Научная статья на тему 'СИСТЕМНО-ВЕКТОРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФИЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ'

СИСТЕМНО-ВЕКТОРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФИЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
926
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VECTOR ORIENTATION OF THE PERSONALITY / PROFILE ORIENTATION / SOCIOTYPES / CHARACTER ACCENTUATIONS / TEMPERAMENT / PROFILING / ВЕКТОРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОФИЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СОЦИОТИПЫ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРОВ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ПРОФАЙЛИНГ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Железная Анна Борисовна, Железный Григорий Леонидович

В статье рассматривается и творчески интерпретируется восьмивекторная теория типирования личности, предложенная Толкачевым В. К., в соотношении с акцентуацией характера, мотивацией и профильной ориентацией. Зигмунд Фрейд обозначил следующие фазы психосексуального развития человека, влияющие на его дальнейшую судьбу: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную. Однако Толкачев В. К. небезосновательно предположил, что и другие вектора несут эротическую нагрузку и влияют на формирование черт личности. По отверстиям на голове были названы следующие векторные психотипы: звуковой (Звездочет), зрительный (Воин), оральный (Шут), обонятельный (Поэт). По отверстиям на теле - следующие: мышечный (Крестьянин), кожный (Торговец), анальный (Ремесленник), уретральный (Вождь). Каждому вектору давалось пространное описание, соответствующее, по мнению автора, положению человека в первобытной стае. Э. Шейн предложил типирование по карьерной направленности человека на менеджмент, стабильность, профессионализм, служение, предпринимательство, вызов, интеграцию стилей жизни, автономию. Изучив доступные литературные источники, авторы статьи приходят к выводу, что каждому вектору соответствует не только определенная акцентуация характера, но и определенная профильная направленность. Следовательно, развивая заложенные в детстве черты личности, максимально раскрывая их положительные стороны, человек сможет успешно двигаться по жизни и полностью реализоваться, самосовершенствуясь в том направление, к которому расположена его душа. Открытие психотипов в организационной психологии, профайлинге и системно-векторном самоанализе дают возможность человеку раскрывать свой творческий потенциал, добиваться успехов в карьере, с легкостью преодолевать трудности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Железная Анна Борисовна, Железный Григорий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНО-ВЕКТОРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФИЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ»

Section 4. Management Psychology

https://doi.org/10.29013/EJEAP-20-2-33-39

Zheleznaya Anna Borisovna, Postgraduate, Moscow City University, Moscow, Russia Federation E-mail: Undina08@inbox.ru Zheleznyy Grigory Leonidovich, Student, The Russian Presidential Academy of national economy and public administration, Moscow, Russian Federation E-mail: Grisha_zh123@mail.ru

SYSTEM-VECTOR PSYCHODIAGNOSTICS IN PROFILE ORIENTATION

Abstract. The article considers and creatively interprets the eight-vector theory of personality typing proposed by V. K. Tolkachev in relation to character accentuation, motivation, and profile orientation. Sigmund Freud identified the following phases of psychosexual development of a person that affect his future destiny: oral, anal, phallic, latent, genital. However, Tolkachev V. K. reasonably suggested that other vectors carry an erotic load and affect the formation of personality traits. The following vector psychotypes were named from the holes on the head: sound (Stargazer), visual (Warrior), oral (Jester), olfactory (Poet). According to the holes on the body-the following: muscular (Peasant), skin (Merchant), anal (Artisan), urethral (Leader). Each vector was given a lengthy description corresponding, in the author's opinion, to the position of man in the primitive pack. E. Shane suggested typing based on a person's career focus on management, stability, professionalism, service, entrepreneurship, challenge, integration of life styles, and autonomy. Having studied the available literature sources, the authors of the article come to the conclusion that each vector corresponds not only to a certain accentuation of the character, but also to a certain profile orientation. Therefore, developing the personality traits inherent in childhood, revealing their positive aspects as much as possible, a person can successfully move through life and fully realize himself, self-improving in the direction to which his soul is located. The discovery of psychotypes in organizational psychology, profiling, and system-vector introspection allow a person to reveal their creative potential, achieve success in their career, and easily overcome difficulties.

Keywords: vector orientation of the personality, profile orientation, sociotypes, character accentuations, temperament, profiling.

Железная Анна Борисовна, Аспирантка, Московский городской педагогический университет,

Российская Федерация, Москва E-mail: Undina08@inbox.ru Железный Григорий Леонидович, Студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

Российская Федерация, Москва E-mail: Grisha_zh123@mail.ru

СИСТЕМНО-ВЕКТОРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФИЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается и творчески интерпретируется восьмивекторная теория типирования личности, предложенная Толкачевым В. К., в соотношении с акцентуацией характера, мотивацией и профильной ориентацией. Зигмунд Фрейд обозначил следующие фазы психосексуального развития человека, влияющие на его дальнейшую судьбу: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную. Однако Толкачев В. К. небезосновательно предположил, что и другие вектора несут эротическую нагрузку и влияют на формирование черт личности. По отверстиям на голове были названы следующие векторные психотипы: звуковой (Звездочет), зрительный (Воин), оральный (Шут), обонятельный (Поэт). По отверстиям на теле - следующие: мышечный (Крестьянин), кожный (Торговец), анальный (Ремесленник), уретральный (Вождь). Каждому вектору давалось пространное описание, соответствующее, по мнению автора, положению человека в первобытной стае. Э. Шейн предложил типирование по карьерной направленности человека на менеджмент, стабильность, профессионализм, служение, предпринимательство, вызов, интеграцию стилей жизни, автономию. Изучив доступные литературные источники, авторы статьи приходят к выводу, что каждому вектору соответствует не только определенная акцентуация характера, но и определенная профильная направленность. Следовательно, развивая заложенные в детстве черты личности, максимально раскрывая их положительные стороны, человек сможет успешно двигаться по жизни и полностью реализоваться, самосовершенствуясь в том направление, к которому расположена его душа. Открытие психотипов в организационной психологии, профайлинге и системно-векторном самоанализе дают возможность человеку раскрывать свой творческий потенциал, добиваться успехов в карьере, с легкостью преодолевать трудности.

Ключевые слова: векторная направленность личности, профильная ориентация, социоти-пы, акцентуации характеров, темперамент, профайлинг.

Введение [2; 3; 12]. В своих работах авторы рассматрива-

В настоящее время большую популярность ют 8 психотипов, в зависимости от векторной на-приобретает учение о векторных психотипах правленности личности:

1. Мышечный вектор, символ прямоугольник;

2. Кожный вектор, символ крест;

3. Анальный вектор, символ квадрат;

4. Уретральный вектор, символ треугольник;

5. Оральный вектор, символ круг;

6. Обонятельный вектор, символ зигзаг;

7. Зрительный вектор, символ овал;

8. Звуковой вектор, символ вогнутая парабола. С 1 по 4 - так называемые нижние вектора,

уровня Б (пространства), с 5 по 8 - верхние вектора, уровня N (времени); вектора 1, 2, 5, 6 - уровня Б (энергии), вектора 3, 4, 7, 8 - уровня Т (информации). Уровень Б предполагает направленность личности на собственные интересы, гедонизм, ир-

рациональность, уровень Т - на общественные интересы, альтруизм, рациональность. Уровень Б предполагает устойчивость, уровень N - подвижность, экстраверсия (Е) - теплоту, интроверсия (I) - холодность. Цветовая маркировка системных видов векторной направленности личности представлена в (таблице 1).

Согласно Толкачеву В. К., обязанности в первобытной стае распределялись в соответствии с личностным и социальным потенциалом: Вождь - уретральник, глашатай - оральник, ночной дозор - звуковик, дневной дозор - зрительник, тайный советник - обонятельник, рабочие - мышечни-ки, снабженцы - кожники, наставники - анальники.

Таблица 1. - Цвета векторов

Экстравертность Вектора Цвет

Экстраверсия (теплота) Уретральный Красный

Кожный Оранжевый

Зрительный Зеленый

Оральный Желтый

Интроверсия (холодность) Анальный Синий

Мышечный Фиолетовый

Звуковой Бирюзовый

О бонятельный Сиреневый

Во время войны войско выстраивалось клином. Впереди уретральный вождь со свитой -оральником, звуковиком, зрительником, обоня-тельником, за ними кожники, потом мышечники, анальники прикрывали тылы.

Развитие общества шло не по кругу, прямой или спирали, а маятникообразно, когда движение к прогрессу сменялось движением к регрессу. Причем в наивысших точках движения к прогрессу или регрессу совершались революции,

Таблица 2.- Соотношение

войны и смены общественно-экономических формаций.

Основная часть

Профайлинг - совокупность методов и методик психологии, позволяющих прогнозировать реакции личности, оценивать мотивы и правдивость сказанных слов, сканировать поведение.

Если выразить вектора через акцентуации характеров, предложенные на сайте «ПРОФАЙЛЕР», то получится следующая картина (таблица 2) [7].

векторов и акцентуаций

Векторная направленность личности Акцентуации характеров

1 2

Мышечный вектор Тревожно-мнительный (астеник)

Кожный вектор Эмотив

1 2

Анальный вектор Депрессивно-печальный (гипотим)

Уретральный вектор Гипертим

Оральный вектор Эпилептоид

Обонятельный вектор Параноял

Зрительный вектор Истероид

Звуковой вектор Шизоид

«Тревожно-мнительный» стремится выполнить работу, которая никому не под силу, «Эмо-тив» учит людей правильной коммуникации и предприимчивости, «Депрессивно-печальный» добивается наивысших результатов в выбранной области, «Гипертим» организовывает коллектив для сверхценных задач, «Эпилептоид» зовет на бой с несовершенством бытия, «Параноял» пытается раскрыть тайны Вселенной, «Истероид» добивается изменения действительности в соответствии с «золотым сечением», «Шизоид» генерирует идеи для развития всего человечества.

Вектора имеют категории пространства (воздуха), времени (воды), энергии (огня), информации (материи) (таблица 3).

Символ пространства - Орел, символ времени - Человек, символ материи - Телец, символ энергии - Лев.

В категорию пространства (Б) входит форма и содержание; в категорию времени (М - будущее и прошлое, в категорию энергии (Б) - объединение и ранжирование; в категорию информации (Т) - общее и частное [15]. Каждый нижний вектор имеет дуальную пару - верхний вектор: мышечный - зрительный, кожный - звуковой, анальный - оральный, уретральный - обонятельный, противоположные по интроверсии (I) - экстраверсии (Е) и пространству (Б) - времени (м).

Таблица 3.- Категориальная направленность векторов

Категории Радикалы Вектора Экстраверсия ф) / Интроверсия (I)

Пространство и SF Мышечный Интроверсия

Энергия Кожный Экстраверсия

Пространство и ST Анальный Интроверсия

Информация Уретральный Экстраверсия

Время и NF Обонятельный Интроверсия

Энергия Оральный Экстраверсия

Время и NT Звуковой Интроверсия

Информация Зрительный Экстраверсия

Современный человек, обычно, имеет 6 векторов, среди которых наиболее выражен один: верхний или нижний. Используя типологию А. Аугустинавичюте, можно через радикалы ин-

троверсии (I) - экстраверсии (Е), сенсорики (Б) -интуиции (N3, логики (Т) - этики (Б) выразить векторную направленность личности (таблица 4)

[1; 4; 11].

Таблица 4.- Выражение векторов через формулы социотипов

Формула Социотип Вектора Темперамент

ШТ Робеспьер/Бальзак Звуковой вектор Меланхолик

ют Есенин/Достоевский Обонятельный вектор Меланхолик

ЕЫТ Дон Кихот/Д. Лондон Зрительный вектор Холерик

ЕЫБ Гамлет/Гексли Оральный вектор Холерик

1БТ Максим/Габен Анальный вектор Флегматик

1ББ Дюма/Драйзер Мышечный вектор Флегматик

ЕБТ Жуков/Штирлиц Уретральный вектор Сангвиник

ЕББ Гюго/Наполеон Кожный вектор Сангвиник

Согласно Э. Шейн, каждый человек склонен ности», «Служению», «Предпринимательству», к одному из восьми видов профессиональных «Автономии», «Интеграции стилей жизни», предпочтений: «Профессионализму», «Стабиль- «Вызову», «Менеджменту» (таблица 5) [14; 6].

Таблица 5.- Векторное соответствие профессиональной направленности личности

Вектора Профессиограмма

Анальный Профессионализм

Мышечный Стабильность

Кожный Служение

Уретральный Предпринимательство

Звуковой Автономия

Обонятельный Интеграция стилей жизни

Оральный Вызов

Зрительный Менеджмент

«Профессионализм» предполагает стремление к достижению высоких результатов, «Стабильность» - исполнительскую деятельность, «Служение» - взаимодействие и постоянную помощь в группе, «Предпринимательство» - расширение социальных контактов и новые начинания, «Автономия» - интеллектуальную активность, «Интеграция стилей жизни» стремится к творчеству, «Вызов» - к профессиональным рискам и экстремальным условиям, «Менеджмент» - к организационной деятельности и принятию оперативных управленческих решений [8]. Совместимость работников в процессе трудовой деятельности имеет биологическую, психологическую и нравственную направленность [13]. Биологическая совместимость предполагает схожесть биополей и аттракцию, психологическая - идейную общность, нравственная - близость моральных принципов. Согласно методике «М-тест» экстраверсия проявляет себя через доминирующие мотивации «Нравственность», «Самореализация», «Репродукция», «Альтруизм», а интроверсия - через мотивации «Защита «Я»», «Самосохранение», «Витальность», «Познание» (таблица 6) [6; 9; 10] и др.

Таблица 6.- Векторные мотивации

Экстравертность Уровни Вектора Мотивации

Экстраверсия EST Уретральный Нравственность

ESF Кожный Альтруизм

ENT Зрительный Самореализация

ENF Оральный Репродукция

Интроверсия IST Анальный Защита «Я»

ISF Мышечный Самосохранение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INT Звуковой Познание

INF О бонятельный Витальность

По набору ценностей внутри каждой мотивации можно судить о профессиональных предпочтениях личности [8] и др. Человек с доминирующей мотивацией «Нравственность» предпочитает профессию в сфере развития общества и человеческих отношений, с мотивацией «Альтруизм» - в сфере разработки промышленных технологий, с мотивацией «Самореализация» - в сфере экономики и менеджмента, с мотивацией «Репродукция» - в сфере познания человека, с мотивацией «Защита «Я»» - в сфере цифровых и телекоммуникационных технологий, с мотивацией «Самосохранения» - в сфере био-

медицины, с мотивацией «Познание» - в сфере познания физических законов мира, с мотивацией «Витальность» - в сфере проблем окружающей среды.

Заключение

Таким образом, рассмотренная в статье взаимосвязь векторной направленности личности с ее карьерными ориентациями, акцентуациями характера и мотивацией поможет психологическим и социологическим службам в кадровой работе по подбору персонала и налаживанию работоспособного взаимодействия коллектива в осуществлении поставленных задач.

Список литературы:

1. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. Соционика, ментология и психология личности.- Киев. МИС, 1994.- № 1.

2. Бородянский М. Официальный сайт. URL: http://www.psy8.ru

3. Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. Системные описания в психологии.- СПб.: Издание Ленинградского университета, 2007.

4. Железная А. Б. Социотипы и эннеатипы в психодиагностике / Этносоциум, 2019.- № 10.- С. 116120.

5. Железная А. Б. Кубическая система координат методики «М-тест» в психодиагностике / А. Б. Железная // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Диалог культур в педагогическом и психологическом континууме» (Магнитогорск, 10. 11. 2019).- Стерлитамак: АМИ, 2019.- С. 27-33.

6. Железная А. Б. Психологические качества школьников в контексте будущих профессиональных предпочтений / Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019.Т 8.- № 4 А.- С. 201-210.

7. ПРОФАИЛЕР. Официальный сайт. URL: https://profailer.com/psikhotipy

8. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Ценностно-смысловая направленность личности обучающихся как фактор развития их личностного потенциала // Системная психология и социология. 2019.- № 4 (32).- С. 5-17.

9. Рыжов Б. Н. Системная психология. Второе издание - М.: Т8. Издательские технологии, 2017.- 356 с.

10. Рыжов Б. Н., Смоловская Л. Б. Методика системной диагностики мотивационно-ценностной сферы личности: М-тест // Системная психология и социология. 2018.- № 4 (28).- С. 26-39.

11. Стратиевская В. Как сделать так, чтобы мы не расставались. Руководство по поиску спутника жизни (соционика).- М.: Изд. Дом МСП, 1997.- 496 с.

12. Толкачев В. К. Роскошь системного самопознания: основы системно-векторного психоанализа. Научно-популярное издание. - СПб.: Академия системного мышления В. К. Толкачева, 2008.- 392 с.

13. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография / Смирнов В. Т., Сошников И. В., Романчин В. И., Скоблякова И. В.; под ред.д.н. э., профессора В. Т. Смирнова.- М.: Машиностроение-1, Орел ГТУ, 2005.- 513 с.

14. Шейн Э. Организационная культура и лидерство.- СПб.: «ПИТЕР», 2008.

15. Юнев В. Онлайн-лекции. URL: https://yadi.sk/d/j7swjDT4OqMm1Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.