Научная статья на тему 'Системное мышление как компетенция'

Системное мышление как компетенция Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
3115
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ / SYSTEM THINKING / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COGNITIVE COMPETENCE / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / ТРИЗ / TRIZ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ковалев Глеб Олегович

Задача данной статьи интегрировать научные знания о системном мышлении, описанные в трудах различных авторов, в единую концепцию, которая позволит нам рассматривать системное мышление как познавательную компетенцию. Такой подход позволил нам описать три уровня компетенции системного мышления и рассматривать их как набор конкретных навыков, объединённых задачами, свойственными различным уровням владения системой, что в дальнейшем поможет определить способы развития и измерения способности системного мышления человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ковалев Глеб Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системное мышление как компетенция»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК КОМПЕТЕНЦИЯ Ковалев Г.О. Email: Kovalev633@scientifictext.ru

Ковалев Глеб Олегович - студент магистратуры, направление: психология, кафедра психологии развития, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева,

г. Самара

Аннотация: задача данной статьи - интегрировать научные знания о системном мышлении, описанные в трудах различных авторов, в единую концепцию, которая позволит нам рассматривать системное мышление как познавательную компетенцию. Такой подход позволил нам описать три уровня компетенции системного мышления и рассматривать их как набор конкретных навыков, объединённых задачами, свойственными различным уровням владения системой, что в дальнейшем поможет определить способы развития и измерения способности системного мышления человека.

Ключевые слова: системное мышление, познавательная компетенция, компетенция, системный подход, ТРИЗ.

SYSTEM THINKING AS COMPETENCE Kovalev G.O.

Kovalev Gleb Olegovich - Graduate Student in Psychology, DEPARTMENT OF DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY, FEDERAL STATE AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION SAMARA NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY NAMED AFTER ACADEMICIAN S.P. KOROLEV,

SAMARA

Abstract: the task of this article is to integrate scientific knowledge about system thinking, described in the works of various authors, into a single concept that will allow us to consider systemic thinking as cognitive competence. This approach allowed us to describe the three levels of competence of system thinking and treat them as a set of specific skills combined with tasks inherent in different levels, ownership of the system, which in the future will help determine the ways of developing and measuring the ability of human systems thinking.

Keywords: system thinking, cognitive competence, competence, system approach, TRIZ.

УДК 159.95

О СИСТЕМНОМ МЫШЛЕНИИ.

Системное мышление как методология научного познания было сформировано в течение XX века и берет свое начало в практической деятельности на базе система динамической концепции [9], [10]. На сегодняшний день многие авторы дали свое определение системному мышлению, делая акцент на различных его механизмах. Большинство определений характеризуют системное мышление как эффективный способ познания, особенно выделяя его прогностические преимущества и специфику целостного, динамического восприятия систем [3], [2], [9], [10]. Эффективность системного мышления в познавательной деятельности обусловлена тем, что все окружающие нас системы, с точки зрения системного подхода, обладают схожими свойствами [8]. Среди этих свойств выделяют петли обратных связей, ортогональность и жизненный цикл [7].

СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ: ТЕХНОЛОГИЯ ИЛИ ЛИЧНОЕ КАЧЕСТВО?

В теории решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера мы видим технологию, которая работает по принципам, схожим с принципами СМ. Однако знание этой технологии не делает из пользователя успешного изобретателя, но помогает развить в себе качества, необходимые для этого, путем практического применения технологии ТРИЗ [1].

В исследовании Орит Бен-Цви Ассараф выделено два фактора, влияющих на умение учеников решать задачи, требующие применения системного мышления. Первым фактором являются «индивидуальные познавательные способности учащихся», а вторым - «степень участия в интеграции знаний» [14].

Это означает, что навыки системного мышления не ограничены индивидуальными познавательными способностями личности, но базируются на них и могут быть дополнены специальными когнитивными и профессиональными компетенциями [4], [6]. Таким образом, системное мышление - это синтез личностных качеств и конкретных навыков.

КАКИЕ НАВЫКИ И КАЧЕСТВА ФОРМИРУЮТ СИСЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ?

В современной литературе приводится много примеров того какими качествами и умениями должен обладать системный мыслитель [13]. Системный мыслитель это тот, кто использует техники системного мышления [9].

Д. Капра выделил 14 привычек, необходимых для эффективной работы с системами [5]. Б. Ричмонд описал семь важных умений системного мышления [13]. Сенге выделил системные принципы, правила, по которым строится системное мышление [15]. Орит Бен-Цви Ассараф в своем исследовании выделяет когнитивные компоненты системного мышления [14]. Среди этих привычек, умений, правил и компонентов мы выделили группы, которые, по нашему мнению, можно отнести к различным компетенциям [4], [12].

Все эти привычки, навыки и умения отражают различные стороны системного мышления и являются различными элементами, связанными друг с другом и образующими несколько уровней компетенции системного мышления [12].

Капра Ассараф Ричмонд Сенге

Стремление Способность Динамическое Сегодняшние

воспринимать общую идентифицировать мышление - проблемы есть

картину. компоненты системы. видение порождение

целостного вчерашних

Учет изменения Способность паттерна «решений»

элементов с течением идентифицировать поведения

времени. процессы системы. системы. Сила действия

равна силе

Признание влияния Способность Цикличность противодействия.

структуры системы, на идентифицировать мышления — это

ее поведение. отношения между умение видеть Поведение сначала

отдельными петли обратной улучшается и

Цикличная структура компонентами. связи. только потом

сложных причинно- делается хуже.

следственных связей. Способность Обобщенное

идентифицировать мышление — Легкий выход

Намеренное создание динамические способность обычно приводит

связей в системе для отношения между видеть за нас назад.

большего ее компонентами событием и

понимания. системы явлениями Бывает, что

формирующие их лекарство горче

Направление на Способность силы. болезни.

понимание устройства понимать

системы. цикличность Структурное Быстрее — значит

системы. мышление — это медленнее.

«Проверка умение видеть

поверхности» лестница Способность элементы системы Причины и

допущений в организовывать и быть способным следствия

отклонении поведения компоненты и ее применить, разделены во

системы. размещать их в зарисовать в виде времени и в

рамках сети таблицы. пространстве.

Терпение, избегание отношений.

поспешных решений. Операциональное Результаты малых

Способность делать мышление — изменений могут

Учитывать влияние обобщение. умение видеть и быть очень

ментальных моделей. анализировать, значительными, но

Способность как на самом деле трудно найти

Использовать рычаги. выявлять скрытые работает система. подходящий

компоненты системы. объект для

Учитывает Континуальное воздействия.

перспективы и Способность мышление —

непредвиденные воспринимать способность Можно и иметь

результаты действий. систему в рамках прогнозировать не пирог и есть его -

времени. только основные, но не

Обращать внимание на но и одновременно.

скопления ресурсов и Способность делать промежуточные

скорость их изменений. прогнозы. результаты. Разделив слона вы

не получите двух

Учитывать временные Способность к Научное маленьких слонов.

задержки при изучении ретроспекции мышление — для

причинно- системы. Б. Ричмонда это Винить некого.

следственных связей. умение строить и

проверять

Необходимо гипотезы.

периодически, каждый

цикл, проверять работу

системы по

достижению цели.

СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК КОМПЕТЕНЦИЯ.

Мы рассматриваем системное мышление как компетенцию потому, что оно обладают признаками компетенции. Оно ставят определенные рабочие задачи и предполагают конкретные результаты, они формируют определенный тип деятельности и поведения [12].

Компетенция «Системное мышление» - это умение анализировать систему (выделять компоненты и связи между ними), предсказывать ее поведение (моделировать ситуации и проверять теории) и управлять (размещать связи и компоненты внутри сети системы) ею, используя принципы системного подхода, учитывая петли обратных связей и общую динамику системы.

Проанализировав элементы компетенции «Системное мышление», мы выделили три основных уровня:

1. Уровень восприятия системы,

2. Уровень описания системы,

3. Уровень управления системой.

Данные уровни находятся в строгой последовательности, так как без одного из них невозможно эффективное использование последующего. Таким образом, получается уровневая система, по которой может быть оценено развитие компетенции системного мышления [12].

Далее мы разместили уже известные нам принципы [15], умения [13], привычки [5] и компоненты [14] системного мышления по выделенным нами уровням компетенции.

УРОВЕНЬ «ВОСПРИЯТИЕ СИСТЕМЫ»

Уровень «Восприятия системы» формирует целостное представление о системе и позволяет прогнозировать ее поведение благодаря правильной идентификации связей и отношений компонентов системы с учетом петель обратной связи и своевременной оценки результатов работы системы, ресурсов и внешних воздействий.

Уровень «восприятия системы» имеет наиболее широкий спектр умений, так как является базовым. Без правильного восприятия системы невозможно составить правильную схему работы системы и подсчитать эффективность. Управление системой без ее восприятия может объясняться неосознанным научением методом проб и ошибок, но такую компетенцию нельзя будет считать системной, так как такой опыт управления не может быть эффективно перенесен на другую систему. Сам уровень «восприятия системы» может существовать сам по себе и помогать владельцу в организации познавательной деятельности и решении не сложных системных задач.

Таблица 2. Компоненты уровня «Восприятие системы»

Учитывать влияние Прослеживать

Видеть связи, компоненты и динамику. Сюда же можно отнести видение ресурсов и восприятие системы как целостной структуры времени, контролировать жизненный цикл системы и своевременность связей петли обратной связи. Находить, анализировать и характеризо-

и циклов вать их

Способность идентифицировать процессы Способность Способность

системы. (Ассараф) воспринимать систему в понимать

рамках времени. цикличность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Способность идентифицировать (Ассараф) системы.

отношения между отдельными (Ассараф)

компонентами. (Ассараф) Способность делать

прогнозы. (Ассараф) Цикличная

Способность идентифицировать структура

динамические взаимодействия между Способность к сложных

компонентами системы. (Ассараф) ретроспекции системы. причинно-

(Ассараф) следственных

Способность выявлять скрытые связей. (Капра)

компоненты системы. (Ассараф) Учет изменения

элементов с течением Цикличность

Стремление воспринимать общую времени. (Капра) мышления —

картину. (Капра) это умение

Учитывать временные видеть петли

Обращать внимание на скопления задержки при изучении обратной связи.

ресурсов и скорость их изменений. (Капра) причинно-следственных связей. (Капра) (Ричмонд)

Учитывать влияние ментальных моделей. Сегодняшние

(Капра) Необходимо проблемы есть

периодически, каждый порождение

Динамическое мышление - видение цикл, проверять работу вчерашних

целостного паттерна поведения системы. системы по достижению «решений»

(Ричмонд) цели. (Капра) - в данном контексте означает (Сенге)

Обобщенное мышление — способность отслеживание

видеть за событием и явлениями прохождения жизненных

формирующие их силы. (Ричмонд) циклов и периодов работы.

Операциональное мышление — умение

видеть и анализировать, как на самом деле Континуальное мышление

работает система. (Ричмонд) - навык — способность

необходим для понимания устройства прогнозировать не только

связей. основные, но и промежуточные

Разделив слона вы не получите двух результаты. (Ричмонд)

маленьких слонов. (Сенге) - части

системы не работают как целая система Причины и следствия

(принцип синергии) разделены во времени и в пространстве (Сенге)

Винить некого (Сенге)

УРОВЕНЬ «ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ»

Уровень «Описание системы» или «Интериоризация системы» позволяет упростить и опредметить данные о системе, делая их более наглядными и понятными, без потери информативности и эффективности собранных данных. Позволяет эффективно моделировать события и наблюдать новые механизмы, которые были скрыты обилием деталей.

Таблица 3. Компоненты уровня «описание системы»

Умение эффективно Уметь читать и

Уметь упрощать реальную модель до моделировать работу анализировать

понятного, наглядного уровня. системы в таблицах, модели систем

правилах и т.п. других авторов.

Способность делать обобщение. Способность делать Обобщенное

(Ассараф) прогнозы. (Ассараф) - в мышление —

данном контексте способность

Обращать внимание на скопления прогнозирование является видеть за

ресурсов и скорость их изменений. разработкой плана событием и

(Капра) - в данном контексте это умение действий. явлениями

отображать динамику ресурсов в схемах. формирующие их

Способность к силы. (Ричмонд) -

Операциональное мышление — умение ретроспекции системы. необходимый для

видеть и анализировать, как на самом (Ассараф) - На данном анализа навык

деле работает система. (Ричмонд) - в этапе ретроспекция позволяющий

данном контексте этот навык можно является анализом более глубоко

характеризовать, как способность проделанной работы и проникнуть

записывать процессы. результатов для поиска устройство схемы

связей. системы, не

Структурное мышление — это умение разрушая ее

видеть элементы системы и быть Научное мышление — для упрощенных

способным ее применить, зарисовать в Б. Ричмонда, это умение принципов.

виде таблицы. (Ричмонд) строить и проверять гипотезы. (Ричмонд)

Уровень «описания системы» раскрыт авторами не так сильно как восприятие и управление, но отдельные авторы подчеркивают его важность, так например О'Коннор пишет, что человек, неспособный записать систему в виде таблицы, не может эффективно воспринимать систему [9]. В целом это утверждение верно для сложных систем, которые имеют множество не очевидных связей, раскрытие которых возможно при составлении карты системы. Одна из главных задач данного этапа - это упростить образ системы до наглядного уровня, это позволяет эффективнее прогнозировать ее поведение. Второстепенная задача данного этапа - это научить считывать схемы и научить разбираться в них. Обычно нас учат читать схемы, а не создавать их, так как зачастую этого достаточно для работы в команде, где есть специалист, создающий схемы системы.

УРОВЕНЬ «УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ»

Уровень «Управления системой» позволяет эффективно влиять на поведение системы благодаря глубокому пониманию ее истинного устройства, иерархии, потребностей, целей и задач. Способности правильно организовывать связи и размещать компоненты внутри системы с минимальными потерями.

Умение создавать новые связи и компоненты.

Применение

рычагов, управление системой по средствам самой системы.

Контроль поведения системы. Ускорение, замедление, ограничение внутренних процессов.

Способность организовывать компоненты и размещать их в рамках сети отношений. (Ассараф)

Намеренное создание связей в системе для большего ее понимания. (Капра)

Операциональное мышление — умение видеть и анализировать,

как на самом деле работает система. (Ричмонд) - в данном контексте можно трактовать как навык, позволяющий сочетать процессы при встраивании новых элементов.

Обобщенное мышление — способность видеть за событием и явлениями формирующие их силы. (Ричмонд) - В данном контексте можно рассматривать, как способность организовать формирующие силы.

Сила действия равна силе противодействия. _(Сенге)_

Использовать рычаги. (Капра)

Обобщенное мышление — способность

видеть за событием и явлениями формирующие их силы. (Ричмонд) -

В данном контексте можно рассматривать, как способность организовать формирующие силы, рычаги.

Результаты малых изменений могут быть очень значительными, но трудно найти подходящий объект для воздействия.

(Сенге)

«Проверка поверхности» лестница допущений в отклонении поведения системы. (Капра)

Необходимо периодически, каждый цикл, проверять работу системы по достижению цели. (Капра) - в данном контексте это означает регулярную супервизию рабочего процесса.

Терпение, избегание поспешных решений. (Капра)

Быстрее — значит медленнее. (Сенге)

Сила действия равна силе противодействия. (Сенге)

Бывает, что лекарство горче болезни. (Сенге)

Уровень «управление системой» подразумевает набор уже не только системных компетенций, но и управленческих. В русле системного подхода управление происходит по средствам обнаружения наиболее эффективных связей, позволяющих решать проблемы не напрямую с минимальными затратами усилий. В литературе по системному мышлению, это часто называется системой рычага, так как зачастую давление происходит не на сам груз, а на рычаг, грамотно установленный рядом. В системах же зачастую существуют такие рычаги, но обнаружение их требует не развития уровня «восприятия систем», а использование управленческих компетенций, иначе мы рискуем затратить много сил на менее эффективное решение, хотя всегда имели под рукой отличный способ воздействия. Вторым важным способом управления системой является и создание и разрушение имеющихся связей и компонентов, а также вывод и ввод ресурсов. Этот навык имеет большое значение для системного мышления потому, что именно в этом в полной мере проявляется способность системного мыслителя решать задачи системно, так как необходимо предугадать поведение системы при нарушении ее привычного состояния. ВЫВОДЫ.

Системное мышление как явление состоит из двух компонентов личностного потенциала и приобретённых навыков. Если рассматривать системное мышление как компетенцию, то только на уровне «восприятие системы» оно выступает в роли познавательной функции и строится преимущественно на индивидуальных познавательных способностях.

Второй уровень, «описание системы», начинает требовать от пользователя наличие знаний техник системного мышления для более глубокого анализа или наличие опыта решения конкретных задач. Этот уровень уже может решать некоторые несложные задачи и предавать свой опыт восприятия. Решение на этом уровне идет благодаря визуализации системы, в которой поставлена задача, так как правильное построение схемы делает многие решения очевидными, что зачастую подходит в простых задачах.

Третий уровень - «управление системой» - требует специальных профессиональных знаний, связанных с областью, в которой оно применяется. Так, например, для фармацевтического вмешательства необходимо знание фармакологии, а системное мышление, выступает в роли инструмента, помогающего специалисту правильно рассчитать дозу или выбрать наиболее эффективный препарат с учетом индивидуальных особенностей больного.

Таким образом, мы можем говорить, что системное мышление как способ познания - это компетенция, которая может быть сформирована и развита.

Список литературы /References

1. АльтшуллерГ.С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1969 (1-е изд.), 1973 (2-е изд.). 63 с.

2. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — критический обзор. Исследования по общей теории систем // Сборник переводов. Общ. ред. и вст. ст. В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. С. 23-82

3. Медоуз Донелла. Азбука системного мышления. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 343 с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос», 2006. 5 мая.

5. Капра Фритьоф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. Пер. с англ. под ред. В.Г. Трилиса. К.: «София». М.: ИД «София», 2003. 336 с.

6. Кочуровская Е.Н. Формирование мотивационного компонента когнитивной компетентности школьников посредством нестандартных задач // Вестн. Бурят. гос. ун-та, 2009. № 15.

7. Малюта А.Н. Система деятельности. Киев: Наук, думка, 1991. 208 с

8. Норберт Винер. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Советское радио, 1968. 325 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 256 с.

10. Пурдехнад Джон. Что такое «Системное мышление»? // Журнал Проблемы управления в социальных системах «Национальный исследовательский Томский государственный университет», 2012. 62-64 с.

11. Рассел Л. Акофф, Фред И. Эмери. О целеустремленных системах. М.: Советское радио, 1974. 271 с.

12. Уиддет Стив, Холлифорд Сара. Руководство по компетенциям. Пер. с англ. М.: Издательство ГИППО, 2008. 228 с.

13. Barry Richmond. System Dynamics I Systems Thinking: Let's Just Get On With It Delivered at the 1994 International Systems Dynamics Conference in Sterling, Scotland. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:IIwww.webspace.webring.comIpeopleIahI himadri_banerjiIpdfIsysthnk.pdf/ (дата обращения: 08.04.2016).

14. Orit Ben-Zvi Assaraf. Nir Orion Development of System Thinking Skills in the Context of Earth System Education II Journal of research in science teaching. Vol. 42, 2005. № 5. P. 518-560.

15. Senge Peter. The FIFTH DISCIPLINE: The Art and Practice of the Learning Organization. Composed by Max Vasilyev. Kharkov, 2006. 384.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.