УДК 332.145(470.621)
ББК 65.9 (2Ады)
З-35
Зарубин В.И., Доргушаова А.К., МГТУ, г. Майкоп
СИСТЕМНО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ)
В статье рассматриваются вопросы регионального стратегического планирования, приводится анализ результатов реализации программного метода в развитии Республики Адыгея. Предлагается способ совершенствования процесса регионального планирования на основе развития системно-когнитивного подхода.
Практика стратегического регионального планирования в России характеризуется высоким разнообразием применяемых методологических подходов. В отсутствие общепризнанных представлений о целях и принципах, содержании и процедурах стратегического регионального планирования, закрепленных к тому же в общеобязательных нормативно-правовых нормах и положениях, практически в каждом регионе отрабатывается собственный методический подход к разработке планов развития.
Развитие экономики и социальной сферы Республики Адыгея осуществляется в рамках федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации. В 2003 году в республике была разработана и принята «Программа экономического и социального развития РА на 2004-2008 гг.». Главной целью программы является повышение уровня жизни населения Республики Адыгея. Достижение цели предполагало реализацию комплекса задач экономического и нормативно-правового характера, ключевыми из которых являются [6]:
- прирост ВРП темпами, обеспечивающими сокращение отставания от среднероссийского уровня через эффективное использование производственного и природно-ресурсного потенциала региона, развитие малого предпринимательства и пр.;
- опережающий рост собственных доходов бюджета, снижение его дотационно-сти через качественное оздоровление пищевой промышленности, освоение собственного рынка продукцией этой отрасли, развитие туристско-рекреационной отрасли, реализация других программных мероприятий;
- снижение уровня безработицы, в том числе среди сельского населения, как следствие реализации программных мероприятий;
- оздоровление экологической обстановки в зоне влияния Краснодарского водохранилища;
- совершенствование нормативно-правовой базы в рамках реализуемых мероприятий Программы.
Решение региональных проблем в рамках программы базируется на программно-целевом методе с учетом основных направлений Программы социально-экономи-че-ского развития Российской Федерации, прогнозов развития России и Республики Адыгея, а также основных направлений федеральных и республиканских целевых программ и программ отраслевого характера.
По мнению разработчиков программы, ее реализация позволит[6]:
-увеличить ВРП по республике за 2004-2008 годы в 1,9 раза;
-повысить финансовую самообеспеченность региона, доходы бюджета республики возрастут в 1,6 раза;
-создать 10,1 тыс. новых рабочих мест;
-снизить уровень безработицы с 17,7 % до 12,3 % ;
-увеличить долю продовольствия, продаваемого на внутреннем рынке до 30 %.
Заявленные в программе цели и прогнозируемые результаты в целом соответствуют общероссийской концепции социально-экономического развития, представленной В.В. Пу-
тиным, но в гораздо меньшей степени соотносятся с реальным социально-экономическим положением Республики Адыгея. По основным социально-экономическим показателям развития в сравнении с соседними регионами Южного федерального округа Республика Адыгея выглядит не лучшим образом. Необходимо отметить, что по сравнению с Краснодарским краем и Россией в целом Республика Адыгея в расчете на душу населения имеет значительно худшие социально-экономические показатели: высокий уровень безработицы, невысокие доходы населения, низкий показатель ВРП по объемам и в расчете на душу населения.
В структуре ВРП Республики Адыгея наибольший удельный вес занимает производство услуг. В 2005 году этот показатель составил 56,6 %, производство товаров - 38,5 %.
В отраслевом разрезе в структуре ВРП Республики Адыгея наибольший удельный вес (на уровне 15% по итогам 2005 года) занимает торговля и общепит, промышленность, сельское хозяйство.
Таблица 1 - Динамика структуры валового регионального продукта Республики Адыгея за 1995 - 2004г.г. в процентах к предыдущему году
Показатели 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Всего 98,1 83,6 90,9 96,5 105,4 103,6 103,5 105,9
Промышленность 104,3 72,4 94,0 103,6 150,2 112,5 102,1 103,0
Сельское и лесное хозяйство 96,3 91,3 79,7 100,2 87,6 100,1 102,2 102,0
Строительство 59,4 73,3 63,2 105,4 129,7 118,6 85,3 101,3
Транспорт 106,7 105,1 98,4 96,7 96,0 94,1 100,0 100,0
Связь 106,7 91,4 114,6 103,5 112,5 102,5 102,8 101,5
Торговля 93,9 79,0 101,1 92,0 82,9 105,1 103,1 103,1
Другие отрасли 98,3 88,0 160,1 62,5 89,8 94,5 97,6 98,2
За последние годы в экономике республики были достигнуты некоторые положительные результаты, однако они не оказали существенного влияния на рост реальных доходов населения. В расчете на душу населения показатель реальных доходов почти на 55,4 % ниже, чем в среднем по России, и это отставание приобрело устойчивый характер.
В расчете на душу населения валовой региональный продукт составляет 20 %, инвестиции в основной капитал - 34 %, финансовая обеспеченность в расчете на душу населения - 6,5 %, от соответствующих среднероссийских показателей.
Как уже отмечалось, «Программа экономического и социального развития РА на 20042008 гг.» преследует амбициозные цели, в частности удвоение ВРП РА к концу 2008 года. Программа принята кабинетом министров РА и некоторые ее составляющие действительно постепенно реализуются. В разработке программы принимал участие ограниченный круг специалистов, соответствующих министерств и ведомств. Ограниченность инструментарно-мето-дического обеспечения разработчиков программы привела к тому, что большинство показателей, рассчитанных в ней, по существу представляют собой экстраполирование имеющихся тенденций на прогнозируемый период и, скорее всего, никогда не будут достигнуты.
В процессе стратегического выбора региона, необходимо рассмотреть, возможно, большее количество альтернативных путей развития, что, безусловно, позволит в итоге получить наиболее оптимальный вариант. Однако вышеназванная программа, по сути, представляет собой безальтернативный путь социально-экономического развития, который априори принят как оптимальный.
Необходимо отметить, что в рамках программы разработаны так называемые «индикаторы успеха» ее реализации. Они представляют собой ряд макроэкономических показателей, таких как: денежные доходы на душу населения в месяц; реальные доходы на душу населения; доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения; среднемесячная заработная плата; уровень зарегистрированной безработицы; валовой региональный продукт; инве-
стиции в основной капитал; налоговые поступления в бюджеты всех уровней, а также объемные показатели по подпрограммам отраслей экономики.
На наш взгляд, индикаторы, выбранные для оценки, излишне агрегированы, что не позволяет производить оценку на промежуточных этапах реализации программы. Они не учитывают специфики отраслей региональной экономики, отсутствует пороговое значение индикаторов, которое позволило бы контролировать процесс функционирования экономики на каждом из отдельных этапов. В программе четко не определены характеристики способов достижения заявленных индикаторов.
В современных российских экономических условиях имеет место применение отдельных элементов индикативного планирования в виде прогнозов, программ регионального развития, отдельных нормативов и индикаторов. Данный факт подтверждается и рассматриваемой нами Программой экономического и социального развития РА. Однако практика показывает, что участие в подобных программах, разработанных вне рамок системы индикативного планирования, не обеспечивает регионам и предприятиям возможного социально - экономического роста.
Следует напомнить, что в системе индикативного планирования индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться [2]. В отличие от показателя, дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный характер. Индикаторы имеют предельные пороговые (минимальные и максимальные) уровни прибыльности, налоговых ставок, режимов развития многоресурсных систем. Программа развития РА не предусматривает вышеназванные моменты, ограничиваясь лишь единственным значением показателя, определенным экстраполяцией существующих тенденций в экономике региона.
Плановое решение в системе стратегического планирования должно содержать две группы характеристик: желаемых состояний объекта управления в опорных точках (индикаторов); способов достижения этих состояний (регуляторов).
Осуществление влияния на объект управления предполагается при помощи регуляторов. Регулятор является механизмом реакции на значение индикатора. Индикатор представляет собой интегральный показатель (мультипликатор), количественно определяющий качественные характеристики того или иного процесса, состояния.
По степени экономической значимости объекты в региональной экономике делятся на две категории:
- бюджетообразующие, жизнеобеспечивающие, предусматривающие жесткий режим управления через регуляторы;
- менее значимые объекты, для которых система индикаторов и регуляторов действует в отслеживающем режиме.
Особое место занимает определение и использование пороговых значений индикаторов, призванных сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и необходимости изменения стратегии развития объекта, т.е. включение регуляторов [2]: тревоги, экстремального положения, банкротства и т.д.
Внутри предельных границ образуется так называемый коридор - необходимый и достаточный для принятия управленческого решения, но при этом необходимо установление адекватных пороговых значений коридора.
Процесс стратегического управления должен основываться на мониторинге факторных показателей (регуляторов), их анализе с учетом влияния на целевой показатель (индикатор), прогнозе возможных изменений регуляторов, условий развития объекта управления, оценке альтернативных вариантов решения при выборе наиболее эффективных вариантов
Для преодоления сложившегося несоответствия в экономике Республики Адыгея необходим ускоренный экономический рост, максимально эффективное использование имеющегося производственного и сырьевого потенциала. Достижение этой цели возможно при решении ряда проблем в приоритетных отраслях хозяйства республики
на основе использования такого метода регулирования экономики региона, как индикативное планирование в рамках системно-когнитивного подхода.
В самом общем смысле, стратегическое планирование развития экономики региона представляет собой создание модели будущего некого системного объекта. В случае сложных объектов (таких как территориальные образования) эту модель можно представить когнитивной моделью.
Для развития системно-когнитивного подхода к исследованию региональной экономики послужили: теория управления, методы системного анализа и теории принятия решений. В соответствии с системно-когнитивным подходом выявление и решение проблем региональной социально-экономической системы осуществляется на основе внутреннего и внешнего опыта решения аналогичных или подобных проблем в прошлом, опыта специалистов (экспертов), а также других лиц (носителей знаний) и знаний, содержащихся в постоянно накапливаемых и обновляемых из различных источников базах проблемных знаний [3].
Таким образом, системно-когнитивный подход к исследованию экономики региона, основанный на знаниях о проблемах (потенциальных, реальных и других) может быть весьма востребован на различных направлениях современной теоретической и практической научной мысли. Он не только не противоречит уже известным концепциям исследования экономики региона, но способен расширить и усовершенствовать их. Применение современных информационных технологий позволяет говорить о создании мощного инструментария поддержки системно-когнитивного управления региональными социально-экономическими системами [4].
Системно-когнитивный подход к исследованию экономики региона имеет преимущества по сравнению с ситуационным подходом, основанным на знании различных проблемных ситуаций, типичных для управляемого объекта, поскольку последний предполагает высокую повторяемость ситуаций. Однако проблемные ситуации в региональной экономике не повторяются в точности: обнаруживаются новые факторы, которые необходимо учитывать, а значит и новое решение должно быть другим [1].
Реализация системно-когнитивного подхода наглядно продемонстрирована в работе Сапунова А.В. [5]. Автор предлагает в целях совершенствования процесса стратегического планирования двухуровневую модель кластера региональной экономики, которая отражает основные взаимосвязи элементов, входящих в кластер в социально-экономической среде региона. При исследовании распространения процесса возмущений в когнитивной модели автором были определены целевые (физический объем производства, валовой региональный продукт и финансовые ресурсы региона) и управляющие факторы (инвестиции в основной капитал Республики Адыгея). В работе рассмотрено несколько, наиболее характерных для исследуемого регионального кластера, сценариев стратегического развития, которые определяют эффективность региональной экономики в целом.
Однако в вышеназванной модели автор использует ограниченное число индикаторов развития региональной экономики, основным из которых он выделяет валовой региональный продукт. Представляется возможным развитие данных исследований в совокупности с реализацией региональной системы индикаторов, влияние которых на различные подсистемы региона можно определить на основе соответствующих когнитивных моделей.
В связи с вышесказанным особое значение приобретает проблема формирования региональной модели индикативного планирования, ее методологического, методического и информационного обеспечения. В мировой практике большинство теоретических и методических положений индикативного планирования остаются дискуссионными и недостаточно разработанными. Достаточно эффективная реализация системно-когнитивного подхода продемонстрировала его обширный потенциал в региональном стратегическом планировании, а также необходимость развития его составляющих. Необходимо создать отечественную региональную модель индикативного планирования, основой которой является системнокогнитивный подход, прогнозирование и ситуационное моделирование.
Литература
1. Горелова Г.В., Джаримов Н.Х. Региональная система образования, методология комплексных исследований. Майкоп 2002. - 360 с.
2. Петрова М.Н. Индикативное планирование: вопросы теории и методологии. Казань, 2000.
3. Максимов В.И., Корноушенко Е.К. Аналитические основы применения когнитивного подхода при решении слабоструктурированных задач. Труды ИПУ, вып.2, 1998.
4. В.И. Франчук «Основы современной теории социальных проблем», Москва, 2003 год.
5. Сапунов А.В. «Стратегическое управление экономикой региона: механизмы и технологии (на материалах Республики Адыгея)», Майкоп 2006, диссертация - 155 с.
6. «Программа экономического и социального развития Республики Адыгея на 2004-2008 гг.» Майкоп 2004 г.