УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10453
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Сергей Дмитриевич ГРИНЬКО, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Московского государственного областного университета, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право
и криминология; уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье рассматривается многоаспектность проблем борьбы с организованной преступностью, обосновывается необходимость комплексного, системного противодействия ей. Анализируются проблемы борьбы с организованной преступностью и тенденции преступности, связанной с преступными формированиями. Установлены причины и условия, способствующие распространению организованной преступности; предлагаются меры борьбы с ней.
Ключевые слова: организованная преступность, системность, причины, противодействие, борьба.
Annotation. The article discusses the multidimensionality of the problems of countering organized crime, substantiates the need for a comprehensive, systemic counteraction to it. The problems of countering organized crime and crime trends associated with criminal groups are analyzed. The causes and conditions conducive to the spread of organized crime are identified, and measures are proposed to countering it.
Keywords: organized crime, systemic, causes, counteraction, struggle.
Многоаспектность проблемы борьбы с организованной преступностью требует необходимости комплексного, системного противодействия ей, что нашло отражение в документах стратегического планирования Российской Федерации.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации проблема борьбы с организованной преступностью значительно актуализирована, отмечается ее транснациональный характер и взаимосвязь с другими видами преступности, которые совершаются на организованной основе [6].
Понимание организованной преступности было бы не полным без уяснения того обстоятельства, что организованная преступность тесно взаимосвязана с другими системными преступными явлениями. Члены организованных преступных формирований для достижения своих целей используют во взаимосвязи коррупцию и наиболее опасные виды криминального насилия, в частности терроризм. А сами такие фор-
мирования являются наиболее крупным корруп-тером — субъектом подкупа должностных и иных лиц, обладающих государственными или иными полномочиями, авторитетом и возможностями. В то же время наиболее длительно и успешно действующие взяточники — это тоже участники организованной преступной деятельности [4, с. 3—6].
В настоящее время происходят значительные изменения характеристик преступности, из которых в первую очередь обращает на себя внимание изменение ее количественных показателей.
Впервые данная тенденция обозначилась в 2007 г. и продолжается до настоящего времени. Всего за это время общее количество всех зарегистрированных преступлений сократилось почти в два раза — с 3 855 373 преступлений в 2006 г. до 1 991 532 преступлений в 2018 г. Эти изменения коснулись преступлений всех категорий тяжести и подавляющего большинства видов преступности.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
Представляется, что наиболее значимым в объяснении причин указанных изменений является то обстоятельство, что в начале XXI в. развитие организованной преступности привело к сложной структурной перестройке всей преступности в целом. Это выразилось, прежде всего, в появлении и стремительном развитии системной преступной деятельности, которую характеризуют два признака — совершение системы преступлений для достижения преступного результата и включенность в нее, помимо лиц, совершающих преступления, значительного числа лиц, занимающихся обеспечением такой деятельности [3, с. 19].
Современная организованная преступность, ее нынешние особенности складывались на протяжении последних десятилетий. В условиях глобализации и интеграции она приобрела качественно новые параметры, менялось и ее теоретическое осмысление — от особой формы соучастия, вида преступной деятельности, совокупности «особых» преступлений до формы социальной патологии, результата криминализации общественных отношений и комплексного негативного социально-правового явления.
Организованная преступность — это транснациональное, самовоспроизводящееся, негативное социально-правовое явление, выражающееся в функционировании технически и финансово оснащенных, устойчивых, сплоченных, управляемых конгломераций преступников, имеющих сложную иерархическую структуру, совершающих общеуголовные, а также в высокодоходных криминальных сферах преступления в виде промысла, защищенных от социального контроля коррумпированными связями в органах государственной власти и иными формами обеспечения безопасности, включающими насилие, устрашение, подкуп, масштабная деятельность которых нацелена на извлечение максимальной прибыли в определенной контролируемой сфере (сферах) [1, с. 275].
Развитие системной преступной деятельности, в свою очередь, повлекло за собой усиление организованности и профессионализации преступности и, как следствие, усугубление качественных характеристик отдельных видов преступности.
Представляется, что состояние современной преступности во многом определяется деятельностью организованных преступных формирований, занимающихся системной преступной деятельностью. Такая деятельность всегда осуществляется с заранее обдуманным умыслом, что
делает ее сложной для выявления и разоблачения правоохранительными органами. Это обстоятельство и позволяет исследователям делать вывод о том, что данные уголовной и судебной статистики отражают не реальную криминальную ситуацию, а всего лишь результаты реагирования на нее правоохранительных органов [5, с. 60-65].
Системное правовое регулирование борьбы с организованной преступностью это:
во-первых, реагирование одновременно на все ее аспекты, в том числе на организованную преступную деятельность, ее причины, восстановление причиненного ею вреда и т.д.;
во-вторых, воздействие на них посредством различных отраслей права и,
в-третьих, использование в ходе такого воздействия правовых актов разного уровня, в том числе Конституции Российской Федерации, международных актов, федеральных конституционных и федеральных законов, иных нормативных правовых актов [2, с. 245].
Таким образом, необходима разработка системной антикриминальной политики, криминологически обоснованной, с использованием уголовно-правового и оперативно-розыскного противодействия организованной преступности.
Библиографический список
1. Афанасьева O.P., Гончарова М.В., Шиян В.И. Криминология. М.: Юрайт, 2017. 360 с.
2. Белоцерковский С.Д. Криминологические основы правового регулирования борьбы с организованной преступностью: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2018. 499 с.
3. Белоцерковский С.Д. Организованная преступность и обеспечение системной борьбы с ней // Борьба с организованными проявлениями преступности и обеспечение национальной безопасности. М., 2019. С. 16—25.
4. Долгова А.И. Организованная преступность, терроризм и коррупция: тенденции и совершенствование борьбы с ними // Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними. М., 2005. С. 3—6.
5. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2009 год: информационно-аналитический доклад. М., 2010. 65 с.
6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 // Рос. газ. 2015. 31 дек.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019