Научная статья на тему 'Системное моделирование сферы обслуживания: научный, образовательный, инновационный и культурный аспекты'

Системное моделирование сферы обслуживания: научный, образовательный, инновационный и культурный аспекты Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / НАУЧНАЯ СРЕДА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСКРЕТНО-СОБЫТИЙНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / АГЕНТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / SIMULATION / CULTURAL COMPLEX / SCIENTIFIC ENVIRONMENT / EDUCATION SYSTEM / DISCRETE-EVENT SIMULATION / AGENT-BASED MODELING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Розин Михаил Дмитриевич, Олишевский Даниил Петрович, Олишевская Анна Владимировна

Рассматриваются примеры применения различных парадигм имитационного моделирования при изучении подсистем современного общества, относящихся в том числе к сфере обслуживания таких как культурный комплекс, региональные научная среда, система образования и инноваций. Приведенные модели и результаты исследований показывают, что современные специалисты, изучающие социальные процессы (социологи, конфликтологи, политологи) должны владеть методом имитационного моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Розин Михаил Дмитриевич, Олишевский Даниил Петрович, Олишевская Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System simulation of the service sector: scientific, educational, innovative and cultural aspects

The paper approaches of different paradigms of simulation in the study of subsystems of modern society, including relating to the service sector such as cultural complex, the regional scientific environment, the educational and innovation system. Examples of models appropriate social processes and systems are presented. Concluded that modern experts studying social processes (sociologists, conflict, political scientists) should be able to use the simulation.

Текст научной работы на тему «Системное моделирование сферы обслуживания: научный, образовательный, инновационный и культурный аспекты»

Системное моделирование сферы обслуживания: научный, образовательный, инновационный и культурный аспекты.

М.Д. Розин, Д.П. Олишевский, А.В. Олишевская

Системный подход и имитационное моделирование изначально предназначались для исследования технических систем, но в настоящее время получили широкое применение и при изучении процессов, протекающих в социальных системах.

Цель данной статьи - показать применимость различных парадигм имитационного моделирования при изучении подсистем современного общества, относящихся в том числе к сфере обслуживания - таких как культурный комплекс, региональные научная среда, система образования и инноваций. Общемировая практика показывает, что методология имитационного моделирования давно присутствует в арсенале социолога [1] и опубликовано большое количество работ [2] в которых приведены примеры разработки и практического применения моделей. Технические аспекты применения многоагентного моделирования социальных процессов рассматриваются в [3], в работах [4, 5] показаны модели, используемые в научных исследованиях социологами и конфликтологами.

Основными парадигмами имитационного моделирования на сегодняшний день являются динамические системы, системная динамика, моделирование многоагентных систем и дискретно-событийное имитационное моделирование.

С помощью системно-динамической модели была проанализирована демографическая ситуация (на примере г. Ростов-на-Дону) [6]. Модель наглядно представляет взаимосвязь статистических данных (исходных условий) и тренд развития демографической ситуации. После проведения серии экспериментов с моделью, были получены необходимые данные, которые полностью соответствуют данным прошлых лет и прогнозу

Федеральной службы государственной статистики до 2030 года по численности населения и объема зарегистрированного миграционного прироста населения. Это дает возможность прогнозировать дальнейшую демографическую ситуацию и позволяет предложить эффективные решения по управлению демографической ситуацией в Ростовской области.

Исследования критических социальных поведений было проведено с помощью многоагентного метода [7], при котором строятся модели взаимодействия агентов, характеризующихся проявлением индивидуального поведения в заданной социальной среде, неполной знаний отдельного агента о свойствах среды; потенциальной недетерминированностью среды. Построенная имитационная модель включает сущностей-агентов и внешнюю среду, которая оказывает на индивидуумов (агентов) определенное воздействие (инициируя изменение статуса агента в результате прохождения критической точки в его поведении).

С помощью инструментария имитационного моделирования (на основе дискретно-событийного подхода) AnyLogic 6, были разработаны научно-образовательные модели инфраструктуры науки и образования, инновационной подсистемы и культурного комплекса современного общества.

В качестве примера может быть представлена имитационная модель культурного комплекса города [8]. Модель является комплексной и использует ряд парадигм, т.к. агенты подают культурные запросы (генерируют заявки на обслуживание) посредством взаимодействия с объектами инфраструктуры культуры, а заявки обслуживаются внутри учреждений культуры, определяя их посещаемость (уровень загрузки).

На верхнем уровне модель состоит из агентов, взаимодействующих между собой посредством коммуникаций в окружающей среде и передающих свои запросы в Объекты культурного комплекса. Агенты подразделяются на два вида: Person -пользователь услуг культурного

комплекса и Institution - модельное представление Объекта культурного комплекса. Вид верхнего уровня модели представлен на рис. 1.

Рисунок 1 - Вид окна модели На нижнем уровне модели в рамках дискретно-событийного подхода происходит обслуживание культурных запросов пользователей в объектах типа Institution, которые являются модельным представлением учреждения культурной инфраструктуры.

На построенной модели был проведен эксперимент для исследования возможностей функционирования инфраструктуры культурного комплекса Ростовской области.

Национальность агента, хранимая в переменной nationality, численно закодирована и выбирается случайным образом в диапазоне от 1 до 10. Соотношение культурных мероприятий в зависимости от соответствия национальной или универсальной культуре принято равным 80% к 20%.

Все культурные мероприятия в зависимости от соответствия национальной культуре делятся на два типа:

1. Национальные культурные мероприятия;

2. Универсальные культурные мероприятия;

Численность агентов в эксперименте была выбрана равной 1000 агентов, хотя можно задать и реальное число жителей региона.

Агенты подают культурные запросы на обслуживание и посещение мероприятий в учреждения культуры, количество которых принято равным десяти. В дальнейшем исследовании количество учреждений может быть расширено.

Промежуточные результаты моделирования представлены на рис.2.

Рисунок 2 - Окно эксперимента модели культурного комплекса Исходя из данных полученных в ходе эксперимента, несмотря на разнообразие проходящих культурных мероприятий в городе количество недовольных работой культурной инфраструктуры остается примерно одинаковым - около 16-17% от общего числа жителей, пользующихся услугами культурного комплекса. В соответствии со случайным моментом

модельного времени (рис.2) количество удовлетворенных и нейтрально относящихся к работе культурной инфраструктуры равно 827 (82,7 %), а количество недовольных равно 173 (17,3%).

Следующим примером для иллюстрации возможностей дискретно-событийного моделирования может послужить модель научно-образовательной и инновационной инфраструктуры - модель инсорсинга научно-исследовательских услуг. Описание элементов инфраструктуры приведено в [9, 10]. Исследование возможностей и направлений модернизации инновационной региональной инфраструктуры Юга России, в частности, её важного аспекта инфраструктуры инсорсинга научного оборудования проведено [11].

В ЦКП поступает поток заявок, которые обслуживаются на научном оборудовании, таким образом, ЦКП является системой массового обслуживания и полностью укладывается в парадигму дискретно-событийного моделирования. Формирование сетей постоянных пользователей, как внешних, так и внутренних, генерирующих спрос на наукоёмкие услуги - одна из важных задач для ЦКП. Центры взаимодействуют между собой при организации совместных работ, исследований и с потребителями напрямую или посредством центра инсорсинга.

На верхнем уровне модель состоит из агентов, взаимодействующих между собой посредством коммуникаций в окружающей среде. Агенты - это экземпляры следующих 3 классов активных объектов (см. рис.3):

1) agent - модельное представление ЦКП.

ЦКП конкурируют между собой на рынке наукоемких услуг, оказываемых на имеющемся у них оборудовании. Вместе с тем, каждый ЦКП имеет собственную программу развития, которая ориентирована на запросы потребителей услуг: периодически проводится анализ поступающих заявок, как на одиночные измерения, так и на длительное сотрудничество в научно-исследовательской сфере. В результате таких маркетинговых исследований

ЦКП формирует списки востребованного оборудования и услуг, проводимых на данном оборудовании. В дальнейшем, развитие перечня услуг идет по наиболее перспективным для ЦКП направлениям - под заказы крупных клиентов или долгосрочное сотрудничество на взаимовыгодной основе. Приоритеты для предоставления доступа к оборудованию определяются по следующим направлениям:

- коммерческая весомость заявки - цена, которую клиент согласен заплатить за исследования, а также за ускорение обслуживания;

- время ожидания заявки - период времени, в течение которого для клиента актуально выполнение исследований;

- возможности длительного сотрудничества.

Таким образом, развитие центров проходит по пути улучшения экономических показателей - минимизация потерянных заявок путем управления их приоритетами при обслуживании и закупке востребованного дорогостоящего оборудования.

2) source - пользователи услуг ЦКП.

Пользователи с одной стороны конкурируют за возможность доступа к уникальному научно-исследовательскому оборудованию, которое часто есть в единственном экземпляре в регионе. С другой стороны пользователи задают направление развития научно-инновационной инфраструктуры с помощью запросов на наукоемкие услуги и новые технологии.

3) Insource - моделирует центр инсорсинга, который является агентом взаимодействия между ЦКП и пользователями. Задача центра состоит в оптимизации связей между ЦКП, уменьшении времени установления контактов для проведения совместных исследований. Также центр инсорсинга формирует сеть пользователей научного оборудования и координирует развитие системы научно-инновационной инфраструктуры в целом.

0$ гооЬ Анимация: пеЬиогк_скр

Данная модель позволяет:

- провести исследование социально-экономических процессов протекающих в региональной инновационной инфраструктуре Юга России;

- определить возможность обслуживания потока заявок данной инфраструктурой;

- осуществить прогноз загрузки уникального научного оборудования;

- выявить перспективные направления модернизации материально-технической базы научных исследований и закупки нового оборудования для проведения научно-исследовательских услуг на коммерческой основе.

Таким образом, из вышеуказанного следует, при изучении социальных процессов и систем современные специалисты (социологи, конфликтологи, политологи, культурологи и др.) могут и должны владеть методами имитационного моделирования. Указанные выше материалы используются при подготовке магистров по направлению «Конфлитология» на кафедре моделирования социальных процессов Южного федерального университета [12-14].

Литература:

1. Gilbert, N., Troitzsch, K.G. Simulation for the social scientist [Текст]: Second edition / N. Gilbert, K.G. Troitzsch. - Open University Press, 2005. -312 p.

2. Handbook of Research on Nature-Inspired Computing for Economics and Management [Текст]: Volume 1. - Grenoble Graduate School of Business, 2007. -1066 p.

3. Salamon, T. Design of Agent-Based Models: Developing Computer Simulations for a Better Understanding of Social Processes [Текст] / T. Salamon. - Repin, Czech Republic: Bruckner Publishing, 2011. - 220 p.

4. Клаус, Н.Г., Свечкарев, В.П. Многоагентное моделирование конфликтных ситуаций [Текст]: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012. - 124 с.

5. Тымчук Д.А. Программная среда для обучения многоагентному моделированию NetLogo // Современные информационные технологии в образовании: Южный федеральный округ: Материалы научно-метод.конф., 11-13 мая 2011/Южный федер.ун-тет. - Ростов/Дон: ЮГИНФО, 2011. -С.277-278.

6. Гаврилова, З.П., Свечкарев, В.П. Адаптация модели системной динамики демографической ситуации в Anylogic на примере г. Ростова-на-дону [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2010. №1. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1e2010/171 (доступ свободный) -Загл. с экрана. -Яз. рус.

7. Свечкарев, В.П., Тымчук, Д. А. Многоагентное моделирование критических социальных поведений [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2010. №1. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1e2010/175 (доступ свободный) - Загл. с экрана. -Яз. рус.

8. Олишевский, Д.П. Инфраструктурная модель культурного комплекса [Электронный ресурс]//Инженерный вестник Дона, 2012. №4. - Режим

доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1452 (доступ свободный) -Загл. с экрана. -Яз. рус.

9. Панич, А.Е., Свечкарев, В.П. О развитии функциональности ростовского центра трансфера технологий [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2007. №1. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2007/48 (доступ свободный) -Загл. с экрана. -Яз. рус.

10. Панич, А.Е. Центр коллективного пользования научным оборудованием «Высокие технологии» [Электронный ресурс] / А.Е. Панич, В.П. Свечкарев, Д.П. Олишевский //Инженерный вестник Дона, 2007. №1. -Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2007/40 (доступ свободный) -Загл. с экрана. -Яз. рус.

11. Олишевский, Д.П., Свечкарев, В.П. Имитационное моделирование инфраструктуры инновационной деятельности региона на примере инсорсинга научного оборудования [Электронный ресурс] //Инженерный вестник Дона, 2011. №1. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2011/398(доступ свободный) - Загл. с экрана. -Яз. рус.

12. Свечкарев, В.П., Тарасенко, Л.В. Практика построения междисциплинарных магистерских программ в сфере социологии на основе компьютерных технологий // Современные информационные технологии в образовании: Южный федер. округ: Материалы научно-метод.конф., 11-13 мая 2011, Южный федер.ун-тет. - Ростов/Дон: ЮГИНФО, 2011. - С.251-252.

13. Свечкарев, В.П., Розин, М.Д. Магистерская программа «Системное моделирование и прогнозирование в социально-гуманитарной сфере» // Современные информационные технологии в образовании: Южный федер. округ: Материалы научно-метод.конф., 15-16 апреля 2010, Южный федер.ун-тет. - Ростов/Дон: ЮГИНФО, 2010. - С.288-289.

14. Олишевский, Д.П. Межфакультетский курс «Методы и инструментарий социального моделирования» // Современные

информационные технологии в образовании: Южный федеральный округ: Материалы научно-метод.конф., 11-13 мая 2011, Южный федер.ун-тет. -Ростов/Дон: ЮГИНФО, 2011. - С.210-211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.