Научная статья на тему 'Системное становление творческой личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза'

Системное становление творческой личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ГАРМОНИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / CREATIVE PERSONALITY / EDUCATIONAL PROCESS / HARMONY / HARMONIZATION / HARMONIZATION IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чупрова Лариса Васильевна

УДК 378.14 В статье рассмотрены теоретические основы процесса становления творческой личности в образовательном процессе вуза, основывающиеся на идее гармонии и гармонизации, как нового научного направления в педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systemic formation of the creative personality of the future specialist in the educational process in the Higher Educational Istitution

This article deals with the theoretical bases of the process of formation of creative personality in the educational process of the Higher Educational Institution, based on the idea of harmony and harmonization as a new scientific tendency in Pedagogics.

Текст научной работы на тему «Системное становление творческой личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.14 Чупрова Л.В.

СИСТЕМНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

В статье рассмотрены теоретические основы процесса становления творческой личности в образовательном процессе вуза, основывающиеся на идее гармонии и гармонизации, как нового научного направления в педагогике.

Ключевые слова: творческая личность, образовательный процесс, гармония, гармонизация, гармонизация в образовании. This article deals with the theoretical bases of the process of formation of creative personality in the educational process of the Higher Educational Institution, based on the idea of harmony and harmonization as a new scientific tendency in Pedagogics. Keywords: creative personality, educational process, harmony, harmonization, harmonization in education.

Вступление современной цивилизации в постиндустриальную эпоху отмечено качественно новыми явлениями и процессами, охватывающими различные аспекты жизнедеятельности современного общества. В этих условиях к образованию вообще и к высшему образованию в частности предъявляются более высокие требования в вопросах подготовки высококвалифицированных специалистов для различных областей профессиональной деятельности.

В соответствии с изменившимся социальным заказом общества в значительной мере изменились и ориентиры в системе высшего профессионального образования. Высшая школа сегодня должна готовить специалистов новой формации, обладающих творческим мышлением, нестандартным взглядом на проблемы, способных самостоятельно генерировать знания и творчески преобразовывать их в новые технологии, наукоемкие производства и продукты. Очевидно, что в профессиональном образовании на смену идеологии «информативно-описательного преподавания» должна прийти идеология методологической направленности обучения, которая, как отмечает В.В. Краев-ский, «призвана помочь студенту перейти от содержательно-отражательного получения научных знаний к конструктивно-деятельностному» [4].

В этих условиях основной целью высшего профессионального образования должно стать развитие творческого потенциала каждого человека как ресурса, обеспечивающего развитие общества, культуры, науки и производства. Актуальность данной цели обусловливается, с одной стороны, возрастанием неопределенности, динамичности и неустойчивости существования и развития человека в современном мире, а с другой - потребностью человека в устойчивости своего личного развития, стремлением к самореализации и самоутверждению.

Для того чтобы воспитать творческую личность, настоящего профессионала своего дела, необходимо изменить устоявшиеся парадигмы образования, свя-

занные в основном с накоплением уже готовых знаний, и создать условия для самореализации, саморазвития творческого потенциала каждой личности в процессе продуктивной деятельности. Для будущих специалистов это является значимым, потому что именно творческий подход к делу, нестандартность мышления, независимость суждений помогают ориентироваться в условиях нестабильного общества. Наличие «творческих» качеств зачастую определяет результативность работы, влияет на профессионализм исполнения дела, является существенным при подборе молодых кадров. Вот почему в настоящее время возник вопрос о подготовке специалистов «новой формации» в процессе обучения в вузе.

В создавшихся условиях требуется разработка новой парадигмы образования, необходимость которой детерминирована рядом существенных противоречий, присущих современной системе образования в целом. Наиболее остро проявляются следующие противоречия между:

- образовательными целями, интегральным прагматическим подходом к построению системы общеевропейского образования и реальной ситуацией, связанной с сохранением национальных особенностей российской системы высшего образования;

- стремительным развитием наукоемких отраслей производства, усложнением всех видов профессионального труда и низким уровнем готовности профессиональных образовательных учреждений к подготовке обучающихся в соответствии с новыми требованиями экономики;

- объективной потребностью общества в получении высококвалифицированного специалиста на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, и фактическим отсутствием системного решения данного вопроса в практике его подготовки при обучении в вузе;

- ускоряющейся динамикой и интеграцией различных видов трудовой деятельности, обусловлен-

ной научно-техническим прогрессом, и узкопрофильной подготовкой специалистов, препятствующей их адаптации к условиям жизни в постиндустриальном обществе;

- необходимостью «слияния» теоретической и практической подготовки кадров и преобладанием в образовательном процессе знаниево-трансляционных методов обучения;

- стратегическим направлением на опережающий характер подготовки студентов, готовых к системным инновационным преобразованиям в сфере будущей профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью технологий подготовки студентов к такой деятельности;

- ориентацией на поэтапный переход от традиционных (информативных) к пракгико-ориентированным методам, организационным формам и технологиям активизации обучения, с включением в образовательную деятельность проблемных методов обучения, научного поиска, разнообразных форм исследовательской работы и несоответствием существующего уровня реализации данного подхода в учебном процессе высшей школы.

Названные противоречия указывают на несоответствие между требованиями к качеству профессиональной подготовки будущего специалиста и реальным состоянием его подготовленности к выполнению профессиональной деятельности, адекватной запросам времени.

Разрешение противоречия между объективной потребностью общественной и образовательной практики в становлении творческой личности и недостаточной разработанностью его теоретических и технологических основ в педагогике, определили цель исследования, которая заключается в разработке теоретических оснований системного становления творческой личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза.

В качестве теоретического обоснования обозначенной проблемы выступают следующие педагогические теории и концепции, свидетельствующие о том, что образование располагает значительными возможностями стимулирования процесса становления творческой личности будущего специалиста.

Во-первых, получили признание ведущие положения гуманистически ориентированной педагогики о ценности человека, сохранении его индивидуальности, о необходимости в процессе образования создания условий для его самореализации (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, В.П. Зинченко,

A. Маслоу, В.А. Сухомлинский и др.).

Во-вторых, в философии образования активно исследуется идея гармонии между «самостью» и «соци-умностью» личности (В.И. Андреев, С.И. Гессен, Е.Н. Шиянов и др.), на ее основе разрабатываются общепедагогические и дидактические теории творческого развития и саморазвития личности (В.И. Андреев,

B.В. Давыдов, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, Б.П. Никитин, А.П. Тряпицына и др.).

В-третьих, на основе признанных в педагогике

идей гуманизации и гуманитаризации образования разработаны такие современные научно- теоретические подходы к организации образовательного процесса, как личност- но-ориентированный, культурологический, деятельностный и другие, pea- лизующие задачи развития и становления субъектности всех участников образовательного процесса (А.Г. Асмолов, В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, JI.B. Занков,

С.Ю. Курганов, И.Я. Лернер, В.А. Петровский,

М.Н. Скаткин, А.К. Осницкий, Д.Б. Эльконин,

Н.С. Якиманская и др.). На их основе разработаны современные технологии развития личности.

В-четвертых, представлена научная разработка актуальной для нашего исследования идеи гармонии личности и гармонизации образовательного процесса, рассматривающих стратегии, средства, методы гармоничного развития системы образования в целом и каждого субъекта этой системы (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, П.Г. Постников, Н.Н. Палтышев и др.).

Мы выделяем и рассматриваем одно из направлений совершенствования системы подготовки специалистов в высшей школе - системное становление творческой личности в образовательном процессе вуза. Следует особо подчеркнуть, что проблема творчества не является новой в педагогике и занимает одно из центральных мест в теоретико-прикладных исследованиях о человеке, в изучении психологопедагогических механизмов личностного и профессионального развития, является междисциплинарной и требует интеграции деятельности многих специалистов - педагогов, психологов, социологов и др.

Становление творческой личности будущего специалиста ориентирует преподавателей на создание для каждого студента индивидуализированных условий, которые способны обеспечить целостность и результативность его личностно-профессионального развития. При этом организационная структура, технология конструирования и реализация образовательного процесса приобретает гуманистическую направленность, обеспечивает осуществление обучающимися своих возможностей в соответствии со своими способностями в освоении различных видов деятельности и социальных отношений.

На основе обобщения теоретического и практического материала, опираясь на логику субъекг-субъекгного подхода, сформулирована ведущая идея исследования. Суть ее состоит в следующем: в условиях глобализации, интеграции и усложнения профессиональной деятельности, быстрого и постоянного обновления технологий возникает спрос на творческую личность, системное становление которой будет обеспечивать гармонизированный образовательный процесс, построенный на принципиально новых методологических основаниях, протекающий в результате творческой деятельности субъекг-субъектного взаимодействия преподавателей и студентов и предполагающий превращение студента из пассивного объекта профессиональной подготовки в субъект взаимодействия.

Эта идея обусловливает изменения в содержании, направленности, методологических подходах и тех-

нологиях построения целостного, ценностно-

ориентированного, открытого, саморазвивающегося образовательного процесса, в котором педагогический акцент смещается от сообщения суммы знаний студентам к их творческому освоению, а системообразующим компонентом целостности всего образовательного процесса выступает находящаяся в стадии становления творческая личность будущего специалиста.

Необходимо содержательно раскрыть понятия «гармония», «гармонизация» в предметном поле педагогики профессионального образования.

В научной литературе, рассматривающей категорию «гармония», можно встретить множество произвольных авторских дефиниций (Г. Гегель, И. Кант, И.С. Молкин, Ю.А. Килис, Э.М. Сороко и др.). Несмотря на разницу в полноте и качестве определений, в них можно выделить некоторые общие черты, позволяющие уточнить сущность рассматриваемого понятия: гармония есть фундаментальный атрибут бытия; сущность гармонии связана с отношением элементов между собой и целым, их изменчивостью и устойчивостью; гармония - это состояние системы, при котором проявляются согласие, упорядоченность, соразмерность и уравновешенность, это состояние временно-пространственной целостности динамической системы, при котором движение к новому состоянию осуществляется посредством сохранения достижений предыдущего состояния; основу гармонии составляет связь между уровнями системы, связь частей слагаемого целого, при этом каждый нижележащий уровень служит основой для актуализации потенциальных возможностей на более высоком уровне.

Анализ сущностных характеристик гармонии позволяет сделать вывод, что понятие «гармония» может быть отнесено к любой системе, имеющей функциональное единство и взаимосвязь уровней, в том числе и к образовательному процессу в вузе, который рассматривается нами как динамическая педагогическая система и определяется:

- как процесс движения от целей к результатам, характеризующийся непрерывностью, последовательностью, оперативностью в решении общих и частных задач;

- как совокупность элементов и форм человеческой культуры, выраженной в: знаниях о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности; способах деятельности, которые воплощаются в умениях и навыках личности; опыте творческой, поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед обществом и каждой личностью проблем; нормах отношений к миру, природе, обществу, друг к другу, к себе.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что к проблемам гармонизации образования в разное время обращались философы (Пифагор, Платон, И.С. Молкин, В.П. Шестаков, Э.М. Сороко и др.) и современные исследователи в области педагогики (Ш.А. Амонашвили,

В.П. Загвязинский, К.Д. Чермит и др.).

Актуализация проблемы гармонизации в современном образовании продиктована новизной социокультурной ситуации. По мнению В. П. Загвязинского, потребность в гармонизации обусловлена поиском стратегии, средств, методов и технологий гармоничного развития системы образования в целом и каждого субъекта этой системы. Ученый подчеркивает, что гармония - это состояние самого человека, отражение его отношений с миром, которое позволит ему реализовать себя, сохранить мир человека и природы, и именно в таком смысле гармония выступает целью образования, а гармонизация - его средством. В этом смысле идея гармонизации отражает цели и результаты образования, которые выражаются в развитии самого человека и выстраивании его внутренних и внешних связей, являющихся условием развития субъектности человека [1, 2].

Для нашего исследования важным является уточнение понятия «гармонизация», применительно к образовательному процессу. В педагогическом словаре находим: «гармонизация - процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; целенаправленное развитие личности или какой-либо ее сторон, качеств; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений» [5]. Согласно этому определению, гармонизация - это процесс, не имеющий признака «финальности», конца, доведения его до некоторого совершенного состояния, на котором происходит остановка, оно бесконечно и непрерывно в жизни человека.

Развитие представлений о гармонизации в образовании нашло место в трудах И.А. Колесниковой [3], по мнению которой гармонизация трактуется как приведение бытия человека (многомерного существа, принадлежащего одновременно трем реальностям) в соответствие с законами, по которым они сосуществуют в действительности. Гармонично развитый человек способен свободно «перемещаться» из одной реальности в другую, «не застревая» ни в одной из них, владея способами ориентировки, действия, осознания себя в каждой из них. При этом педагога должно интересовать не раннее развитие, а ранняя гармонизация развития. В поисках гармонии преподавателю следует обращаться к внутренним возможностям человека, который «поистине есть сам в себе не что иное, как гармония» (Я.А. Коменский), ибо существует «коренная гармония между индивидуальностью и миром человеческим» (К.Н. Вентцель).

Так, Н.А. Соловьева понимает «гармонизацию» как процесс взаимодействия, взаимопомощи, взаимопроникновения объектов действительности, направленных на достижение единой цели [7].

В ряде исследований гармонизация рассматривается как одна из педагогических стратегий в контексте взаимодействия преподавателя и студента в педагогическом процессе. Смысл данной стратегии состоит в том, чтобы привести в соответствие, согласовать взаимодействие преподавателя с учебной группой и

студентом и, с другой стороны, взаимодействие студента с другими субъектами этого процесса. Гармонизация как личностная стратегия педагога выражается в его потребности соответствовать сущности педагогической деятельности, гуманистическим тенденциям развития образования как социального института и способности осуществлять взаимодействие с обучающимся с учетом его самоценности. В целом, гармонизация - педагогическая стратегия, реализующаяся на основе соответствия и дополнительности целей, содержания, форм и методов образовательного процесса. Гармоничное взаимодействие субъектов этого процесса - равноправное сотрудничество, взаимосо-гласие на основе понимания, принятия и признания друг друга. Педагогический смысл гармонизации обеспечивает «простраивание целей, содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса на принципах соответствия, дополнительности, целесообразности, интеграции ценностей всех его участников. Гармонизировать - значит согласовать, привести в соответствие, сделать процесс единонаправленным [6].

Обобщим различные позиции и определим основные характеристики изучаемого феномена:

- гармонизация образовательного процесса в вузе -это определенная динамическая система, обладающая характерными свойствами: наличием общих как инвариантных компонентов, характеризующих систему в целом, так и наличием вариативных, независимо от уровня и профиля профессиональной подготовки;

- гармонизация - это процесс, протекающий в результате творческой деятельности субъекг-субъекгного взаимодействия преподавателей и студентов, предполагающий движение от целей к результату с учетом компонентов саморазвития и превращения студента из пассивного объекта профессиональной подготовки в субъект взаимодействия; сущность процесса гармонизации составляет формирование системы методологических знаний, логических приемов по разрешению проблемных ситуаций, отработки приемов по совершенствованию знаний через диалектическую зависимость: знание - познание - осознание - самопознание

- понимание - самостоятельное знание;

- результатом процесса гармонизации является становление творческой личности будущего специалиста, способного к творческой деятельности и востребованного на рынке труда;

- гармонизация как средство формирования общечеловеческих, гуманных качеств личности, востребованных в современном социокультурном пространстве; воспитание самостоятельности и активное совершенствование индивидульаных особенностей, среди которых первостепенное значение имеет творческая активность, креативность и коммуникативность.

Исходя из этого, дадим собственное определение: гармонизация - это целенаправленный процесс системного становления личности в результате творческой деятельности субъект-субъектного взаимодействия преподавателей и студентов, предполагающий

•-

движение от целей к результату с учетом компонентов саморазвития.

Таким образом, в современных условиях творческая личность становится востребованной на всех ступенях развития. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, а также адекватно на них реагировать, будущий специалист должен активизировать свой творческий потенциал. Однако традиционные подходы к организации профессионального образования не учитывают в полной мере специфику и особенности профессиональной деятельности выпускников в современных условиях. Требуются инновационные технологии профессиональной подготовки, обращённые к проблемам развития творческой личности. Гармонизация в образовании - перспективное научное направление, обеспечивающее проектирование образовательных систем на основе согласованных внутренних и внешних связей основных субъектов и элементов образовательной системы, определяющих становление саморазвивающейся индивидуальности. Результатом этого направления может стать разработка концепции гармонизации образовательного процесса и выявление способов, процедур, механизмов и условий, адекватных личностным ресурсам обучающихся и способствующих становлению творческой личности будущего специалиста.

Список литературы

1. Загвязинский В.И. Проектирование региональных образовательных систем // Педагогика. 1999, № 5. С. 8-13.

2. Загвязинский В.И. Гармония как цель образования // Образование в Уральском регионе в XXI веке: научные основы развития: тез. докл. науч.-практ. конф. / под ред. В.А. Федорова. Екатеринбург: УГППУ, 2000. С. 15-17.

3. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадиг-мальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 288 с.

4. Краевский В.В. Педагогика как наука и как учебный предмет // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. 2003. № 1.

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М. : Большая российская энциклопедия, 2002. 528 с.

6. Профессионально-культурное становление студента в образовательном процессе : монография / отв. ред. В.В. Игнатова, О.А. Шушерина. Томск: Изд-воТомск. ун-та, 2005. 264 с.

7. Соловьева H.A. Гармонизация условий духовно-нравственного воспитания школьников: дис. ... канд. лед. наук. Тюмень, 2000. 170 с.

Bibliography

1. Zagvyazinsky V.I. Development of regional educational systems // Peda-gogika. 1999, № 5. Pp. 8-13.

2. Zagvyazinsky V.I. Harmony as the purpose of education // Education in the Ural region in the XXth century: scientific bases for development: Theses of the Reports at Scientific-Practical Conference. / Ed. V.A. Fyodorov. Ekaterinburg, Ural State. Prof. Ped. University, 2000. Pp. 15-17.

3. Kolesnikova I.A. Educational Reality: Experience of interparadigmal reflection: course of lectures on the philosophy of Pedagogics / I.A. Kolesnikova. SPb: DETSTVO-PRESS, 2001. 288 pp.

4. Krayevski V.V. Pedagogics as a science and as an academic subject // Izvestiya of Volgograd State. ped. University. 2003. №1.

5. Pedagogical Encyclopedic Dictionary / Ch. Ed. B.M. Bim-Bad. M.: Great Russian Encyclopedia, 2002. 528 pp.

6. Professional and cultural formation of the student in the educational process: a monograph /Managing Ed. V.V. Ignatova, O.A. Shusherina. -Tomsk: Published in Tomsk University Press, 2005. 64 pp.

7. Solovyova N.A. Harmonisation of the conditions of spiritual and moral education of schoolchildren. Theses.. Candidate of Science (Pedagogics), Tyumen, 2000. 170 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.