Научная статья на тему 'Системная модель методологии управления на основе качества в условиях новой экономики'

Системная модель методологии управления на основе качества в условиях новой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т В. Маматова

Проанализированы тенденции сближения и взаимопроникновения методологий всеобщего управления на основе качества, управления проектами и улучшения бизнес-процессов. Предлагается системная модель методологии управления на основе качества в условиях новой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM MODEL OF QUALITY MANAGEMENT METHODOLOGY UNDER CONDITIONS OF NEW ECONOMY

Tendencies of total quality management, project management and business process improvement methodologies approachment and interpenetration are analysed. The quality management methodology system model under conditions of new economy is proposed.

Текст научной работы на тему «Системная модель методологии управления на основе качества в условиях новой экономики»

Посилання на статтю_

Маматова Т.В. системная модель методологи управления на основе качества в условиях новой економики/ Т.В. Маматова // УправлЫня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - 2004. - № 2(10). - ^48-55.

УДК 65.014

Т.В. Маматова

СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ КАЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Проанализированы тенденции сближения и взаимопроникновения методологий всеобщего управления на основе качества, управления проектами и улучшения бизнес-процессов. Предлагается системная модель методологии управления на основе качества в условиях новой экономики. Рис.1, табл. 2, ист. 36.

Ключевые слова: новая экономика, экономика знаний, методология, всеобщее управление на основе качества, процессный подход, управление проектами.

Т.В. Маматова

СИСТЕМНА МОДЕЛЬ МЕТОДОЛОГИ УПРАВЛ1ННЯ НА ОСНОВ1 ЯКОСТ1 В УМОВАХ НОВО1 ЕКОНОМ1КИ

Проаналiзованi тенденцп зближення та взаемопроникнення методологiй всеохоплюючого управлЫня на основi якостi, управлшня проектами й полiпшення бiзнес-процесiв. Запропонована системна модель методологи управлшня на основi якостi в умовах ново!' економки. Рис.1, табл.2, дж. 36.

Т^. Mamatove

SYSTEM MODEL OF QUALITY MANAGEMENT METHODOLOGY UNDER CONDITIONS OF NEW ECONOMY

Tendencies of total quality management, project management and business process improvement methodologies approachment and interpenetration are analysed. The quality management methodology system model under conditions of new economy is proposed.

Постановка проблемы. Предстоящее вступление Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО) и Европейский союз (ЕС) предполагает выход украинских предприятий, организаций, учреждений (далее компании) в открытое торгово-экономическое пространство, где им придется бороться за рынки сбыта «бок о бок» с компаниями - «мастерами спорта» и даже «чемпионами» Европы и мира. [1] Эти компании строят свои системы управления с учетом того, что в ближайшем будущем они будут функционировать в условиях новой экономики -экономики знаний. И, хотя, новая экономика пока дает о себе знать лишь в отдельных сферах, становится понятным, что мир действительно вступает в новую эру, в которой доминирующим фактором является глобализация. Учитывая то, что традиционные методы ведения хозяйства в новых условиях срабатывают с перебоями или вовсе не действуют [2], встает задача разработки методологических подходов, которые помогли бы украинским компаниям осуществить необходимые преобразования.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

1

Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы и на которые опирается автор. В Украине проводится ряд исследований, посвященных проблемам экономики знаний (например, [3-5]) и анализу традиционных и новых для Украины путей и возможностей обеспечения конкурентоспособности отечественных компаний в новых экономических условиях (например, [1, 6]).

Выделение не решенных ранее частей общей проблемы, которым посвящена статья. В работе автора данной статьи [7] предложена системная модель методологии исследования управления на основе качества в органах государственного контроля. В данной статье предполагается расширение сферы применения подхода к деятельности компаний в условиях новой экономики.

Целью данной статьи является разработка системной модели управления на основе качества в условиях новой экономики.

Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. Проведенные Американским обществом качества (ASQ) исследования-прогнозы «Качество, будущее и ты» (1996), «Предвидение 2020 г.» (1999) и «Жизнь в будущем» (2002) позволили выделить четыре наиболее вероятных сценария развития общества и отношения к управлению: «Плоды знания» (1); «Назад в прошлое» (2); «Устойчивое развитие» (3); «Сад качества» (4) [8].

Первый, третий и четвертый сценарии предполагают, что: самым лучшим подходом для достижения устойчивого развития будет считаться качество; философия, методики и инструменты качества станут общепринятыми; качество внедрится во все сферы деятельности [8]. При этом под «качеством» понимают методологию управления, в англоязычной литературе получившую название Total Quality Management (TQM). Дискуссия о том, как правильно переводить это название на русский язык, продолжается. Автор разделяет мнение, изложенное в работе [9], о том, что наиболее адекватным является перевод: всеобщее управление на основе качества.

Применение методологии всеобщего управления на основе качества создает условия для повышения конкурентоспособности и достижения делового совершенства независимо от сферы деятельности компаний, что неоднократно отмечается в Европейской политике в области качества [10]. В Украине на государственном уровне признано, что для возрождения экономики страны необходимо поднять качество в ранг «национальной идеи» [11, 12].

Однако пока в нашей стране еще только ведутся поиски путей государственной поддержки внедрения в деятельность отечественных компаний 8 принципов положенных в основу систем менеджмента качества на базе международных стандартов ISO 9000-2000 [13], тенденция ориентации на качество в развитом мире стала просматриваться заметно меньше, чем еще несколько лет назад. Как отмечают авторы [14], «это произошло не потому, что качество перестало быть нужным, а просто необходимость ориентации на качество стала настолько очевидной для всех, что нет смысла кричать о столь простых вещах». Основными тенденциями в развитии управления компаниями становятся гуманизация и стремление к созданию интегрированных систем менеджмента, что отражается в разработке новых международных стандартов в области систем управления [14].

Кроме того, в последние годы управление на основе качества начинает органично взаимодействовать с двумя методологиями, направленными на повышение конкурентоспособности компаний, их постоянное развитие: методология процессного подхода и методология управления проектами.

2

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

Действительно, организация является прежде всего системой взаимосвязанных базовых процессов (базовая система), ориентированная на определенные результаты. Базовая система является проекцией миссии, целей и стратегии организации [15]. Управление на основе качества начинается с интенсивного исследования внутренних взаимосвязей между существующими процессами управления - реализации методологии процессного подхода, или «улучшения бизнес-процессов» (Business Process Improvement). Именно эту методологию считают «второй волной улучшения деятельности организаций» [16, с.ХХ1]. Основной тенденцией развития методологии улучшения бизнес-процессов является ее превращение в последнее время в методологию «улучшения бизнес-систем» [16, с.ХХ11].

С другой стороны, для большинства стран уже стало нормой реализовывать в организациях «проекты внедрения систем управления на основе качества» (например, [17, 18, 19]) и «проводить документирование, анализ и разработку административных процессов в форме проекта» [16].

Без реализации проектов сегодня трудно представить развитие как государственных органов, так и коммерческих организаций, как больших корпораций, так и предприятий малого бизнеса [20]. Как отмечается в [21, с.14], управление на основе проектов: обеспечивает непрерывное развитие организации, ее жизнеспособность; повышает гибкость и динамику организации; децентрализует ответственность руководства организации с функциональным управлением; дает возможность изучить организацию и ее процедуры с целью проведения организационных изменений.

Одной из ключевых функций управления проектами является управление качеством проекта. В семейство международных стандартов по управлению качеством входит стандарт ISO 10006-96 «Руководство по качеству в проектном менеджменте» [21, с.11].

Аналогично тому, как в управлении качеством проводится самооценка и реализуются модели делового совершенства [22, 23, с. 75-115; 24, с. 284-341], в управлении проектами используется модель проектного совершенства [25]. А одним из наиболее весомых в этих моделях является критерий «процессы».

Все больше публикаций в специальной литературе указывают на тесную связь выделенных трех методологий. Так, автор работы [26] формулирует проектно-процессный подход в образовательной деятельности. А многие японские предприятия выбирают в качестве ориентира новую модель управления на основе программ и проектов (P2M - Program and Project Management), представляющую собой последовательное развитие японской версии TQM [20].

Данные, приведенные в таблице 1, указывают на существенный рост интереса «профессионалов качества» к управлению процессами в 2001 -2003 г.г. «Пик» интереса к реализации процессного подхода в системах качества пришелся на 2002 год. Несомненно, это связано с принятием новой версии международных стандартов ISO серии 9000 [13, 27]. В том же 2002 году в журнале «Методы менеджмента качества» появились первые публикации, связанные с управлением проектами. Их число в 2003 году возросло. Примечательным является и то, что в 2003 году вышел ряд публикаций, посвященных «взаимопроникновению» подходов.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

3

Таблица 1

Изменение числа публикаций, посвященных проблем реализации процессного подхода и управления проектами в журнале «Методы менеджмента качества» за 2000-2003 г.г.*

Количество П роцессный подход Уп равление проектами

2000 2001 2002 2003 2000 2001 2002 2003

Статей 3 12 24 18/3** - - 4 5/3**

Специальных рубрик - 1 2*** 1 - - - -

* Таблица построена по данным источников [28-31]. Учитывались статьи из рубрик «Управление процессами» и «Процессный подход» (название изменено с №3, 2002) и статьи других рубрик, в названии которых имеются соответствующие ключевые слова. ** В т.ч. статьи, посвященные «взаимопроникновению» подходов.

*** Тематика рубрики «Статистическое управление процессами» (№4, 2002) вошла в рубрику «Статистическое мышление» (с № 1, 2003).

Таким образом, наблюдается тенденция к значительному сближению и «взаимопроникновению» методологий управления на основе качества, управления проектами и процессного подхода (улучшения бизнес-процессов).

По нашему мнению, именно адаптация достижений указанных трех методологий к условиям применения в избранной компанией сфере деятельности отвечает требованиям новой экономики.

Учитывая рекомендации работы [32], предлагаем четырехэлементную систему, каждый из элементов которой является элементом другой системы (рис. 1):

- методология сферы деятельности У (1);

- методология всеобщего управления на основе качества (2);

- методология процессного подхода (3);

- методология управления проектами (4).

Первый элемент - методология управления в конкретной сфере деятельности (сфере деятельности У) - является базовым. Именно на нем должны основываться все исследования в данной сфере.

Второй элемент - методология всеобщего управления на основе качества -избран на основе того, что сегодня это один из подходов, который может обеспечить постоянное развитие организации любой сферы деятельности [13, 27].

Методология процессного подхода выбрана третьим элементом модели, так как введение управления на основе качества требует применения инструментария поддержания процессов управления качеством в организации [13, 27, 33]. Эта методология также зарекомендовала себе как эффективный инструмент управления в организациях различных сфер деятельности (например, [15, 16, 33].

Выбор четвертого элемента - методологии управления проектами -обусловлен необходимостью реализации инновационной модели развития Украины [34]. Без применения этой методологии обеспечение инновационности развития невозможно.

Изучение взаимосвязей и закономерностей в этой системе даст возможность создания теоретико-методологических основ управления на основе качества в условиях новой экономики в сфере деятельности У. Будем учитывать все четыре элемента системы, но для полного понимания системы необходимо определить части общих методологий 1-4, которые поддерживают реализацию цели системы (зоны z1, z2, z3, z4 модели, см. рис. 1). 4 "УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

Особенное внимание при изучении модели необходимо также уделить возможности адаптации достижений методологий 2-4 для применения в сфере деятельности Y (зона Z модели, см. рис. 1). Общесистемные принципы методологий 2-4 как элементов системной модели представлены в таблице 2.

Полученный научный результат позволит изменить существующее состояние системы - станет возможным инновационное развитие компании сферы деятельности У в условиях новой экономики.

Рис. 1. Системная модель методологии управления на основе качества в

условиях новой экономики

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

5

Таблица 2

Общесистемные принципы элементов 2-4 системной модели методологии управления на основе качества в условиях экономики знаний

Методология Общесистемные принципы методологии

Всеобщее управление на основе качества Ориентация на потребителя Лидерство Вовлечение персонала Процесный подхщ Системный подход Постоянное совершенствование Принятие решений на основе фактов Взаимовыгодные отношения с поставщиками (Принципы, нашедшие отражение в МС ISO серии 9000-2000 [13, 27])

Процессный подход Ориентация на потребителя процесса Ориентация на достижение результата процесса, а не деятельности отдельного подразделения Приоритетности процессов, добавляющих ценность Объединения постоянного и прорывного совершенствования на основе «измеряемости» процесса Объединения персонала в команды процессов (Принципы «улучшения бизнес-процессов» сформулированы с учетом обобщений, представленных в работах [16, 23, 33, 35])

Управление проектами Согласованности и совместимости целей Единого основания Неполной детерминированности Непрерывности процесса корректировки целей проекта Сатисфакции Комплексности подхода «Полной системы» (Принципы сформулированы в работе [36])

Выводы. В данной работе:

1. Выявлены тенденции к значительному сближению и «взаимопроникновению» методологий управления на основе качества, управления проектами и процессного подхода (улучшения бизнес-процессов).

2. Показано, что именно адаптация достижений указанных трех методологий к условиям применения в избранной компанией сфере деятельности отвечает требованиям новой экономики - экономики знаний.

3. Предложена системная модель управления на основе качества в условиях новой экономики.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении. В дальнейшем исследования могут идти в следующих основных направлениях:

- определение системы дефиниций, уточнение понятий и категорий в сфере управления на основе качества в условиях новой экономики;

- формулирование принципов управления на основе качества в условиях новой экономики на базе общесистемных принципов элементов системы;

- разработка и практическая апробация инструментария управления на основе качества в условиях новой экономики;

- формирование подходов к обеспечению инновационности предложенной системной модели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калита П. Я. У бiзнесi, як i в спорту перемагае найсильнший // Стандартиза^я, сертифка^я, якють. - 2003. - №1. - С. 45-51.

6

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

2. Савельев Е., Куриляк В. Новая экономика: мода или единственный шанс для новой страны - http://www.kmtec.ru/publications/library/for_ontology/new_ economic.shtml -13.04.2004.

3. Рач В. А. Стратепчний потен^ал пщприемства в умовах ново! економки // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пiд ред. В.А.Рач. - 2002. - № 1(4). - С. 5-9.

4. Рач В. А., Щипанова О. В., Чугуевець С. С. Системна модель конкурентоспроможного пщприемства в умовах економки знань // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - 2002. - № 2(5). - С. 5-11.

5. Рач В. А., Щипанова О. В., Чугуевець С. С. 1нформацмне забезпечення дiяльностi компанп в умовах економки знань // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - 2003. - № 1(6). - С. 106-112.

6. Альбом «Кращi пщприемства Укра!ни - 2002 р.». - К.: УАЯ, МЦ «ПРИРОСТ», 2003. -104 с.

7. Маматова Т. Управлшня на основi якост в органах державного контролю: методолопчш аспекти // Актуальн пробл. держ. упр.: Зб. наук. пр. - Д.: Днтропетр. репон. ш-т держ. упр. УАДУ, 2004. - Вип. 1(15). - С. 89-98.

8. Будущее профессионалов в области качества // Методы менеджмента качества. -2003. - № 10. - С. 26-29.

9. Адлер Ю. П., Аронов И. З., Шпер В. Л. Что век грядущий нам готовит? (Менеджмент 21 века - краткий обзор основных тенденций) // Надежность и контроль качества (Методы менеджмента качества). - 1999. - № 1. - С. 26-46.

10. Мендес А. С. Европейская политика в области качества // Избранные труды 40-го конгресса Европейской организации по качеству. Берлин, сентябрь 1996 г.: Сборник переводов с англ. / Под ред. и с предисл. Ю. П. Адлера. - М.: ГП Редакция журнала «Стандарты и качество», 1997. - С. 9-16.

11. Розпорядження Кабшету Мiнiстрiв Укра!ни «Про затвердження Концепцп державно! полiтики у сферi управлшня якютю продукцп (товарiв, роб^, послуг)», 17.08.2002, № 447-р. // Офщшш документи. Щоквартальний вкладиш до жукналу «Стандартиза^я, сертифка^я, якють». - 2002. - №3. - С. 2-5.

12. Школьник Л. С. Якють як нацюнальна щея Укра!ни // Стандартиза^я, сертифка^я, якють. - 2003. - №3. - С. 3-8.

13. ДСТУ ISO 9000-2001: Системи управлшня якютю. Основы положення та словник. - К: Держстандарт Укра!ни, 2001. - 27 с.

14. Адлер Ю. П., Аронов И. З., Шпер В. Л. Что век текущий приготовил? Менеджмент XXI века - продолжение краткого обзора основных тенденций // Методы менеджмента качества. - 2004. - №1. - С. 10-11.

15. Рач В. А., Солоп О. Г., Михальова О. В. Особливост проведення функцюнально-структурного дослщження процеав державно! податково! шспекцп районного рiвня за допомогою функцюнального моделювання // Сучасн шформацмш та енергозбер^ак^ технологи життезабезпечення людини: Зб. наук. пр. - К.: КНУТД, 2003. - Вип. 13. - С. 276-280.

16. Харрингтон Дж., Ссселинг К. С., Харм Ван Нимвеген. Оптимизация бизнес процессов (документирование, анализ, управление, оптимизация). - С-Пб.: Изд-во "Азбука", 2002. - 328 с.

17. Cohen S., Brand R. Total quality management in government: a practical guide for the rael world. 1 st ed.: San Francisco: Jossey-Bass publishers, 1993. - 228 р.

18. Pesce E. The quality project for the Italian tax offices // Proceedings Volume 2 The 6th TQM World Congress, St.-Pb. - 2001. - C. 187-191.

19. Stone R. Polite Revolutionary. Lessons from uncivil servant / Prepublication Edition Cataloging-in-Publication. Los Angeles, California, 2001. - 198 p.

20. Пшенников В. В. Управление проектами и управление качеством. // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 8. - С. 58-59.

21. Керiвництво з питань визначення компетентност й сертифкацп укра!нських професюнальних керiвникiв i фахiвцiв з управлшня проектами NCB (ua): / С.Д. Бушуев, Н.С. Бушуева, В.Ю. Биков, В.Д. Шпильовий. - К.: ТОВ "Т.А.К.К.", 2000. - 84 с.

22. Конти Т. Почему не полностью используется потенциал самооценки? // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 3. - С. 4-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

7

23. Корольков В. Ф., Брагин В. В. Процессы управления организацией. - Ярославль: "Яртелеком", 2001. - 416 с.

24. Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для ВУЗов/ 3-е изд., доп. И перераб.

- СПб: ОАО "Издательство "Наука", 2000 - 912 с.

25. Бушуев С.Д., Жуков К.Л. Модель "PROJECT EXELLENCE" для мiжнародноí оцшки проекпв // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - 2001. - № 1(3). - С. 6-11.

26. Россошанська О.В. Проектно-процесний пдхщ до побудови iмiтацiйноí моделi розрахунку вартост навчання // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пiд ред. В.А.Рач. - 2003. - № 3(8). - С. 151-154.

27. ДСТУ ISO 9001-2001: Системи управлшня якютю. Вимоги. - К: Держстандарт Украши, 2001. - 23 с.

28. Перечень статей, опубликованных в журнале «Методы менеджмента качества» в 2000 году // Методы менеджмента качества. - 2000. - №12. - С. 45-47.

29. Перечень статей, опубликованных в журнале «Методы менеджмента качества» в 2001 году // Методы менеджмента качества. - 2001. - №12. - С. 53-54.

30. Перечень статей, опубликованных в журнале «Методы менеджмента качества» в 2002 году // Методы менеджмента качества. - 2002. - №12. - С. 53-55.

31. Перечень статей, опубликованных в журнале «Методы менеджмента качества» в 2003 году // Методы менеджмента качества. - 2003. - №12. - С. 59-61.

32. Россошанська О. В. Особенности планирования проектов на основе системной модели // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - 2000. - № 1(1). - С. 57-62.

33. Методы реализации процессного похода: Серия "Все о качестве. Отечественные разработки". Выпуск 10, 2001. - М.: НТК "Трек", 2002. - 48 с.

34. Свропейський вибiр. Концептуальн засади стратеги економiчного та со^ального розвитку Украши на 2002-2011 роки. Послання Президента Украши до Верховно!' Ради Украши // Урядовий кур'ер. - 4 червня 2002 року № 100.

35. Рач В.А., Михальова О.В. Побудова базових (прюритетних) процеав податково' шспекцп. // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - 2002. - № 2(5). - С. 81-84.

36. Рач В. А. Принципи системного пщходу у проектному менеджмент // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - 2000.

- № 1(1). - С. 7-9.

Стаття надмшла до редакцп 19.05.2004 р.

8

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.