морального износа и возможно даже не по рассчитанным нормативам, а исходя из конкретной ситуации, обусловленной развитием производственных сил на современном этапе исторического развития мирового сообщества. Недобросовестность руководства предприятий , их незаинтересованность в завтрашнем дне организации, стремление к сиюминутным выгодам зачастую препятствуют вложениям в реконструкцию и обновление производственного аппарата, причем основная часть внутренних капиталовложений приходится не на покупку нового оборудования, а на реконструкцию старого, что еще в большей мере увеличивает его моральный износ. Ни о какой инновационности здесь уже не может быть и речи.
Кадровые ресурсы предприятия наравне с производственными мощностями являются важным внутренним фактором развития экспортной деятельности. Значение кадрового (трудового) фактора в развитии экспортной деятельности подчеркивается многими исследователями [3, 6]. Именно труд конкретного человека приводит в действие те самые производственные фонды и обеспечивает как непосредственно производство продукции, так и необходимую управленческую и организационную деятельность. Именно умственной и интеллектуальной деятельностью человека создаются необходимые предприятию конкурентные преимущества, те. человеческий фактор определяет и эффективное функционирование производственного аппарата, и введение в действие столь необходимых инноваций, обеспечивающих дальнейшее развитие предприятия и его экспортной деятельности. Инновации, а под ними мы понимаем не только разработку новой продукции или применение новых видов оборудования, но и оригинальные управленческие и организационные решения, ведут в дальнейшем к созданию конкурентных пре-
имуществ предприятия. Базирование конкурентных преимуществ на различиях в природно-климатических и ресурсных условиях страны нахождения хозяйствую -щего субъекта хотя и остается в какой-то мере верным и в определенных случаях экономически оправданным, однако современное промышленное предприятие в состоянии само создавать избыточные факторы производства, основанные на продуктах интеллектуальной деятельности, и экспортировать их. Индустриально развитые страны стремятся экспортировать трудовые факторы производства и в первую очередь продукты интеллектуальной деятельности, воплощенные в разработках новых видов продукции; производство устаревших видов в соответствии с теорией жизненного цикла товара отдается развивающимся странам [5].
Таким образом, основу экономики промышленно развитой страны, каковой без сомнения является и Россия, должно составлять наукоемкое производство, результаты которого поставляются на экспорт Именно такое производство и будет обладать наивысшем потенциалом развития экспортной деятельности.
1. Большой экономический словарь. М.: Фонд «Правовая культура», 1994.
2. Виханский О. С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. М.: Высшая школа, 1994.
3. Волков А.А. Управление внешнеэкономическим комплексом региона. Ижевск, 2004.
4. Инкотермс - 2000. М.: Приор, 2000.
5. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М.: Прогресс, 1992.
6. Ромашов В.М. Совершенствование экспортной политики оборотных отраслей промышленности РФ. М., 2004.
7. Экономика предприятия: учебник для вузов / В.Я. Гор-финкель. М., 1986.
УДК 658.78
СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
В настоящее время повышение эффективности функционирования и организации логистической системы (ЛС) в условиях турбулентной среды становится особенно актуальным, что требует совершенствования информационного обеспечения бизнес-процесса, широкого использования современных средств вычислительной техники и автоматизированных информационных систем для анализа принимаемых решений и прогнозирования развития ЛС.
Информационное обеспечение логистического управления является одной из наиболее важных проблем. Исследование состояния информатизации управленческой деятельности на предприятиях России показывает, что не решены вопросы комплексной автоматизации управленческой деятельности; не в полную меру используются возможности современной вычислительной техники; недостаточен объем капитальных вложений в данную сферу; происходит дублирование информации; отсутствует перспективный анализ при проведении автоматизированных расчетов по управлению производством продукции; слабо проработаны вопросы практического внедрения новых информационных технологий, исполь-
--------------------♦
И.А. Рахманина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инвестиций и менеджмента, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2008. № 3(22)
зования экономико-математических методов и моделей для принятия логистических решений.
Повышение эффективности функционирования и организации логистических информационных систем в условиях рынка приведет к повышению эффективности всей логистической системы в целом, а именно к оптимизации потоковых процессов, уменьшению рисков, повышению рентабельности и конкурентоспособности логистической системы.
Следует отметить, что разработка логистической информационной системы (ЛИС), проектируемой для решения задач логистической системы, должна вестись на основании стратегического решения о развитии, при этом она проектируется во взаимосвязи с реорганизацией бизнес-процессов логистики. При построении ЛИС необходимо соблюдать принцип использования аппаратных и программных модулей.
Систематизация значительного количества публикаций в области информационных систем и технологий в логистике позволяет выделить три подхода к определению контура ЛИС:
- ЛИС является частью корпоративной системы;
- ЛИС - более высокая степень интеграции программных решений и включает в себя корпоративную информационную систему, обеспечивает распределение продукции, закупку сырья и материалов и их транспортировку, что выходит за рамки автоматизированных функций;
- ЛИС - самостоятельная структура, обособленная от других информационных систем.
Появление новых рыночных требований и способность предприятий соответствовать им в большей степени основаны на использовании последних достижений в области информационных технологий, следовательно построение ЛИС совместно с реинжинирингом бизнес-процессов является взаимоопределяющим. Более того, информационные технологии как инструмент для достижения целей управления и информационные технологии как компонент самого управления перекрываются и соединяются. Практически невозможно осуществить реинжиниринг современного предприятия без использования или внедрения информационных технологий, но и внедрение информационных систем без реинжиниринга бизнес-процессов не имеет смысла.
Логистическая система является сложной системой, состоящей из множества элементов с разнообразными связями между ними, в ее рамках реализуется законченное множество динамических процессов. Следует отметить, что основой поддержки процесса управ -ления ЛС является схема, включающая комплексное управление потоковыми процессами.
Модель управления представляет собой формализованное описание объекта управления (логистической системы) в виде системы ресурсных (материально-технических, финансовых, трудовых, информационных) потоков [5]. Модель описывает логистическую систему в пространстве состояний следующим образом. Пусть п параметров логистической системы доступны наблюдению и образуют вектор наблюдений Х. Пусть т параметров логистической системы являются параметрами порядка в соответствии с синергетическим подходом и образуют вектор состояния У. Вектор У может частично или полностью совпадать с вектором X или
полностью отличаться от него. Пусть к параметров логистической системы являются характеристиками уп -равляющего воздействия и образуют вектор управления Z. Сочетание данных векторов {ХУ^} образует модель логистической системы.
Стандартные операции по управлению логистической системой соответственно трансформируются:
1) в моделирование фактического состояния (анализ и оценка деятельности ЛС);
2) в моделирование будущего состояния (требуемые значения параметров ЛС);
3) в разработку и реализацию программы по совершенствованию бизнес-процессов.
Реинжиниринг бизнес-процессов является задачей организационного управления, он нацелен на то, чтобы не только каждое звено логистической системы действовало продуктивно, но и на то, чтобы вся система их взаимодействия была нацелена на получение макси -мального эффекта мультипликации, те. того эффекта, который невозможно получить каждому в отдельности, но реально достичь за счет совместных усилий, организованных оптимальным образом.
В системном подходе управление рассматривается как процесс воздействия управляющих структур на управляемые подсистемы для достижения оптимального функционирования системы в целом, обеспечения оптимального поведения систем. Системно-синергетический подход к управлению информационными процессами в ЛС ведет к повышению степени организованности системы и к снижению энтропии. Следует отметить, что процесс управления подвержен случайным возмущающим воздействиям, зависит от множества внешних и внутренних стохастических факторов. В силу этого управленческий процесс осуществляется вероятностным образом, в интервале возможных направлений управляющих воздействий. Чем шире диапазон значений, которые могут принимать управляющие воздействия, тем эффективнее осуществляется управлении ЛС, которое должно охватывать все критически важные части системы и иметь сильное воздействие на нее. В то же время оно должно быть «незаметным». Такая двойственность отражает тот факт, что управление есть «системный эффект», возникающий в результате взаимодействия отдельных частей сложной системы. Системные исследования показывают, что определяющим условием оптимального поведения сложных, экономических систем является их неравновесная самоорганизация или функциональная устойчивость в неравновесных состояниях. Необходимым условием устойчивого существования сложных систем является равновесное состояние. Неравновесное состояние представляет собой момент перехода, в новое состояние, в котором система приобретает более высокий уровень организации, следовательно система теряет устойчивость и возникают процессы формирования новых структур.
Логистическая система находится во взаимодействии с внешней средой, забирая из среды ряд ресурсов, перерабатывает и поставляет их обратно в виде информации, продукции и услуг Деятельность логистической системы представляет собой согласованный во времени поток различных ресурсов, которые образуют контур с положительными и отрицательными обратными связями.
Синергетический подход дает объяснение процессам неравновесной упорядоченности в сложных системах, выявляет причины структурирования подсистем. В практическом плане синергетический подход позволяет использовать эффективные методики решения актуальных задач в области оптимального управления ЛС [4,3]. Анализ неравновесных состояний показывает, что управляющие информационные воздействия непосредственно не регулируют поведение управляемой системы, а лишь формируют механизм ее самоорганизации и создают необходимые и достаточные условия для перехода систем на новый возможный уровень организации.
Специфика управления заключается в подборе таких воздействий и их параметров так, чтобы выбранная модель поведения и способа организации ЛС после точки фазового перехода была наиболее оптимальна с учетом критериев и целей управления. Методология синергетического управления неравновесными состояниями в сложных системах основана на принципах теории автоматического регулирования как способа самоорганизации, что характеризует способность систем с помощью неэнтропийных процессов восстанавливать и сохранять нормальное состояние или самостоятельно выбирать оптимальное состояние и переходить в него. Авторегуляция приводит к повышению организованности объектов управления в результате отбора оптимальных состояний в процессе эволюционного развития. Это проявляется там, где рост устойчивости и адаптивности к информационной среде связан с возрастанием порядка. В подобных системах для целенаправленного изменения параметров порядка и структуры с целью адаптации к изменяющимся условиям среды необходимо распознавание этих условий с помощью управляющих устройств - адаптивных регуляторов [2, 1, 6].
Синергетический принцип управления сложной системой определяет возможность изменения ее структуры посредством воздействия на параметры порядка, составляющих параметрическое обобщение. В окрестностях точки бифуркации можно вносить управляющие воздействия, изменяя лишь данные параметры. Основная проблема состоит в нахождении параметрического обобщения и подборе управляющих информационных воздействий, которые синтезируются адаптивным регулятором по результатам анализа, параметрического обобщения. Адаптивный регулятор в информационных системах представляет собой программный комплекс. Функциональные возможности данного механизма следует рассматривать при его погружении в концептуально -ориентированную информационную среду. С одной стороны, система адаптивного управления реализует механизм обмена информационными концептами, представленными в виде структурированных знаний между разными группами субъектов процесса управления на концептуальном уровне, с другой - между программными системами и базами данных [6].
В ЛС в процессе ее развития происходит экспоненциальный рост информационных потоков, систем накопления оперативных данных, их обработки, анализа, агрегирования и т.д. Увеличение информационной сложности, в свою очередь, вызывает бифуркационные процессы внутри системы, которые переводят ЛС в со-
стояние диссипативного хаоса, приводят к ликвидации упорядоченности в структуре системы. Двойственный характер информационных взаимодействий предопределяет необходимость реализации механизма дуального адаптивного управления с положительной обратной связью [2,1,6].
Механизм дуального адаптивного управления посредством управляющих информационных взаимодействий компенсирует перевод системы из состояния динамического хаоса в состояние устойчивости. В процессе эволюционного развития любой ЛС механизм дуального управления с помощью информационных взаимодействий стремится к переводу системы из хаотического состояния в состояние порядка. Следует отметить, что результатом применения внешних управляющих информационных воздействий является экспоненциальный рост информационных концептов (в виде документов, приказов, распоряжений, указов, инструкций и т.д.), что приводит в конечном счете к бифуркационному переходу системы в состояние динамического хаоса со множеством траекторий возможного пути эволюции системы [6].
Оптимальное управление сложной системой путем манипулирования ее информационными характеристиками в виртуальной среде в соответствии с системносинергетическим подходом достигается при условии совпадения максимума и минимума целевой функции управления в некоторой точке, в которой информационная среда находится в устойчивом состоянии гомеостатического равновесия [6].
Исследования показали, что определяющим условием оптимального поведения сложных систем является их неравновесная самоорганизация, функциональная устойчивость в неравновесных состояниях. Таким образом, приобретая в новых условиях функционирования устойчивое положение, система проходит свои равновесные состояния на траекториях неравновесной самоорганизации.
В основе системно-синергетического подхода к уп -равлению сложными системами лежит механизм резонансных управляющих информационных воздействий, с помощью чего изменяются параметры порядка, в рамках которых нелинейная система чувствительна к данным воздействиям, согласованным с ее внутренними свойствами. Резонансное воздействие означает, что важна не величина управляющего воздействия, а его правильная организация, т. е. согласованность с ее внутренними качествами и свойствами, являющаяся предпосылкой устойчивого развития ЛС в направлении достижения выдвигаемых целей [6].
Таким образом, для выбора наиболее эффективного пути развития ЛС необходимо управляющим воздействием стимулировать систему что в дальнейшем инициирует самоорганизационные процессы в рассматриваемой ЛС.
Однако следует отметить, что собственно в точке бифуркации судьбу системы часто определяют случайные флуктуации, которые в окрестностях данной точки могут порождать не только самоорганизацию эффективного благоприятного развития ЛС, но и подталки -вать систему к ее деструкции, дезорганизации, к хаосу. Следовательно, возникает необходимость обязательного управления системой в данный момент.
Представляют особый интерес требования к ситуационному управлению в области точки бифуркации, сформулированные А.Г Финогеевым:
1) информационное управляющее воздействие должно резонировать к выигрышному аттрактору;
2) информационное управляющее воздействие должно осуществляться своевременно;
3) при достижении цели управления необходимо опираться на соответствующие группы субъектов управ -ления, которые обеспечат переход на выигрышный аттрактор [6].
Концепция системно-синергетического воздействия отрицает классическое представление об управлении сложными системами, где результат управленческих действий является однозначным и пропорциональным приложенным усилиям. Управленческие усилия направлены на поиск особых точек, где информационное воздействие на ситуацию окажется наиболее эффективным.
Автор предлагает рассмотреть задачу моделирования процесса управления логистической информационной системой с позиций ее максимально эффективного функционирования.
Пусть имеется некоторое управляемое мероприятие (повышение эффективности управления логистической информационной системы), на исход которого логистическая система может в какой-то мере повлиять. Эффективность этого управления характеризуется некоторым критерием оптимальности Рлис, предполагающим количественную оценку. Критерий оптимальности может быть задан либо в виде функции (с помощью одного из способов задания функции), либо (в более сложных случаях) в виде функционала, либо иметь лишь алгоритмическое выражение.
Величина критерия оптимальности зависит от ряда факторов, которые можно разбить на две группы:
1) контролируемые (управляемые) факторы, выбор которых находится в распоряжении логистической системы. Каждый конкретный выбор значений контролируемых факторов представляет собой стратегию логистической системы;
2) неконтролируемые (неуправляемые) факторы, на которые логистическая система влиять не может. В состав неконтролируемых факторов может входить и время, если в операции участвуют динамические объекты, изменяющие свои свойства и поведение во времени.
Неконтролируемые факторы в зависимости от информированности о них исследователя можно разбить на три группы:
1) детерминированные факторы - неслучайные фиксированные факторы, или, иначе - неслучайные величины, значения которых полностью известны до проведения операции;
2) стохастические факторы - случайные фиксированные факторы, или, иначе, случайные величины, и процессы с известными законами распределения;
3) неопределенные факторы, для каждого из которых известна только область возможных значений фактора или область, внутри которой находится закон распределения, если фактор случаен. В последнем случае имеет место неопределенный закон распределения случайного фактора. Значения неопределенных факторов неизвестны логистической системе в момент при-
нятия решения о выборе оптимальной стратегии.
В соответствии с выделенными факторами критерий оптимальности Рлис можно представить в виде зависимости:
Р = Р(Х,.X, X , А, А, А У У, ..,У, Z„ Z,,, Z„ ) (1)
лис ' 1 2’ ’ /' 1 2 ’ р 1 2 ’ д’ 12 ’ Г ' ’
где Х1, ..., Х1 - контролируемые факторы; А1, ..., Ар -неконтролируемые детерминированные факторы;
,Y - неконтролируемые стохастические факторы;
Z1,, ,, - риски. Величины X, А, У, Z в общем случае
могут быть массивами любой размерности: скалярами, векторами, матрицами и т. д.
Величины контролируемых (управляемых) факторов обычно ограничены рядом естественных причин, например ограниченностью располагаемых логистической системой ресурсов. Математически эти ограничения записываются в виде дисциплинирующих условий:
д.. = д, X X , .. X , К ^ .. уу У2 ,,уд,
Zr Z2, ,, Zrr ()&<, =, >} Ь, I 1,1т, (2)
А . - неконтролируемые детерминированные
неконтролируемые стохастиче-
где А1,
факторы; У1, .,Ygi ские факторы; Z, Z - риски.
Условия (2) определяют области QX1, QX2,.., QX( пространства, внутри которых расположены возможные (допустимые) значения контролируемых факторов Х1, X2, ..., Xt. Аналогичным образом могут быть ограничены и области возможных значений неконтролируемых факторов. Обычно предполагается, что эти области известны.
Поскольку критерий оптимальности есть количественная мера степени достижения цели - повышения эффективности функционирования логистической информационной системы, что математически выражается в стремлении к максимально возможном увеличении значения критерия F , что можно записать
“ “ лис ’
в виде:
FnUo max.
Средством достижения этой цели является соответствующий выбор стратегических управлений X Х2 , ..., Xt из областей QX1, QX2,..., QX их допустимых значений.
Таким образом, перед логистической системой стоит задача, которую можно сформулировать следующим образом: при заданных значениях и характеристиках фиксированных неконтролируемых факторов А1, ..., А У1, ■■■Уд, с учетом рисков Z, ..., Zri найти оптимальные значения Х1,..., Х: стратегий управления из областей
Qxi, Q*,,...,
их допустимых значений, которые по
возможности обращали бы в максимум критерий оптимальности Р
лис
Таким образом, рассмотренная задача повышения эффективности функционирования логистической информационной системой требует определить последовательность и время внедрения «тактиче -ских» стратегий при условии получения максимального значения прибыли и равномерного ее распределения по элементарным периодам. Чем выше уровень информационной системы, тем выше эффективность логистической системы, поэтому качество информационной системы позволяет эффективно решать задачи, стоящие перед логистической системой, связанные с усовершенствованием модели ведения бизнеса - бизнеса прибыльного и высокорентабельного , так как лишь это обеспечивает логистической системе высокую финансово-экономическую устойчи -
вость и возможность быстро адаптироваться к условиям рынка.
1. Бершадский А.М., Карпаков С.С., Финогеев А.Г. Инструментальные средства интеллектуальной поддержки синтеза топологии СБИС // Интеллектуальные САПР: Медвед. сб. науч. тр. Таганрог: ТРТИ, 1994. Вып. 4. С. 39 - 42.
2. Бершадский А.М., Карпаков С.С., Финогеев А.Г Подсистема синтеза топологии БИС // Теория и практика построения интеллектуальных интегрированных САПР РЭА и БИС: Тез. докл. Всесоюзн. конф. М.: МАИ, 1989. С. 104 - 106.
3. Колесников А.А. Основы теории синергетического уп-равления. М.: Испо-сервис, 2000.
4. Колесников А.А. Синергетическая теория управления. Таганрог: ТРТУ, 1994.
5. Финогеев А.Г. Информационные модели управления с учетом приоритетов бизнес-процессов // Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации, бизнесе. Прил. к журн. «Открытое образование».
6. Финогеев А.Г. Моделирование и исследование системно-синергетических процессов в информационных средах. Пенза: ПГУ, 2003.
УДК 338.45:621
ПОТРЕБНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
А.Е. Резник,
аспирант кафедры экономики и управления, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2008. № 3(22)
По мнению многих специалистов, наша страна в свое время добилась хороших результатов в осуществлении технического перевооружения различных отраслей машиностроения. Улучшались технико-экономические характеристики выпускаемых и используемых орудий труда. Но поскольку ускоренное развитие научно-технического прогресса в народном хозяйстве и замена действующего оборудования более совершенным являются постоянным процессом, возрастают потребности в современных машинах, средствах механизации и автоматизации и т.д. Выход отечественной экономики из затянувшегося кризисного состояния многократно увеличивает данную потребность. Имеющиеся результаты развития машиностроительного производства явно не позволяют удовлетворить потребности предприятий и сдерживают процесс обновления основных фондов, их техническое перевооружение. Достаточно отметить, что на многих предприятиях в настоящее время ежегодная замена оборудования вообще не производится. На тех же предприятиях, где она все-таки осуществляется, в меру их сил и возможностей замена оборудования, как правило, не превышает 2-3%. Многие же модели машин используются в 4 - 5 раз дольше паспортных сроков службы. Все это является одной из причин отсутствия конкурентных мощностей. По выводам специалистов, средний срок основных видов производственного оборудования, учитывая и капитальные ремонты, превышает 20 лет, в то время как по паспортным данным он не должен превышать 5 - 7 лет
В представленном Ассоциацией менеджеров и журналом «Деньги» по результатам ежеквартальных исследований в 2007 г анализе препятствий для развития российского бизнеса отмечается, что фактор изношенности основных фондов предприятий поднялся с 10-го на 8-е место, набрав 35, 22% (28,3% в предыдущем квартале) [5. С.13].
Наиболее велики неудовлетворенная потребность оборудования для выпуска новейших видов продукции и внедрение прогрессивных технологических процессов. Эксплуатация же устаревшего оборудования сдерживает инновационные процессы на предприятиях машиностроения, их интенсивное развитие и вовлечение в хозяйственный оборот внутрипроизводственных резервов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности продукции и предприятий в целом.
Исследованию широкого спектра теоретико-методологических аспектов проблемы технического перевооружения в экономической литературе уделено достаточно внимания. Многим аспектам данной проблемы посвящены работы Г Александрова, Б. Бенцмана, А. Булкина, В. Васильева, М. Виленского, В. Денисова, Б. Колыванова, В. Красовского, В. Ларина , В. Полторыгина и др. [1 - 4]. Речь идет прежде всего о разработке обоснованной концепции технического перевооружения действующих