Научная статья на тему 'Системное решение политической стабильности Юга России через развитие малого бизнеса'

Системное решение политической стабильности Юга России через развитие малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системное решение политической стабильности Юга России через развитие малого бизнеса»

Илаева З.М., Захираева А.Х..

Системное решение политической стабильности Юга России через развитие малого бизнеса

Стратегическими целями среднесрочной программы социально-экономического развития РФ на 2005-2008 гг. являются повышение благосостояния населения и снижение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста. Главным индикатором успешности социально-экономического развития страны при этом является удвоение ВВП за 10 лет. Ключевым условием достижения стратегических целей, усиления политической и экономической роли России в мировом сообществе является обеспечение неуклонного роста конкурентоспособности России.

Однако, сложившаяся ситуация на Юге России является для Федерального центра препятствием на пути укрепления безопасности и достижения устойчивого развития страны.

Что касается социально-экономической стабильности ЧР то сегодня она во многом объективно зависит от объема и характера финансирования процесса восстановления экономики и социальной сферы. В этой связи на первый план выходят вопросы, связанные как с перспективным планированием на несколько лет вперед, так и проблемами текущими, важное место среди которых занимает налаживание нормального бюджетного процесса. Помимо этого бюджет изначально должен быть нацелен на решение приоритетных задач, что до сих пор не наблюдается. Так, бюджет Чеченской республики на 2006 год оставил без должного внимания такое стратегическое в наших условиях направление восстановления экономики Республики и оздоровления ее социальной сферы, как приоритетное развитие малого и среднего бизнеса. И это при том, что для оживления среднего и малого бизнеса не требуется больших финансовых затрат.

Проблемы восстановления социально-экономической инфраструктуры наиболее актуальны для ЧР, прежде всего это связано с окончанием боевых действий и осуществлением мероприятий по восстановлению экономики социальной сферы с 2000 года.

Для успешного развития частного предпринимательства важнейшее значение должно было иметь предоставление Правительством РФ государственных гарантий банковским и прочим кредитным организациям, занимающимся кредитованием малого и среднего бизнеса в ЧР. Предоставление таких гарантий открыло бы дорогу для привлечения свободных банковских капиталов РФ в процесс восстановления экономики Чечни. Так же необходимо предоставить реальные льготы банкам, готовым работать на территории республики. Без взвешенной и продуманной государственной политики в этой области, частное предпринимательство будет проявляться только в тех сферах, что сокрыты от государственных фискальных органов и где быстрый оборот капитала позволяет получать прибыль быстро и без больших затрат. В наших усло-

виях это такие сферы, как мелкая и средняя торговля, общественное питание, пошив готового платья, автосервис и т. п. Из числа незаконных видов промысла - незаконная добыча, переработка и реализация нефти и нефтепродуктов, незаконная торговля оружием, наркотическими веществами и алкогольной продукцией, заготовка и первичная переработка древесины ценных пород.

При этом необходимо всегда иметь в виду, что по настоящему стимулировать поток инвестиций в производственный сектор экономики ЧР можно только в случае разработки и реализации специальной программы «Налоговые льготы на товары и услуги, произведенные на территории ЧР». При чем ее реализация должна предполагать переход от сложившейся в ЧР системы на рельсы экономического развития, что явится импульсом для реорганизации всей политико-экономической системы республики в составе РФ. Рассчитана на срок до 50 лет, она кардинально изменит финансово-административную форму управления республики путем становления новой бизнес-элиты в противовес существующим ныне военно-политическим группировкам и прикрываемым ими криминалитету.

Данная Программа предполагает также создание для Президента РФ В. В. Путина структуру политического резерва в Чеченской Республике.

По большому счету, и политическая стабильность ЧР, и политическая устойчивость Северного Кавказа во многом зависит от того, насколько Чеченская Республика будет интегрирована в российскую экономику и насколько средний и крупный бизнес Чечни будет заинтересован в реализации товаров и услуг на российском рынке.

В сложившихся реалиях наиболее оптимальным представляется направить бюджетное финансирование в основном на решение социальных проблем, а для восстановления экономики ЧР широко использовать такой канал поступления финансовых средств, как Федеральные целевые программы (ФЦП). Действующая в ЧР ФЦП «Восстановление экономики и социальной сферы ЧР (на 2002 и последующие годы)» малоэффективна, поскольку она морально устарела и не отражает реальных потребностей ЧР. В наших условиях новые ФЦП являются программным продуктом на среднесрочную перспективу, а их значение увеличивается еще и благодаря тому, что через них решение республиканских проблем увязывается с основными направлениями Программы социально-экономического развития РФ и федерального бюджета.

Основная отрасль народного хозяйства, имеющей важное значение для экономики ЧР является нефтегазовый комплекс ЧР. Единственным нефтедобывающим предприятием на территории республики является: ОАО «Грознефте-газ»- дочернее предприятие ОАО «НК Роснефть».

В настоящее время в ЧР имеются 17 крупных разведанных месторождений нефти, остаточные запасы которых составляют 43 млн. тонн, на сумму более 5 млрд. долларов США.

В то же время незначительный объем доходов (25%) от налога на прибыль организаций, из которых больше половины составляют платежи ОАО «Гроз-нефтегаз», свидетельствует, что состояние производственного сектора экономики республики продолжает оставаться на низком уровне. На это также указывает уровень безработицы, который последние три года неуклонно увеличивается, и достиг уровня 80%.

Огромное значение нефтедобычи для ЧР связано и с тем, что на современном этапе заметно возросла роль энергетического фактора в рыночных отношениях, в том числе на международном уровне, в связи с чем в глобальной системе топливно-энергетическому комплексу России отводится ключевая роль.

Но для чеченского народа совершенно не оправдались ожидания, связанные с возобновившейся добычей нефти в промышленных масштабах. ОАО «Грознефтегаз», осуществляющая добычу нефти на территории ЧР, имеет статус оператора ОАО «НК Роснефть», а потому большая часть прибыли от добычи и реализации нефти, уходит мимо республиканского бюджета и не может быть использована для нужд ЧР. Так, в бюджет ЧР поступает всего лишь 5% от собираемой суммы налога на добычу углеводородного сырья. Таким образом, пресловутая «нефтянка» не является ни бюджетообразующей статьей доходов, ни спасательным кругом для республиканской экономики.

С учетом, что Чеченская Республика оказалась выпавшей из приватизационного и экономического процесса страны и не получила своей доли общенародной собственности, представляется необходимым положительно решить следующие вопросы:

1. О передаче в собственность Чеченской Республики государственного пакета акций ОАО «Грознефтегаз».

2. О переоформлении лицензий на право пользования участками недр на территории Чеченской Республики нефтяным компаниям, в том числе находящимся в республиканской собственности.

3. О создании современных перерабатывающих предприятий ТЭК в Чеченской Республике.

Реализация этих предложений обеспечит комплексное и системное решение накопившихся проблем и существенно ускорит восстановление экономики и социальной сферы ЧР, а также повысит уровень политической стабильности Юга России.

Во многом благодаря проводимой в последние годы непродуманной бюджетной политике федеральных министерств и ведомств все проблемы республики приобрели гипертрофированную форму. Так, пытаясь по шаблону обеспечить занятость за счет строительства или восстановления больших госпредприятий, мы не только не приближаемся к разрешению социально-экономического кризиса в ЧР, но и воссоздаем заново одну из его изначальных причин - борьбу за контроль над бюджетными потоками федеральных министерств и ведомств.

Ситуация в Чеченской Республике усугубляется с каждым годом наличием увеличивающимся невостребованными трудовыми ресурсами и в ближайшее десятилетие ожидается дополнительный прирост трудоспособного населения. В условиях послевоенной разрухи наличие свободных трудовых ресурсов обычно является положительным фактором для восстановления промышленности, экономики и социальной сферы. Но только в том случае, если этот ресурс активно задействован. Как раз этого не происходит в ЧР. В этих условиях большое количество не занятого трудоспособного населения служит источником постоянного социального напряжения.

В Чеченской Республике насчитывается до 256 тысяч человек в возрасте от 18 до 25 лет и необходимо использовать данный ресурс в созидательных целях, направить его на решение социально-экономических задач. Важно и то, что длительная не адаптированность граждан ЧР в сложившееся экономическое пространство ЮФО РФ неминуемо ведет к тиражированию военных конфликтов по типу вялотекущей войны.

Необходимые изменения в жизни населения Чеченской Республики могут произойти в том случае, если наступит ощутимый перелом в развитии ее экономики, который повлечет за собой рост числа рабочих мест, заметное повышение доходов населения, рост инвестиций в социальную сферу. Никакая финансовая помощь из бюджетных источников не может сама по себе решить эту задачу.

Центральная задача в области повышения благосостояния населения ЧР -смещение занятости и доходов из неконтролируемой государством сферы в сферу легальной экономики, повышение роли последней в жизни чеченского народа, превращение легально заработанных средств в главный источник существования.

Кроме того, важнейшим фактором, усиливающим напряженность в нашей республике, являются темпы естественного воспроизводства населения, связанные с «традицией» высокой и сверхвысокой рождаемости, миновавших стадию демографической революции, но еще не дошедших до этапа демографического перехода. Например, если у русского населения Северного Кавказа показатель естественного прироста соответствует общероссийскому (т. е. близок 3 промиллям), то у титульного населения северокавказских республик он колеблется в пределах от 10,0 промиллей, до 25,5 у чеченцев. Его можно рассматривать как показатель растущего давления все новых и новых масс населения, обеспечить приемлемый уровень жизни которого невозможно в рамках традиционных систем управления.

Это обстоятельство служит наглядным подтверждением второстепенности «исламского фактора» в развитии того же чеченского конфликта. Но при этом устойчивое и «расширенное» воспроизводство радикальных идеологий обеспечивается благодаря постоянной социальной напряженности, которая в свою очередь может быть связана с трудностями обеспечения приемлемого уровня

жизни для быстро растущего населения. Современные аналитические материалы, посвященные российской национальной политике, выделяя те или иные негативные последствия этой политики, нацелены, как правило, на выяснение причин чеченского сепаратизма. При этом необходимо учитывать тот факт, что при отсутствии понятной и приемлемой для населения государственной идеологии ислам становится формой защиты: во-первых, от псевдорыночной экономики, сложившиеся на Северном Кавказе; во-вторых, от внедряемой через СМИ бездуховности.

При дальнейшей сохранении существующего положения, система государственного управления в ЧР обречена на стагнацию и изоляцию от общества, что делает ее легкой добычей политических авантюристов и финансовых корпораций, в том числе олигархических и транснациональных. Альтернатива ей лишь одна - скорейшее интегрирование в современную рыночную экономику, т. е. отказ от потребительской модели экономики (когда ЧР только потребляет завозимые из вне товары и услуги) и эффективное включение чеченского общества в систему разделения труда в рамках региона, страны. Однако это, естественно, связано с утратой целого ряда элементов традиционной культуры и, самое главное, с резким снижением роли традиционных социальных структур, построенных на традиционалистских (родовых, клановых, тейповых, локальных и проч.) отношениях, что зачастую рассматривается представителями чеченского народов как утрата своей идентичности.

Низкий уровень жизни населения является угрозой для ЧР и ближайших регионов, так как благоприятствует деятельности коммуно-националистических группировок и миссионеров ваххабизма. Эта угроза усугубляется наличием значительного числа беженцев и лиц, проживающих в пунктах временного размещения. Если в ближайшие год-два не будут приняты решительные меры по обустройству десятков тысяч семей, пострадавших в ходе военных действий, то следует ожидать отторжение от власти большинства сторонников становления ЧР как полноценного субъекта Российской Федерации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Для ЧР важное значение имеет также задача обеспечения «продовольственной безопасности», т. е. республика должна производить сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары в объемах, достаточных для удовлетворения ее собственных потребностей. Нельзя забывать также, что существует прямая связь между объемом производства продовольствия и уровнем конфликтности в обществе. При определенных обстоятельствах этот фактор становится важнейшим в формировании социальной напряженности в обществе и сознательное затягивание решения социальных проблем дает возможность управлять данным конфликтом на расстоянии.

Затягивание проблемы продовольственной безопасности нашей республики способствует перманентному кризису и вызывает у населения чувства беспокойства и недоверие к данной системе управления.

В связи со спецификой демографической ситуации, характеризующейся высоким уровнем естественного прироста, в перспективе останется острой проблема адаптации значительных масс молодежи к меняющимся условиям жизни и их трудоустройства, особенно в сельской местности.

Общий развал народного хозяйства ЧР и недопустимо медленные темпы экономического роста являются главными препятствиями в политической стабилизации Чечни. Для ЧР, где полностью уничтожена материально-техническая база, очень важен вопрос развития предпринимательства, то есть малого и среднего бизнеса во всех секторах экономики.

Как свидетельствует опыт экономического развития многих стран, именно малый и средний бизнес является для многих из них мощным локомотивом, который тянул за собой все секторы экономики. То же самое может поднять экономику Чечни из руин.

Но для этого, в первую очередь необходимо активизировать инвестиционную политику, создав для них благоприятные условия, как налоговые, так и по их защите.

ЧР может сделать прорыв в развитии предпринимательства не только в сфере бытового обслуживания и торговли, но и в других секторах экономики. В частности, создание малых и частных предприятий по выпуску промышленных и строительных материалов, таких как производство кирпича, тротуарных и бордюрных плит, железобетонных изделий и т.д.

В настоящее время в ЧР зарегистрировано более 2000 малых и средних предприятий, однако реально занимаются предпринимательской деятельностью из них менее 15%. Это связано с отсутствием кредитных ресурсов, неопределенность общественно-политической ситуации и правовая незащищенность их деятельности.

Вместе с тем, предпринимательство является мощным резервом развития экономики и решение вопросов занятости населения.

Для Чеченской Республики как и в целом для Российской Федерации необходимо понимать, что «Экономическое развитие происходит не только благодаря изменению материальной базы, т. е. с появлением новых транспортных систем и коммуникаций, школ, домов, заводов и оборудования, но и благодаря серьезным сдвигам в мышлении людей, их поведении, общении друг с другом... Самый важный и менее всего поддающийся количественной оценке фактор экономического развития - это воля к развитию. Экономический рост зависит от того, что хотят отдельные индивидуумы, социальные группы и действительно ли они желают отказаться от старого и напряженно трудиться над внедрением нового».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.