Научная статья на тему 'Системно-функциональный подход к диагностике причин конфликтов в студенческой среде'

Системно-функциональный подход к диагностике причин конфликтов в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
диагностика / причина / конфликт / функция / поведение / система / модуль
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системно-функциональный подход к диагностике причин конфликтов в студенческой среде»

СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ ПРИЧИН КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Рожков Н.Т. кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра русского языка и педагогики, ФГОУ ВПО «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ-УНПК»

Ключевые слова: диагностика, причина, конфликт, функция, поведение, система, модуль.

Современная педагогика располагает богатым арсеналом знаний в области конфликтологии. В научных трудах педагогов, психологов, социологов раскрываются механизмы возникновения, развития и завершения конфликтных ситуаций между людьми. Изучены факторы, обуславливающие выбор того или иного способа поведения в конфликте. Однако, несмотря на активизацию исследований во многих областях научного знания, педагогическая наука и практика сегодня не уделяет должного внимания изучению причин конфликтного поведения личности. Это касается в первую очередь студенческой молодежи.

Исследование показало, что системно-ролевое изучение причин конфликтного поведения студентов не является достаточным, так как конфликтность личности зависит не только от её ценностных ориентаций и принятия ею социальных норм поведения, но и от её способности регулировать свои действия, акты поведения. Современная теория доказывает, что такая способность прямо зависит от системной ориентировочной основы поведения и деятельности личности, формирование которой является исходной целью воспитания [2, с.32]. Если эта основа не сформирована, то личность испытывает жизненные трудности, которые являются основной причиной конфликтов.

Сущность этой ориентировочной основы и требования к её формированию раскрывает системно-функциональная теория педагогической деятельности [1, с.134-135], согласно которой педагогическая деятельность осуществляется как реализация системы объективных функций и соответствующих им методов: диагностической, целевой ориентации, планирования, организаторской, мобилизационно-побудительной, коммуникативной, формирующей, контрольно-аналитической и оценочной, координации и коррекции, совершенствования. В самовоспитании реализуются аналогичные функции, выступающие как функции самореализации личности - самодиагностики, целевой самоориентации, самопроектирования, самоорганизации, самомобилизации и самокоммуникации, самоформирования, са-

моконтроля, самоанализа и самооценки, самокоррекции, совершенствования. Воспитание совершается как переход педагогических функций в функции самосовершенствования и саморегуляции личности, а её непосредственным результатом выступает ориентировочная основа поведения и деятельности личности, через которую и посредством которой достигаются воспитательные цели. Это отражение объективного факта: деятельности педагога и студентов имеют одну и ту же системно-функциональную природу, они сущностно (органически) связаны и должны совершаться в системно-функциональном взаимодействии, когда педагогические функции перерастают в функции самовоспитания личности. Другими словами, эффект воспитания возникает тогда, когда студент сам себя изучает (самодиагностика), ставит перед собой цели, проектирует свою деятельность, самоорганизует её, побуждает себя на выполнение нужных задач и т.д., то есть превращается в полноценного субъекта этого процесса, саморегулирует свою жизнедеятельность, овладев основами ориентировочного поведения и деятельности.

Системно-функциональная теория педагогической деятельности становится важным ориентиром в решении проблемы диагностики причин конфликтов в студенческой среде, так она указывает и на функции, реализуемые при решении воспитательных задач, и на методы их реализации, и на те функции саморегуляции личности, и на те вероятные причины, которые порождают конфликтность личности, если у неё не сформирована полноценная ориентировочная основа поведения и деятельности. Эти новые знания кардинально меняют представления о процессе воспитания и самовоспитания и создают научный фундамент для решения имеющихся проблем в практике воспитания, в том числе проблемы изучения причин конфликтного поведения личности. С их помощью можно заглянуть в самую суть причин конфликтного поведения человека, так как они в системном виде связаны с его ориентировочной основой поведения и деятельности.

Нет сомнения, что глубинные причины конфликтного поведения личности следует искать в процессе совместной деятельности преподавателя и студента. Эта «совместность» обнаруживает себя в полной мере через понимание синергетической сути педагогического процесса. Объяснение этой сути в синергетической теории воспитания через раскрытие системно-функционального взаимодействия педагога и студента, исходной целью которого является формирование системной ориентировочной основы поведения и деятельности личности, даёт возможность объяснить причины противоречий и трудностей в этом процессе, в том числе в их последствиях - конфликтах.

Основываясь на вышеизложенном, мы построили исследование на системно-функциональном подходе к диагностике причин конфликтов в студенческой среде. Принципиальное значение такого подхода заключается в

следующем. Во-первых, это соединение диагностики и самодиагностики, а во-вторых, это соединение воспитания и самовоспитания. Педагогика всегда стояла на позициях необходимости такого соединения. Ещё в начале 60-х годов Н.И. Болдырев писал, что, «изучая учащихся, нужно строить этот процесс в единстве с воспитывающей деятельностью, так как трудно докопаться до истины без активного влияния на личность». Позже этот постулат получил выражение в принципе моделируемого изучения или, как выразился Ю.К. Бабанский, «создания воспитывающих ситуаций», в которых проявляются актуальные качества личности. Такой подход для изучения студентов явно недостаточен. Всё меняется, если диагностику соединить с самодиагностикой, а, следовательно, воспитание с самовоспитанием, когда студент включится в совместную с педагогом деятельность.

Учитывая все это, мы определили модули содержания диагностики причин конфликтного поведения студентов, обусловленных несформиро-ванностью у них системной ориентировочной основы поведения и деятельности. Каждый модуль такого содержания нуждается в той специфической расшифровке, которая может быть осуществлена преподавателем с учётом конкретных условий воспитания.

Модуль содержания, связанный с самодиагностикой личности. Этот модуль предполагает изучение уровня сформированности и качества самодиагностических действий личности, направленных на самопознание, осуществляемых с помощью соответствующих им методов: самонаблюдение, самоанкетирование, самотестирование и др. Овладение этой функцией имеет исключительное значение, так как оно обеспечивает формирование самодиагностической культуры личности, которая является основой самосовершенствования человека.

Изучение показало, что все педагогически запущенные студенты имеют предельно низкий уровень развития самодиагностической культуры. Показатель этой культуры, выражаемый 1,5 балла (по пятибалльной шкале оценок), имеет то критическое значение, с которым прямо связаны конфликты. Вследствие того, что эта культура связана со всеми социальными ролями, то её изучение с необходимостью должно быть системно -ролевым.

Модуль содержания, связанный с качеством целевой самоориентации личности. Одна из самых сложных задач для человека является выбор и постановка целей и задач жизнедеятельности. Сущность данной функции состоит в готовности и способности личности ставить перед собой наиболее значимые, социально-полезные цели и задачи жизнедеятельности.

Особое значение имеет определение целей и задач самосовершенствования, осуществляемое с помощью методов выбора целей и задач саморазвития, их ранжировки (по значимости), прогнозирования ожидаемых результатов. С овладением этой функцией у студентов формируется культура целевой самоориентации, проявляющаяся в способности личности само-

стоятельно ставить перед собой жизненно важные цели и задачи.

Анализ говорит о том, что педагогически запущенные студенты имеют низкий уровень развития культуры целевой самоориентации, выражаемый 2,4 балла (по пятибалльной шкале оценок), имеет то критическое значение, с которым прямо связаны конфликты.

Модуль содержания, связанный с качеством самопроектирования и самоорганизации личности. Этот модуль охватывает изучение системы действий личности, связанных с планированием и организацией жизнедеятельности. В воспитании данный модуль предполагает выявление уровня развития культуры самопроектирования и самоорганизации личности, от которой прямо зависит саморегуляция и жизнеспособность личности. В свете этих воззрений личность в оптимуме рассматривается как самоорганизующаяся система. В системно-ролевой теории воспитания подчёркивается, что эта самоорганизация берёт свое начало в проективных способностях личности. Эти способности в виде умений помогают предвидеть ход своей жизнедеятельности, предвосхищать результаты своей деятельности, проектировать достижение целей, организовывать себя и условия для этого достижения есть культура самоорганизации человека. При неразвитости этой культуры человек находится во власти стихии, когда он не управляет собой.

Анализ показал, что педагогически запущенные студенты имеют низкий уровень развития культуры самопроектирования и самоорганизации. Показатели развития культуры самопроектирования и самоорганизации, выражаются соответственно 2,2 и 2,1 балла (по пятибалльной шкале оценок), имеют те критические значения, с которыми прямо связаны конфликты.

Модуль содержания, связанный с анализом психологической и коммуникативной культуры личности. Предметом изучения в этом модуле является система самовоспитательных действий личности, которые направлены на регулирование своих психических состояний, на их актуализацию и мобилизацию в соответствии с целями и задачами самосовершенствования, и умения, необходимые для установления оптимальных отношений с другими людьми.

Психологическая функция, а, следовательно, и культура одна из самых сложных, но в тоже время - значимых для реализации поставленных целей и задач жизнедеятельности.

Нет сомнения в том, что к учебной деятельности, как и к любой другой надо быть психологически готовым или предрасположенным. Предрасположенность к определённому виду деятельности протекает в форме установки. Это целостное динамическое состояние индивида, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. Формирование установки - это процесс оценки и переоценки событий и фактов. В этом процессе индивид усваивает

значимые для себя нормы поведения и правила общения с людьми, их взгляды, мнения и убеждения.

Практика педагогической деятельности свидетельствует о том, что одной из основных причин конфликтного поведения студентов, является их низкая культура психической саморегуляции. Около 78 % конфликтов имеют своим основанием низкую культуру психической саморегуляции личности. Следует также учитывать, что около 1/3 студентов, имеющих такой уровень названной культуры, характеризуются нервно-патологическими заболеваниями, которые стали следствием длительного действия нервных расстройств.

Коммуникативная культура личности в этом случае занимает центральное место, так как она определяет возможность её освобождения от нервных недугов психического порядка. Опыт подсказывает, легче всего освободиться от психических недугов тому, кто научится правилам общения, а кто ими владеет, тот имеет лучшую защиту от нервных расстройств. В этом смысле воспитание, ориентированное на формирование этой культуры, создаёт предпосылки для устранения базисных причин конфликтов.

Коммуникативные качества и умения вырабатываются постепенно в процессе повседневного общения студентов с окружающими их людьми. Организовать коллективную деятельность, предоставляющую воспитанникам широкие возможности для общения, - одна из важнейших процессуальных задач педагогов. Эту задачу можно решить только при условии, если между студентами и педагогами установились тесные контакты. Такое встречное усилие характеризуется готовностью студентов к правильному общению, к соблюдению соответствующих требований педагогов.

В тоже время, низкий уровень культуры общения характеризуется следующими показателями: знания о культуре общения отсутствуют; необходимость коммуникативной культуры студентами не осознаётся; понимание культуры общения и смысла коммуникативных качеств неверное; положительные коммуникативные качества не сформированы. Характерными особенностями педагогически запущенных студентов являются: безответственность (80 %); безволие и неисполнительность (70 %); пассивность (64 %); упрямство (65 %); желание обратить на себя внимание, завоевать авторитет (25,4 %); необходимость защитить честь и достоинство (37,7 %); возможность проявить силу, смелость, решительность (9,2 %) и др. Они отличаются жестокостью, злобой, агрессивностью.

Анализ свидетельствует о том, что педагогически запущенные студенты характеризуются низким уровнем развития культуры психической саморегуляции и коммуникативной. Вследствие психологической неустойчивости у них возникают трудности в умении строить свои отношения с окружающими людьми. Показатели развития культуры психической саморегуляции и коммуникативной, выражаются соответственно 1,6 и 1,3

балла (по пятибалльной шкале оценок), имеют те критические значения, с которыми прямо связаны конфликты.

Модуль содержания, связанный с культурой самоформирования личности. Человеку чаще всего мешает его собственная слабость, неспособность сотворить себя таким, чтобы жить полноценно. Поэтому педагогу необходимо в первую очередь понять, в какой мере и как проявляется эта неспособность. Для этого он включает в диагностику всё то, что связано с выявлением трудностей студента в практических действиях по самовоспитанию, направленных на освоение и выполнение объективных социальных ролей, на выработку значимых свойств и качеств в различных видах деятельности с применением методов упражнения, тренировки, испытания, деятельности и поведения по определенным нормам и правилам и т.д.

Эта функция обеспечивает перевод целей и задач воспитания в целевую ориентацию личности. Например, формирование культуры психической саморегуляции студентов в соответствующих видах деятельности (субъект познания и учения, самовоспитания, целеутверждения и др.), становится процессом самоформирования этой культуры, а когда речь идёт о причинах её несформированности и последствиях этого, то педагог выявляет трудности, противоречия в процессе самовоспитания, с которыми связана необеспеченная психическая саморегуляция личности.

Анализ говорит, что у педагогически запущенных студентов несфор-мированы практические умения и навыки самосовершенствования, выражающиеся в низком качестве самовоспитания, в выработке определённых способностей, свойств, привычек, стиля и образа жизни, в преодолении негативных свойств и качеств, что затрудняет возможность успешного достижения жизненных целей. Низкий уровень развития культуры самоформирования, есть следствие несформированности культуры психической саморегуляции и коммуникативной. Показатель развития культуры самоформирования, выражается 1,4 балла (по пятибалльной шкале оценок), имеет то критическое значение, с которым прямо связаны конфликты.

Модуль содержания, связанный с культурой самоконтроля, самоанализа и самооценки. Этот модуль включает изучение действий личности, связанных с контролем, анализом и оценкой своей деятельности, поведения, в том числе, с проверкой качества самосовершенствования, с помощью таких методов, как учёт данных и результатов саморазвития, сравнительный анализ, выявление типичного в поведении и деятельности (в том числе типичных ошибок, трудностей и их причин), обобщения, оценивания и др. Здесь особое значение приобретают те данные диагностики, которые объясняют, почему у студентов возникают трудности в самоконтроле, самоанализе и самооценке и как из-за них возникают конфликтные ситуации. В этой связи, пользуясь перечнем контрольных вопросов, педагог изучает характер этих трудностей по сферам деятельности и социальным ролям, в том числе - в учебной и внеучебной деятельности, в отношениях

со сверстниками, педагогами и родителями, в деятельности по самосовершенствованию, устанавливая дефицитные качества, из-за которых самоконтроль и самооценка становятся необъективными, а самоанализ - недостоверным.

Анализ показал, что характерной особенностью педагогически запущенных студентов является низкий уровень развития умений и навыков самоконтроля, самоанализа, самооценки личности, связанной с проверкой результативности самосовершенствования и его оценки, в том числе конкретных поступков, актов поведения и деятельности, отдельных действий, своих качеств, привычек, черт характера, что вызывает трудности и противоречия во взаимодействии с другими людьми. Показатель развития культуры самоконтроля, самоанализа и самооценки, выражается 1,7 балла (по пятибалльной шкале оценок), имеет то критическое значение, с которым прямо связаны конфликты.

Модуль содержания, связанный с изучением эвристических и корреляционных способностей личности. Жизнедеятельность любого человека протекает в постоянно меняющихся условиях, с учётом которых ему необходимо выбирать тип своего поведения. Такой выбор включает, с одной стороны, корректирование своих планов и действий по уже известным ему нормам и правилам, а с другой - поиск новых решений в нестандартных ситуациях. Его качество зависит от уровня развития коррекционных и творческих (эвристических) способностей личности. Объективный характер этой зависимости определяет реализацию человеком во всех видах деятельности и поведения координационной и эвристической функций [1, с.54-55]. При неразвитости названных способностей человек характеризуется преимущественно стереотипным поведением. Если такие стереотипы основаны на нормах морали и права, то они, как правило, лишь затрудняют принятие новых решений в нестандартных ситуациях, снижают в определённой мере эффективность деятельности. В таких случаях говорят о «костном поведении». Если же стереотипы сформировались на вредных привычках и типах поведения, то они становятся источником для множества жизненных трудностей и связанных с ними конфликтов с окружающими людьми.

Из этого прямо следует вывод, что составной частью обсуждаемой диагностики должно быть выявление уровня развития коррекционных способностей студента, с которыми связана его возможность своевременного исправления допускаемых ошибок, корректирования своих действий и поступков в изменяющихся условиях.

В итоге, анализ свидетельствует о том, что у педагогически запущенных студентов несформированы умения по самокоррекции своих действий, поступков, поведения, деятельности, приводящие к трудностям, противоречиям в отношениях с окружающими их людьми. Показатели развития культуры самокоррекции и эвристической, выражаются соответственно 1,9

и 1,3 балла (по пятибалльной шкале оценок), имеют то критические значение, с которыми прямо связаны конфликты.

Наглядное представление о сформированности ориентировочной основы поведения и деятельности у студентов, склонных к конфликтам, даёт системно-функциональная тестограмма [см. рис.1].

Отсюда, сущность системно-функционального подхода к изучению причин конфликтов в студенческой среде заключается в следующем.

Во-первых, причины конфликтов следует искать в системе «педагог-студент», в их совместной деятельности, потому что любой человек во всех грехах старается обвинить другого только не себя. Такой подход к анализу конфликтов устраняет искусственно созданное противоречие и помогает педагогу включить студента в процесс совместного поиска причин неадекватного поведения.

Во-вторых, в ходе совместной воспитательной деятельности студент начинает осознавать истинные причины своего конфликтного поведения. У него постепенно развиваются способности в умении ставить себя на место других людей, правильно строить отношения с ними.

В-третьих, в процессе реализации системы функций происходит развитие психических процессов личности (внимания, памяти, мышления, воли, воображения и др.). Например, как можно овладеть культурой целевой самоориентации без развитого воображения, или овладеть организационной культурой без силы воли и т.д. В свою очередь, психические процессы влияют на формирование ориентировочной основы поведения и деятельности личности, то есть овладение ею системой представленных функций самовоспитания, а, следовательно, и функций самодиагностики.

В-четвертых, системно-функциональный подход позволяет педагогу оперативно анализировать причины конфликтности студентов, предупреждать их и преодолевать, осуществляя педагогическое регулирование процессом самовоспитания. Как предупреждение, так и преодоление конфликтов связано с овладением студентами ориентировочной основой поведения и деятельности.

В-пятых, системно-функциональный подход к педагогической деятельности и системно-ролевой подход к формированию личности органически взаимосвязаны. Ведь, для реализации той или иной роли, личность должна знать и неуклонно выполнять последовательность своих действий. Имеется в виду то, что системно-функциональная деятельность личности структурно входит в выполняемую ею социальную роль.

Выделенные модули дают педагогу системные ориентиры в изучении причин конфликтного поведения студентов, так как они:

- включают все элементы (функции), объективно присущие педагогической диагностике;

- сочетают в себе диагностику и самодиагностику;

Шкала (баллы) Показатели сформированности ориентировочной основы поведения и деятельности

5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4

3

2

1

0

Рис. 1. Системно-функциональная тестограмма оценки сформированности ориентировочной основы поведения

и деятельности у студентов средней профессиональной школы, склонных к конфликтам Условные обозначения. Под №№ 1, 2, 3 и т.д. указаны функции самодиагностики и самовоспитания.

- представлены в той объективной технологической последовательности, которая присуща в одинаковой мере объективной структуре педагогической деятельности и самосовершенствования личности.

Литература:

1. Таланчук, Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов- новаторов. - М.: «Логос», 1991.

2. Таланчук, Н.М. Воспитание - синергетическая система ориентированного человековедения. Базисная концепция воспитательного процесса в школе. - Казань: «Дом печати», 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.