Научная статья на тему 'СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОДПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ'

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОДПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимова Екатерина Алексеевна, Черчик Ирина Валерьевна

Введение. Необходимость создания индивидуально-образовательной траектории продиктована особенностями современного подхода к системе образования в целом, а именно: смещением ее фокуса на развитие и самоопределение личности, актуализацию ее творческого потенциала в едином образовательном пространстве, включающем непрерывное образование. Задачами работы были теоретическое исследование результатов реализации ИОТ и практическое исследование, которое включало в себя проектирование технологии формирования индивидуальной образовательной траектории, основанной на применении системно-деятельностного подхода. Целью статьи явилось представление полученных результатов. Методология. В теоретической части исследования применялись методы анализа научно-методической литературы, обобщения и систематизации информации по индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), подходов к их реализации, деятельностного и системно-деятельностного подходов, применяемых в педагогике. В практической части выполнялось проектирование технологии формирования индивидуальной образовательной траектории. Результатом теоретического исследования стал анализ понятий «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальный образовательный маршрут». Показано, что в большинстве случаев данные понятия рассматриваются как способ организации учебной деятельности. Изучение деятельностного и системно-деятельностного подходов привело к понимаю, что они могут использоваться для построения образовательной деятельности, которая позволит успешно достичь планируемых учебных целей. В ходе практической части исследования была спроектирована технология формирования индивидуальной образовательной траектории, в основу которой положен системно-деятельностный подход. Заключение. Индивидуальная образовательная траектория рассматривается авторами как организация учебного процесса таким образом, чтобы каждый индивид достигал планируемого образовательного результата с учетом своих персональных потребностей, знаний и умений. Авторами показано, что системно-деятельностный подход может использоваться для выстраивания эффективного процесса обучения, который позволит достичь планируемых результатов. На его основе спроектирована технология формирования индивидуальной образовательной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофимова Екатерина Алексеевна, Черчик Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM-ACTIVITY APPROACHIN THE FORMATION OF AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

Introduction. The relevance of formation of individual educational trajectory (IET) due to a set factors a modern approach to the education system in Russia, namely the displacement of its focus on the development and self-identity, the actualization of its creative potential in a single educational space, including continuing education. The objectives of the work were a theoretical study of the implementation of IEP and a practical study, which included the design of a technology for the formation of an individual educational trajectory based on the application of a system-activity approach. The purpose of the article was to present the results obtained. Methodology. The theoretical part of the study included the use of methods for studying scientific and methodological literature, analysis, generalization and systematization of information on the issue of individual educational trajectory (IET), individual educational route (IER), approaches to their implementation, activity and system-activity approaches used in pedagogy. In the practical part, the design of the technology for the formation of an individual educational trajectory was carried out. The result of the theoretical study was the analysis of the concepts of “individual educational trajectory”, “individual educational route”. It is shown that in most cases these concepts are considered as a way of organizing educational activities. The study of the activity and system-activity approaches has led to the understanding that they can be used to build educational activities that will successfully achieve the planned educational goals. In the course of the practical part of the study, the technology of forming an individual educational trajectory was designed, which is based on a system-activity approach. Conclusion. Individual educational trajectory is considered by the authors as the organization of the educational process in such a way that each individual achieves the planned educational result, taking into account their personal needs, knowledge and skills. The authors show that the system-activity approach can be used to build an effective learning process that will achieve the planned results. On its basis, the technology of forming an individual educational trajectory presented in the work is designed.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОДПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ»

7. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 2007, 576 p. (In Russian).

8. Soboleva E. V., Surovtseva V. A. Primenenie mobil'nyh tekhnologij dlya razvitiya poznavatel'nojaktivnosti uchashchihsya pri reshenii praktiko-orientirovannyh zadach po matematike [The use of mobile technologies for the development of students' cognitive activity in solving mathematical practice-oriented tasks]. Scientific-methodological Electronic

Journal "Koncept", 2020, no. 4. Available at: https://e-koncept.ru/2020/201023.htm (accessed 18.10.2020). (In Russian).

9. Input Language for Automatic Programming Systems. London, New York, Acad. Press, 1963. (In English).

10. Papert Seymour. Revolution des Lernens. Kinder, Computer, Schule in einer digitalen Welt. Hardcover, German, Verlag Heinz Heise, 1994, 276 p. (In German).

УДК/UDC 37.04 Е. А. Трофимова, И. В. Черчик

E. Trofimova, I. Cherchik

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ

SYSTEM-ACTIVITY APPROACH IN THE FORMATION OF AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

Введение. Необходимость создания индивидуально-образовательной траектории продиктована особенностями современного подхода к системе образования в целом, а именно: смещением ее фокуса на развитие и самоопределение личности, актуализацию ее творческого потенциала в едином образовательном пространстве, включающем непрерывное образование. Задачами работы были теоретическое исследование результатов реализации ИОТ и практическое исследование, которое включало в себя проектирование технологии формирования индивидуальной образовательной траектории, основанной на применении системно-деятельностного подхода. Целью статьи явилось представление полученных результатов.

Методология. В теоретической части исследования применялись методы анализа научно-методической литературы, обобщения и систематизации информации по индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), подходов к их реализации, деятельностного и системно-деятельностного подходов, применяемых в педагогике. В практической части выполнялось проектирование технологии формирования индивидуальной образовательной траектории.

Результатом теоретического исследования стал анализ понятий «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальный образовательный маршрут». Показано, что в большинстве случаев данные понятия рассматриваются как способ организа-

ции учебной деятельности. Изучение деятельностного и системно-деятельностного подходов привело к понимаю, что они могут использоваться для построения образовательной деятельности, которая позволит успешно достичь планируемых учебных целей.

В ходе практической части исследования была спроектирована технология формирования индивидуальной образовательной траектории, в основу которой положен системно-деятельностный подход.

Заключение. Индивидуальная образовательная траектория рассматривается авторами как организация учебного процесса таким образом, чтобы каждый индивид достигал планируемого образовательного результата с учетом своих персональных потребностей, знаний и умений. Авторами показано, что системно-деятельностный подход может использоваться для выстраивания эффективного процесса обучения, который позволит достичь планируемых результатов. На его основе спроектирована технология формирования индивидуальной образовательной траектории.

Introduction. The relevance of formation of individual educational trajectory (IET) due to a set factors a modern approach to the education system in Russia, namely the displacement of its focus on the development and self-identity, the actualization of its creative potential in a single educational space, including continuing education. The objectives of the work were a theoretical study of the implementation of IEP and a practical study, which included the design of

a technology for the formation of an individual educational trajectory based on the application of a system-activity approach. The purpose of the article was to present the results obtained.

Methodology. The theoretical part of the study included the use of methods for studying scientific and methodological literature, analysis, generalization and systema-tization of information on the issue of individual educational trajectory (IET), individual educational route (IER), approaches to their implementation, activity and system-activity approaches used in pedagogy. In the practical part, the design of the technology for the formation of an individual educational trajectory was carried out.

The result of the theoretical study was the analysis of the concepts of "individual educational trajectory", "individual educational route". It is shown that in most cases these concepts are considered as a way of organizing educational activities. The study of the activity and system-activity approaches has led to the understanding that they can be used to build educational activities that will successfully achieve the planned educational goals.

In the course of the practical part of the study, the technology of forming an individual educational trajectory was designed, which is based on a system-activity approach.

Conclusion. Individual educational trajectory is considered by the authors as the organization of the educational process in such a way that each individual achieves the planned educational result, taking into account their personal needs, knowledge and skills. The authors show that the system-activity approach can be used to build an effective learning process that will achieve the planned results. On its basis, the technology of forming an individual educational trajectory presented in the work is designed.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный маршрут, системно-деятельностный подход, формирование индивидуальной образовательной траектории.

Keywords: individual educational trajectory, individual educational route, system-activity approach, formation of individual educational trajectory.

Введение

Изменения, происходящие в социально-экономической и политической жизни страны, циф-ровизация экономики, культуры и многих других социальных сфер привели к возникновению потребности в специалистах, способных самостоятельно определять свою индивидуальную программу обучения, непрерывно повышать свою квалификацию и развивать свои компетенции в новых предметных

областях. Все это обуславливает смещение фокуса основного видения на систему российского образования, развитие российской школы и системы непрерывного образования, где необходимость создания индивидуально-образовательной траектории продиктована особенностями современного подхода к системе образования в целом.

Необходимость индивидуального подхода в образовании закреплена законодательно и в образовательных стандартах. Так, в статье 12 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечено, что содержание образования должно обеспечивать развитие способностей человека, формирование и развитие его личности [1]. Это означает, что должно быть создано единое непрерывное образовательное пространство, в котором обучающийся сможет реализовывать свой творческий, учебный и профессиональный потенциал, что может быть достигнуто с помощью индивидуального подхода при организации образовательного процесса.

Во ФГОС ВО третьего поколения одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ является то, что вуз должен обеспечивать студентов реальной возможностью участвовать в формировании своей программы обучения [2]. Одной из задач высшего образования является формирование личности обучающегося, способного самостоятельно определять свою индивидуальную траекторию. Но исследования показывают, что обучающиеся не всегда знают о возможности формирования индивидуальных образовательных программ и не всегда понимают, как это делать [3].

Вопрос индивидуализации образовательной деятельности является актуальным для всех уровней образования, как основного, профессионального, так и дополнительного. Существуют различные подходы к формированию индивидуальной образовательной траектории. Например, подход, при котором материал делится по уровням сложности, направленности или другим критериям, при этом выделяются различные группы обучающихся по степени подготовки. Еще одним подходом является выстраивание индивидуального маршрута для каждого обучающегося в каждой изучаемой им предметной области [4].

В педагогике описан системно-деятельностный подход. Данный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию и построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [5].

Методология

Цель настоящей работы заключалась в том, чтобы показать возможность применения системно-деятельностного подхода при формировании индивидуальной образовательной траектории. В первую очередь, для решения поставленных задач на основании научно-методических источников был проведен анализ определений «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальный образовательный маршрут», а также изучены подходы к их формированию. Далее были изучены деятельностный и системно-деятельностный подходы, существующие в педагогической практике. По результатам проведенного теоретического исследования выполнено проектирование технологии формирования индивидуальной образовательной траектории, в основу которой был положен системно-деятельностный подход. Результаты теоретической и практической частей исследования представлены в данной статье.

Результаты

В педагогике под индивидуальной образовательной траекторией (ИОТ) подразумевают персональную реализацию личностного потенциала обучающегося [4]. На данный момент она является наиболее востребованной моделью среди всех перспективных моделей индивидуальной образовательной деятельности. При этом она остается моделью асинхронной образовательной деятельности. Поэтому применение индивидуальных образовательных траекторий становится важным не только в общем образовании, но и в дополнительном.

Хочется отметить, что ИОТ часто соотносят с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ), что приводит к искажению обоих понятий. Под ИОМ учеными понимается образовательная программа, которая целенаправленно проектируется и дифференцируется. Именно она обеспечивает учащемуся роль субъекта, дает выбор при разработке и реализации образовательных программ в ходе его самореализации и самоопределения [7; 8]. Получается, многие исследователи в данном контексте приписывают маршруту свойства и качества образовательной программы, а ее целью при этом остается создание условий, их поступательное улучшение для индивидуализации обучения с учетом персональных целей, стремлений и возможностей. Все это становится принципиально важным и для дальнейшего профессионального и личного развития, социализации в условиях построения новой экономической реальности, в которую так или иначе вписан обучающийся.

С точки зрения И. В. Сутеевой [9], индивидуальный образовательный маршрут - это некая индивидуальная образовательная программа, составленная на основании предпочтений, интересов и образовательного запроса. При этом такая программа должна отвечать потребностям ребенка с целью дальнейшей реализации в профессиональной и социальной жизни. Таким образом, главной целью такой программы становится создание условий для индивидуального обучения.

Понятие «индивидуальная образовательная траектория» является более широким и обобщенным. Это определение пришло в педагогику из физики, так как там под траекторией понимается линия, по которой движется тело. Таким образом, в педагогике траектория - это линия, по которой движется ученик от начального положения к конечному, при этом осваивая содержание образования, достигая целей образовательного процесса.

То, что индивидуальная образовательная траектория - широкое понятие, имеющее несколько путей реализации, заключили многие исследователи. К ним относятся С. А. Вдовина [10], Е. А. Климов [11], Н. Н. Сур-таева [12], И. С. Якиманская [13]. Эти специалисты указывают на содержательное направление (учебное планирование и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут), деятельностное (специальные педагогические технологии), процессуальное (организационный аспект) направления.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория автоматически подразумевает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также продуманный способ его воплощения. Соответственно, это реализуется за счет определенной последовательности освоения содержания и его компонентов, а также технологии организации образовательного процесса в целом. Необходимо отметить еще одну сторону определения ИОТ, которую выделяют многие исследователи и на основании которой формируются другие подходы к организации образовательного процесса.

Н. Н. Суртаева [12] считает, что такая траектория -это определенная последовательность элементов учебного процесса обучающегося, при прохождении которой он реализует собственные цели в обучении, которые соответствуют его внутренней мотивации, интересам, возможностям. Все это осуществляется при совместной деятельности педагога и родителей.

О. А. Абдуллина, А. А. Плигин [14] уверены, что определяющими факторами при разработке индиви-

дуальной образовательной траектории должны быть тип мышления и способ восприятия информации.

А. В. Хуторской [4] считает, что ИОТ - это персональный путь при реализации потенциала каждого обучающегося в образовании. Также он говорит об этапах деятельности ученика: цели - план - деятельность - обратная связь - анализ результатов и соотнесение с целями - самооценка.

По И. Н. Бухтияровой [15], ИОТ - это проявление стиля учебной деятельности каждого обучающегося, соответствующего его мотивации и личным установкам, осуществляемое в сотрудничестве с преподавателем.

Анализ определений ИОТ показывает, что это понятие носит гораздо более образный и обширный смысл, чем образовательная программа. Также очевидно, что понимание индивидуальной образовательной траектории толкуется исследователями по-разному, в основном, как форма организации учебной деятельности. В данной работе под индивидуальной образовательной траекторией понимается многоступенчатая и поступательная организация учебного процесса таким образом, чтобы каждый индивид достиг планируемого образовательного результата с учетом своих персональных потребностей и знаний. При этом одна из целей - это развитие у обучающегося умения формировать свою индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с актуальным глобальным запросом - в цифровой образовательной среде. Как было описано выше, тремя направлениями для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся являются содержательное, дея-тельностное и процессуальное. С учетом того, что в данном исследовании фокус значительно смещен в сторону диджитализации, они также трактуются с новой точки зрения.

Содержательное направление подразумевает выбор обучающимся при освоении того материала и в том объеме, которые соотносятся с его внутренней мотивацией, интересами и возможностями на данный момент. Деятельностное направление дает возможность влиять на создание индивидуальной образовательной траектории посредством современных педагогических и цифровых технологий. Процессуальное направление фокусируется на обеспечении организационных моментов в педагогическом процессе.

В этой работе принципиально затрагиваем содержательное и деятельностное направления, потому что именно их синтез дает необходимую базу для успешного построения индивидуальной образовательной траектории, отвечающей запросам и итоговым ожи-

даниям не только обучающегося, но и социума новой формации.

Системный подход подразумевает рассмотрение образовательного процесса как целостной системы, состоящей из определенных элементов: общего бэкграунда обучающегося, то есть его потребностей, знаний и умений, уровня подготовки в определенных областях и сферах знания; затем педагогического процесса с его целями, содержанием и методами; планируемого итогового результата.

Деятельностный подход в педагогике подразумевает, что обучающийся в процессе обучения является не пассивным получателем информации, а вовлеченным, деятельностным участником учебного процесса, который в результате не только получает необходимую информацию, но и приобретает искомые способности и дальнейшую мотивацию к деятельности.

Системный подход обращается к тому, что при обучении необходимо в первую очередь учитывать определенную точку, которая ориентирована на ожидания и потребности ученика, опирается на исходный уровень его интеллектуального багажа и в построении системы дальнейшей работы. Деятельностный же подход утверждает, что обучающийся в ходе учебного процесса при решении задач, поставленных перед ним, должен воспитать в себе способность к той или иной деятельности в зависимости от планируемого результата. Видение авторов статьи заключается в том, что при объединении этих двух подходов можно прийти к модели, позволяющей, если исходить из потенциального смоделированного результата, максимально эффективно достигать поставленных образовательных целей, устранять при этом дефициты знаний и развивать необходимые способности к планируемой деятельности.

Системно-деятельностный подход также описан в педагогике [16], по своему содержанию он близок к деятельностному подходу. Однако в настоящей работе он используется с другой точки зрения. А именно: при построении индивидуальной образовательной траектории принципиально учитывается общий бэкграунд обучающегося (его знания, умения, навыки, потребности, цели, общий интеллектуальный багаж) и на его основании формируется содержание учебного процесса с учетом целей и ожидаемых результатов от обучения (рис. 1).

Получается, что с практической точки зрения на первом этапе анализируется первоначальная позиция и планируемый результат, на основе этого формируются образовательные цели и модель итогового результата. Далее прорабатывается содержание,

Рис. 1. Системно-деятельностный подход при формировании индивидуальной образовательной траектории

Рис. 2. Технология формирования индивидуальной образовательной траектории

а затем - набор методов и инструментов, необходимых для достижения результата в процессе обучения. Деятельностное направление в таком случае реализуется через построение учебного процесса в цифровой образовательной среде.

В случае применения системно-деятельностного подхода при формировании индивидуальной траектории требования к компетенциям значительно возрастают. В первую очередь к педагогам и тьюторам, которые должны быть способны применять современные методики и технологии, а также формировать образовательную среду в соответствии не только с запросами обучающегося, но и общими социальными тенденциями. Далее более подробно описаны этапы построения индивидуальной образовательной траектории (рис. 2).

На первом этапе выполняется подробный анализ первоначальных позиций обучаемого. Здесь оцениваются не только его реальные знания в определен-

ной предметной области, но его потребности, навыки и ожидания. Второй этап связан с моделированием, то есть построением ожидаемого результата и его анализом. Здесь важно учесть все те входные данные, которые были получены на первом этапе: планируемый результат может быть одним для группы обучаемых, но для его достижения нужны разные пути и разное количество интеллектуальных затрат в процессе обучения. В этом практическая польза и основная идея индивидуальной образовательной траектории: она позволяет достичь планируемого результата для каждого индивида.

На основании анализа первоначальной позиции и планируемого результата формируются образовательные цели. Для каждого обучаемого цели индивидуальны и учитывают его потребности, знания и способности. На следующем этапе на основании сформированных целей отбирается фактическое содержание, освоение которого необходимо для достижения пла-

нируемого результата. После отбора содержания подбираются методы и инструменты обучения. При этом учитываются знания, способности и ожидания обучаемого, проанализированные на первом этапе. Итоги данного этапа предполагают построение готовой системы алгоритмов для решения ряда задач и достижения конечной цели. На завершающем этапе разрабатывается система итогового оценивания: формируется общий массив критериев и показателей.

Для реализации индивидуальной образовательной траектории в цифровой образовательной среде необходимы: выбор цифровых инструментов обучения и оценивания, формирование самой цифровой среды, выбор инструментов для анализа первоначальной позиции, результатов обучения и обратной связи. В качестве инструментов могут быть использованы методы и средства интеллектуального анализа данных.

Готовность к формированию индивидуальной образовательной траектории определяется действиями, входящими в описанную технологию. Диагностика может выполняться при помощи заполнения чек-листа со следующими пунктами:

- разработаны критерии и показатели для анализа первоначальной позиции обучающегося;

- выбраны инструменты для сбора данных о первоначальной позиции обучающегося и планируемом результате;

- выбраны инструменты для анализа первоначальной позиции обучаемого и планируемого результата обучения;

- разработана система формирования целей образовательного процесса на основании анализа первоначальной позиции слушателя и планируемого результата;

- разработана система определения содержания на основании сформированных целей обучения;

- разработана система выбора методов и инструментов обучения на основании анализа первичной позиции обучающегося и отобранного содержания;

- разработана система оценивания результатов обучения;

- выбраны инструменты для сбора данных о результатах обучения и обратной связи;

- выбраны инструменты анализа результатов обучения и обратной связи;

- сформирована цифровая образовательная среда.

Заключение

Как показал анализ определений, индивидуальная образовательная траектория - это понятие означает форму организации учебной деятельности. В данной

работе индивидуальная образовательная траектория рассматривается как организация учебного процесса так, чтобы каждый индивид достигал планируемого образовательного результата с учетом своих персональных потребностей, знаний и умений.

Системно-деятельностный подход описан в работе через призму достижения целей обучения при формировании индивидуальной образовательной траектории.

На основании результатов теоретического исследования разработана технология формирования индивидуальной образовательной траектории, в основу которой с авторской адаптацией положен системно-деятельностный подход. Представленная технология позволяет выстроить учебную деятельность таким образом, чтобы успешно достигать планируемого результата, а применение данной технологии позволяет выработать умение построения индивидуальной образовательной траектории в цифровой образовательной среде.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14017473 8e6fc208f73b94f1595dbebf3aafb62c3f41281/ (дата обращения: 02.03.2021).

2. Цыплакова С. А. Профессиональная подготовка студентов в рамках ФГОС ВПО третьего нового поколения [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/12407 (дата обращения: 03.03.2021).

3. Шапошникова Н. Ю. Состояние проблемы реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов в высшей школе [Электронный ресурс] // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. С. 105-111. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-problemy-reaNzatsii-individualnyh-obrazovatelnyh-traektoriy-studentov-v-vysshey-shkole (дата обращения: 10.03.2021).

4. Бубнова Ю. В. Особенности проектирования индивидуальных траекторий студентов неязыковых направлений вузов [Электронный ресурс] // Наука и школа. 2018. № 4. С. 184-189. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proektirovaniya-individualnyh-traektoriy-studentov-neyazykovyh-napravleniy-vuzov (дата обращения: 10.03.2021).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4 ddb4c33/ (дата обращения: 10.03.2021).

6. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика : теория и технология креативного обучения. М., 2003. 415 с.

7. Воробьева С. В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1999.

8. Лабунская Н. А. Педагогическое исследование современного студента. СПб., 1990.

9. Сутеева И. В. Модель индивидуального образовательного маршрута в рамках исследовательской деятельности обу-

чающегося // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. 2012. № 4. Т. II. С. 217-221.

10. Вдовина С. А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе современной школы. Ишим, 2006. 111 с.

11. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы // Советская педагогика. 1969. № 4. С. 13-25.

12. Суртаева Н. Н. Педагогические технологии естественного обучения // Химия в школе. 1998. № 7. С. 13-17.

13. Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 64-67.

14. Абдуллина О. А., Плигин А. А. Новые технологии образования. Личностно-ориентированная технология обучения: проблемы и поиски // Наука и школа. 1998. № 4. С. 34-36.

15. Бухтиярова И. Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2001. № 2. С. 108-114.

16. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. СПб., 2012. Т. 1. С. 140-142. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1656/ (дата обращения: 10.03.2021).

References

1. Ob obrazovanii v RossijskojFederacii [On education in the Russian Federation]. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/38e6fc208f73b94f1595dbebf3aafb62 c3f41281/ (accessed 02.03.2021). (In Russian).

2. Tsyplakova S. A. Professional'naya podgotovka studentov v ramkah FGOS VPO tret'ego novogo pokoleniya [Professional preparing students for the third new generation of FGOS VPO]. Modern Scientific Research and Innovation, 2012, no. 5. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/12407 (accessed 03.03.2021). (In Russian).

3. Shaposhnikova N. Yu. Sostoyanie problemy realizacii individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij studentov v vysshej shkole [The state of the problem of students' individual educational paths realization in Russian universities]. Human Science: Humanitarian Studies, 2016, pp. 105-111. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-problemy-realizatsii-individualnyh-obrazovatelnyh-traektoriy-studentov-v-vysshey-shkole (accessed 10.03.2021). (In Russian).

4. Bubnova Yu. V. Osobennosti proektirovaniya individual'nyh traektorij studentov neyazykovyh napravlenij vuzov [Peculiarities of designing individual trajectories students in non-linguistic universities]. Science and School, 2018, no. 4, pp. 184-189. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proektirovaniya-individualnyh-traektoriy-studentov-neyazykovyh-napravleniy-vuzov (accessed 10.03.2021). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal State educational Standard of basic general education]. Available at: https://base.garant.ru/ 55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (accessed 10.03.2021). (In Russian).

6. Khutorskoy A. V. Didakticheskaya evristika : teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya [Didactic heuristics: theory and technology of creative learning]. Moscow, 2003, 415 p. (In Russian).

7. Vorobeva S. V. Teoreticheskie osnovy differenciacii obrazovatel'nyh programm [Theoretical foundations of differentiation of educational programs]. Abstract of Doctor's degree dissertation. St. Petersburg, 1999. (In Russian).

8. Labunskaya N. A. Pedagogicheskoe issledovanie sovremennogo studenta [Pedagogical research of the modern student]. St. Petersburg, 1990. (In Russian).

9. Suteeva I. V. Model' individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta v ramkah issledovatel'skoj deyatel'nosti obuchayushchegosya [A model of the individual educational route within pupils' research activity]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. Psychological and Pedagogical Sciences, 2012, no. 4, vol. II, pp. 217-221. (In Russian).

10. Vdovina S. A. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii kak sredstvo realizacii sub"ekt-sub"ektnyh otnoshenij v uchebnom processe sovremennoj shkoly [Individual educational trajectories as a means of implementing subject-subject relations in the educational process of a modern school]. Ishim, 2006, 111 p. (In Russian).

11. Klimov E. A. Individual'nyj stil' deyatel'nosti v zavisimosti ot tipologicheskih svojstv nervnoj sistemy [Individual style of activity depending on the typological properties of the nervous system]. Soviet Pedagogy, 1969, no. 4, pp. 13-25. (In Russian).

12. Surtaeva N. N. Pedagogicheskie tekhnologii estestvennogo obucheniya [Pedagogical technologies of natural learning]. Chemistry in School, 1998, no. 7, pp. 13-17. (In Russian).

13. Yakimanskaya I. S. Trebovaniya k uchebnym programmam, orientirovannym na lichnostnoe razvitie shkol'nikov [S. Requirements for educational programs focused on the personal development of schoolchildren]. Voprosy Psychologii, 1994, no. 2, pp. 64-67. (In Russian).

14. Abdullina O. A., Pligin A. A. Novye tekhnologii obrazovaniya. Lichnostno-orientirovannaya tekhnologiya obucheniya: problemy i poiski [New technologies of education. Personality-oriented learning technology: problems and searches]. Science and School, 1998, no. 4, pp. 34-36. (In Russian).

15. Bukhtiyarova I. N. Metod proektov i individual'nye programmy v produktivnom obuchenii [Project method and individual programs in productive training]. School Technologies, 2001, no. 2, pp. 108-114. (In Russian).

16. Aksenova N. I. Sistemno-deyatel'nostnyjpodhod kak osnova formirovaniya metapredmetnyh rezul'tatov [System-activity approach as a basis for the formation of metasubject results]. Theory and practice of education in the modern world. Proceedings of the First International Scientific Conference. St. Petersburg, 2012, vol. 1, pp. 140-142. Available at: https://moluch.ru/conf/ ped/archive/21/1656/ (accessed 10.03.2021). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.