Научная статья на тему 'Системное представление предприятия: теоретический и отраслевой аспекты'

Системное представление предприятия: теоретический и отраслевой аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МОДЕЛЬ / ПОДСИСТЕМА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пустоветова Ирина Кузьминична

Предприятие как таковое и, в частности, автотранспортное, рассматривается с позиции системного подхода, позволяющего повысить эффективность управленческих процессов на разных его уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системное представление предприятия: теоретический и отраслевой аспекты»

РАЗДЕЛ IV

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 656.1

СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ОТРАСЛЕВОЙ АСПЕКТЫ

И. К. Пустоветова

Аннотация. Предприятие как таковое и, в частности, автотранспортное, рассматривается с позиции системного подхода, позволяющего повысить эффективность управленческих процессов на разных его уровнях.

Ключевые слова: организационная система, модель, подсистема, техническая эксплуатация автомобилей, эффективность.

Введение

Предприятие как система состоит из совокупности подсистем, которые, в свою очередь, на низшем уровне могут рассматриваться также как системы, состоящие из подсистем. Поскольку все элементы системы взаимосвязаны, процессы и результат функционирования даже самой малой подсистемы определяют эффективность функционирования предприятия [10, 31].

Предприятие одновременно само является подсистемой в рамках более крупной системы, сверхсистемы (объединения, ассоциации, города, региона, отрасли и др.).

Теоретические исследования

Система - это конечное множество элементов, объединенных динамическими и статическими отношениями, которое с необходимостью и достаточностью обеспечивает наличие целенаправленных свойств, позволяющих решать системообразующие противоречия в определенных внешних условиях [21, с. 66]. Подсистема - крупная составляющая сложной системы, выполняющая определенные функции. Существуют, таким образом, подсистемы, системы и сверхсистемы. При этом целое не является простой суммой частей, поскольку систему следует рассматривать как их единство [4].

Предприятие является сложной системой в силу того, что имеет перед собой не одну цель, к достижению которой стремится, а набор взаимосвязанных целей. Цели делятся на общие, специфические и частные [16].

Предприятие является открытой системой - оно взаимодействует с внешней средой,

находясь под ее влиянием и само активно ее изменяя [22]. Внешняя среда - это совокупность хозяйствующих субъектов, экономических, политических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институтов и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности [19, с. 51].

Предприятие имеет форму общественной ячейки и выступает в виде социального института. В частности, по классификации систем в зависимости от их природы, оно является социально-экономической системой. Предприятие - это система, которой присуща функция управления и в которой главными элементами являются люди [2, 18, 27, 29, 32].

В процессе функционирования предприятие потребляет ресурсы, преобразуя которые, производит продукт в виде продукции или услуги.

Общая модель предприятия как открытой системы состоит из трех элементов: входы (ресурсы), процессы преобразований (переработка входов) и выходы (продукт в виде продукции или услуги, а также информация, денежные средства и др.) (рисунок 1).

Организационная система имеет структуру [28] и может быть укрупненно разделена на две подсистемы: управляющую и управляемую (рисунок 2). Для того чтобы любая большая социальная система могла функционировать, добиваться реализации поставленных целей, необходима управляющая подсистема. В управляющей подсистеме традиционно выделяют два

блока: блок определения целей и блок регулиро- подсистема, как правило, состоит из трех блоков:

вания. Функции управляющей подсистемы вы- основное производство, вспомогательное произ-

полняет субъект менеджмента. Управляемая водство, обслуживающая деятельность.

Внешняя среда

Рис 1. Общая модель предприятия как открытой системы

Рис. 2. Общая схема организационной системы (по Т.А. Акимовой [2], с дополнениями автора)

При формальном рассмотрении предприятий в качестве сложных систем используют вспомогательные концепции «черных ящиков» и «белых ящиков» [2, 3, 7].

Как уже отмечалось, одна и та же система может быть описана с помощью разных моделей, рассмотрим некоторые варианты.

По Б. З. Мильнеру, Л. И. Евенко, В. С. Рапопорту (1983) предприятие как хозяйственная система может быть охарактеризовано следующими параметрами: отношение работников организации к средствам производства, их участие в процессе труда и распределения его результатов, место данной организации в системе отрасли, региона, экономики страны, мирового хозяйства [17].

По Т. А. Акимовой (2003) предприятие может быть представлено в виде технологиче-

ской системы, состоящей из следующих подсистем: оборудования, технологических процессов, материалов и изделий [2].

Согласно Э. Тристу и Э. Эмери (1969) предприятие как открытая социотехническая система включает в себя: социальную подсистему (людей), техническую (механическую) подсистему и функционирует в контексте своего окружения (внешней среды) [15].

Предприятие состоит из шести основных подсистем, необходимых для его выживания и развития (Дж. Клоусон, 1983):

• подсистема управления - является органом, формулирующим цели, планы и средства контроля;

• подсистема адаптации - отслеживает экономическую обстановку. Эта подсистема обеспечивает также соответствие продукта

меняющейся ситуации на рынке, а, следовательно, выживание;

• подсистема контроля поступлений на предприятие - контролирует приток ресурсов. К функциям этой подсистемы относятся подбор кадров, закупка исходных материалов и мобилизация денежных средств и др.;

• подсистема производства - преобразует то, что поступает на предприятие, в товары и услуги. Эту функцию выполняют производственные мощности;

• подсистема контроля оттоков из предприятия - связана с распределением средств, продуктов и отходов;

• подсистема поддержки - старается обеспечить эффективную совместную работу других подсистем: она поддерживает равновесие, координируя все осуществляемые действия [33].

Модель предприятия, состоящую из шести систем предлагают С. и Б. Адамс (1999):

• система коммуникаций - обеспечивает предприятие открытым свободным обменом информацией;

• система лидерства (стратегического управления) - создает и поддерживает условия преуспевания предприятия;

• система норм - позволяет оценивать собственные достижения;

• система производства - регулирует средства и методы производства товаров и услуг, востребованных потребителями;

• система ответственности - формирует такую среду, в которой люди чувствуют себя ответственными за эффективность деятельности предприятия;

• система производительности труда -отбирает, поддерживает и развивает сотрудников, соответствующих целям предприятия [33].

Модель организации <^» разработана Т. Дж. Питерсом, Р. Х. Уотерманом и Дж. Р. Филипсом (1980). Она представляет собой структуру, позволяющую рассматривать предприятие как единое целое, диагностировать организационные проблемы и разрабатывать программы действий. В идеальной организации каждый из S-факторов дополняет другие и систематично приближает предприятие к поставленной цели. Модель включает семь основных компонентов [2]:

• структура - оформленное базовое функциональное и ролевое распределение сотрудников организации, лежащее в основе систем взаимоотношений, бизнес-процессов и прочих аспектов организации;

• системы и процедуры - формальные и неформальные процедуры реализации про-

цессов внутреннего и внешнего организационного взаимодействия;

• стратегия - наиболее общие принципы функционирования и развития организации;

• сумма навыков - накопленные знания и технологии, оформленные в виде инструментария организации; способность организации принимать решения и действовать;

• состав персонала - люди, сотрудники организации как личности;

• стиль управления - культура организации, т.е. совокупность вариантов поведения, мыслей, убеждений, символов, реакций и отношений, принятых в организации и разделяемых большинством ее членов;

• совместно разделяемые ценности -основополагающие ценности организации, определяющие смысл ее существования.

«Модель шести ячеек» М. Р. Вайсборда содержит следующие компоненты [33]:

• границы предприятия - то, что отделяет его от внешней среды и формально выполняет роль организационной идентификации;

• внешняя среда - локальное и глобальное окружение предприятия, контекст его деятельности;

• цели - смысл существования предприятия, его социальная, экономическая и историческая значимость;

• структуры - механизмы разделения труда, распределения работы между сотрудниками и подразделениями;

• взаимоотношения - культура, сложная система отношений между сотрудниками, механизмы разрешения противоречий (конфликтов);

• вознаграждения - система мотивации персонала, привлекательность выполнения заданий для сотрудников;

• вспомогательные механизмы - методы координации деятельности сотрудников и подразделений, а также адаптации к изменениям во внешней среде; системы и процедуры управления;

• лидерство - то, что позволяет удерживать все ячейки в равновесии. В этом блоке рассматриваются такие аспекты управления, как власть и полномочия, принятие решений, стили руководства и т. п.

Предприятие является динамической системой - системой, изменяющейся во времени. Это нелинейная система, с нелинейными взаимодействиями и нелинейными законами развития, для которых используется термин «траектория развития». Происходящие изменения накапливаются в системе, и в результате она теряет свою стабильность, переходит

на другую траекторию развития и продолжает развиваться дальше в других границах стабильности. В теории систем такую потерю стабильности называют бифуркацией, а момент перелома траектории, или перехода -точкой бифуркации [2, 25]. Находясь под воздействием внешних, и исходя из внутренних условий, система проходит несколько состояний бифуркации и в итоге формируется траектория её жизненного цикла.

При исследовании поведения социальных систем следует помнить, что любая система является элементом другой, тоже нелинейной динамической сверхсистемы. И сверхсистемы, развиваясь по собственным законам, определяют многие свойства и условия развития данной социальной системы [2].

Любая социальная система представляет собой некую целостность, у которой периоды спокойного развития, во время которых происходит медленное накопление изменений, сменяются периодами бифуркаций, переходом из одного канала развития в другой. Предприятия, как и все системы, не вечны: они зарождаются, развиваются, проходят периоды становления и расцвета, затем упадка и сменяются другими или полностью обновляются [16, 26, 30].

Жизненный цикл организаций (ЖЦО) - это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования как создание, рост, зрелость и упадок [2, с. 99]. Концептуальная модель жизненного цикла организации может быть представлена в виде четырех последовательно сменяющих друг друга этапов: создания (зарождения и

накопления потенциала), роста (возрастающего развития), стабильности и опасности циклического кризиса, упадка.

Этап создания. Это этап предпринимательства - для него характерны формулирование миссии, целей и задач, определение функций, разработка стратегий.

Этап роста связан с этапом формирования коллектива, интенсивным развитием коммуникаций, связей с внешним миром: это время активных контактов и высоких обязательств.

Этап зрелости и стабильности сопровождается формализацией правил и процедур, возрастанием и упрочнением роли высшего руководства в иерархии системы; структура относительно стабильна и предприятие устойчиво, постоянно растут объёмы производства продукта, выявляются новые резервы развития. Структура усложняется, появляются новые элементы в системе предприятия (филиалы, дочерние фирмы и т. п.). Со временем от быстрого роста разнообразия элементов,

усложнения процесса управления система теряет свою целостность.

Этап упадка связан с изменением состояния внешней среды: уменьшением спроса на продукт, появлением новых сильных конкурентов и др.

Кризисы происходят на всех этапах ЖЦО и имеют свою специфику. На первом этапе - это кризис руководства: инициаторам создания предприятия не хватило знаний, опыта, связей, желания и т.п., а также кризис может возникнуть в результате борьбы за власть. Если пройден первый этап и преодолён кризис руководства, на последующих этапах организация последовательно переживает кризисы:

• автономии - директивные методы становятся неприемлемыми для осуществления контроля над выросшей, диверсифицированной и сложной организацией. Организации в этом случае прибегают к передаче части полномочий на места;

• бюрократии - процедуры главенствуют над решением проблем, инновации тормозятся. В этой ситуации необходимо внедрять гибкий поведенческий подход к управлению

• синергии или системный - жизненные процессы в организации замедляются, эффективность работы падает.

Закон S-образного (циклического) развития предприятия можно сравнить с жизнью человека: рождение, младенчество, детство, отрочество, ранняя зрелость, расцвет сил, полная зрелость, старение. Любое предприятие, пройдя жизненный цикл по S-образной кривой, умирает.

Автотранспортное предприятие является сложной системой, характеризующейся наличием подсистем, связей, отношений, структуры, процессов передачи информации и управления. Строение, поведение и функционирование данной сложной системы определяются такими признаками, как иерархичность и многоуровневость [14].

Классификация автотранспортного предприятия с позиций системного анализа, позволяет отнести его к наиболее сложным типам систем, а именно - целенаправленным, поведение которых подчинено достижению определенной цели или целей [20, 23].

Автотранспортное предприятие состоит из двух основных подсистем: коммерческой эксплуатации (КЭ), иначе - службы перевозок, и технической эксплуатации автомобилей (ТЭА). Предметом научного интереса в работе выступает ТЭА.

Работоспособность автомобилей и парков обеспечивается подсистемой технической эксплуатации автомобилей.

Как область практической деятельности ТЭА - это комплекс взаимосвязанных технических, экономических, организационных и социальных мероприятий, обеспечивающих:

1) своевременную передачу службе перевозок или внешней клиентуре работоспособных автомобилей необходимых номенклатуры и количества и в нужное для клиентуры время;

2) поддержание автомобильного парка в работоспособном состоянии при:

• рациональных затратах трудовых и материальных ресурсов;

• нормативных уровнях дорожной и экологической безопасности;

• нормативных условиях труда персонала [24, с. 5].

В свою очередь, эффективность решения перечисленных задач зависит от производственных возможностей ТЭА, определяемых степенью соответствия производственной мощности и ресурсного обеспечения перечню и объемам операций по поддержанию работоспособности подвижного состава, и от уровня использования имеющихся производственных площадей, материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов и др. [11, 12].

Особенностью сложных систем, к которым относится и техническая эксплуатация автомобилей, является наличие не только большого числа составляющих элементов, но и большого числа связей между ними, причем многообразие и изменения последних определяют сложность указанных систем [13].

Исследование общих свойств сложных систем выполняется на основании изучения системы по частям (подсистемам, элементам), а затем, на основании выделенных свойств подсистем и связей между ними, формулируется вывод об общих свойствах системы [1].

Декомпозиция ТЭА, выполненная в работе [24], позволила выделить в ее составе семь подсистем, оказывающих комплексное влияние на эффективность функционирования системы и влияющих друг на друга с силой разной величины и направленности.

Так, подсистема «Потребности в услугах и воздействиях по ТО и ремонту» выполняет анализ потребности в услугах и воздействиях по техническому обслуживанию и ремонту (объем внешней потребности определяется рынком, а внутренней - потребностями предприятия, его диверсификацией и результатами корректирования производственной программы); подсистема «Система и организа-

ция технического обслуживания и ремонта» определяет рациональную стратегию поддержания и восстановления работоспособности подвижного состава и создаёт проектно-нормативно-технологическое обеспечение мероприятиям ТЭА; подсистема «Производственно-техническая база» обеспечивает материальные условия для выполнения рекомендаций системы ТО и Р подвижного состава; подсистема «Персонал» реализует качественное и производительное выполнение работ по ТО и Р подвижного состава; подсистема «Снабжение и резервирование» обеспечивает ТЭА запасными частями, материалами, автомобилями; подсистема «Подвижной состав» определяет объем и характер необходимых работ по ТО и Р, которые зависят от структуры, размеров, возраста парка подвижного состава; подсистема «Условия эксплуатации» через ряд факторов влияет на надежность парка подвижного состава и, как следствие, на нормативы ТЭА и потребность в ТО и Р.

Основной характеристикой сложной системы, определяющей качество функционирования, является эффективность [25]. Выбор показателей эффективности производится при определении целей и задач системы. Система показателей эффективности должна определять степень приспособленности системы к выполнению поставленных перед нею задач, учитывать основные особенности системы (характер ее взаимодействия с внешней средой, условия возникновения и характер воздействия внутренних возмущающих факторов, структуру системы) [6].

Каждый показатель эффективности R определяется множеством параметров, но считается, что основными являются параметры системы Х1, Х2, ..., Хп и параметры внешней среды Y1, Y2, ..., Yn. В результате он может быть представлен в общем виде формулой [9]:

R=R(X1, Х2, ..., Хп, ^, Y2, ..., Yn). (1)

К общим показателям эффективности ТЭА относят: уровень работоспособности парка подвижного состава, затраты на поддержание заданного уровня работоспособности, производительность труда персонала, занятого на выполнении различного рода работ в системе и уровень влияния на экологическую и дорожную безопасность транспортного процесса [24].

Общие показатели эффективности системы дополняются рядом частных (рисунок 3)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Связь показателей эффективности работы автомобильного транспорта и его подсистемы технической эксплуатации АТП - автотранспортное предприятие, КР - капитальный ремонт [24, с.9].

Частные показатели эффективности функционирования системы не характеризуют вклад данной подсистемы в достижение целей всей системы [9]. При оценке влияния отдельных подсистем на эффективность функционирования системы в работе [5] предлагается рассматривать приращение общего показателя эффективности, полученное вследствие функционирования данной подсистемы. Приращение общего показателя эффективности системы, которое достигается вследствие функционирования ной подсистемы первого уровня, определяется следующим образом:

фс(1-г') _ ф0(1>г') 1

(2)

где

ф‘¡(1,1'> - 1-ый показатель эффективности

функционирования всей системы; (1, 0 - символ, обозначающий первый иерархический уровень рассматриваемой подсистемы (1) и ее номер ® на этом иерархическом уровне; I - индекс показателя эффективности, соответствующий 1-ой

цели функционирования, I = 1, к; г = 1, п; с -индекс, означающий, что критерий эффективности относится ко всей системе; Ф 0(1г> - показатель эффективности функционирования средств системы при условии, что /-ая подсистема первого уровня совершенно не участвует в достижении 1-ой цели системы, но все ресурсы системы между остальными подсистемами распределены оптимальным образом.

При таком подходе оказывается возможным выделить вклад каждой подсистемы первого уровня в достижение 1-ой цели функционирования системы в целом. Меняя I , можно выявить, каким образом данная (1, ^-ая подсистема участвует в достижении различных целей системы. Таким же образом определяется вклад любой подсистемы второго уровня (2, у).

Выводы

Способность к системному мышлению является одним из требований к современному руководителю. Принцип системности в исследованиях или практической работе позволяет учесть многоуровневую структуру явления или процесса, специфические свойства различных уровней и действующие на них механизмы, место рассматриваемых факторов (мероприятий), как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию, подсистеме, в многоуровневой структуре, масштаб факторов (мероприятий) и связанные с ними эффекты целостности, степень влияния факторов (мероприятий) на взаимодействующие с ними элементы системы.

Улучшение показателей эффективности функционирования отдельной подсистемы вносит свой вклад в решение основных задач предприятия и автомобильного транспорта в целом, при этом, как правило, отмечается повышение производительности автомобилей, сокращение времени доставки грузов и пассажиров, уменьшение потерь груза [8].

Библиографический список

1. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы / А.Н. Аверьянов.

- М.: Политиздат, 1985. - 263 с.

2. Акимова, Т.А. Теория организации / Т.А. Акимова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 367 с.

3. Берг, А.И. Кибернетика - наука об оптимальном управлении / А.И. Берг. - М. - Л.: Энергия, 1964. - 64 с.

4. Блауберг, И.В. Системный подход как современное общенаучное направление / И.В. Блауберг, Э. Г. Юдин // Диалектика и системный анализ. - М.: Наука, 1986. - 300 с.

5. Бусленко, В.Н. Автоматизация имитационного моделирования сложных систем / В.Н. Бусленко. - М.: Наука, 1977. - 239 с.

6. Бусленко, Н.П. Моделирование сложных систем / Н.П. Бусленко. - 2-е изд., перераб. - М.: Наука, 1978. - 400 с.

7. Винер, Н. Кибернетика, или управление и

связь в животном и машине / Н. Винер. - М.:

Наука, 1983. - 344 с.

8. Громов, Н. Н. Менеджмент на транспорте / ред. Н. Н. Громов, В. А. Персианов. - 2-е изд., испр.

- М.: Академия, 2006. - 528 с.

9. Дубров, А.М. Последовательный анализ в статистической обработке информации / А.М. Дубров. - М.: Статистика, 1976. - 201 с.

10. Карташев, В.А. Система систем: Очерки общей теории и методологии / В.А. Карташев. - М.: Прогресс-Академия, 1995. - 416 с.

11. Клейнер, Б.С. Внутрипроизводственное планирование и управление (на примере автомобильного транспорта) / Б.С. Клейнер. - М.: Наука, 1978. - 158 с.

12. Клейнер, Б.С. Проблемы управления технической службой на автомобильном транспорте / Б.С. Клейнер. - Автореферат дис. ... докт. техн. наук. - М.: 1977. - 35 с.

13. Кузнецов, Е. С. Управление техническими системами / Е. С. Кузнецов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: [б. и.], 2001. - 262 с.

14. Кузнецов, Е.С. Производственная база автомобильного транспорта: Состояние и перспективы / Е.С. Кузнецов, И.П. Курников. - М.: Транспорт, 1988. - 231 с.

15. Мескон, М.Х Основы менеджмента / М.Х Мес-кон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2002. - 700 с.

16. Мильнер, Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 648 с.

17. Мильнер, Б.З. Системный подход к организации управления / Б. З. Мильнер, Л. И. Евенко, В. С. Рапопорт. - М.: Экономика, 1983. - 225 с.

18. Модульная программа для менеджеров. Модуль 2 «Организация и ее деловая среда» / В.Г. Смирнова, Б.З. Мильнер, Г.Р. Латфуллин, В.Г. Антонов. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 192 с.

19. Пустоветова, И.К. Менеджмент учебное пособие в 2-х ч/ И. К. Пустоветова. - Омск: Ом ГТУ. Ч.1. - 2006. - 80 с.

20. Пустоветова, И.К. Программно-целевой подход к управлению процессом формирования персонала автотранспортного предприятия / И.К. Пустоветова; Омский гос. техн. ун-т; фак. экон. и упр. // Экономические проблемы управления предприятием: сб. науч. тр. - Омск, 2005. - С. 80-86.

21. Сагатовский, В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление / В.Н. Сагатовский // Системные исследования. Ежегодник. 1980. - М. Наука, 1980. - 224 с. - С. 52-68.

22. Садовский, С.Н. Смена парадигм системного мышления / С.Н. Садовский // Системные исследования. Ежегодник. 1992-1994. - М.: Эдитори-ал УРСС, 1996. - 400 с. - С. 64-78.

23. Саркисян, С.А. Научно-техническое прогнозирование и программно-целевое планирование в машиностроении / С.А. Саркисян, П.Л. Акопов, Г.В. Мельникова. - М.: Машиностроение, 1987. - 299 с.

24. Техническая эксплуатация автомобилей / Е.С. Кузнецов, А.П. Болдин, В.М. Власов и др. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 2001. - 535 с.

25. Янг, С. Системное управление организацией / С. Янг. - М.: Сов. Радио, 1972. - 456 с.

26. Adizes, I. Corporate lifecycles: how and why corporations grow and die and what to do about it / I. Adizes. -Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1988. - 361 p.

27. Barnard, С. The functions of the executive / С. Barnard. - Cambridge, Mass.: Harvard university press, 1938.- 334 p.

28. Blau, P. Formal organization: A comparative approach / P. Blau, W. Scott. - San Francisco: Chandler Pub. Co., 1962. - 312 p.

29. Etzioni, A. The comparative analysis of complex organizations / A. Etzioni. - New York: Free Press of Gtencoe, 1961. - 366 p.

30. Greiner, L. E. Evolution and revolution as organization grow // Harvard business review. - 1972. -50. - №1 (July - August). - Р. 37-46.

31. Leavitt, H.J. Corporate pathfinders: building vision and values into organizations / H.J. Leavitt. -Homewood: Dow Jones-Irwin, 1986. - 229 p.

32. March, J. Organizations / J. March, H. Simon. -Cambridge, Mass., USA: Blackwell, 1993. - 287p.

33. http://cdl.library.cornell.edu/.

System conception of organization: theoretical and branch aspects

I. K. Pustovetova

Organization on the whole, and in particular motor transport enterprise, is analyzed from the point of system concept. It allows increasing the efficiency of organization management.

Пустоветова Ирина Кузьминична - старший преподаватель кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте» Сибирской государственной автомобильнодорожной академии. Основные направления научных исследований - менеджмент, управление персоналом. Общее количество публикаций - 49. E-mail: pust-irina@yandex.ru.

Статья поступила 20.10.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.