УДК 130.12
Штумпф Светлана Петровна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева тел.: (391) 217-17-60
СИСТЕМНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ: СТАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Статья посвящена вопросу проявления духовности в системе личности. Рассмотрены логико-смысловые особенности статической организации духовности. Результаты проведенного автором анализа позволили выделить в статической основе этого сложного социокультурного феномена структурную иерархию, включающую социальное, ментальное и сакральное измерения.
Ключевые слова: духовность, структура, личность, статика, ментальность, сакральность, социальность, само-осознание, деятельность.
Shtumpf Svetlana Petrovna
PhD in Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Sociology of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev tel.: (391) 217-17-60
SYSTEMATIC STUDY OF THE SPIRITUAL OUTLOOK: THE STATIC MODEL
The article describes the issue of spiritual outlook in the personality system. Logico-semantic peculiarities of static organization of spiritual outlook are considered in the article. The results of the author’s analysis help to single out a structural hierarchy that includes social, mental and sacral dimensions in the static basis of this complex sociocultural phenomenon.
Key words: spiritual outlook, structure, personality, statics, mentality, sacrality, sociality, self-awareness, activity.
Природа человека - это тема, волнующая всех философов во все времена. Совершенно определенно можно сказать, что исследование этой проблемы до сих пор остается незавершенным, имеющим существенное значение, и некоторые достижения философской мысли по этому вопросу нуждаются в развитии. Вопрос о проявлении духовности в системе личности, ее роли в процессе развития человека весьма актуален в наши дни и требует специального рассмотрения. Целью статьи является акцентуация внимания на качественном содержании феномена духовности, детальном рассмотрении особенностей его статической структуры.
Духовность является сложным социокультурным феноменом. Возникает ли она как дух отдельно взятой личности, персонифицируясь в нравственной культуре высокой пробы, или она есть в своем генезисе дух всего социума, затем интериоризируемого личностью в процессе социализации и индивидуализации, - это не принципиально. Важно отметить, что с философско-исторической и аксиологической точек зрения она выступает интегральным феноменом, характеризующим человеческую, социальную сущность личности как разумного и целостного существа. Человек создает себя сам посредством духовной работы, которая не прекращается на протяжении всей жизни и наследуется лишь как возможность. Становление духовности личности происходит благодаря инкорпорации индивида в область объективного духа, в духовную сферу культуры, которую он присваивает в процессе воспитания и образования. Возможности эмпирического индивида как духовного существа связаны со способностью личности преобразовывать свое собственное бытие и внешний мир. Эти рассуждения приводят нас к выводу о том, что духовность играет роль непременного атрибута в общей схеме строения личности, и, мыслим, одного из основополагающих.
Многогранное содержание духовности обусловливает ее структуру - это сложное образование со своей выверенной архитектоникой. Статическая структура духовности представляет собой пространственную сферу, занимающую определенное место в структуре как личности, так и общества. Предположительно, ее исходным наполнением являются три уровня (измерения): социальный, ментальный и сакральный. Необходимо остановиться на теоретических аргументах такого допущения, послуживших основанием для их выделения.
Во-первых, действующая личность не является только абстрактным носителем социальных связей и отношений. Она непосредственно и опосредованно участвует в строительстве мира и природы, обустраивает место своего бытия. Поэтому важно учесть такую сторону, как индивиду-ально-преобразующая деятельность личности по производству, присвоению и потреблению тех материальных и духовных ценностей, которые накоплены человечеством. Эти основания определяют социальный уровень статической структуры духовности.
Во-вторых, мера или степень активности личности в социуме во многом определяется его субъективным интеллектуально-волевым началом. Духовность служит местом, топической привязкой в которой находится центр самодеятельности личности. Активно-преобразующий характер
обусловливает ментальный уровень в структуре духовности, а в сочетании с творческой составляющей является основанием для сакрального уровня.
В-третьих, человек живет не только в обществе и не только в мире своих личных характерных черт, потребностей и ценностей, он всегда стремится к сокрытому, священному, выходящему за пределы реального и, следовательно, является существом уникальным, находящимся на пересечении природного и космического миров. Эту мысль можно выразить иначе - личность является не только пересечением, точкой слияния социального и индивидуального, но и обладает свойством «отлетать» от нудительных социальных сил. Она располагает способностью свободы от объективных обстоятельств, возможностью «переступать» за пределы эмпирического, надэмпири-ческого бытия. Высший Универсум, Космос выступает как сила, вечно влекущая человека. И эта устремленность предопределила выделение сакрального уровня духовности.
Как видим, статическая структура духовности представляет собой достаточно сложное образование, поэтому для его анализа мы выбрали комплексный интегральный подход, наиболее соответствующий для рассматриваемого предмета. Разберем подробнее, что представляет собой каждый из этих уровней. Точкой отсчета определим само понятие «личность». Следует оговориться, что взгляды на понимание данного феномена и его слагаемых достаточно разнятся. Не ставя перед собой задачу обсудить все существующие концепции личности, мы выделим некоторые, значимые для нашей проблемы.
Для Г.Ю. Айзенка «...личность - это более или менее стабильная и устойчивая структура характера, темперамента, интеллекта и конституции (физиологии) человека, которая определяет его индивидуальные отношения с окружающим миром» [1, с. 13]. Характер определяет систему мотивационно-волевего поведения, а темперамент - эмоционального. Интеллект стабильно отвечает за сферу когнитивного поведения. Как врач, психолог, он большее внимание уделяет физиологическим особенностям человека, его биологической ущербности.
В.С. Мерлин в своих исследованиях делает акцент на соотношении Личность - Общество. Его не столько интересуют индивидуально-своеобразные особенности человека, сколько социальнотипические стороны и отношения. «Под личностью мы понимаем подсистему определенного иерархического уровня в большой системе Человек - Общество» [2, с. 58]. Рассматривая различные составляющие личности, он называет характер, способности, самосознание, обозначая их лишь как объективные функции деятельности личности в общественной жизни. Нас же больше интересует личность как субъект со специфическим душевным устройством и социально-нравственной характеристикой.
Ответ находим в работе А.В. Брушлинского: «Человек, - пишет он, - объективно выступает в бесконечно многообразных противоречивых качествах. Важнейшее из них - быть субъектом, то есть творцом своей истории: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфической человеческой активности, творческой и нравственной» [3, с. 3]. Каждый человек формируется как целостность в ходе исторического и индивидуального развития. Имеющиеся природные задатки позволяют человеку лишь сливаться, совпадать со своей жизнедеятельностью. Но как творец собственной жизни, как распорядитель своих телесных и душевных сил человек способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе как к личности, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы. Чтобы стать личностью, он должен научиться активно существовать и действовать посредством са-моосознания: постоянно превращать свою природу в особый функциональный орган, реализующий субъектное отношение к ней, превращать природные условия жизни в мир «второй природы» (культуры). Человек не рождается, а становится личностью в процессе общения и деятельности. По меткому выражению М.П. Арутюнян - «включается в мир» [4, с. 16].
Разные люди в одних и тех же обстоятельствах проявляют разные свойства личности. С одной стороны, эти различия объясняются внешними факторами - отношением человека к людям. С другой - индивидуальными качественными особенностями психических процессов и механизмов, темперамента, характера, уровня мышления. В различиях проявляется индивидуальное своеобразие личности. Внешние обстоятельства и внутренние установки зачастую содействуют выделению одних качеств перед другими. Однако в любом случае эти отношения и связи интериоризируют духовность из общественного бытия и переводят ее в личностный план, помогают человеку выделить себя из окружающего мира и определить свое место в системе природных и общественных событий и взаимоотношений. Это место «произрастания» духовности личного порядка, пространство социального уровня статической иерархии духовности. С одной стороны, данный уровень связан с повседневностью индивидуального бытия. С другой - каждый субъект духовности про-
ецирует свою внутреннюю деятельность с совокупным пространством духа, учится понимать сложность собственной вселенной в совокупности ее внешних связей и отношений.
Следующий уровень обозначенной нами иерархии связан с сознательной объективизацией свободной активности (волеизъявления) личности. Человек является носителем сознания, и ее сущность познается через проявление в деятельности. Он, в отличие от всех живых организмов, способен сознательно превратить свое собственное существование в предмет практического преобразования. Здесь возникает отношение к себе, осознается значение деятельности как деяния, как общечеловеческой практики, имеющей общественно-исторический характер. «Деятельность, -обозначает Л.П. Буева, - это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами» [5, с. 63]. Практическое, деятельностное бытие человека есть основа его сущности и возможность существования его как субъекта. Побудительными детерминантами такого бытия являются желания и воля. Проявляясь в деятельности, устанавливая цели, идеалы, они дают возможность человеческому индивиду стать действительным повелителем (организатором) собственной жизни.
Понять существенность (значительность) своего Я в полном смысле этого слова - означает констатировать его фактическое наличие; волевым усилием, активностью утвердить его в мире людей и вещей; а главное - увидеть идеальную, самоценную, совершенно осмысленную необходимость бытия. По большому счету, это вопрос о цели и смысле человеческого существования. Откровение этого смысла, восхождение к нему и есть то, что мы переживаем как духовную реальность, без чего невозможно становление нашего объективного, непосредственного самобытия. «Личность есть самость, как она стоит перед лицом высших, духовных, объективно-значимых сил и вместе с тем проникнута ими и их представляет, - начало сверхприродного, сверхестественного бытия, как оно обнаруживается в самом непосредственном самобытии» [6, с. 409]. На этой ступени духовного развития личность персонализирует, самоопределяет свою «самость» среди других, для других и тем самым - для себя. Единство душевной жизни и ее «самость» составляют личность.
Способность возвышаться над собой, энергийное, волевое начало, стремление к творчеству, познанию выводят человека на особую ступень духовного бытия - на ступень индивидуальности. В этом понятии раскрывается особое осознание социальных норм жизни, выработка собственного, сугубо индивидуального способа жизни: своего мировоззрения, собственного неповторимого лица. С духовной точки зрения, «.индивидуальность - становящееся (возрастающее) качество душевной жизни в процессе ее индивидуализации, приводящей человека в целом к его уникальности и неповторимости» [7, с. 28]. Именно так характеризует это свойство личности В.И. Слободчиков. Постижение собственной «самости» складывается из индивидуализации душевной жизни и ее интеграции с индивидуальным духом. Непременным мотивационным основанием является собственное внутреннее волеизъявление при свободном следовании внешней необходимости. Духовность может быть «взращённой в процессе», и это делает человека личностью.
Эти внутренние, активизирующие, энергийные силы и есть не что иное, как проявление ментального уровня статической структуры духовности. Это мостик, связывающий социальное и индивидуальное пространство духовной организации личности. Его конституирующим и конструирующим механизмом выступает душа человека. Она представляет собой точку соединения Космического, Вселенского и человеческой жизни. Человек никогда не является завершенным существом, он находится в состоянии непрерывного совершенствования, преобразования, движения вперед и ввысь. Это качество, - устремленность личности, - помогает ей не отставать от быстробегущей жизни общества и прогрессивно преобразовывать мир.
Способность человека изменяться, действуя по собственным побуждениям, по мотивам высокого достоинства, по идеалам добра, является результатом работы его души [8]. В жизни душевный труд человека проявляется в деятельной любви к миру, к ближнему и, восходя в ранг неотъемлемого правила, проецируется на отношение к миру дальнему. Душевный опыт человека, являясь основанием его духовной жизни, всегда обращен к Другому, к обществу, к роду человеческому в целом. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого общества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность личности социальна, поскольку, только живя в общественной среде, взаимодействуя с ней, человек является нравственно действующим объектом. И этот процесс взаимообратим. Ожидая от человека нравственных действий, общество само должно быть нравственным и гуманным по отношению к человеку. Каждый индивид имеет право на свободное развитие своих положительных сущностных сил. Обязанность общества заключается в том, чтобы предоставить, обеспечить ему
реализацию этого права. Несомненно, область нравственных отношений является исключительно важной составляющей ментального измерения духовности.
Помимо стремления к совершенствованию, побуждающему влечение человека к духовности, ему дана также возможность обращения к неприкосновенному, священному, исключительно ценному - к сакральному измерению. В соответствии с семантикой данного понятия (посвященное богам, священное, святое, относящееся к религиозному культу и ритуалу), считаем необходимым, помимо светского толкования, рассмотрение религиозного аспекта сакральности.
Духовное начало в человеке не выводимо (не связано) из его природной эволюции, а в самой своей сущности свидетельствует о том, что оно соединено с Высшим Разумом, Духом. Духовная жизнь в человеке есть непрестанное, неутомимое искание Бесконечности, тем самым она направляет его в стремлении к Универсальному бытию. Будучи невыводимой снизу, непроизводной от естественно-природных особенностей силой, духовное начало сверху пронизывает всю сущность человека, его эмпирический характер, душевную жизнь. Оно есть основание и источник индивидуальности в человеке, его неповторимости во всей целостности структуры личности. В теологическом понимании сакральный уровень духовности воспринимается не просто как иная реальность, но как реальность абсолютная, вечная по отношению к земному миру субстанция. Убеждение в существовании сакрального и стремление быть сопричастным ему составляют суть теологии. Религиозная духовность есть абсолютное доверие к непостижимому [9].
В основе религиозного сознания в качестве основой идеи лежит учение об образе Божием в человеке. В раскрытии этой идеи выдвигается личностное начало в человеке - как образ и подобие Божие человек является личностью. Реализация личности означает восхождение от подсознательного через сознательное к сверхсознательному. Такой смысл придает Н.А. Бердяев значению и содержанию человеческой личности как духовной ипостаси человека [10]. В человеке все потому личностно, что соотнесено с духовным началом. В христианской антропологии человек потенциально всегда и во всем духовен. Эта целостность, нерасторжимая связность духовной стороны с душевной жизнью, осмысливается до конца в понятии личности как индивидуальной, субъективной реальности, являющейся их точкой пересечения. Пути достижения высшей степени сакральной духовности составляют три общезначимых добродетели: вера, надежда, любовь. Эти святыни подлежат безусловному почитанию и охраняются со всевозможной трепетностью, особой тщательностью. Органом, реализующим эти начала, являются человеческое сердце и совесть, которые ценятся зачастую как священное, которое больше собственной жизни.
В наши дни значительное число людей, не получая удовлетворения и духовной пищи в произ-водственно-технологизированной социальной деятельности, ищут приюта в религиозности. Действительно, в эпоху дегуманизации жизни напоминанием о высоком назначении человека, о нравственном идеале мог бы служить образ Христа. Его глубокий нравственный смысл М.М. Бахтин описывает так: «В Христе мы находим единственный по своей глубине синтез этического солипсизма, бесконечной строгости к себе самому человека, то есть безукоризненно чистого отношения к себе самому, с этиче-ски-эстетическою добротою к другому: здесь впервые явилось бесконечно углубленное я-для-себя, но не холодное, а безмерно доброе к другому, воздающее всю правду другому как таковому, раскрывающее и утверждающее всю полноту ценностного своеобразия другого» [11, с. 373]. Этот образ несет в себе глубокий нравственный смысл. Душевная жизнь во всем ее богатстве и многообразии в качестве субъективного непосредственного самобытия является основой для индивидуализации личности и выхода к центральному вопросу о Цели и Смысле (Высшей Истине), трансензуса от эмпирического через единично-индивидуальное к потенциально бесконечному.
Параллельно теологическому пониманию сакрального в определенное время возникает осмысление этого термина в другом измерении - светском, появляется возможность для его расширительного, философского толкования. Оно предполагает в качестве доминантных этическое и эстетическое начала. И здесь определяющими становятся гуманистические основания человеческой жизни - человеколюбие, совершенная красота, истина, нравственность, вера, надежда, любовь - высшие, абсолютные, непреложные основания земной жизни человека.
Человек наделен определенным способом телесного существования, особой формой душевной жизни и интегрирующим человеческую реальность принципом духовного бытия, который выражается в индивидуальном духе. Разнообразные душевные качества, свойства, механизмы душевной жизни (эстетические, нравственные, любовь к миру, жизни, людям) выступают органами становления и способами реализации духовности человека, где они продолжают совершенствоваться. То есть душевная жизнь, собственная преобразующая жизнедеятельность являются предпосылкой становления индивидуального духа человека и далее направляют к выходу за границы наличного бытия. Эта соотнесен-
ность всей жизни человека, его индивидуального эмпирического сознания к его духовному началу, к его «сердцу», обнаруживает онтологическую неотрывность духовной, индивидуальной и душевной сторон в человеке. Лишь руководствуясь, направляясь сверху, личность обретает познавательные творческие силы, а не служит источником хаоса и бесплодных исканий. Содержание духовности в человеке, таким образом, окончательно раскрывается в его универсальности, сопричастности к Высшему Разуму, к Миру. Это, пожалуй, самый важный момент: понимание человеком бесконечности через осознание равнозначности сторон в отношении Человек - Мир.
Ступень универсальности открывает человеку осознание переживания и ощущения глубокой связи с природой, миром, своей причастности к вневременной всеобщей основе бытия, к миру как бесконечно целому. Она позволяет ему выйти за пределы развитой индивидуальности и войти в область соборных жизненных смыслов и духовных ценностей. Человеческое бытие обретает подлинно уникальный характер - целостный, объемный, глубокий, суверенный, зрелый. Эти качества наделяют личность предельной ответственностью за весь мир. Особенность человека заключается в том, что он есть частица бытия, проникающая, охватывающая все целое бытие. В отношении Человек - Мир человек выступает как противоречивое конечно-бесконечное существо, как воплощение Высшего Разума в единичном индивиде. И реализуется это противоречие в момент, когда его индивидуальное эмпирическое сознание трансцендирует, переходит границы между субъективным и особенным, то есть в форме потенциальной бесконечности. С.Л. Рубинштейн в работе «Человек и Мир» описывает эту бесконечность так: «Человек. есть часть бытия, конечное сущее, которое является зеркалом Вселенной, всего бытия; он - реальность, в которой представлено идеально то, что находится за пределами этой конечности» [12, с. 342].
Как видим, религиозное и философское истолкования сакрального уровня духовности во многом пересекаются. Это восприятие его как абсолютно непостижимого, как реальности бесконечной по отношению к земному, дольнему. Их сближает трансцендентная природа явления, обращение к высшим, непреложным основаниям человеческого бытия, человеколюбию, нравственности. У них общая основа - три общезначимые добродетели - вера, надежда, любовь. Следовательно, постижение духовного и приобретение духовности возможно для каждого свободного духом, чистого сердцем, не отягощенного материальным. Эти сакральные отношения человека к базовым идеям и идеалам сложившейся духовной культуры транслируются из поколения в поколение и являются общечеловеческим достоянием.
Проведенный анализ показал полифункциональное назначение духовности в становлении личности. Духовность представляет собой целостную систему, включающую необходимое число элементов, способных обеспечить ее оптимальную реализацию. Элементы духовности, входящие в структуру человеческой личности, могут сходиться, расходиться, пересекаться в зависимости от конкретной действительности. Сложность структуры этих элементов (систем), независимо от уровня организации, характеризуется упорядоченным взаимодействием ее составляющих, обладающих, в свою очередь, собственной структурой и связанных иерархической зависимостью. Общей чертой всех механизмов, посредством которых осуществляется духовность, является всеобщий характер ее проявления. В конечном итоге духовность как философская категория обладает свойством универсальности, но в то же время она не дается человеку изначально, а приобретается им в результате активного, деятельного отношения к бытию. Не столько общественные условия влияют на формирование личности, сколько человек сам создает свою личность своими деяниями и поступками при условии энергийного отношения к себе и к миру.
Возвращаясь к обозначенному в начале данной работы допущению о триадической организации статической структуры духовности, следует согласиться с заявленным предположением. Духовность в бытийном процессе социальной и индивидуальной жизни представляет собой не просто ограниченное пространство, ставшее для его субъектов ценностью высшего порядка. Статическую основу этого сложного социокультурного феномена составляет структурная иерархия, включающая социальное, ментальное и сакральное измерения, систему больших и малых смыслов, одинаково многозначимых как для отдельно взятого индивида, так и для общества в целом.
Истинная духовность постепенно возникает в человеке вполне понятным, определенным объяснимым путем и в то же время таинственным, загадочным, мистическим образом. Взращённый в процессе духовности человек становится социальной личностью, самостоятельным, духовно дышащим субъектом, ведущим также и земную реальную жизнь. И каждая такая личность живет, действует и участвует в созидании духовной атмосферы социокультурного пространства (Мира).
В различных сферах жизни человека и общества инвариантно-вариативные комбинации этих уровней, состоящих из множества существенных компонентов, позволяют выявить разнооб-
разные точки их соприкосновения. В таких местах в духовном мире личности соединяются совершенно явные универсальные элементы, ясно видимые с первого взгляда и придающие ему, с одной стороны, структурную устойчивость, определенность, а с другой - безграничную изменчивость внутренних возможностей. Эти возможности расположены за внешними границами, но являются базисными в феномене духовности как целостности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. АйзенкГ.Ю. Структура личности: пер. с англ. СПб.; М., 1999.
2. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самопознание. Пермь, 1990.
3. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. № 6. Т. 12.
4. Арутюнян М.П. «Человек - мир» как исходное мировоззренческое отношение // Человек. Мировоззрение. Культура: сб. науч. трудов / под. ред. М.П. Арутюнян. Хабаровск, 2009.
5. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
6. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.
7. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. № 5.
8. Панова О.Ю. «Homo Dei». «Трансценденция Эго» у Карла Юнга и Франца Кафки // Вестник МГУ. Сер. 9: Филология. 2004. № 1.
9. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М., 2003.
10. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.
11. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.