Научная статья на тему 'СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА МОСКВЫ'

СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Меди@льманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА / КАНАЛЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПАССАЖИРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубас Антон Васильевич

В данной статье рассмотрена коммуникативная модернизация транспортного комплекса Москвы по расширению системы информирования пассажиров. Проанализирована концепция новых стандартов городского пассажирского транспорта. Дана характеристика сформированным моделям взаимодействия транспортных перевозчиков с пассажирами и раскрыты новые каналы распространения информации на примере Московского метрополитена. Обоснована необходимость создания единого информационного центра, в котором будут концентрироваться все информационные потоки транспортного комплекса Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC MODERNIZATION OF THE INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT OF THE TRANSPORT SYSTEM IN MOSCOW

This paper is an overview of foreign and Russian researchers' works on different aspects of the information and communication environment. The author examines the modernization of the transport system in Moscow and the degree to which its information environment has been studied so far. The aim of the work is to analyze the communication channels of information distribution in the transport system of the metropolis. The novelty of the work lies in the fact that in a case study of the Moscow Underground the author explores the well-established information models of interaction between carrier companies and passengers. New information distribution channels are also revealed. The integration of information and communication technologies has contributed to the development of individualized means of information sharing this work focuses on. The author substantiates the importance of present-day mechanisms of information distribution such as special mobile applications and oThcial groups of the Moscow Underground on social networks and analyzes the results of a survey conducted in such a group on the VKontakte social network indicating in what ways passengers would prefer to be informed. The author maintains that both in the transport system in Moscow in general and the Moscow Underground in particular passengers are informed in a multi-faceted way and puts forward the idea of establishing an integrated information center to unite all the information flows of the transport system in Moscow and distribute new communication models.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА МОСКВЫ»

Системная модернизация информационно-коммуникативного пространства транспортного комплекса Москвы

Антон Рубас

В данной статье рассмотрена коммуникативная модернизация транспортного комплекса Москвы по расширению системы информирования пассажиров. Проанализирована концепция новых стандартов городского пассажирского транспорта. Дана характеристика сформированным моделям взаимодействия транспортных перевозчиков с пассажирами и раскрыты новые каналы распространения информации на примере Московского метрополитена. Обоснована необходимость создания единого информационного центра, в котором будут концентрироваться все информационные потоки транспортного комплекса Москвы. Ключевые слова: модернизация транспортного комплекса, каналы распространения информации, Московский метрополитен, массовая коммуникация, информационные потребности пассажиров.

Цифровые технологии изменили информационно-коммуникативное пространство мегаполиса, значительно расширив и модернизировав как традиционные источники информации, так и коммуникационные каналы ее распространения. Актуальность данной статьи обусловлена возможностью расширения информационного пространства и предоставляемых транспортных услуг, обеспеченных новыми процессами коммуникации. Исследования, характеризующие информационное пространство городского общественного транспорта, посвящены в основном разработкам программного обеспечения для интерактивных пассажирских информационных систем, традиционным формам подачи информации потребителям услуг и носят локальный характер. Новизна тематики представленной работы заключается в необходимости концептуального обеспечения новой интегрированной информационной системы в рамках реформирования транспортного комплекса Москвы. Наряду с динамичным развитием многочисленных традиционных коммуникационных каналов распространения информации в системе транспортного информирования появляются новые коммуникации, требующие анализа и характеристики.

© Рубас Антон Васильевич аспирант кафедры печати и новых медиа ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии» (г. Москва, Россия), anton.rubas@gmail.com

Исследования российских и зарубежных теоретиков коммуникации охватывают различные аспекты медиа и урбанизации, медиатизации как явления в целом.

Среди отечественных исследователей данной проблемы следует выделить А.Н. Гурееву (2017), которая проводит анализ различных подходов к исследованию процессов медиатизации в трудах зарубежных и отечественных ученых, подчеркивает необходимость междисциплинарных контактов. Концептуализация проблемы медиакоммуникаций транспорта большого города раскрыта в монографии «Современный российский медиаполис» (Корконосенко (ред.), 2012). В ней представлены фундаментальные исследования теоретической модели функционирования медиасферы современного мегаполиса, разработки информационной инфраструктуры по удовлетворению потребностей городской среды в медиа. Глубокий анализ коммуникационной инфраструктуры современного города проводится Е.Л. Вартановой (2012) в статье «Москва как коммуникация и медиахаб: вызовы времени».

Медиатеоретик, профессор Мельбурнского университета С. Маккуайр (2008) исследует влияние медиа на развитие и формирование городской среды,проводит теоретически углубленный анализ взаимодействия СМИ и города, формирующего новый социальный опыт. Американский индустриальный социолог У. Вуд-ворд (2003) предлагает технологизиро-вать коммуникации, рассматриваемые им в широком смысле триадного поля времени-пространства: естественно-искусственные и социокультурные аспекты интегрированы с реляционной практикой, лежащей в основе использования технологий и связи. П. Коэндет, Д. Грандам и Л. Саймон (2010) представляют анатомию креативного города через отображение и анализ динамики формирования творческих процессов.

В трудах зарубежных ученых широко представлена тема медиакоммуникаций транспорта мегаполиса. Британский исследователь Д. Морли (2011) исследует потенциал для дальнейшей интеграции в области связи и транспортных исследований, анализирует значение взаимодействия виртуального и материального миров. Проблемы использования информационно-коммуникационных технологий администрациями городов для решения транспортных проблем и многих других целей нашли отражение в работе Э. Томпсон «Что делает город "умным"?» (2016). Преимущества и недостатки «умного города» анализируются для синтеза и понимания целесообразности их использования.

Реформирование транспортного комплекса

Развитие городского пассажирского транспорта Москвы до недавнего времени оставалось одной из острых нерешенных проблем Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы. Отсутствие интеграции, единой концепции развития способствовали дифференцированности всех видов общественного транспорта, не предоставлявших услуг высокого качества. Устаревший подвижной состав наземного и подземного городского транспорта, низкая развитость дорожной инфраструктуры, рост уровня автомобилизации, высокая нагрузка на улично-дорожную сеть, слабо развитая пешеходная и неразвитая велосипедная инфраструктуры, хаотичное парковочное пространство и другие проблемы приводили к транспортному коллапсу, делали мегаполис некомфортным для проживания. Кардинально изменилась транспортная ситуация в городе с реализацией государственной программы «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 гг. и на перспективу до

2020 г. (далее - Программа)1, проводимой в режиме краудсорсинга2.

Колоссальная работа по интеграции всех видов городского пассажирского транспорта в единую систему позволила сформировать общую стратегию и стимулировала качественно новый уровень их развития, в том числе:

• обеспечение связанности маршрутов всей транспортной сети;

• интеграция различных видов общественного транспорта через мультимодаль-ные транспортные услуги;

• единая навигация, ориентированная на систему навигации мирового класса;

• единая зона бесплатного доступа к сети Wi-Fi для пассажиров метро и Московского центрального кольца (далее - МЦК), наземного транспорта, аэроэкспресса и аэропортов;

• интермодальные билетные и тарифные решения;

• обновление парка подвижного состава;

• интеллектуальная система видеонаблюдения;

• единые требования к развитию пассажирских сервисов;

• создание безбарьерной среды для передвижения всех категорий граждан, в том числе и маломобильных;

• новый стандарт московского такси;

• развитие парковочного пространства и московского каршеринга;

• создание велосипедной инфраструктуры.

Ключевые проекты транспортного комплекса 2016 г., ставшего прорывным в реализации Программы: модель управления наземными перевозками, масштабное развитие метрополитена, запуск МЦК3.

Доминантой модернизации транспортной системы Москвы является новая модель наземного городского пассажирского транспорта (далее - НГПТ) - удобная и качественная альтернатива личному ав-

томобилю. НГПТ Москвы - одна из крупнейших транспортных систем Европы: 10 тыс. автобусов, 1,5 тыс. троллейбусов, 850 трамваев. С 2016 г. действует новая модель управления транспортом—част-ные операторы интегрированы в общую систему городского транспорта, не конкурируют с ним, а эффективно обслуживают дополнительные маршруты, отражая спрос пассажиров. Для коммерческих перевозчиков приняты единые стандарты: брендинг, тарифная политика, качество обслуживания; все автобусы оборудованы системой ГЛОНАСС, комплексом видеокамер, системой климат-контроля. Увеличение объема перевозок НГПТ достигнуто за счет оптимизации маршрутной сети города (1360 маршрутов), функционирования 20 выделенных полос общей протяженностью 230 км, масштабного обновления подвижного состава.

В реструктуризации транспортного комплекса столицы важное место занимает развитие метрополитена, успешно решающего одну из главных своих задач -станции метро должны располагаться в зоне шаговой доступности. Московское метро - самый популярный вид городского транспорта, которым ежедневно пользуются свыше 8,5 млн пассажиров, а в некоторые дни этот показатель доходит до 9 млн. На сегодняшний день это 206 станций метро протяженностью 346 км, 31 станция МЦК (54 км) и шесть станций монорельса (5 км). К 2020 г. планируется полностью завершить строительство Третьего пересадочного контура (ТПК) - по сути, второй кольцевой линии метрополитена. Это один из самых амбициозных проектов транспортного комплекса Москвы: протяженность - 61 км, 28 станций с пересадками на 17 радиальных линий метро, семь железнодорожных направлений и двух пересадок на МЦК. Ориентировочно на конец 2020 г. запланировано функционирование 257 станций метрополитена.

За счет создания новой модели управления транспортом, повышения доступности и безопасности, улучшения качества и комфортности перевозок, сокращения времени в пути прогнозируемый объем перевозок на общественном транспорте в Москве к 2020 г. должен составить более 18 млн пассажиров в сутки. Рассмотрев новую концепцию транспортной инфраструктуры мегаполиса, приходим к выводу: комплексный подход, изучение логистических и технических особенностей каждого вида городского транспорта, использование научных разработок и технологических инноваций, мировых практик обеспечили создание единой системы для подземного и наземного общественного транспорта города Москвы, дающей синергетический эффект. Разрозненные элементы транспортного комплекса, объединенные в единую структуру, позволили создать наиболее комфортные условия передвижения главному объекту реструктуризации - пассажирам.

Исследование удовлетворенности пассажиров

Главное достижение модернизации транспортной системы состоит в том, что Москва стала городом, удобным для жизни. Подтверждением этому служат результаты социологического исследования по вопросам удовлетворенности пассажиров, проведенного Центром мониторинга общественного мнения при Правительстве Москвы в марте 2017 г.4 Мониторинг удовлетворенности пользователей общественного транспорта проводился методом телефонного опроса CATI (ComputerAssisted Telephone Interview). Для точности исследования применялись квоты по полу и возрасту - доля каждой половозрастной группы респондентов соответствовала идентичной в группах взрослого населения Москвы от 18 и старше. Москвичи продемонстрировали стабильно высокий уро-

вень удовлетворенности качеством работы общественного транспорта в целом -87%. Анализ уровня удовлетворенности пассажиров по основным видам общественного транспорта показал лидерство метрополитена и МЦК - 90% респондентов высоко оценили качество работы этого сектора городского транспорта. Значительно ниже показатели у общественного наземного транспорта: удовлетворены 75% респондентов, не удовлетворены - 20%, 5% опрошенных затруднились ответить. Самые низкие показатели по удовлетворенности пассажиров у пригородного железнодорожного транспорта: удовлетворены 56%, не удовлетворены 11% респондентов, 33% опрошенных затруднились ответить.

Социологические опросы, регулярно проводимые Центром мониторинга общественного мнения при Правительстве Москвы, выявляют степень удовлетворенности москвичей промежуточными результатами и способствуют эффективности реализации Программы, рассчитанной до 2020 г.

Модернизация информационно-коммуникативного пространства

Программа реформирования транспорта, сфокусированная на оптимизации транспортной политики и рационализации управления, интеграции различных видов транспорта и разработке новой системы оценки эффективности функционирования городской транспортной системы, способствовала дальнейшему развитию традиционных и внедрению в отрасль новых информационно-коммуникационных технологий. Главным для создания имиджа городского транспорта становится коммуникативная составляющая, т.к. отбор, обмен, осмысление и упорядочение информации связывают восприятие имиджевых маркеров и формируют общественное мнение. Важным

направлением работы всего транспортного комплекса Москвы является выстраивание системы информирования и коммуникативных связей с пассажирами каждого из видов городского транспорта через традиционные каналы - ТВ, радио, печатные и электронные издания, полиграфическую продукцию. В рамках комплексного коммуникационного подхода к работе с пассажирами реализовывается принцип клиентоориентированности. В круглосуточном режиме 7 дней в неделю работает контакт-центр «Московский транспорт», предоставляющий телефонные консультации, примерно 6200 звонков в сутки. По вопросам решения локальных проблем в транспортном комплексе и улично-дорожной сети Москвы жители города могут обратиться в единую службу «Одного окна», оставить свою просьбу или комментарий в официальных группах транспортных предприятий в социальных сетях или через форму обратной связи на сайте.

Вместе стем появление и распространение Интернета, представляющего собой мировую площадку для осуществления процессов коммуникации, хранения и обмена информацией, кардинально изменило информационно-коммуникативное пространство городского транспорта (Бакулев, 2010: 116-140). Постоянно обновляющийся официальный сайт Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы и специально созданный в декабре 2014 г. Единый транспортный портал объединяют всю информацию и транспортные сервисы столицы.Адаптация к современным коммуникационным технологиям и возросшие потребности аудитории привели к изменениям модели информирования пассажиров во всех подведомственных организациях Департамента. Транспортные предприятия ориентированы на формирование специализированной целевой

аудитории путем информирования пассажиров на официальных сайтах и в профильных группах социальных сетей.

Выстраивание новых коммуникационных взаимоотношений транспортных предприятий с субъектами информации становится возможным благодаря интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс с помощью объединения вербальных, визуальных и аудиальных форматов в одном информационном продукте (Качкаева (ред.), 2010: 47-63). По выражению одного из ведущих социологов современности, специализирующегося в области теории информационного общества, М. Кастельса, это «глобальное окно безграничных возможностей интерактивной связи в видео-, аудио- и текстовых форматах» (Кастельс, 2004: 220).

Кроме того, в последние годы детерминировался характер потребления массовой информации: аудитория атомизи-ровалась, распавшись на коммуникативные сообщества и став фрагментарной. В результате на смену массовым средствам информирования пришли индивидуализированные. Потребители предпочитают персонифицированный доступ к информации - по статистике 92% из них к 2018 г. станут обладателями смартфонов с возможностями персонального ком-пьютера5. Средства массовой коммуникации транспортных предприятий вынуждены ориентироваться на новую модель поведения пассажиров и разрабатывать новые механизмы подачи информации.

Поиск и интеграция новых способов информирования привели к разработке специальных мобильных приложений, аккумулирующих все необходимые сервисы и информацию о работе транспортного перевозчика. На сегодняшний день функционирует семь таких приложений: «Метро Москвы», «Мосгортранс», «Помощник Москвы», «Парковки Москвы», «ВелоБайк»,

«Аэроэкспресс», «Пригородный билет». Отдельно стоит отметить широкие функциональные возможности мобильного приложения «Метро Москвы»: построение маршрутов до любой точки Москвы и Московской области с учетом всех видов городского транспорта (метро, МЦК, наземный городской транспорт Москвы и Московской области, пригородный железнодорожный транспорт, аэроэкспрессы), актуальная информация о работе метрополитена и МЦК. Наиболее популярные опции: историческая справка о каждой станции и графике работы; расчет средней стоимости поездки по выбранному маршруту; информация о наличии свободных мест на перехватывающих парковках; информация о закрытии станций и участков линий в связи с ремонтными работами; сообщения о нештатных ситуациях в реальном времени; проверка и пополнение баланса карты «Тройка»; возможность размещения заявки на сопровождение сотрудниками Центра обеспечения мобильности пассажиров. Приложение «Метро Москвы» на ноябрь 2017 г. скачали более 800 тыс. раз6.

Очевидно, что информатизация и виртуализация жизненного пространства, динамичное изменение медийных потоков открыли новые возможности для транспортных предприятий, активно внедряющих в работу современные механизмы распространения информации. Рассмотрим их на примере работы пресс-службы Московского метрополитена, важным направлением которой в повышении оперативности и охвата аудитории, а также глубины коммуникации с пассажирами стали социальные сети и каналы в мес-сенджере Telegram. О востребованности канала московского метро в мессендже-ре Telegram свидетельствует общее количество подписчиков - почти 10 тыс. человек за один год и четыре месяца функционирования с динамикой ежемесячного

прироста порядка 300 человек. Для сравнения: общая численность подписчиков Telegram канала «Московский транспорт», где аккумулируется информация о работе всех подведомственных предприятий Департамента транспорта и развития до-рожно-т ран спорт ной инфрастуктуры г. Москвы, составляет за один год и девять месяцев работы 3700 человек.

Динамичным средством информирования различных возрастных аудиторий, оказывающим мощное воздействие на характер коммуникаций и формирование уникального информационного пространства транспортного предприятия, являются также группы в социальных сетях. Общий охват аудитории в официальных группах столичного метро в социальных сетях («ВКонтакте», Twitter, Facebook, «Одноклассники», Instagram, YouTube) по состоянию на ноябрь 2017 г. - более 370 тыс. пассажиров7, причем на аккаун-ты московского метро в социальных сетях подписаны большинство районных, окружных, региональных и федеральных СМИ. Размер аудитории всех официальных групп подведомственных предприятий Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфрастуктуры г. Москвы в тех же социальных сетях составляет около 183 тыс. человек8, что в два раза меньше охвата групп московского метро. На популярность официальных групп метро в социальных сетях оказывают влияние прогрессивные направления работы пресс-службы, интересные пользователям: креативные решения в разработке инфографики параллельно с текстовыми информационными сообщениями, организация конкурсов для блогеров («Сними метро в TimeLapse»), проведение фотоконкурсов среди пассажиров (конкурс селфи в «Новогоднем поезде»), применение анимированных изображений, видеороликов, медиавирусов (мемы) и других трендовых направлений контен-

Динамика роста количества пользователей официальных групп московского метро в социальных сетях

та, имеющих международный резонанс. Примером может служить ролик метрополитена, снятый по тренду мирового флешмоба «манекен челлендж» (Mannequin Challenge) и набравший более миллиона просмотров, который признан в данной категории лучшим в России при бюджете проекта в 0 рублей. Повышению оперативности и улучшению уровня информирования в целом служит официальный твиттер-аккаунт MetroOperativno, созда-ный в январе 2015 г. и насчитывающий к ноябрю 2017 г. более 126 тыс. подписчиков. В твиттер-аккаунте MetroOperativno в течение 5-10 мин. при возникновении нештатной ситуации, влекущей за собой изменения в режиме и графике работы предприятия, публикуется разъяснительная информация, позволяющая максимально оперативно и одномоментно оповещать значительное количество пассажиров и представителей СМИ.

Современные информационно-коммуникационные технологии существенно изменили роль аудитории. Эту особенность отмечает Е.Л. Вартанова (1999): «Из пассивной и безликой массы, которая терпеливо потребляет предлагаемое ей содержание, она преобразуется в доволь-

но конкретные группы, информационные потребности и коммуникационные привычки которых могут быть определены весьма точно».

Применительно к модернизации транспортного комплекса Москвы это заключение подтверждается участием пассажиров в процессе интерактивной коммуникации через самостоятельное конструирование формата и объемов информационного дискурса. Это служит свидетельством их активности в официальных группах московского метро в социальных сетях, представленной на рисунке и демонстрирующей динамику роста количества подписчиков.

Наиболее активный пользователь социальных сетей - молодежный сегмент, оперативно реагирующий на поступающую информацию и активно участвующий в ее обсуждении. Анализ социальных сетей позволяет модифицировать информационные потоки. Об этом, в частности, пишет А.Н. Чураков (2001).

Для выявления предпочитаемых видов информирования среди пассажиров в официальной группе московского метро в социальной сети «ВКонтакте» был проведен социологический опрос9. Акцент

был сделан именно на молодежную аудиторию, использующую все способы получения информации, представленные в опросе. Аудитория группы московского метро в «ВКонтакте» - женщины 25-35 лет и мужчины - 21-35. Значимой с точки зрения целей исследования стала выдвинутая гипотеза: молодежный сегмент выбирает разновидности интерактивного информирования, полностью подтвержденная результатами исследования. В опросе, проходившем в августе 2017 г., приняло участие 4623 респондента, выбиравших из 10 предложенных вариантов регулярного информирования наиболее предпочтительный для каждого из них. Большая часть проголосовавших, 25,9%, отдали предпочтение информированию через мобильное приложение «Метро Москвы», что объясняется его широкими функциональными возможностями. Вторым по популярности стал обозначенный 19,5% респондентов вид информирования в официальных аккаунтах Московского метрополитена в социальных сетях и на официальном сайте. В качестве информационной площадки единую сеть Wi-Fi «Московский транспорт» (MT_FREE) предпочитают 13,9% из принявших участие в опросе. Наиболее репрезентированную разновидность визуального информирования - информационные плакаты на территории вестибюлей и платформ станций - зафиксировали 12% проголосовавших. Выбор продуктивного способа получения информации о работе Московского метрополитена остальными респондентами распределился следующим образом: публикации в СМИ -6,2%; каналы в Telegram - 3,9%; Единый транспортный портал отмечен 1% респондентов. Таким образом, зафиксированные показатели позволяют сделать вывод: руководству Московского метрополитена при дальнейшей разработке информационной стратегии необходимо

модифицировать виды информирования с учетом запроса разных возрастных категорий. Молодежный сегмент, наиболее часто использующий в качестве способа передвижения метрополитен, предпочитает получать информационный контент через мобильный Интернет и Wi-Fi. Поэтому так важно сосредоточить внимание на использовании современных технологий донесения информации до ключевого потребителя.

Важным представляется и тот факт, что пассажиры общественного транспорта являются не только потребителями услуг, но и активными участниками формирования информационно-коммуникативного пространства и реструктуризации транспортного комплекса столицы. Наиболее популярным каналом, предоставляющим такие возможности, стал портал «Активный гражданин», запущенный в апреле 2014 г. По данным на 12 марта 2018 г. в проекте зарегистрировано более 2 млн человек10. Так, на портале широко представлены опросы по выявлению пожеланий москвичей, касающиеся дизайна новых станций метро; выбора названия для нового тематического поезда и цвета новых линий на схеме метро; благоустройства территорий у станций метро; выбора очередности включения станций метро в реестр памятников культурного наследия; опросы по развитию культурных проектов «С искусством по пути», «Музыка в метро» и т.д.

В модернизации информационно-коммуникативного пространства метрополитена параллельно с новыми методами большое место занимают динамично развивающиеся традиционные способы информирования. Пресс-служба московского метро, понимая значимость роли СМИ в структуре коммуникативной модели транспортного предприятия, разработала новую информационную стратегию взаимодействия с журналистами, в рам-

ках которой основной акцент был сделан на регулярное проведение пресс-конференций начальника метрополитена и его заместителей и организацию различных пресс-туров для СМИ. Причем темы пресс-конференций формируются исходя из актуальности, а также на основе анализа информационных запросов, поступающих в пресс-службу от журналистов. За 2016 г. было проведено 11 больших пресс-конференций и 110 пресс-туров на различные объекты метрополитена.

Информационно-коммуникативное пространство Московского метрополитена расширяется за счет сотрудничества с различными партнерами. Для регулярного размещения тематической информации о работе московского метро в газетах Metro и «Москва Вечерняя» выделены специальные полосы, причем эти печатные издания распространяются на большинстве станций метро. Развитие новых услуг оплаты проезда через экономическое сотрудничество с банками; проведение информационно-образовательных проектов по организации творческих и фотовыставок; появление новых справочных и навигационных сервисов в «Яндекс. Карты», «Яндекс.Метро»; бесплатный доступ в Wi-Fi благодаря партнерству с «МаксимаТелеком»; пользование мобильным Интернетом через сотрудничество

метрополитена с сотовыми операторами - все это способствует формированию комфортной среды для пассажиров. Особенно многогранен список партнеров Московского метрополитена по реализации совместных культурно-образовательных проектов «Ночь в метро», «Музыка в метро», «Интенсив XX» и запуску тематических поездов.

Подводя итог, можно констатировать наличие многоаспектного характера информирования пассажиров как в транспортном комплексе Москвы в целом, так и на примере Московского метрополитена. Вместе с тем назрела необходимость создания некоего единого аккумулирующего информационного центра, в котором будет концентрироваться информация о работе всех видов городского общественного транспорта, в том числе и в режиме онлайн, и осуществляться контроль над информационными потоками. Создание единой информационной системы в транспортном комплексе станет фундаментальным шагом к новым формам сотрудничества, к формированию эффективной коммуникационной модели оперативного взаимодействия с пассажирами и расширению охвата аудитории, а также к развитию новых способов распространения уникального контента.

Примечания

1 Государственная программа «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 г. Режим доступа: https://www.mos.ru/dt/ documents/obraztcy-dokumentov/view/184155220/

2 Краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd - «толпа» и sourcing - «использование ресурсов») - новая инфокоммуникационная технология, позволяющая решать проблемы инновационной производственной деятельности с использованием творческих способностей и опыта широкого круга лиц.

3 Отчет о работе транспортного комплекса города Москвы за 2016 год и планы на 2017 год. Режим доступа: http://dt.mos.ru/upload_local/iblock/966/96698d3df817 1ed373b299819df9e45e/otchet_za_2016_god_final.pdf

4 Социологическое исследование «Общественный транспорт 9.4.», АО «Московские информационные технологии». № 4-46-611/7-7 от 27.04.2017 г. (АМиПМ). (Документ предоставлен пресс-службой Московского метрополитена.)

5 Интернет в России: динамика проникновения // Фонд «Общественное мнение». Лето 2017 г. Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-%20internet/13783

6 Приложение «Метро Москвы» скачали около 800 тысяч человек // Москва 24. 2017. Ноябрь, 15. Режим доступа: https://www.m24.ru/news/транспорт/15112017/ 16723

7 Данные посчитаны в ручном режиме по факту регистрации в социальных сетях в указанный период.

8 Данные посчитаны в ручном режиме.

9 Режим доступа: https://vk.com/officialmosmetro?w=wall-70228347_59114

10 Портал «Активный гражданин». Режим доступа: https://ag.mos.ru/

Библиография

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс. 2010.

Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. Вып. 5. С. 11-14. Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b5 9df6463a315de4c32568fd0038da32

Вартанова Е.Л. Москва как коммуникация и медиахаб: вызовы времени // Коммуникационная инфраструктура современного города. Тезисы конференции НАММИ. М.: Фак. журн. МГУ, 2012. С. 3-9.

Гуреева А.Н. Междисциплинарность теоретических концепций в российских и зарубежных исследованиях процесса медиатизации // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2388

Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М.: Высш. шк. журн., 2010.

КастельсМ. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

МорлиД. Связь и транспорт: мобильность информации, людей и товаров // СМИ, культура и общество. 2011. Вып. 33 (5). С. 743-759.

Современный российский медиаполис / под ред. С.Г. Корконосенко. СПб: Изд-во СПбГУ; Филол. фак., 2012.

Чураков А.Н. Анализ социальных сетей // Социс. 2001. № 1. С. 109-121.

Cohendet P., Grandadam D., Simon L. (2010) The Anatomy of the Creative City. Industry and Innovation 17: 91-111. Режим доступа: https://doi.org/10.1080/13662710903573869 McQuire S. (2008) The Media City: Media, Architecture and Urban Space. London, Thousand Oaks, New Delhi and Singapore: SAGE.

Thompson E. (2016) What makes a city 'smart'? International Journal of Architectural Computing 14 (4): 358-371. Режим доступа: https://doi.org/10.1177/1478077116670744 Woodward W.D. (2003). Technologized communications as Artifact/Discourse/Relation: The case of the technological city. Cultural Studies^Critical Methodologies 3: 330-354.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.