-------------------□ □---------------------
Системний профіль транспортного підприємства дозволяє представити його у вигляді чотирьох підсистем: виробничої, маркетингової, організаційної і фінансової. Здійснюючи реструктуризацію підприємства, можна проводити зміну однієї або декількох структур в межах програми реструктуризації
Ключові слова: транспортне підприємство, підсистема, реструктуризація, реорганізація, реінжиніринг
□-----------------------------------□
Системный профиль транспортного предприятия позволяет представить его в виде четырех подсистем: производственной, маркетинговой, организационной и финансовой. Осуществляя реструктуризацию предприятия, можно проводить изменение одной или нескольких структур врам-ках программы реструктуризации
Ключевые слова: транспортное предприятие, подсистема, реструктуризация, реорганизация, реинжиниринг
□-----------------------------------□
The system type of a transport enterprise allows to present it as four subsystems: productive, marketing, organizational and financial. Carrying out restructuring of enterprise, it is possible to conduct a change of one or a few structures in the conditions of the program of restructuring
Keywords: transport enterprise, subsystem, restructuring, reorganization, reengineering -------------------□ □---------------------
УДК 658.310.8:338.47:656.61
СИСТЕМНОЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
ТРАНСПОРТНОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ
Т . В . Б о л д ы р е в а
Кандидат экономических наук, доцент*
Т . А . К о в т у н
Кандидат технических наук, старший преподаватель*
Е . С . П е т р о в а
Ассистент*
*Кафедра «Системный анализ и логистика» Одесский национальный морской университет ул.Мечникова, 34, г.Одеса, Украина, 65029 E-mail: tandem-k@ukr.net
1. Введение
Развитие рыночных отношений в экономике Украины привело к необходимости внедрения новых механизмов хозяйствования в деятельности украинских предприятий различных отраслей, в том числе и транспорта. Еще не все украинские предприятия успели адаптироваться к изменившимся условиям существования на рынке, как в страну пришел мировой экономический кризис. Его последствия привели к еще более жесткой конкуренции между участниками рынка транспортных услуг. В таких условиях выявилось, что продукция многих предприятий отрасли является неконкурентоспособной, особенно в сравнении с зарубежными аналогами. Перед руководством украинских транспортных предприятий стал вопрос о необходимости изменений, позволяющих интегрироваться в международную транспортную систему.
Действенным механизмом адаптации предприятия к изменениям среды хозяйствования является проведение его реструктуризации. Изучением реструктуризации предприятий различных отраслей занимались такие авторы, как И.И. Мазур, В.Д. Шапиро [1], И.А. Шаралдаева [2], Е.М. Королькова [3] и др. Вопросы
реструктуризации украинских предприятий освещаются в работах С.Д. Бушуева, К.А. Гончаровой [4], Н.С. Бушуевой [5], В.И. Шепеля [6], В.В. Малого, В.М.Мо-локановой [7], В.П. Капитанова, Л.А. Вороной, В.В. Бондаренко [8] и др. К сожалению, в вышеперечисленных работах не отражаются специфические особенности реструктуризации предприятий транспортной отрасли, учет которых является необходимым условием успешного осуществления изменений.
2. Цель статьи
Целью статьи является обоснование системного представления транспортного предприятия и программы его реструктуризации. Транспортное предприятие, как и предприятие любой другой отрасли, представляет собой систему - совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих элементов, которые являются единым целым, по своим характеристикам отличающимся от характеристик составляющих элементов. Системный подход позволяет проследить аналогию между предприятием и живым организмом:
Е
- человеческий организм представляет совокупность подсистем, обеспечивающих процессы его жизнедеятельности (нервной системы, кровеносной системы, опорно-двигательного аппарата и др.);
- предприятие состоит из различных подсистем, каждая из которых отвечает за определенный аспект его деятельности: финансовый, производственный, организационно-правовой, маркетинговый.
Современные подходы эффективного предпринимательства предлагают использовать сбалансированную систему показателей, формирующую систему критериев оценки деятельности предприятия с позиций эффективности функционирования каждой из подсистем.
Анализ транспортного предприятия с позиций концепции сбалансированной системы показателей позволяет определить:
- уровень привлекательности предприятия на рынке потребителей транспортных услуг (маркетинговый аспект);
- уровень реальной производительности производственно-технической базы предприятия (производственный аспект);
- уровень потенциальных управленческих возможностей обеспечения стабильности реализации стратегического направления развития (организационный аспект);
- уровень финансовой устойчивости и рыночной привлекательности (финансовый аспект).
Таким образом, представляется возможным сформировать системный профиль транспортного предприятия в аспектах четырех подсистем (рис. 1).
Таким образом, представляется возможным сформировать системный профиль транспортного предприятия в аспектах четырех подсистем.
Каждая подсистема предприятия имеет определенную структуру. Структура (от. лат. structura - строение, размещение, от struo - строю, создаю) - внутреннее строение чего-либо, определенная взаимосвязь составных частей целого [9]. Следовательно, структуры подсистем предприятия характеризуются следующими параметрами:
- состав элементов подсистемы;
- связи, существующие между элементами подсистемы;
- бизнес-процессы, протекающие между элементами подсистемы согласно установленным связям.
Структуры подсистем предприятия должны обладать определенной степенью адаптивности к непостоянству предпринимательского окружения, т.е. быть способными реагировать на них путем своего изменения. Под изменением структуры предприятия принято понимать реструктуризацию - комплексную оптимизацию системы функционирования предприятия в соответствии с требованиями внешнего окружения и выработанной стратегией его развития, способствующей принципиальному улучшению управления, повышению эффективности и конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции на базе современных подходов к управлению [3]. Существует множество разновидностей реструктуризации - реорганизация, реформирование, реинжиниринг. Но, к сожалению, четкого определения понятий и разграничения между ними в литературе по рассматриваемому вопросу не дается. Поэтому, учитывая системное представление структур подсистем предприятия, мы предлагаем следующие трактовки данных понятий:
реструктуризация - комплексное изменение структур подсистем предприятия,
реорганизация - изменение состава элементов структуры подсистемы предприятия,
реформирование - изменение связей между элементами структуры подсистемы предприятия,
реинжиниринг - изменение бизнес-процессов, протекающих между элементами структуры подсистемы предприятия.
Рис. 1. Системный профиль транспортного предприятия
Производственная подсистема включает направления производственной деятельности предприятия, структуру производственно-технической базы, производственные связи с партнерами и заказчиками, технологию оказания транспортных услуг и др.
Маркетинговая подсистема определяет особенности маркетинговой политики предприятия, взаимодействие с предпринимательским окружением, а именно интеграционные связи с потребительскими рынками, административно-контролирующими структурами, взаимоотношения с конкурентами.
Организационная подсистема характеризуется видом организационной структуры предприятия, кадровой и социальной политикой.
Финансовая подсистема отражает структуру финансовых инструментов предприятия и его финансовые связи с предпринимательским окружением.
Реорганизация состава элементов
Реструктуризация
" I
Реформирование
связей
0*0
'"О
Реинжиниринг
бизнес-процессов
0^0
Рис. 2. Классификация реструктуризации предприятия с позиций системного подхода
Таким образом, по каждой из указанных структур предприятия, осуществляя его реструктуризацию, возможно проводить какой-либо определенный вид изменений, либо комплекс изменений. В случае единичных структурных изменений речь идет об осуществлении проекта реструктуризации транспортного предприятия, если же необходимо провести комплекс
изменений в структурах, разрабатывается программа реструктуризации, включающая множество проектов. Дальнейшие исследования предполагается вести в направлении оптимизации состава программы реструктуризации транспортного предприятия.
Литература
1. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний: Справ. пособ. / Под ред. И.И. Мазура. - М.: Высшая школа, 2000. - 587 с.
2. Шаралдаева И.А. Теоретические основы реструктуризации: Учебн. пособ. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005.
- 160с.
3. Королькова Е.М. Реструктуризация предприятий: Учебн. пособ. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 80с.
4. Бушуев С.Д., Гончарова К.А. Формирование национальной культуры управления проектами через проекты ре-
структуризации предприятий // Управління проектами та розвиток виробництва, 2000. - № 1. - С. 19-26.
5. Бушуева Н.С. Стратегические процессы и процедуры проектов реструктуризации предприятий // Управління проектами та розвиток виробництва, 2000. - № 1. - С. 46-51.
6. Шепель В.И. Управлене проектами реструктуризации и развития предприятий // Управління проектами та розвиток виробництва, 2000. - № 1. - С. 25-30.
7. Малый В.В., Молоканова В.М. Модель принятия решений в проектах реструктуризации // Управління проектами та розвиток виробництва, 2005. - № 3. - С. 108-113.
8. Капитанов В.П., Вороная Л.А., Бондаренко В.В. Почему не идут проекты реструктуризации системы управления производством? // Управління проектами та розвиток виробництва, 2002. - № 2. - С. 39-43.
9. Словник іншомовних слів / Под ред. О. С. Мельничук.
- К.: Головна редакція української радянської енциклопедії, 1977. - 776 с.
------------------□ □----------------------
У статті проаналізовані сучасні підходи до стратегічного управління бізнесом і наведена необхідність тісного взаємозв’язку стратегічного і проектного менеджменту
Ключові слова: стратегічне управління, проекти та програми, бізнес, інноваційний розвиток
□ □
В статье проанализированы современные подходы к стратегическому управлению бизнесом и показана необходимость тесной взаимосвязи стратегического и проектного менеджмента
Ключевые слова: стратегиеское управление, проекты программы, бизнес, инновационное развитие
□ □
In the article the modern methods of strategic management by business where analized and the necessity of close intercommunication of strategic and project management is shown
Key words: strategic management, projects and programs, business, innovation development
------------------□ □----------------------
УДК 336.113.2
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ И ПРОГРАММАМИ
Е . Б . Д а н ч е н к о
Кандидат технических наук, доцент Кафедра инвестиционного бизнеса Университет экономики и права «КРОК» ул. Лагерная, 30-32, г. Киев, 03113 Контактный тел.: 067-593-1 1-02 E-mail: elen danchenko@rambler.ru
1. Введение
Деятельность любой современной компании необходимо организовывать, ориентируясь на развитие инноваций в области деятельности компании, совершенствуя как существующие бизнес-процессы, так и разрабатывая и внедряя проекты создания нового биз-
неса на основе инструментов проектного менеджмента (рис. 1).
В современном глобальном конкурентном окружении непрерывный рост предприятий, будь это государственные учреждения или корпорации в бизнесе, зависит от ценностей, производимых организациями из года в год, постоянства и серьезности их намерений по внедрению инноваций [1].
Е