Таким образом, компьютерное моделирование заняло свою, важную и эффективную нишу в ИКТ. Кроме этого при помощи компьютерного моделирования можно с достаточной степенью адекватности спрогнозировать влияние процессов глобализации на окружающую среду. Список использованной литературы
1. Волкова В. Н. Теоретические основы информационных систем. - СПб .: Издательство Политехнического университета, 2014.-110c.
2. Гонсалес Р., Вудс Р. Цифровая обработка изображений: практические советы. - М.: Техносфера, 2012.-220c.
3. Гельмгольц Ю.Я. Интерфейс и особенности работы в 3D MAX.-СПб.: Издательство Политехнического университета,2014. -190c.
4. Гольфштейн Ю.А. Пособие по проектированию трехмерных моделей. -М.:Техно,2012.-230с.
5. Добудько Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования,-Самара:Изд-во СамГПУБ1999. -340с.
6. Совертков П. И., Назин А. Г. Моделирование в интегративном проекте по математике и информатике. Элективный курс: практикум .- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-177с.
7. Тозик В. Т., Самоучитель SketchUp. — СПб., 2013.-211 с.
8. Шоферман Л.И. Практикум по Sketch ир.-Спб.:АртМедиа,2014.-106 с.
9. 1Ятманкин С.Ю Алгоритмизация трехмерных построений.-Саратов: Штрих,2014.-140 с. 10.Чесноков А.Н. Компьютерное моделирование и инженерная графика в системах автоматизированного проектирования: учебно-методическое пособие.- Самара: ПГСГА,2010.-88с.
© Дворжак Е Ю. 2016.
УДК372.8
Дементьева Ирина Александровна
учитель математики, МБОУ лицей №5, г. Елец, РФ
E-mail:[email protected] СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация
Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков по математике, но и учебными действиями по их приобретению и применению.
Ключевые слова Я это могу, я это умею!
«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения» Г. Лихтенберг.
Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», - отмечено в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков по математике, но и учебными действиями по их приобретению и применению.
Оценка исходных фактов приводит к необходимости решения ряда педагогических проблем:
как повысить уровень математической компетентности обучающихся, обеспечивающую готовность к использованию математических знаний, умений, навыков для решения максимально широкого диапазона жизненных задач?
как в процессе обучения математике обеспечить формирование ключевых компетенций у школьников, умения учиться, учиться творчески и самостоятельно?
Решению данных проблем способствует использование системно-деятельностного подхода в обучении математике, лежащего в основе Стандартов нового поколения.
Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что нам, педагогам, надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике
учебной деятельности: ситуация - проблема - задача - результат. [3, с. 10]
Процесс творчества включает в себя, прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. Суть проблемного изложения знаний в том, что я стараюсь не собирать знания в готовом виде, а ставить перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Так, при изучении темы «Сравнение дробей» перед учащимися стоит проблема, которая прослеживается в формулировке самой темы. На данный момент школьники умеют выполнять сравнение дробей с одинаковым знаменателем и дроби с одинаковым числителем. Но как сравнить две дроби, у которых знаменатели и числители различные? У учащихся пауза, а действительно как? Один из учеников выдвигает гипотезу, а если дроби изобразить на координатном луче? Практически начало решения проблемы положено. Далее рассматриваем другие способы сравнения, находим особые случаи и тем самым достигаем самого главного - учащиеся сами вывели правило сравнения дробей.
Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая
на уроке учителем групповая работа. [2, с. 18]
Возьмем самый простой вид групповой работы - работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, «Умножение десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.» предлагаю учащимся записать в тетради любые три десятичные дроби и дать соседу по парте ту или иную задачу на умножение. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Выделяю на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут. В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. Это небольшое упражнение очень действенно. Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Но по заданию учителя, на определённом этапе обучения, учащиеся сами могут сделать многое: определить и выделить главное, предусмотреть варианты проверки их знаний и умений, предвидеть очередной вопрос, обосновать связь новой темы с предыдущей и т. д.
Перечислю некоторые приёмы фронтальной работы, используемые мной на уроках.
Во-первых, при ответе ученика стараюсь не навязывать своего мнения, своего способа решения.
Во-вторых, требую от учащихся обоснования каждого шага решения. Добиваюсь того, чтобы учащиеся внимательно выслушивали аргументы, приводимые их товарищем, работающим у доски, и вносили в них поправки и добавления.
В-третьих, всегда поощряю наблюдательность и инициативу учащихся, тем самым, стимулирую их к поиску наиболее рациональных подходов и при самостоятельном решении задач.
В-четвёртых, стараюсь проводить с учащимися обсуждение полученного результата. Приучая школьников осмысливать ответ задачи, выполнять там, где это возможно, проверку, делать прикидку результата, я формирую у них умения, необходимые для самоконтроля.
Подводя итог, всему вышесказанному хотелось бы отметить, что системно-деятельностный подход в образовании - это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в
содружестве с учащимися мастером своего дела. [1, с. 22] В результате этой деятельности, обучающийся
должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»! Вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Список используемой литературы:
1. Макаров Ю.А. «Технология индивидуализированного обучения» ,2011,с.28.
2.Манвелов С.Г. «Конструирование современного урока математики», Москва «Просвещение»,2012,с.35.
3.Сухов В.П. «Системно- деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2014,с.24
© Дементьева И. А., 2016
УДК 372
Журавлева Наталья Константиновна
ст. преподаватель ТГУ, г. Тольятти, РФ Егорцева Наталья Александровна, ст. преподаватель ТГУ, г. Тольятти, РФ E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗа
Аннотация
Овладение искусством межкультурной коммуникации обретает все большую актуальность и значимость. Центральное место в педагогическом процессе должно занять формирование способности к участию в межкультурной коммуникации. Очевидно, что главное в обучении межкультурной коммуникации, состоит в построении вторичной когнитивной конструкции в когнитивной системе обучаемого, то есть, чтобы его знания соотносились бы со знаниями о мире представителя иной социокультурной общности. В отечественной системе образования инициаторами изучения межкультурной коммуникации стали преподаватели иностранных языков.
Ключевые слова
межкультурная компетенция, коммуникация, дискоммуникация, общение, методические принципы,
контроль, оценка.