ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА. 2022. № 3(7). С. 19-25 Pedagogical perspective. 2022; 3(7): 19-25.
Научная статья УДК 373.1
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_19
СИСТЕМНО-ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Е.А. Плосконосова®
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Кемерово, Россия, eap8888@yandex.ru®
Аннотация. Представлен анализ результатов мониторинга цифровизации общеобразовательных организаций Кемеровской области с позиций системно-диалектического подхода, предполагающего рассмотрение условий её развития. Определены основные условия цифровизации, которые могут иметь побочный, «отчуждённый» результат: использование информационно-коммуникационных технологий для организации и управления образовательным процессом в общеобразовательных организациях; владение базовыми навыками их использования руководящими и педагогическими работниками; совершенствование цифровых компетенций педагогических работников; наличие у них документов об окончании курсов повышения квалификации по использованию информационно-коммуникационных технологий; оснащённость общеобразовательных организаций компьютерным оборудованием; наличие широкого спектра цифровых инструментов в профессиональной деятельности руководящих и педагогических работников.
Ключевые слова: общеобразовательная организация, цифровизация, условия цифровизации, системно-диалектический анализ
Для цитирования: Плосконосова Е.А. Системно-диалектический анализ условий цифровизации общеобразовательных организаций Кемеровской области // Педагогическая перспектива. 2022. № 3(7). С. 19-25. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_19
SYSTEMIC-DIALECTICAL ANALYSIS OF THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE KEMEROVSK REGION
E.A. Ploskonosova®
Kuzbass Regional Institute for Advanced Studies and Retraining of Educational Workers, Kemerovo, Russia, eap8888@yandex.ru®
Abstract. An analysis of the results of monitoring the digitalization of educational institutions in the Kemerovo region from the standpoint of a system-dialectical approach, which involves considering the conditions for its development, is provided. The main conditions of digitalization are determined, which may have a side, "alienated" result: the use of information and communication technologies for organizing and managing the educational process in educational institutions; possession of the basic skills of their use by managers and teachers; improving the digital competencies of teaching staff; they have documents confirming the completion of advanced training courses on the use of information and communication technologies; provision of general education organizations with computer equipment; the presence of a wide range of digital tools in the professional activities of managers and teachers.
Keywords: educational organization, digitalization, digitalization conditions, system-dialectical analysis
Плосконосова Е.А. Системно-диалектический Ploskonosova E.A. Systemic-dialectical analysis
анализ условий цифровизации общеобразоват. of the conditions of digitalization of general
организаций Кемеровской области educational organizations in the Kemerovsk region
For citation: Ploskonosova E.A. Systemic-dialectical analysis of the conditions of digitalization of general educational organizations in the Kemerovsk region. Pedagogical perspective. 2022; 3(7): 19-25. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_19 (In Russ.).
В эпоху цифровой трансформации образования существенное значение приобретает оснащённость образовательных организаций современным оборудованием и готовность педагогов и учащихся к его эффективному использованию. Внимание учёных и практиков к этому направлению не ослабевает последние десятилетия. Активно проводятся исследования цифровизации образования в целом [1; 2; 3 и др.], среднего профессионального [4; 5 и др.] и высшего образования [6; 7; 8 и др.], различных аспектов цифровизации общеобразовательных организаций [9; 10; 11 и др.].
Важным направлением является выявление и анализ условий, влияющих на процесс цифровизации. При этом, как показывает практика, их влия-
ние не всегда однозначно, некоторые из них могут создавать побочный эффект, который может оказаться неожиданным, нежелательным и даже противоречащим целевому результату. На наш взгляд, выявление таких условий целесообразно проводить на основе системно-диалектического подхода, согласно которому устойчивое качество развивающегося объекта реализуется на основе взаимодействия полярно противоположных начал и недостижимо на основе одного из них [12].
Проанализируем с этих позиций процесс цифровизации общеобразовательных организаций Кемеровской области, используя данные ежегодных мониторингов с 2016/17 по 2021/22 учебный год [13] (см. таблицу).
Таблица
Показатели цифровизации общеобразовательных организаций Кемеровской области (по состоянию на 1 сентября учебного года)
Показатель Учебный год изменения, в %
2016/17 2021/22
Количество ПК на одну общеобразовательную организацию, ед. 46,00 63,40 37,8
Приобретённые и эксплуатируемые ПК (5 и менее лет назад), % от общего числа 63,52 56,47 7,05
Приобретённые и эксплуатируемые ПК (6-10 лет назад), % от общего числа 30,27 31,84 1,6
Приобретённые и эксплуатируемые ПК (более 10 лет назад), % от их общего числа 6,21 11,69 5,5
Дополнительное цифровое оборудование (всего), % от общего числа образовательных организаций 99,85 100 0,2
Выход в Интернет, % от общего числа образовательных организаций 98,53 99,85 1,3
Административные работники, владеющие базовыми навыками использования ИКТ, % от общего числа 88,90 97,48 8,6
Педагогические работники, владеющие базовыми навыками использования ИКТ, % от общего числа 84,56 97,48 12,9
Общеобразовательные организации, имеющие документ о порядке стимулирования педагогов, использующих ИКТ в профессиональной деятельности, % от общего числа 71,62 75,87 4,3
Работники, имеющие документы об окончании курсов по использованию ИКТ, % от общего числа 41,51 51,22 9,7
Использование ИКТ педагогами в учебной деятельности, % от общего числа 76,21 90,79 14,6
Продолжение таблицы
Осуществление внутреннего документооборота в электронном виде, % от общего числа общеобразовательных организаций 82,35 87,86 4,8
Создание информационных баз данных, % от общего числа общеобразовательных организаций 92,65 95,80 5,5
Педагоги, имеющие публикации, связанные с использованием ИКТ в профессиональной деятельности, в специализированных изданиях, чел. 1 481 1 998 35
Педагоги, имеющие отраслевые свидетельства на разработки, связанные с использованием ИКТ в профессиональной деятельности, чел. 288 358 24,3
Педагоги - участники конкурсов цифровых образовательных ресурсов, методических разработок, связанных с использованием ИКТ в профессиональной деятельности, чел. 1 585 2 167 36,7
Сначала представим выявленные по результатам мониторинга основные тенденции цифровизации общеобразовательных организаций (далее - ОО) Кемеровской области:
1. Улучшение обеспечения ОО компьютерной техникой. Несмотря на увеличение количества персональных компьютеров (далее - ПК) на одну ОО (37,8%), темпы роста доли ПК, приобретённых 6-10 лет назад и более (1,6% и 5,5% соответственно) не превышают темпов роста доли ПК, приобретённых 5 и менее лет назад (7,05%).
2. Рост числа руководящих и педагогических работников, владеющих базовыми навыками информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В течение рассматриваемого периода сохраняется тенденция роста удельного веса педагогов и административных работников, владеющих базовыми навыками использования ИКТ (12,9% и 8,6% соответственно). В 32 муниципальных образованиях выросла доля таких работников по сравнению с предыдущим годом. На начало 2021/22 учебного года в 23 муниципалитетах более 95% педагогических работников владели базовыми навыками использования ИКТ, и в 20 муниципалитетах - более 95% административных работников.
3. Активное использование ИКТ педагогами в учебной деятельности. Максимальный удельный вес педагогов, использующих ИКТ в учебной деятельности,
выявлен в восьми муниципалитетах. При этом в четырёх - более 90% педагогов активно применяют ИКТ во внеурочной деятельности, а в двух - около 45%.
4. Рост доли ОО, использующих ИКТ для организации и управления образовательным процессом. Доля административных работников, владеющих базовыми навыками использования ИКТ, увеличилась за рассматриваемый период на 8,6% (с 88,90% до 97,48%), а педагогов - на 12,9% (с 84,56% до 97,48%). Использование элементов электронного документооборота увеличилось на 4,8% (с 82,35% до 87,86%).
Таким образом, процесс цифрови-зации образовательных организаций Кемеровской области в целом имеет положительную динамику, что определяется существующими условиями. Опираясь на два базовых приёма системно-диалектического подхода («выявление системоинтегрирующих (содействующих) и системоразрушаю-щих (противодействующих) факторов» и «выявление противоположных или альтернативных качеств объекта»), мы определили условия, потенциально приводящие к побочному, «отчуждённому» результату, который может оказаться неожиданным, нежелательным и даже противоречащим целевому результату - цифровизации образовательных организаций Кемеровской области.
1. Наличие широкого спектра цифровых инструментов в профессиональной
деятельности руководящих и педагогических работников. Многообразие цифровых ресурсов («Сферум», «Яндекс-инструменты», «Электронная школа 2.0», Цифровой образовательный контент, «Моя школа» и др.) несомненно является содействующим цифровизации условием. Однако оно имеет и побочные, нежелательные эффекты, например, нехватка времени у большинства участников образовательного процесса для обучения с быстро сменяющими друг друга цифровыми сервисами (переход с Zoom на «Jazz by Sber», внедрение платформы «Сферум» и т.п.). При этом недоработки цифровых инструментов, низкая скорость Интернета и многое другое ведут к существенным потерям времени в реальном учебном процессе.
2. Владение базовыми навыками использования ИКТ руководящими и педагогическими работниками. Несмотря на наблюдаемую положительную динамику, данное условие также может иметь неоднозначные последствия. Проведённый опрос руководящих работников ОО Кемеровской области выявил ряд факторов, препятствующих развитию цифровых компетенций управленческого персонала: 69,7% респондентов нуждаются как в совершенствовании компетенций, так и в формировании базовых навыков работы с интерактивной доской или сенсорной ЖК-панелью; 77,6% - в развитии навыков работы с MS Excel, в частности, использования формул, математических, логических, статистических функций, построения диаграмм; 61,8% - в совершенствовании навыков работы с облачными хранилищами документов; 63,2% - в обучении работе с электронными продуктами для дистанционной связи («Сферум», Zoom, BigBlueButton и др.), что особенно актуально в период дистанционного управления образовательной организацией; 69,7% - в дополнительных знаниях о локальных нормативных актах для работы в цифровой образовательной среде и умениях их разработки.
3. Наличие документов у работников ОО об окончании курсов повышения квалификации по использованию ИКТ. Показатель, характеризующий данное условие, увеличился на 9,7%, однако знания, полученные руководящими и педагогическими работниками на курсах повышения квалификации, по разным причинам (высокая нагрузка, слабый Интернет, низкая оснащённость компьютерным оборудованием и пр.) не всегда удаётся использовать в образовательном процессе. Поэтому данное условие может сопровождаться как содействующими, так и сдерживающими факторами. Для закрепления полученных на курсах знаний необходимо дальнейшее сопровождение руководящих и педагогических работников путём создания на местах команд, состоящих из специалистов, которые будут еженедельно проводить обучающие мастер-классы по изучению и применению конкретных цифровых платформ и инструментов, обучая их в той среде, где они работают, максимально развивая их практические навыки.
4. Совершенствование цифровых компетенций педагогических работников. Наличие данного условия, как и в предыдущих случаях, с учётом диалектического закона отчуждения может иметь побочный результат как отрицательный (чаще всего), так и положительный (в редких случаях). В нашем случае по показателям 14-16 таблицы наблюдаются положительные результаты деятельности педагогов, которые делятся своим опытом разными способами: через публикации и получение отраслевых свидетельств на разработки, связанные с использованием ИКТ, участие в конкурсах цифровых образовательных ресурсов, методических разработок по данному направлению и др.
5. Оснащённость ОО компьютерным оборудованием. Данное условие характеризуют показатели 1-5 таблицы. Следует отметить, что рост количества компьютеров на одну ОО Кемеровской
области сопровождается в большей степени продолжением использования техники, приобретённой 6-10 лет назад и более. Кроме этого, доступ в Интернет на скорости от одного до нескольких десятков Мбит/с недостаточен для устойчивой работы современной образовательной организации. В частности, для внедрения перспективных технологий, использующих виртуальную и дополнительную реальность, необходима скорость выше 100 Мбит/с. Всё это не позволяет участникам образовательного процесса стабильно пользоваться облачными сервисами, внедрять смешанное обучение, апробировать современные модели организации образовательного процесса, что может стать сдерживающим фактором цифровиза-ции.
6. Использование ИКТ для организации и управления образовательным процессом. Данное условие характеризуют 12 и 13 показатели таблицы: осуществление внутреннего документооборота в электронном виде и создание информационных баз данных, положительная динамика по которым за рассматриваемый период, безусловно, будет содействовать цифровой трансформации ОО региона. В то же время в большинстве случаев ИКТ используется для незначительных изменений, а не для существенной перестройки деятельности школы. С одной стороны, они имеют значительный потенциал для усиления сотрудничества управленческой команды, команды педагогов, учащихся, родителей и местного сообщества, а с другой, при неэффективном использовании они превращают компьютер в дорогую «печатную машинку». С учётом этого рассматриваемое условие может привести в перспективе к нежелательному побочному результату, существенно сдерживая темпы цифро-визации ОО.
Таким образом, на основе проведённого системно-диалектического анализа мы пришли к следующим выводам:
1. Исследование цифровизации образовательных организаций в региональном масштабе должно осуществляться не только на основе описания динамики зафиксированных показателей, но и включать выявление условий, выполнение которых может сопровождаться побочными эффектами, потенциально приводящими к нежелательным результатам.
2. Рассмотренные условия цифро-визации ОО Кемеровской области позволяют выделить в данном процессе две составляющие, дополняющие друг друга и эффективно работающие только во взаимодействии: 1) цифровые технологии, основанные на ИКТ и больших данных, накопление и анализ которых осуществляют с их помощью; 2) кадры -школьная команда, состоящая из руководящих и педагогических работников.
3. Необходима разработка мер, которые бы усиливали действие факторов, содействующих цифровизации ОО, и ослабляли действие сдерживающих. Они должны быть сфокусированы на усилении взаимодействия двух противоположных частей процесса цифровизации: цифровых технологий и людских ресурсов. По нашему мнению, такая система мер должна включать: 1) ежегодное проведение опроса руководящих и педагогических работников по развитию их цифровых компетенций с последующим анализом выявленных затруднений и дефицитов в данной области;
2) редактирование/разработку модулей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации по совершенствованию цифровых навыков с учётом выявленных затруднений и дефицитов руководителей и педагогов;
3) организацию последующего методического сопровождения управленческих команд; 4) обсуждение в рамках образовательных мероприятий эффективных мер, управленческих решений, направленных на развитие цифровых компетенций руководящих и педагогических работников.
Список литературы
1. Кузьмина Э.В., Пьянкова Н.Г., Третьякова Н.В. Цифровизация и качество образования // Информационные ресурсы России. 2020. № 2 (174). С. 33-38.
2. Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. М.: Высшая школа экономики, 2019. 344 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5
3. Хамитов Р.М. Цифровизация образования и её аспекты // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 8. https://doi.org/10.17513/spno.30771
4. Беликов В.А., Николаева И.С., Тучин В.М. Педагогические аспекты цифровизации среднего профессионального образования // Вестник Академии энциклопедических наук. 2020. № 1 (38). С. 48-57.
5. Егорова Е.М. Теоретические основы цифровизации в профессиональном образовании // Вопросы педагогики. 2020. № 6-1. С. 100-109.
6. Александрова Н.В. Цифровизация в системе высшего образования Российской Федерации // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2020. № 4 (23). С. 85-91.
7. Пашкин С.Б., Лисовская Н.Б., Пчелкин В.О., Саркисова Е.А. Цифровизация как новое направление в сфере образования // Образовательный вестник Сознание. 2020. Т. 22. № 6. С. 21-30. https://doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-6-21-30
8. Пугачева С.А., Хисматулина Н.В., Лаврентьева А.А. К вопросу о цифровизации современной системы образования // Modern Science. 2021. № 5-1. С. 354-357.
9. Авдеева С.М., Уваров А.Ю., Тарасова К. В. Цифровая трансформация школ и информационно-коммуникационная компетентность учащихся // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 218243. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-218-243
10. Кашицин В.П. Сценарии цифровизации в системе общего образования России // Человек. Социум. Общество. 2020. № 4. С. 19-22.
11. Лыгина М.А., Ремзина Ж.Б. Цифровизация школьного образования // Педагогическое образование и наука. 2022. № 3. С. 54-57. https://doi.org/10.56163/2072-2524-2022-3-54-5
12. Винограй Э.Г. Системно-диалектический подход: теория и методология: монография. Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), 2014. 308 с.
13. Красношлыкова О.Г., Лагановская Т.А., Бородкина Е.В. Качество образования. Состояние общего (включая дошкольное) и дополнительного образования Кемеровской области: результаты мониторинга. Кемерово: КРИПКиПРО, 2022. 155 с.
References
1. Kuzmina E.V., Pyankova N.G., Tretyakova N.V. Digitalization and quality of education.
Informatsionnye resursy Rossii. 2020; 2 (174): 33-38. (In Russ.).
2. Uvarov A.Yu., Geibl E., Dvoretskaya I.V. and etc. Difficulties and prospects of digital transformation of education. Moscow: Vysshaya shkola ekonomiki; 2019. 344 p. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5 (In Russ.).
3. Khamitov R.M. Digitalization of education and its aspects. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2021; 3: 8. https://doi.org/10.17513/spno.30771 (In Russ.).
4. Belikov V.A., Nikolaeva I.S., Tuchin V.M. Pedagogical aspects of digitalization of secondary vocational education. Vestnik Akademii entsiklopedicheskikh nauk. 2020; 1 (38): 48-57. (In Russ.).
5. Egorova E.M. Theoretical foundations of digitalization in vocational education. Voprosy pedagogiki. 2020; 6-1: 100-109. (In Russ.).
6. Aleksandrova N.V. Digitalization in the system of higher education of the Russian Federation. Vestnik Cheboksarskogo filiala Rossiiskoi akademii narodnogo khozyaistva i gosudarstvennoi sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii. 2020; 4 (23): 85-91. (In Russ.).
7. Pashkin S.B., Lisovskaya N.B., Pchelkin V.O., Sarkisova E.A. Digitalization as a new direction in the field of education. Obrazovatelnyi vestnik Soznanie. 2020; Vol. 22. No. 6: 21-30. https://doi.org/ 10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-6-21-30 (In Russ.).
8. Pugacheva S.A., Khismatulina N.V., Lavrenteva A.A. On the issue of digitalization of the modern education system. Modern Science. 2021; 5-1: 354-357. (In Russ.).
9. Avdeeva S.M., Uvarov A.Yu., Tarasova K.V. Digital transformation of schools and information and communication competence of students. Voprosy obrazovaniya. 2022; 1: 218-243. https://doi. org/10.17323/1814-9545-2022-1-218-243 (In Russ.).
10. Kashitsin V.P. Scenarios of digitalization in the system of general education in Russia. Chelovek. Sotsium. Obshchestvo. 2020; 4: 19-22. (In Russ.).
11. Lygina M.A., Remzina Zh.B. Digitalization of school education. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2022; 3: 54-57. https://doi.org/10.56163/2072-2524-2022-3-54-5 (In Russ.).
12. Vinograi E.G. System-dialectical approach: theory and methodology: monografiya. Kemerovo: Kemerovskii tekhnologicheskii institut pishchevoi promyshlennosti (universitet); 2014. 308 p. (In Russ.).
13. Krasnoshlykova O.G., Laganovskaya T.A., Borodkina E.V. The quality of education. The state of general (including preschool) and additional education in the Kemerovo region: monitoring results. Kemerovo: KRIPKiPRO; 2022. 155 p. (In Russ.).
Информация об авторе
Елена Алексеевна Плосконосова - кандидат технических наук, методист кафедры управления, экономики и правового регулирования в образовании Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Information about the author
Elena A. Ploskonosova - Candidate of Sciences (Engineering), Kuzbass Regional Institute for Advanced Studies and Retraining of Educational Workers, methodist of the Department of Management, Economics and Legal Regulation in Education.
Статья принята в редакцию 20.08.2022; одобрена после рецензирования 29.08.2021; принята к публикации 31.08.2022.
The article was submitted 20.08.2022; approved after reviewing 29.08.2021; accepted for publication
31.08.2022.