Научная статья на тему 'Системное обеспечение качества образовательного процесса при подготовке кадров для пищевой промышленности'

Системное обеспечение качества образовательного процесса при подготовке кадров для пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еделев Д.А., Кантере В.М., Матисон В.А., Игнар С.

Рассмотрены критерии, связанные с уровнем и предметной областью обучения, использование таксономии Блумба при формировании компетенции, приведен пример классификации общих компетенций; показаны основные категории ключевых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System Support of Education Quality in Training for the Food Industry

The criteria relating to the level and subject area of training, the use of taxonomy Blumba the formation of competence, is an example of the classification of general competencies, shows the main categories of key competencies.

Текст научной работы на тему «Системное обеспечение качества образовательного процесса при подготовке кадров для пищевой промышленности»

УДК 658.3-057.87:664

Системное обеспечение качества образовательного процесса

при подготовке кадров

для пищевой промышленности

Д.А. Еделев, д-р мед. наук, д-р экон. наук, профессор,

B.М. Кантере, д-р техн. наук, профессор, В.А. Матисон, д-р техн. наук, профессор Московский государственный университет пищевых производств

C. Игнар, доктор, профессор Варшавский университет Наук о жизни

Европейская концепция переноса акцента с преподавателя на студента и оценки качества образования по результатам обучения выработала понятие компетенции, представляющей собой динамичное сочетание знаний, понимания, межличностных, интеллектуальных и практических навыков, в свою очередь подразделяющихся на общие и специфические (профессиональные). Компетенции определяются по результатам обучения, которые являются демонстрацией учащимися своих знаний, понимания и умения. Для определения результатов обучения должны быть сформулированы соответствующие критерии, необходимые для оценки достижения результатов.

Критерии, которые связаны с уровнем и предметной областью обучения, представляют собой описание того, что обучаемый должен уметь делать для того чтобы проде-

Уровни учебных целей Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1. Знание. Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории Воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы

2. Понимание. Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий Объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных

3. Применение. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях Применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях

4. Анализ. Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура Вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных

5. Синтез. Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной Пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи

6. Оценка. Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала Оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности

Ключевые слова: пищевая промышленность; подготовка кадров; образовательный процесс; системное обеспечение качества.

Key words: food industry, staff training, educational process; system quality assurance.

монстрировать, что результаты обучения достигнуты. Например, учащийся должен продемонстрировать: знание и понимание дисциплины; применение знаний на практике; общие и познавательные навыки в области коммуникаций и информатики; самостоятельность и ответственность при работе в команде, в контакте с другими людьми.

Оценка результатов обучения после прохождения модуля или дисциплины представляет собой совокуп-

ность результатов: письменных, устных и практических тестов, экзаменов, курсовых проектов.

Компетенции являются одним из основных элементов при сопоставлении профессиональных профилей и способствуют повышению прозрачности системы образования.

При формировании компетенции можно использовать таксономию Блумма (таблица).

В таксономии Блумма приведены шесть уровней навыков от знаний и понимания до анализа, синтеза и оценки, т. е. до познавательных навыков. На высших уровнях студент должен уметь анализировать, экспериментировать, планировать, формулировать, выносить суждения, оценивать и т.д. Термин «навык» обычно в образовательных программах используется в более узком смысле, чем «компетенция», означая мастерство, умение. Термин «компетенция» - более широкое понятие, включающее способность студента: знать, понимать, действовать и реа-лизовывать свои знания в реальной, жизненной обстановке. Для того чтобы трудоустроиться в соответствии со своими пожеланиями, выпускник вуза должен показать работодателю, что он готов выполнять определенные виды работ без дополнительного обучения, стажировки и т. д. В этой связи во время прохождения обучения по уровням циклов студент развивает свои компетенции, как общие, так и профессиональные, при прохождении соответствующих дисциплин. На рис. 1 приведен один из примеров классификации общих компетенций, предложенных в проекте Тюнинг.

При ориентации на результаты обучения один из важных моментов - проработка преподаваемых дисциплин или модулей, выбор методов оценки результатов, для того чтобы достичь цели - приобретение требуемых компетенций. В этой связи обычно в профессиональном сообществе больше внимания уделяют специфическим компетенциям, направленным на получение профессиональных знаний, умений и навыков. Однако в современном динамично развивающемся обществе также все большее значение приобретают общие компетенции, которые позволяют студентам лучше трудоустроиться и получить возможность для дальнейшего карьерного роста.

Смена парадигмы от преподавания, ориентированного на содержание, к преподаванию, ориентированному на компетенции, значительно повысила роль оценки знаний, умений и навыков.

Развивающийся рынок труда и науки требует регулярного пересмотра компетенций и поддержания соответствия результатов обучения и их оценки, при этом необходимо уделять внимание наддисциплинарным компетенциям, позволяющим выпускникам успешно входить в профессию.

При формировании компетенций следует выбирать формы обучения и критерии оценки, при которых студенты лучше достигают необходимой компетентности, при этом большую помощь оказывает обратная связь с обучающимися.

В приведенной классификации, разработанной в рамках проекта Тюнинг, общие компетенции подразделяются на три группы: инструментальные, межличностные и системные.

К инструментальным относят компетенции, служащие инструментом более широкого использования профессионально-специализированных компетенций для большего проявления:

когнитивных способностей понимания идеи и теории;

методологических способностей для организации условий работы и принятия решений;

технологических способностей использования технических устройств, управления информацией и работы на компьютере;

лингвистические способности в области коммуникаций на родном языке и знания иностранного языка.

К межличностным относят компетенции, определяющие способности: выражения идей и критического оценивания действий;

функционирования в социальной среде;

взаимодействия с другими личностями и работы в команде.

Базой для приобретения системных компетенций служат инструментальные и межличностные компетенции. Системные компетенции определяют способности: к восприимчивости знаний и пониманий; составления комбинаций из частного - целого и видения взаимосвязей частей; к умению планировать изменения для усовершенствования рассматриваемых систем.

В зависимости от контекста некоторые компетенции могут быть универсальными и использоваться как при описании общих, так и профессионально-специализированных компетенций. Например, знание и понимание английского языка служат инструментальными навыками и одновременно профессиональными компетенциями для студентов, специализирующихся в этой области.

Предложенные общие компетенции не одинаково важны для различных профилей образования. Одни могут быть необходимы и значимы для всех видов высшего образования, например, способность к анализу и синтезу, другие имеют частное, специфическое применение. В одной образовательной программе ключевой является компетенция умения работать в команде, в другой упор делается на самостоятельную работу и принятие решений.

Общность ряда компетенций относится и к Дублинским дескрипторам. В основном они определяют области обучения, по которым присваивается определенная степень, но многие дескрипторы могут быть использованы для большинства областей обучения.

В Европейском пространстве высшего образования компетенции могут трактоваться как динамические контрольные параметры, имеющие различную значимость. Компетен-

ции по сравнению со знаниями и познавательными способностями более комплексные, позволяющие студентам лучше ориентироваться в глобальных мировых изменениях социальной среды и технологии на основе значительного повышения объема получаемой информации и резкого увеличения скорости ее получения.

В раках Программы международной оценки компетенций учащихся (Program for International Student Assessment - PISA) был осуществлен проект Определение ключевых компетенций и выбор (Definition and Selection of Competencies - DeSeCo).

В результате выполнения проекта DeSeCo были выделены три категории ключевых компетенций:

интерактивное использование массмедийных и информационных средств и инструментов;

интерактивные действия в гетерогенных группах; самостоятельные действия.

Глобализация экономики и развитие информационных технологий требуют новых знаний и умений для интерактивного использования информационных средств и инструментов для обеспечения активного диалога между индивидуумом и средой. В первой категории ключевых компетенций были выделены три подкатегории.

Подкатегория I-A - способность интерактивного использования языка, символов и текстов - включает способности обучаемого эффективно использовать знания языка, математические способности к счету и другим операциям с целью получения необходимого инструмента для успешной жизни, работы и общения.

Подкатегория I-B - способность к интерактивному использованию знаний и информации - предполагает умение: распознавать и определять неизвестное; идентифицировать и локализовать информацию путем использования информационных ресурсов, в том числе и сети Интернет; оценивать качество, пользу и ценность информации, а также ее источников.

Подкатегория I-С - способность к интерактивному применению технологий - означает взаимодействие с технологиями в повседневной жизни, имея постоянный доступ к большинству источников информации и

возможность обращаться к ним при любой необходимости.

Во второй категории, относящейся к межличностным отношениям между людьми, выделены три подкатегории.

Подкатегория II-A - способность налаживать хорошие и прочные связи с другими людьми - предполагает умение человека хорошо относиться к другим людям, уважать религиозные чувства, культурные традиции, исторический опыт, а также управлять своими эмоциями и ставить себя на место других людей и видеть ситуацию с их точек зрения.

Подкатегория II-B - способность к кооперации - означает умение: генерировать идеи и выслушивать идеи других людей; заключать тактические и длительные соглашения; вести переговоры и принимать решения, учитывающие различные точки зрения.

Подкатегория II-C - способность к предотвращению и разрешению конфликтов - предполагает умение: анализировать причины конфликтов и аргументацию различных сторон; определять точки совпадения и несовпадения интересов различных сторон; выделять приоритеты при разрешении конфликта.

В третьей категории ключевых компетенций, относящейся к способности самостоятельно и эффективно

Рис. 2. Схема процедуры идентификации профессиональных компетенций

участвовать в общественной жизни и способствовать интеграционным процессам в ее сферах, выделены три подкатегории.

Подкатегория III-A - способность к действию в более широком контексте - относится к созданию у студентов умений: соотносить свои действия и решения с создавшейся ситуацией с учетом социального и экономического контекста, установленных норм, а также оценивать последствия своих действий; анализировать различные способы своих действий и выбирать методы с учетом возможных последствий; ориентироваться в поведенческой системе на основе знаний законов и норм, формальных и неформальных правил поведения в обществе, понимания, что свобода действий имеет свои ограничения.

Подкатегория III-B - способность строить личные планы и реализовы-вать их - включает умения: планирования проектов в соответствии с поставленными целями и распределенными приоритетами с оценкой имеющихся и необходимых ресурсов; использования прошлого опыта в планировании и реализации планов; анализа сильных и слабых сторон проекта, угроз и возможностей, хода выполнения проекта и внесения корректив и дополнений.

Подкатегория III-C - способность соблюдать правила и уважать интересы - требует умений: владеть правилами, нормами и основными законами, при помощи которых можно обосновывать свою точку зрения и определять собственные интересы; определять и использовать аргументы при отстаивании своих прав и интересов; вырабатывать согласованные или альтернативные решения.

Достижение квалификационной цели заключается в овладении соответствующими компетенциями при ориентации на результаты обучения. Возможности формирования общих компетенций определяются на основе предшествующего опыта, рекомендаций, полученных из различных организаций, анализа информационных источников, результатов анкетирования.

Более узкой специализированной задачей является идентификация профессиональных компетенций (рис. 2).

Идентификация осуществляется методом самонаблюдения с использованием результатов анкетирования студентов, преподавателей, выпускников и работодателей. Обработанные результаты анкетирования применяются при сравнительном анализе предварительного списка

компетенций, полученного при сборе, анализе и структурировании информации в данной области знаний по отношению к рассматриваемому модулю или дисциплине.

При выработке профессиональных компетенций учитываются ограничения: не придавать компетенциям слишком универсального характера, вырабатывать их в узком специальном смысле; не применять одинаковый подход при определении компетенций для различных модулей или дисциплин; не использовать поверхностный подход, имеющий характер «отписки»; учитывать, что для студентов компетенции имеют ключевое значение как результат определенного этапа обучения, так и получения знаний, умений и навыков для дальнейшего трудоустройства.

Разработка профессиональных профилей и развитие требуемых компетенций способствуют повышению качества образования, обеспечивая их прозрачность и качество и хорошо вписываясь в парадигму системы высшего образования. Вопросы оценки, связанные с результатами обучения, требуют еще большей проработки и обсуждения. Оценка соответствия компетенциям связана, в первую очередь, с самооценкой выпускников и мнением работодателей. Компетенции должны стать контрольными параметрами для разработки и оценки образовательных программ, но ни в коем случае не должны ограничивать действий работников.

Компетенции в высшем образовании служат инструментом качества, которое обеспечивается разными путями.

Европейская ассоциация по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA) по случаю конференции министров высшего образования в Левене/Лувен-ла-Нев опубликовала в марте 2009 г. программный документ ENQA по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования, в котором приведены принципы и приоритеты работы на ближайшие годы:

ENQA придерживается принципа разнообразия европейского высшего образования, различия в подходах к улучшению, способам измерения и обеспечения качества на основе национального контекста при неприемлемости единообразия и предписания в подходах к критериям и гарантиям качества в высшем образовании;

ENQA не разделяет мнения по созданию унифицированного механизма обеспечения качества, но, признавая ценность разнообразия

национальных систем обеспечения качества, способствует гармонизации и конвергенции процессов обеспечения качества, базирующихся на общих принципах;

Европейские стандарты и руководящие принципы обеспечения качества в высшем образовании (ESQ) являются общей рамкой гарантии качества в ЕНЕА при признании первенства национальных систем высшего образования и важности автономии учебных заведений и агентств внутри этих систем;

Европейское измерение гарантий качества, способствующее взаимному доверию и улучшению транспарентности, обеспечивается внешней оценкой агентств обеспечения качества, предусмотренной ESQ и являющейся основной задачей для Европейского регистра агентств качества для высшего образования (EQAR) при автономии агентств в рамках национальных систем высшего образования;

внутреннее обеспечение качества - обязанность высших учебных заведений, а внешнее обеспечение качества позволяет ознакомить общественность с отчетами высших учебных заведений и одновременно играет независимую и активную роль в развитии качества в вузах;

ENQA признает, что связь между обучением и наукой является решающей для высшего образования и что она может принимать различные формы, исходя из миссии и особенностей высших учебных заведений;

внутренние и внешние процессы обеспечения качества должны взаимно поддерживать друг друга и содействовать развитию культуры качества внутри вузов, созданию и освоению согласованных и интегрированных национальных систем гарантии качества;

различные национальные законодательства обусловливают различия в подходах к построению национальных систем обеспечения качества на основе принципов ESQ;

цели в части обеспечения качества в высшем образовании должны определять способы изучения, методологии и процедуры обучения, что служит базисом в европейской интерпретации гарантии качества;

ENQA содействует кооперации между агентствами по обеспечению качества;

ENQA осознает, что помимо агентств обеспечения качества, поставляющих лишь часть информации, постоянно растет число источников информации по высшему образованию и увеличивается количество рейтинговых схем;

При формировании компетенций следует выбирать формы обучения и критерии оценки, при которых студенты лучше достигают необходимой компетентности.

ENQA утверждает, что для развития доверия всякая деятельность, связанная с получением и распространением информации о высшем образовании, должна иметь ясные цели и методологию, в частности это касается: информации, рекомендаций или результатов аккредитации, используемых руководителями, на которых возложена выработка политики в сфере высшего образования; информационной и другой помощи, предназначенной для студентов; сравнений и рейтингов, разрабатываемых для целей внешней коммуникации;

независимо от организации национальной системы отношения между агентствами обеспечения качества и руководящими органами должны базироваться на ясном распределении ролей и ответственности на основе соблюдения институциональной автономии и независимости агентств;

для построения конкурентоспособного на глобальном уровне европейского высшего образования все партнеры (вузы, студенты, агентства и другие заинтересованные стороны) должны вести постоянный диалог.

Учитывая меняющуюся роль высшего образования на национальном, европейском и мировом уровне, ENQA определило приоритеты будущего развития EHEA:

прояснение и интерпретация стандартов и принципов ESQ;

развитие и интенсификация отношений агентств обеспечения качества в EHEA;

сосредоточение большего внимания на квалификационных рамках и ожидаемых результатах обучения с учетом признания предыдущего обучения;

развитие интернационализации и мобильности в EHEA при уделении особого внимания проблеме транснационального предложения обучения на основе обеспечения качества в международных программах;

ENQA приветствует «Хартию непрерывного образования» Европейской Ассоциации Университетов (EUA) и выражает интерес в ее развитии и внедрении через изучение возможных способов обеспечения

Компетенции должны стать контрольными параметрами для разработки и оценки образовательных программ, но ни в коем случае не должны ограничивать действий работников.

гарантий качества образования в течение всей жизни;

ENQA будет уделять внимание вопросу получения студентами и другими партнерами детальной информации об отдельных программах подготовки в высших учебных заведениях и стремиться выявить различные способы помощи агентствам в возможностях удовлетворения спроса на информацию;

ENQA продолжит работу по непрерывному обучению персонала агентств-членов и в целом специалистов, занятых обеспечением качества образования;

ENQA будет наращивать усилия в области внешнего обеспечения каче-

ства в направлении улучшения понимания всеми партнерами и заинтересованными сторонами различных сторон деятельности адекватных механизмов обеспечения качества и действенности полученных результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Еделев, Д.А. Международный опыт совершенствования подготовки специалистов пищевой промышленности: реформы и перспективы/Д.А. Еделев, В.М. Кантере, В.А. Матисон// Пищевая промышленность. - 2012. -№ 7. - С. 34-36.

2. Модернизация системы высшего образования в России. Подготовка кадров для предприятий пищевой промышленности/Д.А. Еделев [и др.]//Пищевая промышленность. -2012. - № 12. - С. 38-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Система подготовки кадров высшей квалификации для пищевой отрасли на основе рамок квалифи-каций/Д.А. Еделев [и др.]//Пищевая промышленность. - 2013. - № 1. - С. 26- 30.

4. Болонский процесс. Результаты обучения и компетентностный под-

ход (Книга-приложение 1)/Под на-учн. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 536 с.

5. Болонский процесс. Европейские и национальные структуры квалификаций (Книга-приложение 2)/ Под научн. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 220 с.

6. Болонский процесс в России -

2008. http://www.twirpx.com/file/ 59823

7. Олейникова, О.Н. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда/О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, М. Коулз. -М.: РИО ТК им. А. Н. Коняева,

2009. - 115 с.

8. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: Методическое пособие/М.В. Привезенцев, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева и др. -М.: Альфа-М, 2007. - 160 с.

9. http://www.hrk.de/de/projekte_ иг^_тШа^уеп/121_4647.р1"|р

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.