальных торговых условий.
Уже стало традицией участие студентов в подготовке предновогодней продажи товаров ТОО «Астыкжан - Костанай». Студенты фасуют кондитерскую и плодоовощную продукцию, а так же осуществляют контроль и оказание помощи покупателям в кассовом узле расчета. Студентам за отработанное время производится оплата, что является стимулом для работы. «Производственная практика - подготовка студентов к предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности»^]. Практика связывает теоретическое обучение в колледже и «самостоятельную работу на производстве»[3]. «На практике студенты приобретают первоначальный опыт профессиональной деятельности по своей специальности»[2], получают возможность опробовать свои силы под руководством опытного специалиста.
В летний период, в рамках реализации эксперимента по внедрению дуального обучения в 2014-2015 учебном году и согласно графику учебного процесса, на базе гипермаркета «Астык-жан», супермаркетов «Особа» и «ТОТ» студенты по данной специальности проходили учебную практику в количестве 180 часов. Они ознакомились с режимом работы данных предприятий и закрепили приобретенные профессиональные умения и навыки. В аналогичный период 20152016 учебного года студенты были распределены в гипермаркет «Астыкжан», супермаркет «Особа», «ТОТ», «Норма» для прохождения производственной практики в количестве 252 часов.
Сравнивая результаты производственного обучения в учебных условиях колледжа и итоги практики в торговых предприятиях, необходимо отметить заинтересованность и ответственность студентов за получение более высоких результатов работы в реальных торговых условиях. Итоги практики на первом курсе по показателю качество обучения выше на 4%, на втором курсе соответственно на 6%.
На третьем курсе производственная практика составляет всего 1044 часа, с разбивкой на два этапа, из них в первом полугодии 396 часов. Показатель успеваемости и качество обучения составил 100%.
Итоги квалификационного экзамена показали действенность дуального обучения. Обучающиеся отвечали на вопросы, активно используя знания, умения и навыки, приобретенные на производственных предприятиях. Хорошо разбираются в современных технологических условиях торговли, приводят примеры. Из 18 обучающихся численного состава по завершению обучения четверо поступили в высшие учебные заведения РК и России по торговой специальности, пятеро трудоустроены в торговые предприятия социальных партнеров, остальные - по индивидуальным договорам.
Организация практической деятельности на базовых предприятиях в рамках дуального обучения дает возможность тесному сотрудничеству учебного заведения и торгового предпри-
3
ятия, а так же способствует быстрой адаптации, трудоустройству и профессионализму выпускника учебного заведения.
Современный выпускник должен обладать мобильностью, позволяющей не только применять на практике полученные знания, но и выбирать рациональные пути решения различных задач.
Библиографический список
1. Бевзюк, В. В. Социально-педагогические условия практического обучения студента колледжа: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. Оренбург, 2008.
2. Калашникова, Л.М. Педагогические условия современной организации преподавания специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. Хабаровск, 2012.
3. Крылова, Л. Н. Формирование профессиональных компетенций техника-механика в партнерстве с предприятиями нефтегазовой отрасли: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. Казань, 2013.