Системная модернизация информационно-коммуникативного пространства транспортного комплекса Москвы
Антон Рубас
В данной статье рассмотрена коммуникативная модернизация транспортного комплекса Москвы по расширению системы информирования пассажиров. Проанализирована концепция новых стандартов городского пассажирского транспорта. Дана характеристика сформированным моделям взаимодействия транспортных перевозчиков с пассажирами и раскрыты новые каналы распространения информации на примере Московского метрополитена. Обоснована необходимость создания единого информационного центра, в котором будут концентрироваться все информационные потоки транспортного комплекса Москвы. Ключевые слова: модернизация транспортного комплекса, каналы распространения информации, Московский метрополитен, массовая коммуникация, информационные потребности пассажиров.
Цифровые технологии изменили информационно-коммуникативное пространство мегаполиса, значительно расширив и модернизировав как традиционные источники информации, так и коммуникационные каналы ее распространения. Актуальность данной статьи обусловлена возможностью расширения информационного пространства и предоставляемых транспортных услуг, обеспеченных новыми процессами коммуникации. Исследования, характеризующие информационное пространство городского общественного транспорта, посвящены в основном разработкам программного обеспечения для интерактивных пассажирских информационных систем, традиционным формам подачи информации потребителям услуг и носят локальный характер. Новизна тематики представленной работы заключается в необходимости концептуального обеспечения новой интегрированной информационной системы в рамках реформирования транспортного комплекса Москвы. Наряду с динамичным развитием многочисленных традиционных коммуникационных каналов распространения информации в системе транспортного информирования появляются новые коммуникации, требующие анализа и характеристики.
© Рубас Антон Васильевич аспирант кафедры печати и новых медиа ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии» (г. Москва, Россия), anton.rubas@gmail.com
Исследования российских и зарубежных теоретиков коммуникации охватывают различные аспекты медиа и урбанизации, медиатизации как явления в целом.
Среди отечественных исследователей данной проблемы следует выделить А.Н. Гурееву (2017), которая проводит анализ различных подходов к исследованию процессов медиатизации в трудах зарубежных и отечественных ученых, подчеркивает необходимость междисциплинарных контактов. Концептуализация проблемы медиакоммуникаций транспорта большого города раскрыта в монографии «Современный российский медиаполис» (Корконосенко (ред.), 2012). В ней представлены фундаментальные исследования теоретической модели функционирования медиасферы современного мегаполиса, разработки информационной инфраструктуры по удовлетворению потребностей городской среды в медиа. Глубокий анализ коммуникационной инфраструктуры современного города проводится Е.Л. Вартановой (2012) в статье «Москва как коммуникация и медиахаб: вызовы времени».
Медиатеоретик, профессор Мельбурнского университета С. Маккуайр (2008) исследует влияние медиа на развитие и формирование городской среды,проводит теоретически углубленный анализ взаимодействия СМИ и города, формирующего новый социальный опыт. Американский индустриальный социолог У. Вуд-ворд (2003) предлагает технологизиро-вать коммуникации, рассматриваемые им в широком смысле триадного поля времени-пространства: естественно-искусственные и социокультурные аспекты интегрированы с реляционной практикой, лежащей в основе использования технологий и связи. П. Коэндет, Д. Грандам и Л. Саймон (2010) представляют анатомию креативного города через отображение и анализ динамики формирования творческих процессов.
В трудах зарубежных ученых широко представлена тема медиакоммуникаций транспорта мегаполиса. Британский исследователь Д. Морли (2011) исследует потенциал для дальнейшей интеграции в области связи и транспортных исследований, анализирует значение взаимодействия виртуального и материального миров. Проблемы использования информационно-коммуникационных технологий администрациями городов для решения транспортных проблем и многих других целей нашли отражение в работе Э. Томпсон «Что делает город "умным"?» (2016). Преимущества и недостатки «умного города» анализируются для синтеза и понимания целесообразности их использования.
Реформирование транспортного комплекса
Развитие городского пассажирского транспорта Москвы до недавнего времени оставалось одной из острых нерешенных проблем Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы. Отсутствие интеграции, единой концепции развития способствовали дифференцированности всех видов общественного транспорта, не предоставлявших услуг высокого качества. Устаревший подвижной состав наземного и подземного городского транспорта, низкая развитость дорожной инфраструктуры, рост уровня автомобилизации, высокая нагрузка на улично-дорожную сеть, слабо развитая пешеходная и неразвитая велосипедная инфраструктуры, хаотичное парковочное пространство и другие проблемы приводили к транспортному коллапсу, делали мегаполис некомфортным для проживания. Кардинально изменилась транспортная ситуация в городе с реализацией государственной программы «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 гг. и на перспективу до
2020 г. (далее - Программа)1, проводимой в режиме краудсорсинга2.
Колоссальная работа по интеграции всех видов городского пассажирского транспорта в единую систему позволила сформировать общую стратегию и стимулировала качественно новый уровень их развития, в том числе:
• обеспечение связанности маршрутов всей транспортной сети;
• интеграция различных видов общественного транспорта через мультимодаль-ные транспортные услуги;
• единая навигация, ориентированная на систему навигации мирового класса;
• единая зона бесплатного доступа к сети Wi-Fi для пассажиров метро и Московского центрального кольца (далее - МЦК), наземного транспорта, аэроэкспресса и аэропортов;
• интермодальные билетные и тарифные решения;
• обновление парка подвижного состава;
• интеллектуальная система видеонаблюдения;
• единые требования к развитию пассажирских сервисов;
• создание безбарьерной среды для передвижения всех категорий граждан, в том числе и маломобильных;
• новый стандарт московского такси;
• развитие парковочного пространства и московского каршеринга;
• создание велосипедной инфраструктуры.
Ключевые проекты транспортного комплекса 2016 г., ставшего прорывным в реализации Программы: модель управления наземными перевозками, масштабное развитие метрополитена, запуск МЦК3.
Доминантой модернизации транспортной системы Москвы является новая модель наземного городского пассажирского транспорта (далее - НГПТ) - удобная и качественная альтернатива личному ав-
томобилю. НГПТ Москвы - одна из крупнейших транспортных систем Европы: 10 тыс. автобусов, 1,5 тыс. троллейбусов, 850 трамваев. С 2016 г. действует новая модель управления транспортом—част-ные операторы интегрированы в общую систему городского транспорта, не конкурируют с ним, а эффективно обслуживают дополнительные маршруты, отражая спрос пассажиров. Для коммерческих перевозчиков приняты единые стандарты: брендинг, тарифная политика, качество обслуживания; все автобусы оборудованы системой ГЛОНАСС, комплексом видеокамер, системой климат-контроля. Увеличение объема перевозок НГПТ достигнуто за счет оптимизации маршрутной сети города (1360 маршрутов), функционирования 20 выделенных полос общей протяженностью 230 км, масштабного обновления подвижного состава.
В реструктуризации транспортного комплекса столицы важное место занимает развитие метрополитена, успешно решающего одну из главных своих задач -станции метро должны располагаться в зоне шаговой доступности. Московское метро - самый популярный вид городского транспорта, которым ежедневно пользуются свыше 8,5 млн пассажиров, а в некоторые дни этот показатель доходит до 9 млн. На сегодняшний день это 206 станций метро протяженностью 346 км, 31 станция МЦК (54 км) и шесть станций монорельса (5 км). К 2020 г. планируется полностью завершить строительство Третьего пересадочного контура (ТПК) - по сути, второй кольцевой линии метрополитена. Это один из самых амбициозных проектов транспортного комплекса Москвы: протяженность - 61 км, 28 станций с пересадками на 17 радиальных линий метро, семь железнодорожных направлений и двух пересадок на МЦК. Ориентировочно на конец 2020 г. запланировано функционирование 257 станций метрополитена.
За счет создания новой модели управления транспортом, повышения доступности и безопасности, улучшения качества и комфортности перевозок, сокращения времени в пути прогнозируемый объем перевозок на общественном транспорте в Москве к 2020 г. должен составить более 18 млн пассажиров в сутки. Рассмотрев новую концепцию транспортной инфраструктуры мегаполиса, приходим к выводу: комплексный подход, изучение логистических и технических особенностей каждого вида городского транспорта, использование научных разработок и технологических инноваций, мировых практик обеспечили создание единой системы для подземного и наземного общественного транспорта города Москвы, дающей синергетический эффект. Разрозненные элементы транспортного комплекса, объединенные в единую структуру, позволили создать наиболее комфортные условия передвижения главному объекту реструктуризации - пассажирам.
Исследование удовлетворенности пассажиров
Главное достижение модернизации транспортной системы состоит в том, что Москва стала городом, удобным для жизни. Подтверждением этому служат результаты социологического исследования по вопросам удовлетворенности пассажиров, проведенного Центром мониторинга общественного мнения при Правительстве Москвы в марте 2017 г.4 Мониторинг удовлетворенности пользователей общественного транспорта проводился методом телефонного опроса CATI (ComputerAssisted Telephone Interview). Для точности исследования применялись квоты по полу и возрасту - доля каждой половозрастной группы респондентов соответствовала идентичной в группах взрослого населения Москвы от 18 и старше. Москвичи продемонстрировали стабильно высокий уро-
вень удовлетворенности качеством работы общественного транспорта в целом -87%. Анализ уровня удовлетворенности пассажиров по основным видам общественного транспорта показал лидерство метрополитена и МЦК - 90% респондентов высоко оценили качество работы этого сектора городского транспорта. Значительно ниже показатели у общественного наземного транспорта: удовлетворены 75% респондентов, не удовлетворены - 20%, 5% опрошенных затруднились ответить. Самые низкие показатели по удовлетворенности пассажиров у пригородного железнодорожного транспорта: удовлетворены 56%, не удовлетворены 11% респондентов, 33% опрошенных затруднились ответить.
Социологические опросы, регулярно проводимые Центром мониторинга общественного мнения при Правительстве Москвы, выявляют степень удовлетворенности москвичей промежуточными результатами и способствуют эффективности реализации Программы, рассчитанной до 2020 г.
Модернизация информационно-коммуникативного пространства
Программа реформирования транспорта, сфокусированная на оптимизации транспортной политики и рационализации управления, интеграции различных видов транспорта и разработке новой системы оценки эффективности функционирования городской транспортной системы, способствовала дальнейшему развитию традиционных и внедрению в отрасль новых информационно-коммуникационных технологий. Главным для создания имиджа городского транспорта становится коммуникативная составляющая, т.к. отбор, обмен, осмысление и упорядочение информации связывают восприятие имиджевых маркеров и формируют общественное мнение. Важным
направлением работы всего транспортного комплекса Москвы является выстраивание системы информирования и коммуникативных связей с пассажирами каждого из видов городского транспорта через традиционные каналы - ТВ, радио, печатные и электронные издания, полиграфическую продукцию. В рамках комплексного коммуникационного подхода к работе с пассажирами реализовывается принцип клиентоориентированности. В круглосуточном режиме 7 дней в неделю работает контакт-центр «Московский транспорт», предоставляющий телефонные консультации, примерно 6200 звонков в сутки. По вопросам решения локальных проблем в транспортном комплексе и улично-дорожной сети Москвы жители города могут обратиться в единую службу «Одного окна», оставить свою просьбу или комментарий в официальных группах транспортных предприятий в социальных сетях или через форму обратной связи на сайте.
Вместе стем появление и распространение Интернета, представляющего собой мировую площадку для осуществления процессов коммуникации, хранения и обмена информацией, кардинально изменило информационно-коммуникативное пространство городского транспорта (Бакулев, 2010: 116-140). Постоянно обновляющийся официальный сайт Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы и специально созданный в декабре 2014 г. Единый транспортный портал объединяют всю информацию и транспортные сервисы столицы.Адаптация к современным коммуникационным технологиям и возросшие потребности аудитории привели к изменениям модели информирования пассажиров во всех подведомственных организациях Департамента. Транспортные предприятия ориентированы на формирование специализированной целевой
аудитории путем информирования пассажиров на официальных сайтах и в профильных группах социальных сетей.
Выстраивание новых коммуникационных взаимоотношений транспортных предприятий с субъектами информации становится возможным благодаря интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс с помощью объединения вербальных, визуальных и аудиальных форматов в одном информационном продукте (Качкаева (ред.), 2010: 47-63). По выражению одного из ведущих социологов современности, специализирующегося в области теории информационного общества, М. Кастельса, это «глобальное окно безграничных возможностей интерактивной связи в видео-, аудио- и текстовых форматах» (Кастельс, 2004: 220).
Кроме того, в последние годы детерминировался характер потребления массовой информации: аудитория атомизи-ровалась, распавшись на коммуникативные сообщества и став фрагментарной. В результате на смену массовым средствам информирования пришли индивидуализированные. Потребители предпочитают персонифицированный доступ к информации - по статистике 92% из них к 2018 г. станут обладателями смартфонов с возможностями персонального ком-пьютера5. Средства массовой коммуникации транспортных предприятий вынуждены ориентироваться на новую модель поведения пассажиров и разрабатывать новые механизмы подачи информации.
Поиск и интеграция новых способов информирования привели к разработке специальных мобильных приложений, аккумулирующих все необходимые сервисы и информацию о работе транспортного перевозчика. На сегодняшний день функционирует семь таких приложений: «Метро Москвы», «Мосгортранс», «Помощник Москвы», «Парковки Москвы», «ВелоБайк»,
«Аэроэкспресс», «Пригородный билет». Отдельно стоит отметить широкие функциональные возможности мобильного приложения «Метро Москвы»: построение маршрутов до любой точки Москвы и Московской области с учетом всех видов городского транспорта (метро, МЦК, наземный городской транспорт Москвы и Московской области, пригородный железнодорожный транспорт, аэроэкспрессы), актуальная информация о работе метрополитена и МЦК. Наиболее популярные опции: историческая справка о каждой станции и графике работы; расчет средней стоимости поездки по выбранному маршруту; информация о наличии свободных мест на перехватывающих парковках; информация о закрытии станций и участков линий в связи с ремонтными работами; сообщения о нештатных ситуациях в реальном времени; проверка и пополнение баланса карты «Тройка»; возможность размещения заявки на сопровождение сотрудниками Центра обеспечения мобильности пассажиров. Приложение «Метро Москвы» на ноябрь 2017 г. скачали более 800 тыс. раз6.
Очевидно, что информатизация и виртуализация жизненного пространства, динамичное изменение медийных потоков открыли новые возможности для транспортных предприятий, активно внедряющих в работу современные механизмы распространения информации. Рассмотрим их на примере работы пресс-службы Московского метрополитена, важным направлением которой в повышении оперативности и охвата аудитории, а также глубины коммуникации с пассажирами стали социальные сети и каналы в мес-сенджере Telegram. О востребованности канала московского метро в мессендже-ре Telegram свидетельствует общее количество подписчиков - почти 10 тыс. человек за один год и четыре месяца функционирования с динамикой ежемесячного
прироста порядка 300 человек. Для сравнения: общая численность подписчиков Telegram канала «Московский транспорт», где аккумулируется информация о работе всех подведомственных предприятий Департамента транспорта и развития до-рожно-т ран спорт ной инфрастуктуры г. Москвы, составляет за один год и девять месяцев работы 3700 человек.
Динамичным средством информирования различных возрастных аудиторий, оказывающим мощное воздействие на характер коммуникаций и формирование уникального информационного пространства транспортного предприятия, являются также группы в социальных сетях. Общий охват аудитории в официальных группах столичного метро в социальных сетях («ВКонтакте», Twitter, Facebook, «Одноклассники», Instagram, YouTube) по состоянию на ноябрь 2017 г. - более 370 тыс. пассажиров7, причем на аккаун-ты московского метро в социальных сетях подписаны большинство районных, окружных, региональных и федеральных СМИ. Размер аудитории всех официальных групп подведомственных предприятий Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфрастуктуры г. Москвы в тех же социальных сетях составляет около 183 тыс. человек8, что в два раза меньше охвата групп московского метро. На популярность официальных групп метро в социальных сетях оказывают влияние прогрессивные направления работы пресс-службы, интересные пользователям: креативные решения в разработке инфографики параллельно с текстовыми информационными сообщениями, организация конкурсов для блогеров («Сними метро в TimeLapse»), проведение фотоконкурсов среди пассажиров (конкурс селфи в «Новогоднем поезде»), применение анимированных изображений, видеороликов, медиавирусов (мемы) и других трендовых направлений контен-
Динамика роста количества пользователей официальных групп московского метро в социальных сетях
та, имеющих международный резонанс. Примером может служить ролик метрополитена, снятый по тренду мирового флешмоба «манекен челлендж» (Mannequin Challenge) и набравший более миллиона просмотров, который признан в данной категории лучшим в России при бюджете проекта в 0 рублей. Повышению оперативности и улучшению уровня информирования в целом служит официальный твиттер-аккаунт MetroOperativno, созда-ный в январе 2015 г. и насчитывающий к ноябрю 2017 г. более 126 тыс. подписчиков. В твиттер-аккаунте MetroOperativno в течение 5-10 мин. при возникновении нештатной ситуации, влекущей за собой изменения в режиме и графике работы предприятия, публикуется разъяснительная информация, позволяющая максимально оперативно и одномоментно оповещать значительное количество пассажиров и представителей СМИ.
Современные информационно-коммуникационные технологии существенно изменили роль аудитории. Эту особенность отмечает Е.Л. Вартанова (1999): «Из пассивной и безликой массы, которая терпеливо потребляет предлагаемое ей содержание, она преобразуется в доволь-
но конкретные группы, информационные потребности и коммуникационные привычки которых могут быть определены весьма точно».
Применительно к модернизации транспортного комплекса Москвы это заключение подтверждается участием пассажиров в процессе интерактивной коммуникации через самостоятельное конструирование формата и объемов информационного дискурса. Это служит свидетельством их активности в официальных группах московского метро в социальных сетях, представленной на рисунке и демонстрирующей динамику роста количества подписчиков.
Наиболее активный пользователь социальных сетей - молодежный сегмент, оперативно реагирующий на поступающую информацию и активно участвующий в ее обсуждении. Анализ социальных сетей позволяет модифицировать информационные потоки. Об этом, в частности, пишет А.Н. Чураков (2001).
Для выявления предпочитаемых видов информирования среди пассажиров в официальной группе московского метро в социальной сети «ВКонтакте» был проведен социологический опрос9. Акцент
был сделан именно на молодежную аудиторию, использующую все способы получения информации, представленные в опросе. Аудитория группы московского метро в «ВКонтакте» - женщины 25-35 лет и мужчины - 21-35. Значимой с точки зрения целей исследования стала выдвинутая гипотеза: молодежный сегмент выбирает разновидности интерактивного информирования, полностью подтвержденная результатами исследования. В опросе, проходившем в августе 2017 г., приняло участие 4623 респондента, выбиравших из 10 предложенных вариантов регулярного информирования наиболее предпочтительный для каждого из них. Большая часть проголосовавших, 25,9%, отдали предпочтение информированию через мобильное приложение «Метро Москвы», что объясняется его широкими функциональными возможностями. Вторым по популярности стал обозначенный 19,5% респондентов вид информирования в официальных аккаунтах Московского метрополитена в социальных сетях и на официальном сайте. В качестве информационной площадки единую сеть Wi-Fi «Московский транспорт» (MT_FREE) предпочитают 13,9% из принявших участие в опросе. Наиболее репрезентированную разновидность визуального информирования - информационные плакаты на территории вестибюлей и платформ станций - зафиксировали 12% проголосовавших. Выбор продуктивного способа получения информации о работе Московского метрополитена остальными респондентами распределился следующим образом: публикации в СМИ -6,2%; каналы в Telegram - 3,9%; Единый транспортный портал отмечен 1% респондентов. Таким образом, зафиксированные показатели позволяют сделать вывод: руководству Московского метрополитена при дальнейшей разработке информационной стратегии необходимо
модифицировать виды информирования с учетом запроса разных возрастных категорий. Молодежный сегмент, наиболее часто использующий в качестве способа передвижения метрополитен, предпочитает получать информационный контент через мобильный Интернет и Wi-Fi. Поэтому так важно сосредоточить внимание на использовании современных технологий донесения информации до ключевого потребителя.
Важным представляется и тот факт, что пассажиры общественного транспорта являются не только потребителями услуг, но и активными участниками формирования информационно-коммуникативного пространства и реструктуризации транспортного комплекса столицы. Наиболее популярным каналом, предоставляющим такие возможности, стал портал «Активный гражданин», запущенный в апреле 2014 г. По данным на 12 марта 2018 г. в проекте зарегистрировано более 2 млн человек10. Так, на портале широко представлены опросы по выявлению пожеланий москвичей, касающиеся дизайна новых станций метро; выбора названия для нового тематического поезда и цвета новых линий на схеме метро; благоустройства территорий у станций метро; выбора очередности включения станций метро в реестр памятников культурного наследия; опросы по развитию культурных проектов «С искусством по пути», «Музыка в метро» и т.д.
В модернизации информационно-коммуникативного пространства метрополитена параллельно с новыми методами большое место занимают динамично развивающиеся традиционные способы информирования. Пресс-служба московского метро, понимая значимость роли СМИ в структуре коммуникативной модели транспортного предприятия, разработала новую информационную стратегию взаимодействия с журналистами, в рам-
ках которой основной акцент был сделан на регулярное проведение пресс-конференций начальника метрополитена и его заместителей и организацию различных пресс-туров для СМИ. Причем темы пресс-конференций формируются исходя из актуальности, а также на основе анализа информационных запросов, поступающих в пресс-службу от журналистов. За 2016 г. было проведено 11 больших пресс-конференций и 110 пресс-туров на различные объекты метрополитена.
Информационно-коммуникативное пространство Московского метрополитена расширяется за счет сотрудничества с различными партнерами. Для регулярного размещения тематической информации о работе московского метро в газетах Metro и «Москва Вечерняя» выделены специальные полосы, причем эти печатные издания распространяются на большинстве станций метро. Развитие новых услуг оплаты проезда через экономическое сотрудничество с банками; проведение информационно-образовательных проектов по организации творческих и фотовыставок; появление новых справочных и навигационных сервисов в «Яндекс. Карты», «Яндекс.Метро»; бесплатный доступ в Wi-Fi благодаря партнерству с «МаксимаТелеком»; пользование мобильным Интернетом через сотрудничество
метрополитена с сотовыми операторами - все это способствует формированию комфортной среды для пассажиров. Особенно многогранен список партнеров Московского метрополитена по реализации совместных культурно-образовательных проектов «Ночь в метро», «Музыка в метро», «Интенсив XX» и запуску тематических поездов.
Подводя итог, можно констатировать наличие многоаспектного характера информирования пассажиров как в транспортном комплексе Москвы в целом, так и на примере Московского метрополитена. Вместе с тем назрела необходимость создания некоего единого аккумулирующего информационного центра, в котором будет концентрироваться информация о работе всех видов городского общественного транспорта, в том числе и в режиме онлайн, и осуществляться контроль над информационными потоками. Создание единой информационной системы в транспортном комплексе станет фундаментальным шагом к новым формам сотрудничества, к формированию эффективной коммуникационной модели оперативного взаимодействия с пассажирами и расширению охвата аудитории, а также к развитию новых способов распространения уникального контента.
Примечания
1 Государственная программа «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 г. Режим доступа: https://www.mos.ru/dt/ documents/obraztcy-dokumentov/view/184155220/
2 Краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd - «толпа» и sourcing - «использование ресурсов») - новая инфокоммуникационная технология, позволяющая решать проблемы инновационной производственной деятельности с использованием творческих способностей и опыта широкого круга лиц.
3 Отчет о работе транспортного комплекса города Москвы за 2016 год и планы на 2017 год. Режим доступа: http://dt.mos.ru/upload_local/iblock/966/96698d3df817 1ed373b299819df9e45e/otchet_za_2016_god_final.pdf
4 Социологическое исследование «Общественный транспорт 9.4.», АО «Московские информационные технологии». № 4-46-611/7-7 от 27.04.2017 г. (АМиПМ). (Документ предоставлен пресс-службой Московского метрополитена.)
5 Интернет в России: динамика проникновения // Фонд «Общественное мнение». Лето 2017 г. Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-%20internet/13783
6 Приложение «Метро Москвы» скачали около 800 тысяч человек // Москва 24. 2017. Ноябрь, 15. Режим доступа: https://www.m24.ru/news/транспорт/15112017/ 16723
7 Данные посчитаны в ручном режиме по факту регистрации в социальных сетях в указанный период.
8 Данные посчитаны в ручном режиме.
9 Режим доступа: https://vk.com/officialmosmetro?w=wall-70228347_59114
10 Портал «Активный гражданин». Режим доступа: https://ag.mos.ru/
Библиография
Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс. 2010.
Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. Вып. 5. С. 11-14. Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b5 9df6463a315de4c32568fd0038da32
Вартанова Е.Л. Москва как коммуникация и медиахаб: вызовы времени // Коммуникационная инфраструктура современного города. Тезисы конференции НАММИ. М.: Фак. журн. МГУ, 2012. С. 3-9.
Гуреева А.Н. Междисциплинарность теоретических концепций в российских и зарубежных исследованиях процесса медиатизации // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2388
Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М.: Высш. шк. журн., 2010.
КастельсМ. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
МорлиД. Связь и транспорт: мобильность информации, людей и товаров // СМИ, культура и общество. 2011. Вып. 33 (5). С. 743-759.
Современный российский медиаполис / под ред. С.Г. Корконосенко. СПб: Изд-во СПбГУ; Филол. фак., 2012.
Чураков А.Н. Анализ социальных сетей // Социс. 2001. № 1. С. 109-121.
Cohendet P., Grandadam D., Simon L. (2010) The Anatomy of the Creative City. Industry and Innovation 17: 91-111. Режим доступа: https://doi.org/10.1080/13662710903573869 McQuire S. (2008) The Media City: Media, Architecture and Urban Space. London, Thousand Oaks, New Delhi and Singapore: SAGE.
Thompson E. (2016) What makes a city 'smart'? International Journal of Architectural Computing 14 (4): 358-371. Режим доступа: https://doi.org/10.1177/1478077116670744 Woodward W.D. (2003). Technologized communications as Artifact/Discourse/Relation: The case of the technological city. Cultural Studies^Critical Methodologies 3: 330-354.